Наука, история, методология
Об аксиолого-антропологической перспективе СМД-подхода
А.А. Пископпель
Для разработки аксиолого-антропологической проблематики в русле СМД-подхода представляется целесообразным использовать некоторые существенные идеи фундаментальной гартмановской Этики. Для нее характерным были разработка этических проблем под знаком их проблематизации и отказ от ряда метафизических предпосылок традиционной этики и ее психологизма. Основным затруднением на пути использования этических штудий Гартмана является разница взглядов на природу социокультурных явлений. Она может быть преодолена, если рассматривать сферу «идеального бытия» Гартмана как предельно-идеализованное выражение содержания сферы культуры в схеме воспроизводства универсума деятельности (т.е. в ее «превращенной форме»).
Этика и воспитание в процессе формирования личного этоса
А.А. Пископпель
Лев Николаевич Толстой, размышляя о состоянии современной ему педагогики, как-то отметил: «Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, – таковы слова: воспитание, образование и даже обучение. Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание. Необходимо должны быть раздельные понятия, соответствующие этим словам. Может быть, есть причина, почему мы инстинктивно не хотим употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле; но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно» (Толстой 2008).
Память и культура через призму понятий "коммуникация" и "трансляции"
А.А. Пископпель
В предисловии к своей книге о культурной памяти Ян Ассман, обосновывая значимость проблем памяти и воспоминаний для современной культурологии, высказывает убеждение, что «по всем признакам похоже, что вокруг понятия "воспоминание" складывается новая парадигма наук о культуре, благодаря которой разнообразнейшие феномены и области культуры — искусство и литература, политика и общество, религия и право — предстают в новом контексте» (Ассман 2004, с.11) .
Культура и разум с точки зрения категорий "естественное" и "искусственное"
А.А. Пископпель
Взаимоотношение Разума и Культуры – тема, привлекающая в последнее время пристальное внимание: прежде всего, и по-преимуществу, при обсуждении современного значения идеалов рациональности и исторической судьбы самого рационализма [1]. Значимость же проблемы анализа взаимоотношений культуры и разума с точки зрения категорий естественного и искусственного связана с тем, что и «культура», и «разум» при всех историко-философских разночтениях представлений о них – социокультурные реалии. А для СМД методологии характерно полагание, что отлчительные черты деятельностных (социокультурных) объектов, в отличие от натуральных (природных), определяет своеобразное сочетание в них естественного и искусственного начал [2].
СМД-подход к категории сознания и современная психология
А.А. Пископпель
Конструктивный смысл понятия идентичности с точки зрения категорий "естественное" и "искусственное"
А.А. Пископпель
В сфере гуманитарного знания понятие «идентичность» в последнее время стало таким же популярным и универсальным, как и понятие «этничность» и остается столь же неопределенным Естественным образом возникает вопрос: какой смысл может иметь такая единая категоризация столь разных феноменов? Не идет ли речь «на самом деле» о качественно различных социокультурных явлениях, лишь обозначаемых одним и тем же термином (т.е. единство здесь только терминологическое)?
Групповая идентичность и идентичность группы с точки зрения СМД-подхода
А.А. Пископпель
Противопоставление идентичности группы групповой идентичности имеет в виду двухаспектный и двойственный характер идентификации, где групповая идентичность является атрибутом личности, а идентичность группы атрибутом группы.
Группа – самое общее и абстрактное социологическое понятие. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих хотя бы один общий признак. Иногда в определениях добавляют: «социальный» признак, – что является совершенно излишним. Различение здесь только количественное – одного (человека) или многих (людей) имеют в виду. Любые совокупности от двух собеседников до человечества здесь суть группы. И то, что называют обществом, представляют как совокупность разных групп.
Первые этапы развития представлений о проблеме обучения(воспитания) и развития
В.М. Розин
Современные дискуссии по проблеме обучения и развития продолжают двигаться в том русле, которое было задано несколько столетий тому назад «естественно-научным» подходом в педагогике. Может быть поэтому они недостаточно продуктивны. Но, чтобы выйти из раз заданной колеи, нужно прежде всего отчетливо представить себе, какие задачи ее обусловили и какие ходы мысли к ней привели. Эта статья представляет собой попытку собрать и свести воедино материал, необходимый для обсуждения самых первых этапов возникновения интересующей нас проблемы.
Научное наследие Л.С. Выготского вчера и сегодня
А.А. Пископпель
Творчеству Льва Семеновича Выготского, его оригинальному вкладу в развитие отечественной и мировой психологической (и не только) мысли посвящена уже не одна сотня работ как у нас в стране, так и за рубежом. По сути дела сложилось достаточно самостоятельное направление историко-научных исследований – выготсковедение. В его непростой истории явно обозначились два периода, рубежом между ними стал конец 70-х гг. [5]. И дело даже не в том, что за десятилетие 80-х вышло больше работ о Выготском, чем за четыре предыдущих [см. 12]. Количественный рост публикаций отражает не только увеличение интереса к его творчеству – это показатель изменения принципиального отношения к нему. К научному наследию ученого обращается широкий круг психологов, испытывающих «необходимость в новом прочтении Л. С. Выготского» [10, c. 165]. Каковы же истоки потребности в «новом прочтении», и почему «старое» перестало удовлетворять многих психологов?
Предмет психологии как методологический дискурс
А.А. Пископпель
У выбранного названия несколько смыслов. Оно может быть прочитано и понято как обозначение темы обсуждения, в ходе которого будут так или иначе воспроизведены и проанализированы многочисленные точки зрения на предмет психологии, психологического знания, для вынесения очередного о них оценочного суждения. Точно также, оно может быть прочитано и как проблема, способы постановки (проблематизации) которой в истории психологической мысли составят суть дальнейшего обсуждения.
Проблема интеграции психологии: метод и подход
А.А. Пископпель
Метод и предмет – две стороны одной медали. Поэтому требование обосновать и продемонстрировать качественное своеобразие своих предмета и метода – это первое методологическое требование к любой дисциплине, претендующей на свое особое и обособленное, самостоятельное место в общей системе современного знания. Для психологии это требование не пустой звук, поскольку ее пытались «приватизировать» в разное время и теология, и философия, и биология, и социология, и педагогика в тех или иных своих ипостасях.
Мифическое и реальное в судьбе советской педологии
А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий
Описываются исторические и собственно научные корни возникновения и распространения педологических идей и представлений в научном сообществе, анализируются характерные особенности советского педологического движения, выделяются основные периоды его становления и оформления. Рассматриваются социокультурные и организационные предпосылки свертывания педологических работ в стране. Предлагается анализ сценария основных ролей и исполнителей разгрома советской педологии. Обсуждаются подходы к оценке исторического пути и научно-практического наследия советских педологов.
Объяснение и понимание в диалоге "объяснительной" и "описательной" психологий
А.А. Пископпель
Обсуждение проблемы соотношения объяснения и понимания в психологии имеет свою собственную историю. В ней были представлены, фактически, все возможные формально-логические интерпретации отношений между ними – от противоположности и несовместимости до тождества и взаимодополнительности.
Природа человека в концепции А.Маслоу
А.А. Пископпель
«Психология бытия» (Toward a Psychology of Being) — своего рода завещание, венец всего творчества А.Маслоу. И, в то же время, произведение не столько подводящее итоги научной деятельности автора, сколько содержащее его надежды и упования на то, что его детищу — психологии развития и самоактуализации (гуманистической психологии) — предстоит стать не просто одним из направлений современной психологии, а синтезом всех других ее направлений и, следовательно, просто психологией как таковой.
Гуманистический принцип личности и предмет психологии
А.А. Пископпель
По глубокому убеждению многих психологов проблемно-тематическая область, подлежащая юрисдикции категории личности (психология личности), с одной стороны, является важнейшей, центральной для всей психологии, а с другой, в то же самое время наименее разработанной, поскольку психологи так «до сих пор и не нашли пути для построения общепсихологической теории личности» (Петровский, 1987, с.31).
Конфликтная ситуация с позиционно-ролевой точки зрения
А.А. Пископпель
В конфликтологической литературе трудно найти текст, на каждой странице которого не склонялись бы те или иные «ситуации», – конфликтные, предконфликтные, постконфликтные, – а вокруг них в тех или иных сочетаниях неизбежно не встречались бы и отсылки к другим ситуациям: идеальной, объективной, внешней, простой, сложной, конкретной, текущей, уникальной, критической, безвыходной, проблемной и т.п.
К проблеме категориального строя психологии
А.А. Пископпель
Вопрос о категориальном строе психологии и проблема ее предмета – две стороны одной медали. Категориальный «скелет» той или иной области мыследеятельности (например, научной дисциплины) осуществляет «фиксацию» специфических для нее отношений (характер взаимосвязи) между разными действительностями человеческой культуры (универсума мышления и деятельности), их соорганизацию – объединение и реальное «замыкание» друг на друга.
От традиционных ценностей к уникальным смыслам (к психологии смысла В.Франкла)
А.А. Пископпель
В каждой развитой концепции, претендующий на свой особый вклад в ту или иную науку, на то, что в ней сказано новое слово и перевернута очередная страница ее истории, есть свой «архимедов рычаг», с помощью которого она стремится воздействовать на дисциплину в целом, направить ее историческое развитие в новое русло. Есть такой «рычаг» и в концепции Виктора Франкла, напрямую связанный с введением в концептуальный аппарат психологии категории «смысла» на правах ее центральной категории, вокруг и на основе которой он стремится установить в ней новый порядок, открыть для психологии новую перспективу рассмотрения психических явлений и феноменов.
Переговоры как коммуникативно-мыслительное пространство конфликта
А.А. Пископпель
В статье А.А.Пископпеля обсуждается место переговорного процесса в структуре конфликтного взаимодействия. В качестве основной предпосылки используемого огдеятельностного подхода к конфликтным явлениям выступает полагание, что конкретную целостность социального взаимодействия определяет его парадигматика, матрица сопряженных регулятивов («правил игры»). С точки зрения такого подхода основной задачей переговоров оказывается доопределение, нерегулируемого и тем самым деструктивного противодействия до рациональных, конструктивных форм социального взаимодействия (сотрудничества или конкуренции).
Педология и психотехника
А.А. Пископпель
Сейчас вряд ли кого-нибудь нужно убеждать в праве на самостоятельную жизнь профессионально-практической психологии.Скорее, наоборот, под сомнение ставится право на самостоятельное развитие академической психологии, хотя бы в форме ее частичного или полного игнорирования новыми областями психотехники и психопрактики. Налицо крен из одной крайности в другую. А в результате вопросы о предметно-теоретическом и социально-организационном статусе профессионально-практических дициплин, в их единстве и отличии от дисциплин академического круга, все еще остаются открытыми.
Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности
А.А. Тюков
Круг вопросов, обсуждению которых посвящена данная статья, в педагогической психологии связывается с проблемами профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей. Решение этих проблем, как признает большинство специалистов, может быть достигнуто созданием таких форм организации обучения и использованием таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности [1—4].
О путях описания психологических механизмов рефлексии
А.А. Тюков
Психологи, решающие задачи управления психическим развитием личности, подошли к решению наиболее сложных проблем, тесно связанных с объяснением специфически человеческих форм бытия. Одной из них является проблема анализа явлении рефлексии. Так, С. Л. Рубинштейн с появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру: «...Она (рефлексия.— А. Т.) как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы...
Пространство развития поступков как предмет психологии личности
А.А. Тюков
Психология за последние 20 лет сделала решающий шаг в осознании себя частью комплекса наук о человеке! “Гуманитарная парадигма”, делающая человека мерой всего сущего, становится объемлющей рамкой всех форм рационального знания, как человеческого знания о Природе, так и человеческого знания об Обществе и Человеке. В свою очередь, психологическая наука как часть современной антропологии может рассматриваться как комплекс предметов, изучающих развитие человека – развития личности, сознания, деятельности и способностей.
Психологические механизмы мотивации
А.А. Тюков
Мне не достаточно профессиональной компетентности физиолога, чтобы назвать мой доклад: «Вопросы создания психологической физиологии мотивации». Вместе с тем, именно стремление реализовать проект, предложенный Александром Романовичем Лурия в конце 60-х годов прошлого столетия, является мотивом настоящего выступления. Системный подход, реализованный в его нейропсихологической теории морфологической локализации высших психических функций, определил предложенные А.Р.Лурия методологические основания исследования психологических механизмов физиологических процессов в рамках «Психологической физиологии».
Психологическая наука и инновационная деятельность в сфере образования
А.А. Тюков
1. Современная методология эпохи постнеклассической науки утверждает определяющее значение исходной онтологии, или иными словами модели «первичного идеального объекта» для анализа и понимания раздела любой науки [ 3 ]. Особое значение ясное и схематически точное представление исходной онтологии (представление об объекте изучения) имеет для комплекса наук о человеке – антропологии.
Программа создания общественной профессиональной сферы просвещения
А.А. Тюков
... “Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово “просвещение”. Даже не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь.
Практическая психология в комплексе геронтологии
А.А. Тюков
1. Психологические разработки и исследования явлений двух возрастных периодов жизнедеятельности человека: предстарческого и старческого – связаны с решением двух основных проблем общей геронтологии. Во-первых, это проблема организации междисциплинарного взаимодействия и коммуникации всех антропологических наук. Общая геронтология должна рассматриваться как комплекс социологических, психологических и биологических наук, в котором ни она из дисциплин не сводится к другой. Научный редукционизм в любой форме приводит к потере прагматизма и позитивизма научных исследований.
"Обучающее консультирование" как новый метод психологической практики
А.А. Тюков
Развитие практики организационно-управленческой деятельности, особенно интенсивное в период научно-технической революции, связанное с усложнением всех уровней организации социально-производственных систем деятельности и значительной степенью интеллектуализации и гуманитаризации производственных процессов, ставят новые проблемы перед наукой об управлении и системами профессиональной подготовки кадров менеджмента. С психологической и акмеологической точек зрения - это проблема обучения взрослых.
Главная научная идея А.Н. Леонтьева
А.А. Тюков
“It has happened. It should have happened!”, как говорил Курт Воннегут. Так случилось - так должно было случится, чтобы я оказался представителем двух школ: московской психологической школы А.Н.Леонтьева и методологической школы Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкого. Став студентом отделения психологии Философского факультета МГУ, ходил на лекции Алексея Николаевича (он вел психологию на нашем курсе), Петра Яковлевича (он читал психологию философам), Александра Романовича (он читал общую психологию студентам на курс раньше). В то же время.
Формирование нравственного сознания, религиозного сознания и развитие поступков
А.А. Тюков
В данной статье мы приводим методологическое и научно-психологическое обоснования трех утверждений.
I. Во-первых, мы утверждаем, что реальности нравственного сознания и религиозного сознания следует отличать друг от друга как действительности двух предметов психологического изучения развития сознания.
Мотивы педагогической деятельности как ведущий фактор формирования организационной культуры школы
А.А. Тюков
I. Прежде чем, что-либо утверждать о мотивах профессиональной деятельности как о детерминантах формирования организационной культуры, какого либо предприятия, необходимо достаточно точно определиться в понятиях «мотивы» и «мотивация». Анализ общепсихологических теорий мотивации (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Б. Скиннер, З. Фрейд, К. Левин, и др.) позволяет нам выделить три основных подхода в определении понятий мотивов и мотивации.
Критерии оценки эффективности деятельности школы
А.А. Тюков
Современная культурно-историческая ситуация развития и состояния сферы образования в интересующем нас аспекте может быть охарактеризована как ситуация достаточно ясного понимания того, что оценка деятельности учреждений образования и эффективности системы в целом является предметом организационно-управленческой деятельности. “Понимание” проявляется, прежде всего, в явлениях массового общественного сознания, выражаемого в общественном мнении. Недостатки современной системы образования зависят от деятельности администрации и руководства системой образованию.
Методологические основания комплексной психологии образования
А.А. Тюков
Онтологические основания комплексного подхода в гуманитарных науках строятся на постулатах трехкатегориального пространства. Категорию пространства как трехкатегориальную исходную онтологию ввел Декарт. В своей натурфилософии он определяет всякое существование в пространстве, образованном тремя всеобще-абстрактными категориями: «протяженностью», «пространственностью» и «процессом» (мышлением).
Программа учебного курса "Искусство изучения человека" (Методология. Теория. Практика.)
А.А. Тюков
Представленная программа рассчитана на обучение взрослых людей, имеющих жизненный и профессиональный опыт. Вместе с тем, учебные курсы в рамках «Мастерских А.Тюкова» предполагают наличие у студентов самых общих, «школьных» представлений о философии, антропологии, социологии и социотехники, а также педагогике.
Дизайн в сфере образования: реальность, возможности, необходимость
Тюков А. А.
Дизайн. В англо-русском словаре В.К.Мюллера слово design переводится как замысел, цель, проект, план, конструкция, композиция, соответственно в качестве глагола, как задумывать, проектировать, конструировать. Такая многозначность перевода определена не только различиями в языковых системах, но прежде всего объемом и содержанием понятия, выраженного в этом слове.
Герменевтика и психология понимания текста
Тюков А. А.
I. Базовая теоретическая модель Общей теории деятельности, определяющая предметное содержание системы антропологических наук и, прежде всего, макросоциологии и культурологи, представлена «схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры» [1]. Модель полагает разделение и структурную организацию трех процессов и пространств. Во-первых, это процессы и пространство социального взаимодействия, которые характеризуют состояние общества (социума). В современной макросоциологии эти процессы часто определяются как «цивилизационные».
Будущее психологии и психология будущего (точка зрения, высказанная на круглом столе журнала "Вопросы психологии")
А.А.Тюков
Прежде чем в тезисах своего выступления отвечать на предложенные организаторами нашего круглого стола вопросы, я считаю необходимым сделать общее предварение. Несомненно, тысячелетний рубеж - это хороший повод обсудить перспективы развития психологической науки. Однако следует иметь ввиду, что психология в последние 20 лет уже сделала решающий шаг в осознании себя частью комплекса наук о человеке! Именно в контексте этого исторического шага на мой взгляд будет происходить развитие психологии как науки в XXI веке.