Логика и методология
В этом разделе представлены тексты, относящиеся к совершенно другой тематике, чем основное содержание сайта. В основном, это методологические тексты. Они были написаны в разное время, начиная с 70-х годов прошлого столетия. Авторы этих текстов - профессиональные психологи, но одновременно – методологи, члены Московского методологического кружка (ММК). Это получило отражение в тематике и содержании текстов, представленных в этом разделе.
На наш взгляд, эти тексты не потеряли своей актуальности в настоящее время и могут представлять интерес для читателей сайта
Речь-язык в трансляции и коммуникации
А.А. Пископпель
Каждому знакомы выражения – беззвучная речь, внутренняя речь. Они уже на уровне обыденного сознания выражают мысль, что речь и звук отнюдь не всегда едины и между ними могут быть сложные отношения. Речь – писал в одной из своих работ, посвященных развитию речи у детей, Л.С.Выготский – должна предшествовать звукам. Сильное суждение, устанавливающее вполне определенную субординацию между ними в процессе онтогенетического развития.
Наука, мышление и знание в СМД-методологии
А.А. Пископпель
Разработка и реализация современных программ формирования «методологических» приемов и способов мышления имеет свою историю, связанную с развитием взглядов на методологию. Наиболее радикальный взгляд на онтологический статус и операциональный смысл методологического мышления и знания присущ программе СМД-методологии («системомыследеятельностной методологии»).
Наука и техника как формы социально значимой деятельности
А.А. Пископпель
Если с позиций оргдеятельностного подхода ставить перед собой задачу освоения философско-методологического опыта (философия науки и техники) изучения взаимоотношений научной и технической деятельности, то содержание категории «деятельности вообще» еще недостаточно.
Наука, деятельность, дисциплинарность
А.А. Пископпель
Круг современных исследований феномена науки чрезвычайно широк и представляет собой ряд самостоятельных отраслей и направлений — философии науки, истории и социологии науки, логики и методологии науки, психологии научного творчества и т. п. Особое место в этом ряду занимает науковедение, которое, исследуя тенденции внутреннего развития каждого из этих направлений, объединяет весь фронт исследований науки.
Теория конфликта и оргконфликтный подход
А.А. Пископпель
Описывая, в свое время, социальный конфликт как борьбу за ценности, власть и ресурсы, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение соперника, Л.Козер, один из пионеров концепции «позитивно-функционального конфликта», настаивал, что «социальный конфликт отнюдь не представляет собой только "негативный" фактор, ведущий к разрыву и распаду; он может выполнять ряд определяющих функций в группах и межличностных отношениях» (Козер 2000, с.32).
Пространство комплексного человекознания
А.А. Тюков
В основе нашего рассуждения лежит фундаментальное различение двух отношений человека к окружающей действительности и к самому себе, а именно: познавательного, созерцающего, с одной стороны, и практического, преобразующего - с другой. В свою очередь практическое отношение также может быть разделено на непосредственно преобразующее, без точно определенной до начала преобразования модели, и на проектировочное, когда непосредственному преобразованию предшествует особая деятельность по конструированию и моделированию будущего в виде проекта.
Категориальные основания антропологии
А.А. Тюков
Общее введение. Введение является сугубо методологическим, вместе с тем требование “дидактичности” определило структуру и стиль текста, которые не могли не остаться в варианте журнальной статьи. Поэтому для коллег методологов хотелось бы заметить, что за кажущейся банальностью слов стоит многолетняя работа в ММК с категориями и понятиями. Раскрывать существо этой работы не позволяют рамки статьи. В свою очередь такую работу можно было бы осуществить на “Круглых столах журнала “ВМ” или в методологических семинарах.
Уроки Чернобыля
Иванников В.А., Подосенова Е.А. Тюков А.А.
Авария на Чернобыльской атомной станции впервые заставила весь мир (а не только ученых) осознать, что человечество вступило в такой период своего развития, когда оно уже способно создавать новые технологии производства условий своей жизни, но пока не способно полностью понимать опасные последствия такого технологического образа жизни. Главное, что человечество пока не способно создать технологии, предотвращающие такие последствия.
Схемы и опыт схематизации в ММК (1965-1985 г.г.)
Тюков А.А.
На одном из семинаров, где я делал доклад по достижениям ММК, Наталья Ивановна Кузнецова сказала, что «я уже компьютером пользуюсь, а ты всё про карандаш». Так вот, я — про карандаш. Конечно, «карандаш» я буду использовать компьютерный.
На мой взгляд, перед нами стоит далеко не решенная и даже не очень определенно сформулированная проблема создания семиотики в рамках корпуса дисциплин методологии Московского методологического кружка.
Социальное проектирование. Непрерывное программирование жизни. Управление социальным развитием
А.А. Тюков
В рамках комплексного подхода мы охарактеризовали метод непрерывного программирования как наиболее развитый способ проектирования общественных систем деятельности.
Модель психологического механизма рефлексии
А.А. Тюков
I. Целью разработок проблем рефлексии, начатых в 80 годы, было построить теоретическую модель механизма рефлексивных процессов, которая позволила бы осуществить экспериментальные исследования и практическую организацию педагогического формирования рефлексии.
Психология текста – психология чтения и понимания
А.А. Тюков
I. Базовая теоретическая модель Общей теории деятельности, определяющая предметное содержание системы антропологических наук и, прежде всего, социологии и культурологи, представлена «схемой воспроизводства деятельности и трансляции культуры». Модель полагает разделение и структурную организацию трех процессов и трех пространств. Во-первых, это процессы социального взаимодействия, которые характеризуют состояние общества (социума). В современной культурологии эти процессы определяются как «цивилизационные».
Психоанализ З. Фрейда и современный квалификационный анализ
А.А. Тюков
Истоки. Методологическое значение ортодоксального фрейдистского психоанализа в истории развития науки и психологии в частности трудно переоценить. Психоанализ явился первой в истории системой человекознания, которая в рамках философии рационализма выдвинула требование научного ответа на один из "проклятых вопросов" мира: "Почему люди поступают так, как они поступают?".
Организационные игры
Тюков А.А.
В этом разделе мы знакомим читателей с опытом разработки и проведения игр как форм практики организации межпрофессионального взаимодействия. Кроме того, игры использовались нами как практика исследований коммуникации методом квалификационного анализа. Мы считаем, что разработанная нами технология организационных игр становиться наиболее эффективной формой реализации современных методов исследования, социального проектирования и управленческой практики. Основное внимание мы уделим описанию опыта проведения "позиционно-ролевой" игры.
К проблеме использования инженерно-психологических знаний в проектировании систем
Ю.Ф. Гущин, А.А. Пископпель
Неполнота, а зачастую и отрывочность существующих в инженерной психологии знаний, затрудняет как практическое использование достижений этой науки, так и обучение специалистов в области инженерной психологии. Несмотря на то, что необходимость теоретического осмысления данных, полученных в инженерной психологии, отмечается многими авторами (см., например [5], [7]), попытки такого рода сталкиваются со значительными трудностями. Эти трудности имеют два основных источника: сложность операторской деятельности и двойственное отношение инженерной психологии к своему объекту.
Методическая работа в контексте профессиональной деятельности
Ю.Ф. Гущин, А.А. Пископпель
Для методологически ориентированного мышления методические вопросы представляют особый интерес. Именно в контексте методических знаний оно встречается со специфической формой предметной методологии - первичной рефлексией по поводу собственно предметной деятельности, поэтому освоение и включение этой деятельности в рамки методологии - одна из актуальнейших ее задач. В то же время именно на этом пути возникают особые трудности, связанные с профессиональным лицом этой рефлексии, ее становлением и замкнутостью на специфическом материале.
О некоторых тенденциях изменения человеческой деятельности в связи с процессом автоматизации современных систем "человек-машина"
Ю.Ф.Гущин, А.А. Пископпель
Современный этап научно-технической революции выдвинул на одно из первых мест проблемы комплексной автоматизации разных видов деятельности - управления, проектирования, производства. Проведение в жизнь программы автоматизации деятельности на наших глазах изменяет "отношение " между человеком и машиной. Осознание реальных результатов этого изменения составляет необходимый аспект сознательного управления процессом автоматизации. Кроме того, в нем существенно нуждаются многие прикладные научные дисциплины - такие как инженерная психология, социология и т.д.
Проблема "отказов" и ошибок человека-оператора
Ю.Ф. Гущин, А. А. Пископпель
Надежность функционирования систем всегда была одним из основных требований при их разработке и производстве. Однако способы обеспечения надежной работы системы существенно изменялись как в связи с процессом развития систем, так и в связи с изменением постановки самой проблемы «отказов» в системе. Эмпирическим материалом для теоретической постановки этой проблемы была область фактов, фиксирующих различного типа «отказы» при эксплуатации систем и, в частности, ошибки оператора.
К проблеме учета человеческих факторов при проектировании
Ю.Ф. Гущин, В. Я. Дубровский, Л. П. Щедровицкий
Развитие техники привело к созданию настолько совершенных машин, что значительная часть сбоев в работе систем стала происходить по «вине» человека. Возрастающая эффективность технических средств поставила перед человеком-оператором сложнейшие задачи, часто превышающие его возможности. Так возникла необходимость учета человеческих факторов при проектировании новой техники.