Обсуждение проблем и разработок, связанных с реализацией требований стандарта образования (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам обучающихся
В данном разделе представлены тексты, в которых анализируются и обсуждаются предложения и разработки ряда организаций и авторов, связанные с реализацией требований стандарта образования второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам обучающихся. Эти требования впервые включены в новый стандарт образования и пока еще отсутствует опыт, связанный с их реализаций. Поэтому обсуждение проблем и предложений по реализации требований нового стандарта образования является на сегодняшний день достаточно актуальной темой.
Тексты, представленные в этом разделе, носят проблемно-дискуссионный характер. Поэтому читателям сайта предлагается сделать свои предложения и высказать свое отношение к этим текстам.
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся (Аналитический обзор публикаций и презентаций)
Ю.Ф. Гущин
В 2014 году заканчивается образовательный цикл, связанный с введением в действие стандарта образования второго поколения в начальной школе (далее Стандарт). Поэтому имеет смысл подвести промежуточные итоги реализации требований ФГОС. Предметом обзора и анализа в данном случае мы выбрали требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП). Известно, что эти две группы требований ФГОС впервые были включены Стандарт.
Анализ особенностей оценки метапредметных результатов
Ю.Ф. Гущин
Государственный стандарт образования второго поколения (далее Стандарт) отличается от предыдущего – стандарта образования 2004 года, многими особенностями и прежде всего тем, что содержит ряд новых положений и идей, получивших отражение в его целевых установках и требованиях. Одна из особенностей нового Стандарта состоит в том, что в нем впервые представлены требования к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.
К вопросу об основаниях оценки личностных результатов обучающихся
Ю.Ф. Гущин
Предметом обсуждения в данной статье является проблема оценки личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения (далее – Стандарт). Поводом для написания этого текста послужило знакомство с опубликованной «Примерной основной образовательной программы общего образования» (для начальной и основной школы) и желание разобраться в том, что представляет собой система оценки личностных результатов.
Анализ особенностей оценки "личностных" универсальных учебных действий
Ю.Ф. Гущин
Достаточно спорным и необоснованным, на наш взгляд, является выделение такого объекта оценки и категории универсальных учебных действий, как личностные действия (далее – личностные УУД). Термин «личностные УУД» используется в примерной ООП, наряду с другими видами УУД - регулятивными, познавательными и коммуникационными.
К вопросу об измерителях оценки личностных достижений учащихся
Ю.Ф. Гущин
Опубликованный на сайте «Standart.edu.ru» проект стандарта образования второго поколения (далее – Стандарт) требует, на наш взгляд, самого пристального изучения и анализа с точки зрения задач и проблем, связанных с реализации требований нового стандарта в школьной практике. Одна из главных особенностей нового Стандарта состоит в том, что в нем впервые представлены требования к личностным и метапредметным достижениям учащихся, при этом опыта, связанного с реализацией этих требований, ни у кого пока нет.
Предложения по оценке личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения
Ю.Ф. Гущин
1. В примерной ООП для начальной и основной школы выделено четыре группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Включение в этот список личностных действий ничем, на наш взгляд, не оправдано и необоснованно. Для введения такой категории УУД не существует сколько-нибудь убедительных оснований: нет ни теоретического обоснования для введения в научных обиход термина «личностные действия» и нет исследований, показывающих, что это необходимо и оправданно.
К вопросу о формировании списка оценки личностных результатов усвоения обучающимися основной образовательной программы
Ю.Ф. Гущин
В контексте обсуждения вопроса об оценке личностных результатов освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы (ООП) одним из ключевых является вопрос о составе и содержании личностных результатов, подлежащих оценке на этой ступени обучения. В примерной ООП, где, как отмечается, конкретизируются требования стандарта образования к личностным результатам, представлено несколько списков, причем, не совпадающих друг с другом и по составу, и по содержанию.(см. таблицу 1).
Предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов обучающихся
Ю.Ф. Гущин
Разработка данных предложений связана с решением задач, направленных на реализацию требований стандарта образования второго поколения и непосредственно ориентирована на решение этих задач. Известно, что новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Однако сами по себе эти требования не определяют характера и способов их реализации в образовательной деятельности школы, тем более не определяют то, как эти результаты должны будут оцениваться.
Оценка уровня развития критического мышления учащихся
Ю.Ф. Гущин, Н.В. Смирнова
Качественно новой стороной стандарта образования второго поколения можно считать тот факт, что в нем впервые устанавливаются требования к личностным и метапредметным (регулятивным, познавательным, коммуникативным) результатам освоения обучающимися основной образовательной программы [4], [5]. Эти требования конкретизируются в Примерной основной образовательной программе ОУ (далее - Программа) [2], [3].
Предложения по организации мониторинга личностных результатов обучающихся
Ю.Ф. Гущин
Новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Однако сами по себе эти требования не определяют характера и способов их реализации в образовательной деятельности школы, тем более не определяют то, как эти результаты должны будут оцениваться.