Психология и методология образования

Предложения по организации мониторинга личностных результатов обучающихся

Ю.Ф. Гущин

Новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Однако сами по себе эти требования не определяют характера и способов их реализации в образовательной деятельности школы, тем более не определяют то, как эти результаты должны будут оцениваться.

При организации оценки личностных результатов обучения следует учитывать возрастные нормы развития детей (см. Приложение 2).  Оценка должна проводиться на единой методической и методологической основе и с использованием стандартного набора средств оценки. Только в этом случае можно будет проводить сравнение и обобщение результатов оценки, полученных разными школами. В настоящее время школы формируют свои собственные программы развития и воспитания учащихся. При этом каждая школа выбирает и использует те средства оценки, которые считает необходимым использовать (или те, которые есть в наличии). Понятно, что полученные при этом результаты оценки ограниченны в плане использования конкретной школой. Это является существенным недостатком в подходе к оценке личностных результатов с позиции внешнего контроля за результатами деятельности школы: очевидно, что невозможно достаточно объективно судить о том, хорошо или плохо проводится воспитательная работа в разных школах, поскольку в них реализуются разные программы воспитания и используются разные показатели и средства оценки. Но суть дела не только в этом. В этом случае невозможно обобщать и сравнить достижения разных школ, что, в конечном счете, отражается на качестве воспитательной работы в целом.

Такой подход к оценке личностных результатов был, вероятно, возможен до разработки нового стандарта образования, но с его появлением это уже невозможно (или даже недопустимо). Стандарт образования, как нормативный документ, является единым и обязательным для выполнения всеми образовательными учреждениями. Из этого, в частности, следует, что с введением нового стандарта в школах уже невозможно будет проводить оценку личностных результатов в том направлении и теми средствами, которые школа считает нужным для себя. Поэтому уже сам факт наличия требований к личностным результатам в новом стандарте определяет необходимость разработки единого подхода к оценке личностных результатов. Выполнение  этого условия лежит в основе представленных ниже предложений.

Наши предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся представлены в двух вариантах. Первый условно можно назвать оптимальным с точки зрения набора показателей и методик; второй – допустимым ─ вариант при минимально возможном использовании набора показателей и средств оценки (см. таблицы 1 и 2).

Для каждого из вариантов мониторинга показатели и методики оценки отбирались в соответствии с возрастом учащихся и ступенями обучения. Таким образом, в каждом из вариантов представлены три блока показателей и методик: для младших классов, основной школы и старшей школы. Поэтому, наборы показателей и методик оценки, как видим, разные при переходе от одной ступени обучения к другой, но при этом сохраняется преемственность показателей для всех возрастов.

В основе такого подхода к отбору показателей и методик оценки лежит представление о закономерностях развития детей и соответствующие возрастные нормы развития: при переходе от одной ступени развития к другой меняется ситуация развития, ведущая деятельность, появляются новообразования, соответствующие каждому возрасту  (см. Приложение 2). Так, например, в младшем школьном возрасте самосознание ребенка еще не является целостным и вполне сформированным, но в этом возрасте закладываются его основы в виде обобщений, произвольного внимания и мышления, появляется смысловая память, формируются учебные мотивы и т.д. В подростковом возрасте формируется Я-концепция как целостное представление о себе и самооценка образа «Я», а в старшем школьном возрасте центральным новообразованием становится самоопределение (как в личностном, так и в профессиональном отношении), причем, для всех этапов одним из ведущих факторов, характеризующих развитие учащихся, являются ценности  и  морально-нравственное развитие. Если брать в совокупности ведущие факторы и условия, влияющие на развитие (в частности, психологический климат в детском коллективе, факторы тревожности и адаптированности ребенка, развитее мышления), то список основных показателей оценки личностных результатов школьников будет выглядеть следующим образом:

  • ценности личности, базовые убеждения;
  • морально-нравственная  и  личностная автономия;
  • показатели развития самосознания;
  • учебная и познавательная (для старших школьников) мотивация;
  • адаптированность, школьная тревожность;
  • психологический климат в школьном коллективе;
  • развитие мышления.

Исследователи отмечают, что для развития детей в целом и развития самосознания, в частности, важной составляющей является развитие личностной и теоретической (применяемой в деятельности) рефлексии[1].

  • ценности личности, базовые убеждения;
  • морально-нравственная  и  личностная автономия;
  • показатели развития самосознания;
  • учебная и познавательная (для старших школьников) мотивация;
  • адаптированность, школьная тревожность;
  • психологический климат в школьном коллективе;
  • развитие мышления.

Исследователи отмечают, что для развития детей в целом и развития самосознания, в частности, важной составляющей является развитие личностной и теоретической (применяемой в деятельности) рефлексии[1].

Предложения, связанные с подходом к организации мониторинга в школах

Для проведения мониторинга в школах существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему.

На первой ступени обучения (младшие классы) предлагается проводить оценку по следующей схеме:

Входной контроль целесообразно проводить  во второй декаде обучения в 1-х классах (когда примерно складываются устойчивые взаимоотношения среди учащихся) или в начале обучения во 2-х классах. Следует учитывать, что перед поступлением в школу проводится оценка готовности учащихся к обучению в школе. Проверяется уровень готовности детей к обучению, но список показателей включает и показатели, характеризующие развитие. Поэтому, возможно, и нет необходимости проводить дополнительный контроль развития в 1-х классах, но в этом случае в список показателей оценки необходимо включить ряд показателей из предлагаемого нами списка.

Оценку результатов развития для младших школьников (итоговый контроль) целесообразно, на наш взгляд, проводить в середине или конце обучения в 4-х классах. Или в начале обучения в 5-х классах. Известно, что при переходе из младшей школы в основную происходят важные изменения в развитии детей. Поэтому, с одной стороны, нужно оценить достижения учащихся в личностном развитии, которые произошли в период с 1-го по 4-ый класс, а, с другой – зафиксировать уровень развития в переходный период из младшей школы в основную. В этом случае входной контроль учащихся основной школы можно не проводить, поскольку итоговый контроль в младшей школе становится входным для основной школы.

Итоговый контроль учащихся основной школы следует, на наш взгляд, проводить дважды: первый раз – в 7-ом классе и второй раз - в середине или конце обучения в 9-ых классах. В период с 4-го по  7-ой класс происходят изменения, соответствующие младшему подростковому возрасту, а 7-го по 9-ый классы - изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту.  Эти изменения существенны с токи зрения показателей развития.

При переходе из основной школы в старшую входной контроль проводить не нужно, так как отправной точкой в этом случае служат результаты оценки, полученные в 9-ом классе. По логике вещей итоговый контроль для этой ступени обучения нужно было бы проводить в выпускных, 11-х классах, но известно, что учащиеся выпускных классов сильно перегружены. Поэтому итоговый контроль для этого возраста можно провести в 10-х классах, но в этом случае его лучше провести в конце учебного года (апреле-мае месяцеце).

В расширенном варианте мониторинга (таблица 1) входной и итоговый контроль разделен на два этапа. Это связано с тем, что в этом варианте предусмотрен достаточно большой объемом тестирования. Поэтому не целесообразно проводить тестирование в короткие сроки (большие нагрузки для участников и ответственных за проведение тестирования). По этой же причине можно разделить на два этапа тестирование и по сокращенному варианту мониторинга (таблица 2). Окончательное решение по вопросу о том, проводить ли тестирование в два этапа или в один остается за администрацией школы. 

При обсуждении организационных и технических задач, связанных с проведением мониторинга оценки личностных результатов, постоянно будет возникать вопрос о том, кто будет проводить обработку результатов тестирования. Известно, что это наиболее трудоемкая часть и затратная по времени часть в рамах оценки. Поэтому предлагается автоматизировать большую часть или все методики, используемые в рамках мониторинга. Эту функцию мог бы взять на себя центр качества образования Москвы, тем более, что часть методик из предлагаемого списка были автоматизированы в предыдущие годы – в период работы секции ГЭП «Оценка социализации учащихся».

Далеко не последняя роль в плане одобрения и принятия школами высказанных предложений по организации мониторинга связана с ожиданиями в отношении его результатов. Другими словами, вполне ожидаемо, что директора и администрация школ при рассмотрении этих предложений будет задаваться вопросом: а что  дает в итоге реализация этих предложений? Полагаем, что нужно быть готовыми к подобного рода вопросам. С этой целью был подготовлен ряд демонстрационных профилей, наглядно показывающих, как будут выглядеть итоговые результаты тестирования и в чем их смысл (см. приложение 1).

В контексте обсуждения данных предложений считаем важным подчеркнуть, что предлагаемые методики оценки позволяют получать информацию не только о результатах развития учащихся, но одновременно могут использоваться для оценки эффективности деятельности учителей, педагогов и воспитателей школы.

  В заключение вводного текстового сопровождения предложений по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся следует заметить, что представленные в таблицах 1 и 2 показатели и методики оценки - это предложения, а не готовый проект организации мониторинга. Кроме обязательного обсуждения и экспертизы этих предложений, необходимо провести исследования с целью проверки валидности предлагаемых методик, провести их коррекцию в соответствии с результатами исследований и, возможно, модифицировать некоторые из них. Требует дополнительной оценки также список показателей оценки, соответствующих каждому возрасту.

  В заключение вводного текстового сопровождения предложений по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся следует заметить, что представленные в таблицах 1 и 2 показатели и методики оценки - это предложения, а не готовый проект организации мониторинга. Кроме обязательного обсуждения и экспертизы этих предложений, необходимо провести исследования с целью проверки валидности предлагаемых методик, провести их коррекцию в соответствии с результатами исследований и, возможно, модифицировать некоторые из них. Требует дополнительной оценки также список показателей оценки, соответствующих каждому возрасту.

Литература

  1. Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. – www.ablest.ru
  2. Гущин Ю.Ф., Татур А.О. Анализ объекта социализации учащихся. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.
  3. Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897, с. 4 – 7. – www.standart.edu.

Таблица 1 Предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся (сокращенный вариант)

Входной контроль   (сентябрь-октябрь м-цы)

Итоговый контроль 

Показатели оценки

Методики

Методики

1-ой этап

(март-апрель м-ц)

2- этап

(апрель-май м-ц)

Начальная школа

(1-е классы)

1. Комплекс показателей для определения готовности к обучению в школе

Методика изучения зрелости детей, поступающих в 1-ый класс

2. Осознание детьми нравственных норм

Методика «Закончи Историю»

Начальная школа

(4-е классы)

1.Социализированность (адаптированность; автономия; активность/пассивность; нравственность (приверженность гуманитарным нормам);

2.Учебная мотивация;

3. Школьная тревожность;

4.Психологический климат в классе;

5. Развитие словесно-логического и понятийного мышления.

1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова);

2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой;

3. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка)

4. Опросник «Мой класс»(Гильбух)

Методика Дембо-5.Рубинштейн;

6.Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT)

1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова);

2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой;

3. Методика Дембо-Рубинштейн;

Опросник «Мой класс»

(Гильбух)

4. Методика Дембо-Рубинштейн;

5. Методика Э.Ф. Замбавицявичене или

«Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT)

Основная

школа

(7 - 9 классы)

1.Базовые убеждения;

2. Ценностные ориентации;

3. .Потребности;

4.Я-концепция (по показателям соотношения Я-реального и Я-идеального);

5.Приспособление/обособление (самостоятельность, независимость - конформизм)

Учебная мотивация;

6.Школьная тревожность

7.Психологический климат в группе (классе);

8.Способность к  анализу, оценке и  рефлексии

1. Методика «Базовые убеждения»;

2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»):

3. Опрости «Потребности»

4. Методика Л.А. Ясюковой (4 фактора + шкала «псих. защита»);

5. Методика диагностики структуры учебной деятельности;

6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса;

7. Шкала оценки психологического климата в классе (или «Оценка отношений подростка с классом»);

8.Тест оценки способности к рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова)

1. Методика «Базовые убеждения»;

2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»):

3. Опрости «Потребности»

4. Методика диагностики структуры учебной деятельности;

5. Методика Л.А. Ясюковой;

6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса;

7. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); или «Оценка отношений подростка с классом»);

9.Тест оценки способности к анализу, оценке и рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова)

Старшая

школа

(10-е классы)

Показатели, характеризующие  Самоопределение школьника:

1. Я-концепция (по соотношению Я-реального и Я-идеального);

2. Личностная автономия (обособление)

3. Жизненные установки личности;

4. Профессиональное самоопределение;

5. Познавательная мотивация;

6. Уровень развития критического мышления и  рефлексии

1. Методика «Предпочтения»

2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО);

3. Методика Ясюковой «Личностные качества»;

4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова;

Методики нет

Методики нет

1. Методика «Предпочтения»

2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО);

3. Методика Ясюковой «Личностные качества»;

4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова.

Входной контроль   (сентябрь-октябрь м-цы)

Итоговый контроль 

Показатели оценки

Методики

Методики

1-ой этап

(март-апрель м-ц)

2- этап

(апрель-май м-ц)

Начальная школа

(1-е классы)

1. Комплекс показателей для определения готовности к обучению в школе

Методика изучения зрелости детей, поступающих в 1-ый класс

2. Осознание детьми нравственных норм

Методика «Закончи Историю»

Начальная школа

(4-е классы)

1.Социализированность (адаптированность; автономия; активность/пассивность; нравственность (приверженность гуманитарным нормам);

2.Учебная мотивация;

3. Школьная тревожность;

4.Психологический климат в классе;

5. Развитие словесно-логического и понятийного мышления.

1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова);

2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой;

3. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка)

4. Опросник «Мой класс»(Гильбух)

Методика Дембо-5.Рубинштейн;

6.Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT)

1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова);

2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой;

3. Методика Дембо-Рубинштейн;

Опросник «Мой класс»

(Гильбух)

4. Методика Дембо-Рубинштейн;

5. Методика Э.Ф. Замбавицявичене или

«Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT)

Основная

школа

(7 - 9 классы)

1.Базовые убеждения;

2. Ценностные ориентации;

3. .Потребности;

4.Я-концепция (по показателям соотношения Я-реального и Я-идеального);

5.Приспособление/обособление (самостоятельность, независимость - конформизм)

Учебная мотивация;

6.Школьная тревожность

7.Психологический климат в группе (классе);

8.Способность к  анализу, оценке и  рефлексии

1. Методика «Базовые убеждения»;

2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»):

3. Опрости «Потребности»

4. Методика Л.А. Ясюковой (4 фактора + шкала «псих. защита»);

5. Методика диагностики структуры учебной деятельности;

6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса;

7. Шкала оценки психологического климата в классе (или «Оценка отношений подростка с классом»);

8.Тест оценки способности к рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова)

1. Методика «Базовые убеждения»;

2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»):

3. Опрости «Потребности»

4. Методика диагностики структуры учебной деятельности;

5. Методика Л.А. Ясюковой;

6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса;

7. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); или «Оценка отношений подростка с классом»);

9.Тест оценки способности к анализу, оценке и рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова)

Старшая

школа

(10-е классы)

Показатели, характеризующие  Самоопределение школьника:

1. Я-концепция (по соотношению Я-реального и Я-идеального);

2. Личностная автономия (обособление)

3. Жизненные установки личности;

4. Профессиональное самоопределение;

5. Познавательная мотивация;

6. Уровень развития критического мышления и  рефлексии

1. Методика «Предпочтения»

2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО);

3. Методика Ясюковой «Личностные качества»;

4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова;

Методики нет

Методики нет

1. Методика «Предпочтения»

2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО);

3. Методика Ясюковой «Личностные качества»;

4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова.

Таблица 2. Предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся (сокращенный вариант)

Ступени обучения и классы

Входной контроль

 (сентябрь-октябрь м-ц)

 (март-апрель м-ц)

Показатели оценки

Методики

Методики

Начальная школа (1-е классы)

Тестирование по методикам оценка готовности к обучению в школе

Начальная школа

(4-е или 5-е классы)

1.Социализированность (С-П адаптированность; автономия; активность-пассивность; нравственность (привеженность гуманитарным нормам);

2.Самооценка;

3.Учебная мотивация;.

4. Психологический климат

1. Методика М.И. Рожкова «Оценка социализированности учащихся»;

2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова);

3. Опросник «Мой класс» (Гильбух)

4. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка)

1. Методика М.И. Рожкова «Оценка социализированности учащихся»;

2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова);

3. Опросник «Мой класс» (Гильбух);

4. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка)

Основная школа (8 или 9 классы

1. Базовые убеждения

2.учебная мотивация

3.Школьная тревожность;

4.Психологический климат

1. Методика «Базовые убеждения»;

2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»)

3. Методика «Диагностики структуры учебной деятельности»

3. «Многомерная оценка детской тревожности»

4. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе).

1. Методика «Базовые убеждения»;

2. Методика диагностики структуры учебной деятельности;

3. «Многомерная оценка детской тревожности»

4. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе);

Старшая школа (10 классы)

1. Самоопределение

- Развитие «Я» концепции (Я-реальное - Я-идеальное);

- Моральная и личностная автономность (независимость);

 - Профессиональное самоопределение;

- Познавательная мотивация

1. Методика ДМО или Фидлер (переработанный вариант);

2. Методика Ясюковой (переработанный вариант);

3. Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников);

1. Методика ДМО или Фидлер (переработанный вариант);

2. Методика Ясюковой (переработанный вариант);

3. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова.

Приложение 1.  Схема представления результатов тестирования

Приложение 1.  Схема представления результатов тестирования


[1] Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.