Психология и методология образования

Другие статьи

Опыт разработки методик оценки усвоения школьниками социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

В статье рассматривается подход и практические шаги по созданию средств оценки социальных ролей. В связи с принятием и уже начавшейся реализацией в школах стандарта образования второго поколения потребность в таких средствах существенно возрастает, поскольку новый стандарт образования содержит ряд требований к социальным компетенциям и освоению школьниками социальных ролей. В статье рассматривается последовательность шагов и средства, которые использовались в процессе создания методик оценки социальных ролей. Приводятся примеры тестовых заданий.

Разработанная в целях тестирования успешности обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательной школы

 А.К. Осницкий

Указанная задача предваряет решение задач экспертизы результатов обучения, оптимизации социальной адаптации старшеклассников, реабилитации учащихся при установленных отклонениях от нормальной траектории обучения, воспитания и развития.

Школьные годы – годы организованного и целенаправленного овладения учащимися основами учебной деятельности и правил человеческого общежития – играют чрезвычайно важную роль в процессе социализации личности, в процессе формирования качеств, необходимых для эффективной жизнедеятельности в обществе.

Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения

Ю.Ф. Гущин, А.О. Татур

Контроль знаний школьников с помощью педагогических тестов год от года все более прочно завоевывает себе позиции в системе образовательных учреждений в нашей стране. В то же время непосредственно для самих учащихся — это достаточно новая и для многих непривычная форма контроля знаний. Особенно это относится к тем школам, где только начинают работать с педагогическими тестами. На стадии перехода к массовому и повсеместному тестированию, когда оно еще не стало обычным и привычным для большинства школ, очень важно создать положительное отношение школьников к этому методу контроля знаний. Дело том, что иногда необычность и непривычность этой формы контроля может приводить к последствиям, отрицательно влияющим на результаты тестирования. Причины и обстоятельства такого влияния могут быть самыми разными. Для организаторов тестирования и учителей важно, поэтому, знать и предвидеть такого рода влияния и уметь их компенсировать с помощью специальных мероприятий и действий.

Оценка уровня развития общеучебных умений и навыков учащихся

Общеучебные навыки и умения (ОУН) – универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для определенных учебных дисциплин.

Концептуальные предпосылки в разработке системы оценки образовательных достижений

Настоящий информационно-аналитический материал посвящен обзору и анализу отечественных научно-методических разработок в области оценки образовательных достижений. Если бы задача состояла только в том, чтобы сделать обзор публикаций в данной области, то ее выполнение не требовало бы никаких дополнительных разъяснений и не вызывало бы вопросов: нужно было бы отобрать соответствующий материал, распределить его по рубрикам и кратко охарактеризовать каждый из них. Однако ключевое здесь слово «анализ» и это требует уже иного подхода к материалу и некоторых пояснений. Во-первых, должны быть ясно очерчены цели анализа (для чего он делается, куда ориентирован). Во-вторых, анализ всегда делается с некоторых позиций и опирается на определенные основания, которые также необходимо пояснить. Наконец, анализ включает оценки анализируемого материала. Все это будет присутствовать и в данном случае, а поэтому в предварительном плане поясним, на что опирается и чем определяется этот анализ.

Комплексные инструментально-методические разработки, ориентированные на практику внутришкольного контроля

Ю.Ф. Гущин

Среди публикаций, относящихся к этому направлению, следует выделить прежде всего монографию П.И. Третьякова «Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии», вышедшую в 2004 г.(см. [3]). В ней наиболее полно и систематически рассмотрены вопросы, связанные с использованием научно-методических разработок в практике контрольно-оценочной деятельности школы. Инновационный характер содержания этой публикации подчеркивается подзаголовком «Новые технологии». Кроме этого в монографии рассматриваются как вопросы теории (они связаны с разработкой модели оперативного управления качеством образования в школе), так и практики (вопросы, связанные с инструментально-методическим обеспечением внутришкольного контроля).  

К вопросу о формировании систем оценки качества образования в России

Ю.Ф. Гущин

Повышение качества российского образования требует, как показывает, анализ, реализации ряда новых проектов и исследовательских программ. Одним из таких проектов является создание общероссийской системы оценки качества образования. О необходимости создания такой системы говорится в том числе и в ряде нормативных документов, в том числе в Законе РФ “Об образовании” и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Но как показывает анализ, в образовании это одна из самых сложных проблем. В этой связи в ряде публикаций отмечается, что «Эту задачу нельзя решить в рамках существующей системы контроля, которая, в силу своих организационных и технологических особенностей, в принципе не способна обеспечить своевременное получение сопоставимой, надежной и достоверной информации (количественной и качественной), необходимой для принятия управленческих решений.

Предложения к стандартизации требований к тестовым заданиям ЕГЭ

А.А. Пископпель

Тезисы

1. При всей практической оправданности и относительной эффективности существующей совокупности требований, в соответствии с которыми составляются и используются тестовые задания ЕГЭ, она далеко не совершенна и нуждается в перманентной работе как над прояснением смысла и значения отдельных требований так и во взаимоопределении и упорядочивании по отношению друг к другу. Основными недостатками существующей совокупности требований к тестовым заданием являются разнобой в выделении основных типов требований, отсутствие внутренней согласованности, что проявляется в ряде разночтений в разных учебных дисциплинах, их неполнота и противоречивость.

Научно-методические разработки в рамках деятельности городских экспериментальных площадок г. Москвы

Ю.Ф. Гущин

Одним из центров по разработке инструментальных средств и технологий оценки образовательных достижений на протяжении ряда лет были городские экспериментальные площадки (ГЭП). Их деятельность была направлена на анализ и разработку средств и технологий оценки, предназначенных для использования в школах.

Об основаниях классификации умений в учебной деятельности

А.А.Пископпель

В педагогической литературе, в том числе посвященной различным аспектам организации и проведения ЕГЭ, нет недостатка в разного рода классификационных схемах, группировках или просто в списках «умений» которыми могут, должны или фактически обладают выпускники школ, проходящие итоговую аттестацию. Они так или иначе фигурируют и в вариантах федерального стандарта образования, как на уровне общего противопоставления категорий содержания образования (скажем в виде: знать-уметь-применять), так и на уровне требований к их конкретно-предметному воплощению. Уже расхожим стал тезис о том, что недостаточно контролировать только усвоение предметных знаний; а необходимо оценивать сами познавательные и креативные способности и связанные с ними учебно-познавательные умения. Более того, по мере введения новых требований к содержанию образования появляются и новые типы или группы умений, которые предлагается формировать и контролировать у учащихся - общеучебные, интеллектуальные, практические и т.п.

Дополнения и комментарии к тексту Ю.Ф.Гущина «Попытка построения таксономии на основе анализа содержания ЕГЭ 2003 по русскому языку»

А.А.Пископпель

Классификация предметного содержания и результатов обучения

Специфической особенностью языковых дисциплин и прежде всего «Русского язы­ка» как школьного учебного предмета, является двойственный характер действительности речь-язык, подлежащей усвоению. Другими словами «речь» и «язык» выступают на эмпи­рическом уровне в качестве двух разных аспектов одних и тех же речеязыковых явлений - тех или иных знаковых цепочек, т.е. текстов. Разница аспектов - это разница отношений к этим речеязыковым явлениям. В случае отношения к ним как к специфическим самодостаточным «объектам», обладающим имманентным составом, структурой и функционированием, мы относим их к категории языковых явлений (языку). В случае отношения к ним как специфическим «средствам», для передачи смыслового содержания сообщений в коммуни­кации от одного субъекта к другому, мы относим их к категории речевых явлений (речи).