Психология и методология образования

Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся (Аналитический обзор публикаций и презентаций)

Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 1
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 2
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 3
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 4
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 5

Ю.Ф. Гущин

В 2014 году заканчивается образовательный цикл, связанный с введением в действие стандарта образования второго поколения в начальной школе (далее Стандарт). Поэтому имеет смысл подвести промежуточные итоги реализации требований ФГОС. Предметом обзора и анализа в данном случае мы выбрали требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП). Известно, что эти две группы требований ФГОС впервые были включены Стандарт. Это означает, что до введения в действие нового стандарта образования не существовало какого-либо практического и иного опыта, связанного с реализацией этих требований. Важно поэтому оценить и проанализировать первые шаги, связанные с получением такого опыта. Но при этом было бы неверно ограничивать эту задачу получением только представления о том, что сегодня делается в школах в плане реализации требований Стандарта. Такое представление мало что дает в плане ответа на вопрос о дальнейшем использовании этого опыта. К тому же возникает множество вопросов без ответа: что, например, можно сказать о том, правильно или неправильно реализуются требования, успешно или неуспешно и т.д. И можно ли вообще говорить об этом в ситуации, когда не прошел полный цикл обучения по новым стандартам и отсутствуют итоговые результаты оценки учащихся (по понятным причинам такие результаты появятся только в 2014 году).