Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 1
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 1
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 2
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 3
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 4
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 5
Введение
В 2014 году заканчивается образовательный цикл, связанный с введением в действие стандарта образования второго поколения в начальной школе (далее Стандарт). Поэтому имеет смысл подвести промежуточные итоги реализации требований ФГОС. Предметом обзора и анализа в данном случае мы выбрали требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП). Известно, что эти две группы требований ФГОС впервые были включены Стандарт. Это означает, что до введения в действие нового стандарта образования не существовало какого-либо практического и иного опыта, связанного с реализацией этих требований. Важно поэтому оценить и проанализировать первые шаги, связанные с получением такого опыта. Но при этом было бы неверно ограничивать эту задачу получением только представления о том, что сегодня делается в школах в плане реализации требований Стандарта. Такое представление мало что дает в плане ответа на вопрос о дальнейшем использовании этого опыта. К тому же возникает множество вопросов без ответа: что, например, можно сказать о том, правильно или неправильно реализуются требования, успешно или неуспешно и т.д. И можно ли вообще говорить об этом в ситуации, когда не прошел полный цикл обучения по новым стандартам и отсутствуют итоговые результаты оценки учащихся (по понятным причинам такие результаты появятся только в 2014 году).
Тем не мене, мы считаем, что уже на данном этапе реализации требований, можно говорить и делать какие-то промежуточные выводы относительно результатов, которые можно ожидать на заключительном этапе внедрения требований Стандарта в начальной школе. Эти результаты определяются не только, и даже не столько, тем, что реально делается сегодня в школах по внедрению требований Стандарта, сколько тем, что служит основанием для их деятельности в этом направлении, т.е. чем они руководствуются в плане реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам. Этими основаниями, как известно, служат нормативные, научные, методические, проектные и другие виды работ, связанных с реализацией требований. То, насколько хорошо и качественно они выполнены, в значительной степени определяет как практическую деятельность школ по внедрению требований, так и конечные результаты, которые будут получены школьниками. принадлежит различным службам, обеспечивающим процесс реализации требований ФГОС.
В этой связи уместно привести здесь аналогию с проектированием систем деятельности и реализации социальных проектов1. В этих проектах собственно проектированию предшествует техническое задание (социальный заказ), где в форме требований описывается конечный продукт (его назначение, цели, задачи, параметры и характеристики). Для реализации требований создается проект, где подробно описывается не только конечный продукт (деятельность), но и все шаги, связанные с его получением. Социальный заказ и требования, перечисленные в нем, являются исходным основанием для разработки конечного продукта, но не определяют, что для этого нужно сделать. Что и как нужно делать определяется, во-первых, проектом и проектировочными действиями, а, во-вторых, результатами научных и методических разработок, которые обязательно используются при проектировании.
Нечто похожее предполагалось и в плане реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам. И действительно, вслед за требованиями Стандарта были разработаны и опубликованы две примерные Основные образовательные программы ОУ (далее – примерная ООП) – для начальной и основной школы, где конкретизированы требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам и дано описание содержания образовательных программ и системы оценки результатов [2], [3].Такая программа является, фактически, чем-то вроде социального проекта по реализации требований Стандарта. В ней, в частности, есть положение, где говорится: «В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Нечто похожее предполагалось и в плане реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам. И действительно, вслед за требованиями Стандарта были разработаны и опубликованы две примерные Основные образовательные программы ОУ (далее – примерная ООП) – для начальной и основной школы, где конкретизированы требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам и дано описание содержания образовательных программ и системы оценки результатов [2], [3].Такая программа является, фактически, чем-то вроде социального проекта по реализации требований Стандарта. В ней, в частности, есть положение, где говорится: «В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся (выделено мной – Ю.Г.). Таким образом, проектный подход к реализации требований Стандарта авторами-разработчиками примерной ООП определенным образом заявлен. Поэтому эту программу следует рассматривать не просто как прототип или образец для создания ООП образовательного учреждения, поскольку она знаменует собой «переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования…». Другое дело и вопрос: реализован ли такой подход в рамках разработанной примерной ООП? В этом, на наш взгляд, можно сильно усомниться. Примеров для этого более чем достаточно и каждый может в этом убедиться, если внимательно прочтет и критически отнесется к содержанию этого документа.
Вместе с тем, такой подход к реализации требований Стандарта был бы вполне оправдан, поскольку требования Стандарта представляют собой социальный заказ для общеобразовательной школы. Но главное в том, что социальный заказ в части личностных и метапредметных результатов предполагает создание новых видов деятельности (практик), которые являются, по существу, совершенно новыми для системы образования. А это означает, что для полноценной реализации этих требований нужно вначале создать подробное описание этих практик, включая описание ожидаемых результатов деятельности, а также шагов и процедур по формированию и оценке метапредметных и личностных результатов.
Наш обзор работ по реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам в начальной школе будет построен следующим образом: вначале мы рассмотрим, как реализуются требования к метапредметным результатам, а затем к личностным. Это связано с тем, что по многим причинам вопросы, связанные с реализацией требований к метапредметным результатам, более понятны (за одним исключением) и решаются в школах активнее и быстрее.
В каждом из этих разделов обзора есть свои ключевые темы и проблемы. В рамках рассмотрения мероприятий по реализации требований к метапредметным результатам, это тема, связанная с планированием и выполнением учебно-проектных заданий учащимися. Отдельную проблему и вопрос представляет тема, связанная с реализацией личностных универсальных учебных действий. Поэтому эти темы будут рассмотрены и проанализированы отдельно. В рамках реализации требований к личностным результатам важными являются практически все темы, поскольку опыт по их реализации практически отсутствует. Тем не менее, тематически эти требования можно сгруппировать и обсуждать по отдельности. Это, во-первых, мероприятия, связанные с реализацией требования 10.1 «Формирование основ российской гражданской идентичности», во-вторых, это все, что связано с формированием и оценкой нравственного развития и, в- третьих, мероприятия по реализации требований, относящихся к социализации учащихся.
Но прежде чем перейти к обзору и анализу работ, связанных с реализацией метапредметных и личностных результатов, перечислим важные, на наш взгляд, особенности подхода и оснований, определяющих шаги по реализации этих требований.
Главным из этих оснований являются, конечно, требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам [4]. Знакомство с ними показывает, что они имеют свою специфику и особенности по сравнению с требованиями к предметным результатам. Во-первых, эти требования сформулированы в самой общей форме и не содержат описания конечных итоговых результатов, которые должны быть достигнуты учащимися. Результаты должны достигаться в процессе освоения учащимися основной образовательной программы (ООП). Из этого, в частности, следует, что эти требования не столько к результатам обучающихся, сколько к образовательным программам, которые должны быть разработаны на основе этих требований. Но сами эти программы не являются частью Стандарта.
Промежуточным звеном между требованиями Стандарта к личностным и метапредметным результатам и образовательными программами ОУ выступает примерная основная образовательная программа ОУ (примерная ООП). Эта программа была разработана сотрудниками института стратегических исследований в образовании РАО. В ней, в частности, говорится, что «На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса» [2].
Другая важная особенность личностных и метапредметных требований связана с установочной фразой, предшествующей их описанию в Стандарте. Здесь говорится, что личностные и метапредметные результаты освоения ООП должны отражать содержание, представленное в требованиях. Фраза «должны отражать» указывает на то, что между требованиями и конечными результатами освоения ООП нет полного соответствия. Из этого, в частности, следует, что в диапазоне содержания, указанного в требованиях, возможны и допускается планировать разные результаты, а поэтому эти две группы требований Стандарта носят скорее «рамочный» (установочный) характер. Это в свою очередь, ставит вопрос о том, будут ли они разными у разных школ и как в этом случае проводить внешнюю оценку и сравнение результатов, полученных разными школами.
Другая важная особенность личностных и метапредметных требований связана с установочной фразой, предшествующей их описанию в Стандарте. Здесь говорится, что личностные и метапредметные результаты освоения ООП должны отражать содержание, представленное в требованиях. Фраза «должны отражать» указывает на то, что между требованиями и конечными результатами освоения ООП нет полного соответствия. Из этого, в частности, следует, что в диапазоне содержания, указанного в требованиях, возможны и допускается планировать разные результаты, а поэтому эти две группы требований Стандарта носят скорее «рамочный» (установочный) характер. Это в свою очередь, ставит вопрос о том, будут ли они разными у разных школ и как в этом случае проводить внешнюю оценку и сравнение результатов, полученных разными школами.
Еще одна особенность состоит в том, что эти требования впервые представлены в Стандарте. В этом смысле они являются совершенно новыми для системы образования. Для них на начало работ по реализации требований практически не существовало ни необходимого в данном случае научно-методического и психолого-педагогического сопровождения, ни практического опыта, связанного с их реализацией. Это в данном случае наиболее важная особенность и, одновременно, проблема).
Как решается эта проблема в отношении требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам?
Как мы уже знаем, первый шаг в направлении реализации требований Стандарта состоял в том, что была разработана примерная Основная образовательная программа ОУ. В ней говорится, что «Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья» ([1]). С этой точки зрения такая программа формально претендует на роль «квази проекта» по реализации требований.. Однако внимательное знакомство с текстом Примерной ООП показывает, что ее следует рассматривать скорее как образец или прототип для разработки образовательных программ ОУ. Этого, конечно, недостаточно для нормальной реализации требований Стандарта. Если ориентироваться в этом вопросе на конкретных исполнителей образовательной деятельности (учителей, воспитателей и в целом педагогический коллектив школы), то главным в этой ситуации является вопрос не что делать (хотя и это важно), а как делать, т.е. нужны технологии, подробно описывающие практическую деятельность на уровне отдельного урока или воспитательного мероприятия. Или нужны хотя бы образцы, позволяющие учителю (воспитателю) самостоятельно строить свою деятельность по формированию универсальных учебных действий (по заданному образцу). Если принять во внимание установку на то, что «Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов» (выделено мной – Ю.Г.), то становится понятным, какое огромное количество новых средств, пособий, рекомендаций должно быть создано за достаточно короткий промежуток времени, ограниченный в данном случае рамками внедрения новых стандартов в начальной школе. Причем, нужно учитывать, что эти разработки должны быть всегда «на шаг впереди» их использования в практической деятельности. То есть, для 1-го класса они должны быть готовы еще до начала внедрения требований в 1-ом классе, для 2-го – не позже обучения в 1-ом классе и т.д.
Ведущая роль в этом деле принадлежит институту стратегический исследований в образовании РАО (ИСИО)2. Именно этой организацией была разработана Примерная основная образовательная программа ОУ. Но как раз именно к ней можно адресовать большинство вопросов и критики, относящихся к ее содержанию. В дальнейшем, однако, часть недостатков этой программы была нивелирована за счет работ, выполненных методистами ИСИО и другими специалистами.
В пояснительной записке к примерной ООП, в частности, говорится, что примерная ООП «определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования» ([2], с. 1). То, как определяет и насколько хорошо и эффективно определяет – это и есть, на наш взгляд, один из главных факторов, влияющих на результаты внедрения требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам. Поэтому, наряду с анализом конкретных разработок, мы будем постоянно обращаться к содержанию примерной ООП, поскольку они взаимосвязаны.
Литература
Положение о внедрении в образовательный процесс ГБОУ СОШ № 1747 стандартов второго поколения (ФГОС ООО) - Общеобразовательная школа № 1747 г. Москвы. – fgos.seminfo.ru.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.
1 Образование с этой точки зрения также следует рассматривать как систему деятельности, что, в принципе, отражено и в концепции ФГОС второго поколения.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.
1 Образование с этой точки зрения также следует рассматривать как систему деятельности, что, в принципе, отражено и в концепции ФГОС второго поколения.
2 Одной из целей деятельности ИСИО является «координация научных исследований в образовании». Концепция деятельности института стратегических исследований в образовании. – www.isiorao.ru.