Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся.Часть 2
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 1
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 2
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 3
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 4
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 5
Требования ФГОС к метапредметным результатам обучающихся начальной школы
Этот анализ целесообразно начать со знакомства с требованиями ФГОС к метапредметным результатам, поскольку все дальнейшие разработки и предложения по их реализации должны быть согласованы и соизмеряться с ними.
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [2].
Эти требования конкретизированы в примерной ООП и представлены в виде перечня действий (умений), которыми должны овладеть учащиеся начальной школы. К метапредметным результатам, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы, относятся: универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные и коммуникативные, также умения, перечисленные в подразделе 2.1.1. примерной ООП «Чтение. Работа с текстом». Эти группы умений в примерной ООП представлены в двух списках, озаглавленных «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться». Результаты, перечисленные в первом списке, относятся к базовому уровню усвоения (это обязательный минимум для учащихся начальной школы); умения, перечисленные во втором списке, относятся к повышенному уровню. Представим здесь эти списки.
Эти требования конкретизированы в примерной ООП и представлены в виде перечня действий (умений), которыми должны овладеть учащиеся начальной школы. К метапредметным результатам, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы, относятся: универсальные учебные действия - регулятивные, познавательные и коммуникативные, также умения, перечисленные в подразделе 2.1.1. примерной ООП «Чтение. Работа с текстом». Эти группы умений в примерной ООП представлены в двух списках, озаглавленных «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться». Результаты, перечисленные в первом списке, относятся к базовому уровню усвоения (это обязательный минимум для учащихся начальной школы); умения, перечисленные во втором списке, относятся к повышенному уровню. Представим здесь эти списки.
В части регулятивных УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В части познавательных УУД
«Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
В части коммуникативных УУД
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
В части коммуникативных УУД
«Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи»
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач» ([1], с. 23-25).
В подразделе 2.1.1. примерной ООП «Чтение. Работа с текстом» говорится, что «В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуциях» ([1], с. 32-33). .
Формируемые в этой части метапредметные результаты также представлены в трех списках:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
Работа с текстом: оценка информации.
В каждой из этих групп представлены умения базового («Выпускник научится») и повышенного уровня (Выпускник получит возможность научиться). Например, группа «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» включает следующие умения:
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Эти списки умений представляют, фактически, план для реализации школами требований Стандарта к метапредметным результатам. Большинство из них являются новыми с точки зрения содержания, формирования и оценки УУД. Поэтому основным в этом контексте становится вопрос: как формировать эти умения, есть ли для этого технологии и содержание? Причем, даже простое их перечисление показывает, что их достаточно много, а если учесть, что эти группы умений должны формироваться «В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования..», то становится понятным масштаб работ, который нужно проделать, включая разработку новых технологий, связанных с формированием умений, методические рекомендации учителям, психолого-педагогическое сопровождение и т.д. А еще нужно подготовить армию специалистов (прежде всего, учителей), способных работать по новым программам и с новыми технологиями.
Литература
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.