Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 3
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 1
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 2
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 3
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 4
Реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся. Часть 5
Разработка методических рекомендаций и поурочных технологий формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов)
Первоочередной задачей в перечне работ по реализации требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся начальной школы является разработка новых технологий (методик) для каждой учебной дисциплины и методических рекомендаций по их использованию. Анализ публикаций и презентаций, связанных с реализацией требований Стандарта, показывает, что такие разработки ведутся (см., например, [1], [29], [32], [38], [40], [47], [48]).
Приведем пример поурочных разработок по предмету «Окружающий мир» для 2-го и 3-го классов и методических рекомендаций по их использованию ([8], [32], [47]).
В аннотации к публикации Е.М. Тихомировой «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» для 2 класса говорится, что данное пособие полностью соответствует ФГОС для начальной школы. «В данном пособии представлены подробные разработки уроков по всем темам курса «Окружающий мир: 2 класс» (автор А.А. Плешаков).
В разработках уроков используются тексты русских поэтов и писателей, а также материал из справочной и энциклопедической литературы – все это способствует формированию целостной картины мира.
Отмечается, что для проверки пройденного материала составлено большое количество кроссвордов с использованием загадок и тестов, даны практические работы. .Материал дан в большом объеме, поэтому каждый учитель сможет выбрать для себя то, что ему необходимо для проведения урока с учетом уровня подготовки своего класса» ([47], с. 2).
Каждый урок посвящен одной какой-то теме. Всего таких тем - 56, что соответствует количеству уроков по данному предмету, т.е. каждый урок посвящен одной какой-то теме. Темы уроков соответствуют названию предмета и посвящены самым разнообразным сторонам жизни человека.
Концептуальные идеи курса, его цели и особенности предсмтавлены в методическом пособии, подготовленном автором учебного пособия по данному курсу А.А. Плешаковым в соавторстве с А.Е. Соловьевой [32]. Основная концептуальная идея данного курса состоит, по мнению авторов пособия в том, что «курс должен строиться на базе синтеза трёх фундаментальных понятий, характеризующих мир и отношение человека к нему,— «многообразие», «целостность», «уважение. Отсюда вытекают ведущие идеи курса, которые являются стержнями интеграции естественно-научных и обществоведческих знаний, определяют содержание и ценностные ориентиры курса:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Цели и задачи курса авторы пособия характеризуют следующим образом:
«Цели данного курса:
•формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
•духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели здоровье сберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме».
В содержательном плане «Учебный материал 2 класса предусматривает развитие основных содержательных линий курса:
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме».
В содержательном плане «Учебный материал 2 класса предусматривает развитие основных содержательных линий курса:
наша планета, родная страна и малая родина;
мир неживой и живой природы;
мир людей и мир, созданный людьми;
мир в прошлом, настоящем и будущем;
наше здоровье и безопасность;
наше отношение к окружающему и экология» ([32], c. 3).
Предлагаемая авторами пособия структура уроков включает следующие блоки (разделы): каждый урок должен начинаться с сообщения учащимся его целей (прогнозируемых результатов). Учащимся сообщается, чему они должны научиться в процессе занятий. В разделе «Учебные материалы» кратко перечисляется, что учителю необходимо подготовить и использовать в процессе урока. Основной раздел содержит описание хода урока. Этот раздел включает следующие подразделы: мотивация учебной деятельности, работа по теме урока, практическая работа. В конце урока подводятся его итоги, причем, в интерактивной форме (совместно с учащимися). Учащимся задаются вопросы с ориентацией на рефлексию его содержания:
«- Что мы должны были узнать и чему научиться?
- Справились ли мы с поставленными задачами?
- Какие выводы мы сделали?» и др.
Другой пример поурочных разработок выполнен авторами пособия [8]). Авторами этого пособия разработаны технологические карты уроков по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса (в Приложении 2 приведена технологическая карта одного из уроков, темой которого является самопроверка и оценка своих достижений самими учащимися). В структурном и содержательном плане эта разработка отличается от предыдущей и также содержит ряд интересных предложений по организации работы с учащимися. Во введении к пособию авторы пособия пишут: «Безусловным преимуществом карты является зримое, наглядное, чёткое описание не только планируемых результатов урока (предметных, метапредметных, личностных), но и совокупности условий и ресурсов, обеспечивающих их достижение». Отмечается, что «В отличие от традиционного конспекта урока, акцентирующего внимание в основном на деятельности учителя, технологическая карта ориентирована на взаимодействие учителя и учащихся на каждом этапе урока. Поэтому ТКУ включает подробное и взаимосогласованное описание содержания деятельности как учителя, так и школьника» [8], с.3.
В пособии приводится инструкция для учителей по работе с технологическими картами. В ней авторы, в частности, пишут: «Технологическая карта — новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока предлагается фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в определённой структуре и в заданной последовательности. Обозначены:
тема урока;
тип урока.
Определены:
— задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии с ФГОС конкретной ступени обучения;
— планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);
межпредметные связи с конкретным указанием учебных предметов и используемого материала;
основные ресурсы урока (УМК, Интернет-ресурсы «ИП», относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы);
— содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);
— организация пространства (назначение, формы работы)»
«Технологическая карта построена по классическому образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя. На каждом этапе предусмотрено практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения».
Описание структуры технологической карты включает:
актуализацию знаний,
мотивацию деятельности,
организацию деятельности,
подведение итогов.
Содержание деятельности учителя включает: описание ведущей идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого этапа, диагностирующие задания каждого этапа.
Содержание деятельности обучающихся: формы — групповая, парная, самостоятельная, работа в классе, формы работы на выезде при проведении экскурсий, в специально отведённом помещении в соответствии с типом урока.
Дополнительный материал: Интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин».
Диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий — тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты)» ([8], с. 3-4).
Предусмотрены дополнительные творческие задания, которые могут выполняться дома по желанию учащихся.
Очень важной составляющей уроков является, на наш взгляд, обучение учащихся самоанализу и самооценки – как в отношении содержания и организации урока (в части оценки его сложности, высказывания предложений), так и в части оценки собственных достижений. Умение учится (что, собственно, и является основной целью формирования УУД) состоит не только в том, чтобы освоить некоторые навыки и умения. Не менее важным в этом деле - научить правильно (адекватно) оценивать себя и свои достижения. И, как можно видеть, авторы понимают важность этой задачи и планируют уже с младшей школе учить детей этим качествам.
Предусмотрены дополнительные творческие задания, которые могут выполняться дома по желанию учащихся.
Очень важной составляющей уроков является, на наш взгляд, обучение учащихся самоанализу и самооценки – как в отношении содержания и организации урока (в части оценки его сложности, высказывания предложений), так и в части оценки собственных достижений. Умение учится (что, собственно, и является основной целью формирования УУД) состоит не только в том, чтобы освоить некоторые навыки и умения. Не менее важным в этом деле - научить правильно (адекватно) оценивать себя и свои достижения. И, как можно видеть, авторы понимают важность этой задачи и планируют уже с младшей школе учить детей этим качествам.
Мы привели здесь только два примера, связанных с разработкой технологий формирования метапредметных умений, но они показательны в том смысле, что позволяет убедиться в том, что вопрос с созданием технологий формирования метапредметных умений (поурочных разработок) может успешно решаться авторами учебных пособий и методистами, которые имеют богатый опыт в этом вопросе. Следует предположить, что и по другим учебным дисциплинам такие технологии будут разработаны (и уже разрабатываются) авторскими коллективами по созданию учебных пособий. Другой важной проблемой и задачей в этом контексте является вопрос, связанный с разработкой средств и технологий оценки учебных достижений, особенно в части итоговой оценки выпускников начальной школы.
Приложение 1.
Урок № 33 | |||||
Тема: Проверим себя и оценим свои достижения | Тип: контроль | ||||
Задачи: • проверить знания и умения учащихся по темам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье»; • формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. • На данном уроке можно организовать контроль и оценку достижений учащихся по всем разделам, изучавшимся в первом полугодии, либо только по разделу «Мы и наше здоровье». Этот урок также может быть использован как резервный для более углублённого изучения некоторых тем, для подготовки | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: • оценивать свои знания и умения по разделам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье» | Метапредметные: • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; • оценивать достижения на уроке; • выполнять тесты с выбором ответа; • оценивать свои знания и умения; • понимать причины успехов и неудач; • видеть и исправлять ошибки | Личностные: • принимать социальную роль обучающегося; • определять мотивы учебной деятельности; • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | |||
Межпредметные связи: математика, русский язык, технология, литературное чтение (оценочная деятельность) | |||||
Ресурсы урока: учебник, часть 1 | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
• Мотивирует учащихся к выполнению теста: спрашивает, какие темы были наиболее интересны, что вызвало затруднения, о чём хочется узнать больше, какие знания и умения уже пригодились в жизни. Можно организовать выставку дополнительной литературы по изученным темам и предложить учащимся с её помощью самостоятельно найти ответы на вопросы, оставшиеся без ответа при изучении темы | • Рассказывают о практическом применении полученных знаний и умений, определяют индивидуальный маршрут дальнейшей работы над темой. Знакомятся с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
• Предлагает учащимся самостоятельно подготовиться к выполнению теста: повторить материал, вызвавший наибольшие затруднения, задать уточняющие вопросы учителю или одноклассникам. * Эту работу можно организовать в парах, группах или фронтально | • Соотносят свои достижения с планируемыми результатами на шмуцтитуле раздела «Мы и наше здоровье». Повторяют изученный материал, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников | ||||
Организация познавательной деятельности, | |||||
• Организует выполнение теста в учебнике на с. 166—170 с самопроверкой. Если на уроке проверяются знания и умения учащихся по трём разделам изучавшимся в первом полугодии, не стоит предлагать им выполнить все три теста подряд | • Выполняют тест: читают вопросы, отмечают правильные ответы, проверяют их правильность с помощью страничек для самопроверки, оценивают свои достижения при изучении темы | ||||
Подведение итогов |
| ||||
• Спрашивает учащихся о способах исправления допущенных ошибок (работа Тест, предлагаемый в учебнике, может носить обучающий характер и использоваться с целью обобщения знаний учащихся по изученной теме. | • Определяют способы исправления ошибок вения ошибок, делают выводы Рассуждают о причинах возникновения ошибок. | ||||
Дополнительный материал: дополнительная литература по теме (подбирает учитель, используя ресурс школьной библиотеки), Интернет-ресурсы | |||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Окружающий мир: Тесты | |||||
Дополнительные творческие задания: | |||||
Самоанализ | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
|
Урок № 33 | |||||
Тема: Проверим себя и оценим свои достижения | Тип: контроль | ||||
Задачи: • проверить знания и умения учащихся по темам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье»; • формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. • На данном уроке можно организовать контроль и оценку достижений учащихся по всем разделам, изучавшимся в первом полугодии, либо только по разделу «Мы и наше здоровье». Этот урок также может быть использован как резервный для более углублённого изучения некоторых тем, для подготовки | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: • оценивать свои знания и умения по разделам «Как устроен мир», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье» | Метапредметные: • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить; • оценивать достижения на уроке; • выполнять тесты с выбором ответа; • оценивать свои знания и умения; • понимать причины успехов и неудач; • видеть и исправлять ошибки | Личностные: • принимать социальную роль обучающегося; • определять мотивы учебной деятельности; • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки | |||
Межпредметные связи: математика, русский язык, технология, литературное чтение (оценочная деятельность) | |||||
Ресурсы урока: учебник, часть 1 | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
• Мотивирует учащихся к выполнению теста: спрашивает, какие темы были наиболее интересны, что вызвало затруднения, о чём хочется узнать больше, какие знания и умения уже пригодились в жизни. Можно организовать выставку дополнительной литературы по изученным темам и предложить учащимся с её помощью самостоятельно найти ответы на вопросы, оставшиеся без ответа при изучении темы | • Рассказывают о практическом применении полученных знаний и умений, определяют индивидуальный маршрут дальнейшей работы над темой. Знакомятся с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
• Предлагает учащимся самостоятельно подготовиться к выполнению теста: повторить материал, вызвавший наибольшие затруднения, задать уточняющие вопросы учителю или одноклассникам. * Эту работу можно организовать в парах, группах или фронтально | • Соотносят свои достижения с планируемыми результатами на шмуцтитуле раздела «Мы и наше здоровье». Повторяют изученный материал, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников | ||||
Организация познавательной деятельности, | |||||
• Организует выполнение теста в учебнике на с. 166—170 с самопроверкой. Если на уроке проверяются знания и умения учащихся по трём разделам изучавшимся в первом полугодии, не стоит предлагать им выполнить все три теста подряд | • Выполняют тест: читают вопросы, отмечают правильные ответы, проверяют их правильность с помощью страничек для самопроверки, оценивают свои достижения при изучении темы | ||||
Подведение итогов |
| ||||
• Спрашивает учащихся о способах исправления допущенных ошибок (работа Тест, предлагаемый в учебнике, может носить обучающий характер и использоваться с целью обобщения знаний учащихся по изученной теме. | • Определяют способы исправления ошибок вения ошибок, делают выводы Рассуждают о причинах возникновения ошибок. | ||||
Дополнительный материал: дополнительная литература по теме (подбирает учитель, используя ресурс школьной библиотеки), Интернет-ресурсы | |||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А. А. и др. Окружающий мир: Тесты | |||||
Дополнительные творческие задания: | |||||
Самоанализ | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
|
Литература
Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Боголюбов Л. Н., Дик Ю.И., Иванова Е.О., Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Челышкова М.Б., Шмелев А.Г. Об общих подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы // Перспективы развития общего среднего образования. Сб. науч. тр. М.: ИОСО РАО, 1998.
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1 класс. – М., Баласс, изд. Школьный дом, 2013.
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 2 класс. – М., Баласс, изд. Школьный дом, 2013.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Горячев и др. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3 – 4 класс. – М., Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа2100».
Буртовой И.Д., Зязин Б. П. О критериях оценки результатов труда учителей и учащихся. Алма-Ата, 1985.
Глаголева Ю.И., Федорова Е.Ю., Роговцева Н.И. Окружающий мир: Поурочные разработки:: Технологические карты уроков: № класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: СПб: Просвещение, 2013.
Гущин Ю.Ф. Анализ особенностей оценки метапредметных результатов
Гущин Ю.Ф. К вопросу о формировании списка оценки личностных результатов усвоения обучающимися основной образовательной программы.
Гущин Ю.Ф. К вопросу об оценке личностных результатов обучающихся
Гущин Ю.Ф. Предложения по организации мониторинга личностных результатов обучающихся.
Гущин Ю.Ф. К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения.
Гущин Ю.Ф. Анализ особенностей оценки «личностных» универсальных учебных действий.
Гущин Ю.Ф. Анализ научно-методических разработок в области оценки образовательных достижений школьников – www.psyhoinfo.ru.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009.
Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) - nsportal.ru.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М:, МГУ, 1986.
Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: «Логос», 1994.
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа, под ред. С.Г. Ковалевой. – М:, просвещение, 2012.
Ковалева С.Г. Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) – http://www.isiorao.ru.
Кондакова А.М., Кузнецов А.А.. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов основного (общего) образования. –М.: Просвещение, 2009.
Концепция деятельности Института стратегических исследований в образовании РАО. – isiorao.ru.
Кузнецов А.А., Дяшкина О.А. Требования к результатам обучения как важнейший компонент образовательных стандартов. - ж. Стандарты и мониторинг в образовании, № 1, 1999, с. 39 – 43.
Кулибаба И.И. и др. О разработке требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся: К методике изучения проверочно-оценочной деятельности учителя. – “Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся”. М., 1973.
Логинова О.Б. Оценка итоговых и промежуточных предметных, метапредметных и личностных результатов - (4.07.2013).
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы, под ред. О.Б. Логиновой. – М:, Просвещение, 2013.
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 - http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 - http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 - http://eidos.ru.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Что значит «уметь учиться» -
Педагогический совет по внедрению ФГОС. ФГОС, проблемы внедрения ФГОС в школе - School-7.ucoz.ru/news/pedagogichesk.
Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окрудающий мир. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей ОУ. _ М, Просвещение 2012.
Положение о внедрении в образовательный процесс ГБОУ СОШ № 1747 стандартов второго поколения (ФГОС ООО) - Общеобразовательная школа № 1747 г. Москвы. – fgos.seminfo.ru.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2010 — (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011 — (Стандарты второго поколения).
Программа "Школа 2100" (ФГОС) – www.school2100.ru
Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы «Школа 2100». Пособие для учителя 1-го класса. - www.school2100.ru.
Роговцева, Глаголева, Федотова: Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс. ФГОС. – М:, СПб. Просвещение 2013,
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир: 2 класс, - М:, изд. Экзамен, 2013.
Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - http://eidos.ru.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Школа 2100. – proshkolu.ru
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования – СОШ № 10, г. Красноярск.
Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования – http://nachalka 1-4.ucoz/sistema_ocenki.doc.
Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - http://eidos.ru.
Сопровождение ФГОС. Московская школа № 997 - sch997.ru.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu. ru.
Тихомирова Е.М. Поурочные разработки ро предмету «Окружающий мир». -
Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактический метод. анализ. Н.С. Бачменова, Т.Л. Коган, Е.А. Кошелева и др. М.: Педагогика, 1987.
Технологические карты: инновационный педагогический инструментарий для обеспечения реализации ФГОС - Журнал «Школа управления образовательным учреждением», № 05 (05), 2011 г.
Улановская И.М. Мониторинг метапредметных результатов начального образования - (декабрь 2011).
ФГОС в начальной школе. МАОУ «СОШ №1» г. Светлогорска. -svetlogorskmou1@mail.ru.
Цукерман Г.А. Разработка метапредметных компетенций как показатель эффективности учебной деятельности в начальной школе - (6.12. 2012).