Предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов обучающихся
Ю.Ф. Гущин
Разработка данных предложений связана с решением задач, направленных на реализацию требований стандарта образования второго поколения и непосредственно ориентирована на решение этих задач. Известно, что новый стандарт образования, кроме требований к предметным знаниям и умениям, содержит требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Однако сами по себе эти требования не определяют характера и способов их реализации в образовательной деятельности школы, тем более не определяют то, как эти результаты должны будут оцениваться. Программы реализации этих требований должны будут включать предложения по оценке достижений школьников в области социального и личностного развития учащихся.
При разработке предложений по оценке данной группы требований важно знать ответ вопрос, на какой основе будет проводиться эта оценка и какие средства в ней будут задействованы. Отвечая на него, мы исходим из того, что в качестве основания должны рассматриваться, с одной стороны, требования к личностным результатам стандарта, а, с другой, возрастные нормы развития детей (см. Приложение 2). Общее основание является необходимым и обязательным условием создания адекватной системы оценки личностных результатов. Оценка должна проводиться на единой методической и методологической основе и с использованием стандартного набора средств оценки. Только в этом случае можно будет проводить сравнение и обобщение результатов оценки, полученных разными школами и округами. Известно, что в настоящее время школы формируют свои собственные (авторские) программы развития и воспитания учащихся. При этом каждая школа выбирает и использует те средства оценки, которые считает необходимым использовать (или те, которые есть в наличии). Понятно, что полученные при этом результаты оценки ограниченны в плане использования конкретной школой. Это является существенным недостатком в подходе к оценке личностных результатов с позиции внешнего контроля за результатами деятельности школы: очевидно, что невозможно достаточно объективно судить о том, хорошо или плохо проводится воспитательная работа в разных школах, поскольку в них реализуются разные программы воспитания и используются разные показатели и средства оценки. Но суть дела не только в этом. В этом случае невозможно обобщать и сравнить достижения разных школ, что, в конечном счете, отражается на качестве воспитательной работы в целом.
Такой подход к оценке личностных результатов был, вероятно, возможен до разработки нового стандарта образования, но с его появлением это уже невозможно (или даже недопустимо). Стандарт образования, как нормативный документ, является единым и обязательным для выполнения всеми образовательными учреждениями. Из этого, в частности, следует, что с введением нового стандарта в школах уже невозможно будет проводить оценку личностных результатов в том направлении и теми средствами, которые школа считает нужным для себя. Поэтому уже сам факт наличия требований к личностным результатам в новом стандарте определяет необходимость разработки единого подхода к оценке личностных результатов. Выполнение этого условия лежит в основе представленных ниже предложений.
Наши предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся представлены в двух вариантах. Первый условно можно назвать оптимальным с точки зрения набора показателей и методик; второй – допустимым ─ вариант при минимально возможном использовании набора показателей и средств оценки (см. таблицы 1 и 2).
Для каждого из вариантов мониторинга показатели и методики оценки отбирались в соответствии с возрастом учащихся и ступенями обучения. Таким образом, в каждом из вариантов представлены три блока показателей и методик: для младших классов, основной школы и старшей школы. Поэтому, наборы показателей и методик оценки, как видим, разные при переходе от одной ступени обучения к другой, но при этом сохраняется преемственность показателей для всех возрастов.
В основе такого подхода к отбору показателей и методик оценки лежит представление о закономерностях развития детей и соответствующие возрастные нормы развития: при переходе от одной ступени развития к другой меняется ситуация развития, ведущая деятельность, появляются новообразования, соответствующие каждому возрасту (см. Приложение 2). Так, например, в младшем школьном возрасте самосознание ребенка еще не является целостным и вполне сформированным, но в этом возрасте закладываются его основы в виде обобщений, произвольного внимания и мышления, появляется смысловая память, формируются учебные мотивы и т.д. В подростковом возрасте формируется Я-концепция как целостное представление о себе и самооценка образа «Я», а в старшем школьном возрасте центральным новообразованием становится самоопределение (как в личностном, так и в профессиональном отношении), причем, для всех этапов одним из ведущих факторов, характеризующих развитие учащихся, являются ценности и морально-нравственное развитие. Если брать в совокупности ведущие факторы и условия, влияющие на развитие (в частности, психологический климат в детском коллективе, факторы тревожности и адаптированности ребенка, развитее мышления), то список основных показателей оценки личностных результатов школьников будет выглядеть следующим образом:
В основе такого подхода к отбору показателей и методик оценки лежит представление о закономерностях развития детей и соответствующие возрастные нормы развития: при переходе от одной ступени развития к другой меняется ситуация развития, ведущая деятельность, появляются новообразования, соответствующие каждому возрасту (см. Приложение 2). Так, например, в младшем школьном возрасте самосознание ребенка еще не является целостным и вполне сформированным, но в этом возрасте закладываются его основы в виде обобщений, произвольного внимания и мышления, появляется смысловая память, формируются учебные мотивы и т.д. В подростковом возрасте формируется Я-концепция как целостное представление о себе и самооценка образа «Я», а в старшем школьном возрасте центральным новообразованием становится самоопределение (как в личностном, так и в профессиональном отношении), причем, для всех этапов одним из ведущих факторов, характеризующих развитие учащихся, являются ценности и морально-нравственное развитие. Если брать в совокупности ведущие факторы и условия, влияющие на развитие (в частности, психологический климат в детском коллективе, факторы тревожности и адаптированности ребенка, развитее мышления), то список основных показателей оценки личностных результатов школьников будет выглядеть следующим образом:
ценности личности, базовые убеждения;
морально-нравственная и личностная автономия;
показатели развития самосознания;
учебная и познавательная (для старших школьников) мотивация;
адаптированность, школьная тревожность;
психологический климат в школьном коллективе;
развитие мышления.
Исследователи отмечают, что для развития детей в целом и развития самосознания, в частности, важной составляющей является развитие личностной и теоретической (применяемой в деятельности) рефлексии1.
Предложения, связанные с подходом к организации мониторинга в школах
Для проведения мониторинга в школах существенным и важным является вопрос о том, в каких классах каждой ступени обучения проводить оценку личностных результатов. Наши предложения по этому вопросу сводятся к следующему.
На первой ступени обучения (младшие классы) предлагается проводить оценку по следующей схеме:
Входной контроль целесообразно проводить во второй декаде обучения в 1-х классах (когда примерно складываются устойчивые взаимоотношения среди учащихся) или в начале обучения во 2-х классах. Следует учитывать, что перед поступлением в школу проводится оценка готовности учащихся к обучению в школе. Проверяется уровень готовности детей к обучению, но список показателей включает и показатели, характеризующие развитие. Поэтому, возможно, и нет необходимости проводить дополнительный контроль развития в 1-х классах, но в этом случае в список показателей оценки необходимо включить ряд показателей из предлагаемого нами списка.
Оценку результатов развития для младших школьников (итоговый контроль) целесообразно, на наш взгляд, проводить в середине или конце обучения в 4-х классах. Или в начале обучения в 5-х классах. Известно, что при переходе из младшей школы в основную происходят важные изменения в развитии детей. Поэтому, с одной стороны, нужно оценить достижения учащихся в личностном развитии, которые произошли в период с 1-го по 4-ый класс, а, с другой – зафиксировать уровень развития в переходный период из младшей школы в основную. В этом случае входной контроль учащихся основной школы можно не проводить, поскольку итоговый контроль в младшей школе становится входным для основной школы.
Итоговый контроль учащихся основной школы следует, на наш взгляд, проводить дважды: первый раз – в 7-ом классе и второй раз - в середине или конце обучения в 9-ых классах. В период с 4-го по 7-ой класс происходят изменения, соответствующие младшему подростковому возрасту, а 7-го по 9-ый классы - изменения, соответствующие старшему подростковому возрасту. Эти изменения существенны с токи зрения показателей развития.
При переходе из основной школы в …. входной контроль проводить не нужно, так как отправной точкой в этом случае служат результаты оценки, полученные в 9-ом классе. По логике вещей итоговый контроль для этой ступени обучения нужно было бы проводить в выпускных, 11-х классах, но известно, что учащиеся выпускных классов сильно перегружены. Поэтому итоговый контроль для этого возраста можно провести в 10-х классах, но в этом случае его лучше провести в конце учебного года (апреле-мае м-це).
В расширенном варианте мониторинга (таблица 1) входной и итоговый контроль разделен на два этапа. Это связано с тем, что в этом варианте предусмотрен достаточно большой объемом тестирования. Поэтому не целесообразно проводить тестирование в короткие сроки (большие нагрузки для участников и ответственных за проведение тестирования). По этой же причине можно разделить на два этапа тестирование и по сокращенному варианту мониторинга (таблица 2). Окончательное решение по вопросу о том, проводить ли тестирование в два этапа или в один остается за администрацией школы.
При обсуждении организационных и технических задач, связанных с проведением мониторинга оценки личностных результатов, постоянно будет возникать вопрос о том, кто будет проводить обработку результатов тестирования. Известно, что это наиболее трудоемкая часть и затратная по времени часть в рамах оценки. Поэтому предлагается автоматизировать большую часть или все методики, используемые в рамках мониторинга. Эту функцию мог бы взять на себя центр качества образования Москвы, тем более, что часть методик из предлагаемого списка были автоматизированы в предыдущие годы – в период работы секции ГЭП «Оценка социализации учащихся».
Далеко не последняя роль в плане одобрения и принятия школами высказанных предложений по организации мониторинга связана с ожиданиями в отношении его результатов. Другими словами, вполне ожидаемо, что директора и администрация школ при рассмотрении этих предложений будет задаваться вопросом: а что дает в итоге реализация этих предложений? Полагаем, что нужно быть готовыми к подобного рода вопросам. С этой целью был подготовлен ряд демонстрационных профилей, наглядно показывающих, как будут выглядеть итоговые результаты тестирования и в чем их смысл (см. раздел 3.3., подраздел 3.2.5.).
Далеко не последняя роль в плане одобрения и принятия школами высказанных предложений по организации мониторинга связана с ожиданиями в отношении его результатов. Другими словами, вполне ожидаемо, что директора и администрация школ при рассмотрении этих предложений будет задаваться вопросом: а что дает в итоге реализация этих предложений? Полагаем, что нужно быть готовыми к подобного рода вопросам. С этой целью был подготовлен ряд демонстрационных профилей, наглядно показывающих, как будут выглядеть итоговые результаты тестирования и в чем их смысл (см. раздел 3.3., подраздел 3.2.5.).
В контексте обсуждения данных предложений считаем важным подчеркнуть, что предлагаемые методики оценки позволяют получать информацию не только о результатах развития учащихся, но одновременно могут использоваться для оценки эффективности деятельности учителей, педагогов и воспитателей школы.
В заключение вводного текстового сопровождения предложений по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся следует заметить, что представленные в таблицах 1 и 2 показатели и методики оценки - это предложения, а не готовый проект организации мониторинга. Кроме обязательного обсуждения и экспертизы этих предложений, необходимо провести исследования с целью проверки валидности предлагаемых методик, провести их коррекцию в соответствии с результатами исследований и, возможно, модифицировать некоторые из них. Требует дополнительной оценки также список показателей оценки, соответствующих каждому возрасту.
Литература
Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. – www.ablest.ru
Гущин Ю.Ф., Татур А.О. Анализ объекта социализации учащихся. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1. – МЦКО, 2010.
Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. – www.standart.edu.ru.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с. 4 – 7. – www.standart.edu.
Входной контроль (сентябрь-октятрь м-цы) | Итоговый контроль | ||||
Показатели оценки | Методики | Методики | 1-ой этап (март-апрель м-ц) | 2- этап (апрель-май м-ц) | |
1. Комплекс показателей для определения готовности к обучению в школе | Методика изучения зрелости детей, поступающих в 1-ый класс; | Начальная школа (дошкольники или 1-е классы) | 2. Осознание детьми нравственных норм | Методика «Закончи Историю» | |
1.Социализированность (адаптированность; автономия; активность/пассивность; нравственность (приверженность гуманитарным нормам); 2.Учебная мотивация; 3. Школьная тревожность; 4.Психологический климат в классе; 5. Развитие словесно-логического и понятийного мышления. | 1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова); 2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой; 3. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка); | Начальная школа (4-е классы) | 4. Опросник «Мой класс»(Гильбух) Методика Дембо-5.Рубинштейн; 6.Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT) | 1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова); 2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой; 3. Методика Дембо-Рубинштейн; Опросник «Мой класс» (Гильбух) | 4. Методика Дембо-Рубинштейн; 5. Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT) |
1.Базовые убеждения; 2. Ценностные ориентации; 3. .Потребности; 4.Я-концепция (по показателям соотношения Я-реального и Я-идеального); 5.Приспособление/обособление (самостоятельность, независимость - конформизм) Учебная мотивация; 6.Школьная тревожность 7.Психологический климат в группе (классе); 8.Способность к анализу, оценке и рефлексии | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»): 3. Опрости «Потребности» 4. Методика Л.А. Ясюковой (4 фактора + шкала «псих. защита»); 5. Методика диагностики структуры учебной деятельности; | Основная школа (7 - 9 классы) | 6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса; 7. Шкала оценки психологического климата в классе (или «Оценка отношений подростка с классом»); 8.Тест оценки способности к рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова) | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»): 3. Опрости «Потребности» 4. Методика диагностики структуры учебной деятельности; | 5. Методика Л.А. Ясюковой; 6. «Многомерная оценка детской тревожности» или Методика Филипса; 7. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); или «Оценка отношений подростка с классом»); 9.Тест оценки способности к анализу, оценке и рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова) |
Показатели, характеризующие Самоопределение школьника: 1. Я-концепция (по соотношению Я-реального и Я-идеального); 2. Личностная автономия (обособление) 3. Жизненные установки личности; 4. Профессиональное самоопределение; 5. Познавательная мотивация; 6. Уровень развития критического мышления и рефлексии | 1. Методика «Предпочтения» 2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО); 3. Методика Ясюковой «Личностные качества»; 4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова; Методики нет Методики нет | Старшая школа (10-е классы) | 1. Методика «Предпочтения» 2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО); | 3. Методика Ясюковой «Личностные качества»; 4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова; |
Входной контроль (сентябрь-октятрь м-цы) | Итоговый контроль | ||||
Показатели оценки | Методики | Методики | 1-ой этап (март-апрель м-ц) | 2- этап (апрель-май м-ц) | |
1. Комплекс показателей для определения готовности к обучению в школе | Методика изучения зрелости детей, поступающих в 1-ый класс; | Начальная школа (дошкольники или 1-е классы) | 2. Осознание детьми нравственных норм | Методика «Закончи Историю» | |
1.Социализированность (адаптированность; автономия; активность/пассивность; нравственность (приверженность гуманитарным нормам); 2.Учебная мотивация; 3. Школьная тревожность; 4.Психологический климат в классе; 5. Развитие словесно-логического и понятийного мышления. | 1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова); 2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой; 3. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка); | Начальная школа (4-е классы) | 4. Опросник «Мой класс»(Гильбух) Методика Дембо-5.Рубинштейн; 6.Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT) | 1. «Оценка социализированности учащихся» (Методика М.И. Рожкова); 2.Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Лускановой; 3. Методика Дембо-Рубинштейн; Опросник «Мой класс» (Гильбух) | 4. Методика Дембо-Рубинштейн; 5. Методика Э.Ф. Замбавицявичене или «Культурно-свободный тест на интеллект» (CFIT) |
1.Базовые убеждения; 2. Ценностные ориентации; 3. .Потребности; 4.Я-концепция (по показателям соотношения Я-реального и Я-идеального); 5.Приспособление/обособление (самостоятельность, независимость - конформизм) Учебная мотивация; 6.Школьная тревожность 7.Психологический климат в группе (классе); 8.Способность к анализу, оценке и рефлексии | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»): 3. Опрости «Потребности» 4. Методика Л.А. Ясюковой (4 фактора + шкала «псих. защита»); 5. Методика диагностики структуры учебной деятельности; | Основная школа (7 - 9 классы) | 6. «Многомерная оценка детской тревожности» (МОДТ) или Методика Филипса; 7. Шкала оценки психологического климата в классе (или «Оценка отношений подростка с классом»); 8.Тест оценки способности к рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова) | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2.Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения»): 3. Опрости «Потребности» 4. Методика диагностики структуры учебной деятельности; | 5. Методика Л.А. Ясюковой; 6. «Многомерная оценка детской тревожности» или Методика Филипса; 7. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); или «Оценка отношений подростка с классом»); 9.Тест оценки способности к анализу, оценке и рефлексии (разработка Ю.Ф. Гущина, И.И. Ильясова) |
Показатели, характеризующие Самоопределение школьника: 1. Я-концепция (по соотношению Я-реального и Я-идеального); 2. Личностная автономия (обособление) 3. Жизненные установки личности; 4. Профессиональное самоопределение; 5. Познавательная мотивация; 6. Уровень развития критического мышления и рефлексии | 1. Методика «Предпочтения» 2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО); 3. Методика Ясюковой «Личностные качества»; 4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова; Методики нет Методики нет | Старшая школа (10-е классы) | 1. Методика «Предпочтения» 2. Методика Фидлера - переработанный вариант (или ДМО); | 3. Методика Ясюковой «Личностные качества»; 4. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова; |
Таблица 2. Предложения по организации мониторинга оценки личностных результатов учащихся (сокращенный вариант)
Ступени обучения и классы | Входной контроль (сентябрь-октябрь м-ц) | (март-апрель м-ц) | ||
Показатели оценки | Методики | Методики | ||
Начальная школа (дошкольники или 1-е классы) | Тестирование по методикам оценка готовности к обучению в школе | |||
Начальная школа (4-е или 5-е классы) | 1.Социализиро-ванность (С-П адаптированность; автономия; активность-пассивность; нравственность (привеженность гуманитарным нормам); 2.Самооценка; 3.Учебная мотивация;. 4. Психологический климат | 1. Методика М.И. Рожкова «Оценка социализированности учащихся»; 2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова); 3. Опросник «Мой класс» (Гильбух) 4. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка) | 1. Методика М.И. Рожкова «Оценка социализированности учащихся»; 2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова); 3. Опросник «Мой класс» (Гильбух); 4. Методика Дембо-Рубинштейн (самооценка) | |
Основная школа (8 или 9 классы | 1. Базовые убеждения 2.учебная мотивация 3.Школьная тревожность; 4.Психологический климат | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (или Опросник «Предпочтения») 3. Методика «Диагностики структуры учебной деятельности» 3. «Многомерная оценка детской тревожности» 4. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); | 1. Методика «Базовые убеждения»; 2. Методика диагностики структуры учебной деятельности; 3. «Многомерная оценка детской тревожности» 4. Шкала оценки психологического климата в классе (коллективе); | |
Старшая школа (10 классы) | 1. Самоопределение - Развитие «Я» концепции (Я-реальное - Я-идеальное); - Моральная и личностная автономность (независимость); - Профессиональное самоопределение; - Познавательная мотивация | 1. Методика ДМО или Фидлер (переработанный вариант); 2. Методика Ясюковой (переработанный вариант); 3. Активизирующая профориентационная методика (Н. Пряжников); | 1. Методика ДМО или Фидлер (переработанный вариант); 2. Методика Ясюковой (переработанный вариант); 3. Активизирующая профориентационная методика Н. Пряжникова; |
1 Мудрик А.В. Социализация человека. М.:, 2004.