Психология и методология образования

Дизайн в сфере образования: реальность, возможности, необходимость

Тюков А. А.

Дизайн. В англо-русском словаре В.К.Мюллера слово design переводит­ся как замысел, цель, проект, план, конструкция, композиция, со­от­ветственно в качестве глагола, как задумывать, проектировать, конструировать. Такая многозначность перевода определена не только различиями в языковых системах, но прежде всего объемом и содержанием понятия, выраженного в этом слове. Понятие дизайна в современности выражает одно из трех всеобщих отношения человека к действительности2. Если использовать фундаментальное гносеологическое различение двух отношений человека к окружающей действительности и к самому себе, а именно: познавательного, созерцающего с одной стороны и практического, преобразующего - с другой, в свою очередь практическое отношение также разделить на непосредственно преобразующее, без точно определенной до начала преобразования модели, и на проектировочное, когда непосредственному преобразованию предшествует особый образ-цель, то вся совокупность деятельностного отношения человека к миру разделиться на три типа: познавательное, проектировочное и практическое. Эти отношения также можно рассмотреть как типы деятельности и типы знания, соответственно, как деятельности исследования, проектирования и практики (производства), или как знания "естественно-научные", "инженерно-конструктивные" и "практико-методические"3.

Таким образом, проектирование, конструирование, дизайн это архитип человеческой деятельности, а значит как особое тотальное отношение к миру он присутствует во всех конкретных видах человеческой деятельности. В конце 60-х и начале 70-х годов в работах членов Московского методологического кружка и, прежде всего в работах О.И. Генисаретского была представлена логика анализа деятельности как "сфер деятельности", в форме которых организуются социотехнические системы. Сферный анализ социума был новым шагом в системно-структурной методологии, который дал средства детального анализа строения универсума человеческой деятельности при сохранении целостности интерпретации его результатов.

Сфера дизайна (мы будем ее называть именно так, хотя чаще эту сферу определяют как сферу инженерии, или проектирования) в себе концентрирует целый тип деятельности из трех всеобщих. В свою очередь, сфера образования является именно той, в которой происходит передача (трансляция) всего богатства человеческой культуры от одного поколения к другому. Сфера образования по типу ядерной деятельности является практической, однако совершенно особенной, так как в ней осуществляется практика созидания, формирования, образования человека.

Итак, д и з а й н - это общественная профессиональная сфера деятельности, ядерным процессом которой по типу является деятельность проектирования. Конкретные виды этой деятельности определяются развитием способов, или, как бы сказали сейчас, технологий проектирования. В истории можно выделить по краеней мере четыре стадии развития способов проектирования: прототипное, морфологическое, тотальное ("KNOW HOW") и непрерывное программирование.

Развитие сферы дизайна в последнее десятилетие проходит в контексте общей социо-культурной ситуации и связано с широким распространением программно-целевого и системно-деятельностного подходов и, в частности, внедрением их в практику художественного конструирования предметно-вещной среды жизнедеятельности человека. Непрерывное программирование как способ проектирования предметных условий и пространства жизни человека в дизайне находит свое выражение в методологии разработки и реализации дизайн-программ4.

Связанный в истоках своего становления с решением проблем синтеза науки, искусства, архитектуры, технологии и промышелнногопроизводства дизайн постоянно был ориентирован на методологию "Системно-интегрирующего подхода" в отличие от аналитического и дифференцирующего. В дизайне, не отрицая необходимость типологического различения морфологии деятельности, включенных в контекст проектирования, разнообразия целей, задач и способов решения проектных проблем, во главу угла ставится идея целостности культурно-исторической детерминации всего комплекса технологии выдвижения и постановки проблем воспроизводства предметной среды и условий существования и развития человека.

Только комплексная дизайн-программа оказывается способной обеспечить необходимую полипрофессинальную кооперацию и коммуникацию разных точек зрения и взглядов на предмет проектирования. По точному выражению Л. Кузьмичева дизайн-программа это механизм (от себя добавим: полный - от системы документов до конкретных рабочих операций) связывающий в единое проектное целое людей, орудия и средства, пространство и время, операции и процедуры, материал и продукты. Дизайн-программа в процессах своей разработки и реализации и есть реальная воплощенная в конкретной деятельности дизайнера модель потребного будущего и технология его достижения. Так понимаемая дизайн-программа с соблюдением требования полипрофессионального комплексирования может стать полноценным социальным механизмом реализации непрерывного программирования жизни человека - ее пространства, условий и времени.

Только комплексная дизайн-программа оказывается способной обеспечить необходимую полипрофессинальную кооперацию и коммуникацию разных точек зрения и взглядов на предмет проектирования. По точному выражению Л. Кузьмичева дизайн-программа это механизм (от себя добавим: полный - от системы документов до конкретных рабочих операций) связывающий в единое проектное целое людей, орудия и средства, пространство и время, операции и процедуры, материал и продукты. Дизайн-программа в процессах своей разработки и реализации и есть реальная воплощенная в конкретной деятельности дизайнера модель потребного будущего и технология его достижения. Так понимаемая дизайн-программа с соблюдением требования полипрофессионального комплексирования может стать полноценным социальным механизмом реализации непрерывного программирования жизни человека - ее пространства, условий и времени.

Мы говорим: “может” потому, что еще не стала. Дело в том, что методология непрерывного программирования выдвигает перед всеми профессионалами, которые включаются в дизайн-программу, требования очень высокого уровня своей профессиональной культуры, культуры национальной и культуры общечеловеческой. Дадим краткую характеристику этой пока нерешенной в дизайн-программировании проблемы.

На рис. 1 мы представили пространственную организации комплексного подхода в системе координат: исследования, проектирования и практики. Каждая из названных деятельностей представлена развивающимися способами реализации соответствующего отношения к действительности. Согласно описанию каждая точка этого трехмерного пространства может быть представлена как пересечение характеристик по трем образующим. Давая пространственную характеристику любой точке пространства мы тем самым определяем возможную профессиональную позицию. Соответственно, любая позиция может быть охарактеризована как точка зрения в пространстве комплексного человекознания. Предлагаемая нами интерпретация системы комплексного знания как пространства точек зрения (особенных видений) позволяет утверждать, что реальная человеческая деятельность по крайней мере, трехмерна. Чистые типы - это наши абстракции, категориальные определители, но именно они позволяют точно, дифференцированно и в рамках типологии всего многообразия описать любое практическое отношение к предметам действительности.

Мы говорим о коммуникации как о специфическом обмене содержаниями предметных представлений, профессиональных позиций в средствах естественного языка. Главным условием комплексирования подходов становится категориальная определенность и понятийная строгость суждений представителей профессиональных позиций, участвующих в коммуникации. Взаимопонимание в коммуникации достигается только при условии эксплицированного представления своих исходных онтологических оснований каждым участником. Систематичность используемых понятий, логичность построения текста, схематичность представлений - это минимальные условия для того, чтобы истина родилась, а не "подохла в споре". Мы говорим об условиях успешной коммуникации.

Решение проблем коммуникации в сфере дизайна лежит на пути непрерывного программирования совместной межпрофессиональной деятельности, включающей этапы создания условий взаимодействия разных профессиональных позиций, осуществления коммуникации с уточнением, доопределением и, иногда, перопределением позиций и, наконец, анализа результатов взаимопонимания. Осуществить это можно, используя игровую имитацию жизни социальных систем5. На первый план при этом выдвигается проблема языка межпредметной коммуникации как специфической системы средств, могущих обеспечить взаимопонимание разных точек зрения и подходов, иногда противоположных. В последнее время в семиотике появляются попытки разрабатывать язык онтологических схем, как специальную систему средств для межпрофессионального взаимодействия. Возможно язык онтологических схем завоюет свое место в будущем, как это случилось с языком инженерных чертежей или радиосхем, но одно уже сейчас представляется достаточно очевидным: богатства естественного языка необходимо ограничить категориальной строгостью онтологических описаний.

В заключение этой части статьи можно сказать, что для того, чтобы дизайн реализовал все свои потенциальные возможности и ушел от реальности все еще часто встречающегося "штучного проектирования", необходимо с самого начала разработки дизайн-программ собирать полипрофессиональные и многодисциплинарные комплексные творческие коллективы.

Дизайн в образовании. Эта часть нашей статьи будет очень короткой. Анализ сфер дизайна и образования, сделанный в первых двух частях, позволяют нам в виде тезисов сделать несколько достаточно категорических заявлений о взаимодействии этих сфер.

Во-первых, ситуация мирового кризиса образования и появление глобальных проблем человечества, связанных с этим кризисом, требуют всю практическую деятельность профессионалов в сфере образования по обеспечению полноценного развития человека поставить в "проектный контекст", как об этом очень точно сказал В.Ф.Сидоренко на комплексной экспертизе Программы Минобразования России "ПОМОЩЬ". Проектировать в сфере образования нужно буквально все и проектировать в рамках современной методологии непрерывного программирования. Мы не можем начать выходить из кризиса, так как создаем новое по технологии прототипного проектирования, а значит ничего действительно нового создать не можем.

Во-вторых, профессионалы дизайнеры, владеющие проектной культурой должны распространить эту культуру на проектирование всех элементов жизни сферы образования. Наши собственные построения онтологий новой психологии и процессов образования человека есть не что иное, как проектирование категориальных и онтологических основ новых научных предметов (антропологии, психологии, педагогики). Проектирование новых образовательных технологий должно стать дизайнерски осмысленным, а не хаотичным и стихийным, как это имеет место сейчас.

Во-вторых, профессионалы дизайнеры, владеющие проектной культурой должны распространить эту культуру на проектирование всех элементов жизни сферы образования. Наши собственные построения онтологий новой психологии и процессов образования человека есть не что иное, как проектирование категориальных и онтологических основ новых научных предметов (антропологии, психологии, педагогики). Проектирование новых образовательных технологий должно стать дизайнерски осмысленным, а не хаотичным и стихийным, как это имеет место сейчас.

В-третьих, дизайн и дизайнеры в образовании могут и должны стать в позицию организаторов процесса созидания нового в образовании и организаторов деятельности представителей всех профессиональных общественных сфер деятельности. (Опыт "Интердизайна" позволяет говорить о справедливости этого заявления). В рамках комплексной федеральной программы Минобразования России "Дети Чернобыля" ("Помощь") дизайн выделен в особую программную область: "Проектирование условий оздоровления детей". Опыт совместной работы в течение двух лет позволяет говорить о значительном влиянии проектной культуры и мастерства дизайнеров профессионалов на специалистов из других сфер деятельности. С другой стороны разработки дизайнеров получают конкретную предметную направленность и адресность, так как с самого начала проектирования в него включены философы, ученые, педагоги, технологи, юристы и многие другие деятели сферы образования.

В заключении нашей статьи нам бы хотелось обратить внимание читетелей на современную ситуацию дизайна в сфере образования. Реальность положения проектирования в сфере образования повсеместно остается вне рамок современных достижений проектной культуры и знаний о человеке. В сфере дизайна накоплен значительный потенциал возможностей сделать проектирование условий образования и жизни наших детей действительно современным и достойным наших стремлений к добру правде и красоте. Актуально существует историческая необходимость на государственном уровне создать комплексную дизайн-программу "ВОЗРОЖДЕНИЕ", имея в виду, что образование во многом нужно рождать заново при всем понимании необходимости консервативности для образования как общественной сферы. Задача не только общечеловеческая и государственная, но доступная только для профессионалов высочайшей культуры.

Наконец, можно в самых общих чертах продемонстрировать многообразие предметов проектирования в сфере образования. Итак,

ДИЗАЙН:

 

Образа жизни в городе, деревне, этносе, вахтовом поселке.

Яслей, детских садов, школ, школьных классов, лабораторий, залов всех видов и типов.

Школьного транстпорта

Игрушки, игровых комплексов, площадок.

Букваря, учебной книги, хрестоматий.

Тетрадей, ручек, карандашей.

Компьютерных учебных комплексов

Мебели образовательных учреждений разных типов.

Школьной одежды.

Фирменного стиля школы.

Организации образовательных комплексов и культурно-образовательных цент ров.

Системы внешкольных учреждений.

Педагогических профессий.

Летних оздоровительных лагерей.

Просветительских акций.

Школьного театра и места разнообразных встреч

 

Перечень предметов проектирования можно перечислять практически бесконечно, так как всегда можно формировать предметные комплексы и различные спецификации. Само предметное комплексирование в социальном проектировании становится важнейшей проблемой.

Каждый пункт из перечисленного может стать предметом самостоятельной дизайн-программы, но необходимость состоит именно в том, чтобы все предметы дизайна объединялись в единую, целостную, приоритетную комплексную дизайн-программу созидания общественных условий для возрождения образования в России, иначе будущего ей не видать.

Наконец, статью можно завершить почти проповедническим призывом ко всем профессионалом, так или иначе связанным с инновациями в сфере образования: адекватной формой современного социального проектирования является непрерывное программирование собственной проектной деятельности в коммуникации на постоянно-действующих семинарах.

 

1 В этом параграфе мы приводим только фрагменты статьи “Образование и дизайн: пространство взаимодействия” в Ж. “Техническая эстетика”, 1994, №1. с целью предметной конкретизации проблем социального проектирования на примере уже давно сформированной сферы.

2 Тюков А.А. Человек как проблема комплексного изучения. В кн.: "Проблемы социального познания и современность" - "Мысль", М., 1993.

3 Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий. В сб.: "Языковые универсалии и лингвистическая типология", М., 1969.

 

4 Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа. Понятие. Структура. Функции. - В кн.: "Теоретические иметодические проблемы художественного конструирования комплексных объектов", М., 1979.

 

4 Кузьмичев Л.А., Сидоренко В.Ф. Дизайн-программа. Понятие. Структура. Функции. - В кн.: "Теоретические иметодические проблемы художественного конструирования комплексных объектов", М., 1979.

Разработка дизайн-программ - Серия: "Методические материалы", ВНИИТЭ, 1983.

5 Тюков А.А. Организационные игры как метод и форма социального обучения. - В кн. "Активные методы обучения педагогическому общению", М.,1983.