Психология и методология образования

Практическая психология в комплексе геронтологии

А.А. Тюков

1. Психологические разработки и исследования явлений двух возрастных периодов жизнедеятельности человека: предстарческого и старческого – связаны с решением двух основных проблем общей геронтологии. Во-первых, это проблема организации междисциплинарного взаимодействия и коммуникации всех антропологических наук. Общая геронтология должна рассматриваться как комплекс социологических, психологических и биологических наук, в котором ни она из дисциплин не сводится к другой. Научный редукционизм в любой форме приводит к потере прагматизма и позитивизма научных исследований. Научные факты в таких случаях не могут быть практически используемы. Только взаимопонимание ученых, занимающих различные позиции, позволят реализовать принципы практико-ориентированные исследования человеческой жизнедеятельности в эпоху старости.

2. Другой проблемой, имеющей отношение собственно к социологии и психологии, является необходимость реализации комплексного подхода в социологических и психологических науках. Согласно концепции комплексной психологии онтогенез человека – это развитие субъективности от телесного рождения до его телесной смерти. Развитие субъективности детерминировано развитием личности, сознания и деятельности как базовых образующих пространства существования человеческой субъективности (души). По закону периодизации психического развития эпоха старости характеризуется доминантой развития личности в отношениях к развитию сознания и деятельности (способностей). Человек в эту эпоху возвращается экзистенции своей индивидуальности, прожитой за всю жизнь. Самосознание личности в старости принимает форму принятия или непринятия «образа своего жизненного пути».

Таким образом, девиации личностного развития и психопатология личности старого человека будет определяться видами и степенью «непринятия субъектом собственной истории жизни». Поэтому основной проблемой практической психологии в области геронтологии оказывается поиск системы психологических понятий для описания целостной клиники самосознания личности в периоды предстарости и старости. В свою очередь, решение названной проблемы связывается с эмпирическим выделением параметров для определения психологической возрастной границы наступления старости и взаимосвязь психологических границ старости с физиологическими и биологическими.

Сложность и трудность решения проблемы определения возрастных границ эпохи старости обусловлено комплексной природой человеческого существования. Человек – существо социальное, человек- существо психическое и человек – существо телесное. Соответственно, возникает необходимость исследования взаимосвязи механизмов онтогенеза: присвоения культуры, освоения и усвоения способов жизнедеятельности, созревания телесности. Какой характер принимает взаимосвязь этих механизмов в целостности жизнедеятельности старого человека – составляет сущность еще далеко нерешенных проблем геронтологии.

3. Что же такое, эпоха старости с различных точек зрения? Чаще всего наступление старости связывается с климаксом и соответствующими душевными переживаниями прекращения продуктивного периода. Перед психологическим анализом встает задача выявления смысловой структуры эмоционального и аффективного отношения человека к таким возрастным изменениям его телесной жизни. В особенности это касается гендерных различий в переживаниях климакриальных состояний.

С другой точки зрения, психологическую границу старости связывают субъективными переживаниями биологического старения организма – дряхлением тела. Накапливаются телесные недуги и их субъективное осмысление индивидом, выражаемое в комплексе «внутренней картины болезни».

Важнейшей социокультурной характеристикой жизни в нашей цивилизации, является оценка «социальной эффективности» человека (А. Кемпински, 1973). Естественно, для старого человека характерно уменьшение эффективности организма и ,соответственно, производительности труда. С психологической точки зрения главным новообразованием возраста является понимание, опять же, эмоциональное отношение к своему социальному положению, аффективное отношение к культурным нормам общественного отношения к старикам, принятым в конкретном обществе.

Наконец, интегрирующим психическим новообразованием эпохи старости, выявляемым в психологическом анализе, является представление человека о прожитой жизни. Именно, образ уже пройденного жизненного пути «на закате жизни» определяет всю совокупность психологической феноменологии старости. Феноменологический факт поиска «смысла прожитой жизни», подобно поиску ответа на вопрос – «чем смысл жизни?» для юности, становится эмпирическим симптомом кризиса предстарческого возраста.

Как показывают наши экспериментальные исследования, выход из кризиса предстарческого возраста зависит от индивидуальных особенностей формирования субъективного образа «пройденного жизненного пути». На крайних полюсах континуума переживаний собственной старости оказываются выявляемые состояния «образа принятия жизни», определяющие личностно сохранное развитие субъективности, и с другой стороны, «непринятие собственного прошлого», которое выражается в широком спектре аффективно-реактивных девиаций личностного развития эпохи старости. Феноменология этих состояний составляет предмет клинической психологии предстарческих и старческих неврозов.

Как показывают наши экспериментальные исследования, выход из кризиса предстарческого возраста зависит от индивидуальных особенностей формирования субъективного образа «пройденного жизненного пути». На крайних полюсах континуума переживаний собственной старости оказываются выявляемые состояния «образа принятия жизни», определяющие личностно сохранное развитие субъективности, и с другой стороны, «непринятие собственного прошлого», которое выражается в широком спектре аффективно-реактивных девиаций личностного развития эпохи старости. Феноменология этих состояний составляет предмет клинической психологии предстарческих и старческих неврозов.

Специфическим предметом психологии старости является субъективное отношение к смерти, формируемое у человека в течении всей жизни и наиболее ярко переживаемое на рубеже ее завершения. Проблема психологического анализа отношения человека к смерти требует особого подхода, в котором возрастная психология взаимодействует с психологией развития религиозного сознания человека.

Итак, нормальное развитие человека предполагает: во-первых, формирование положительного «образа принятия пройденного жизненного пути» и, во-вторых, преодоление страха смерти как «тревоги небытия» (Э. Тиллих, 1990). Рационально принятие смысла прожитой жизни и мистическое верование в бессмертие души составляют мудрость человека как основного психического новообразования эпохи старости.