Первые этапы развития представлений о проблеме обучения(воспитания) и развития
В.М. Розин
Современные дискуссии по проблеме обучения и развития продолжают двигаться в том русле, которое было задано несколько столетий тому назад «естественно-научным» подходом в педагогике. Может быть поэтому они недостаточно продуктивны. Но, чтобы выйти из раз заданной колеи, нужно прежде всего отчетливо представить себе, какие задачи ее обусловили и какие ходы мысли к ней привели. Эта статья представляет собой попытку собрать и свести воедино материал, необходимый для обсуждения самых первых этапов возникновения интересующей нас проблемы.
1. Конец эпохи Возрождения характеризуется принципиально новой ситуацией в сфере школьного образования: сформулирована и разрабатывается идея всеобщего обучения, от индивидуально-групповых занятий переходят к «классным». Это порождает целый ряд затруднений: удлинение сроков обучения в 3—4 раза и крайне низкий уровень научения[1], положение, хорошо описанное позднее Коменским[2].
В современной терминологии главные причины затруднений могут быть сформулированы так: 1) при переходе ко всеобщему обучению не были выяснены его цели и методы, 2) не было определено содержание обучения.
Однако тогда педагоги могли лишь констатировать, что знания, которыми раньше, при индивидуальном обучении, ученики овладевали, теперь не усваиваются. Наиболее характерный пример здесь дает история обучения геометрии.
Пока в древней Греции, а также в период Возрождения, геометрии обучали индивидуально, затруднений не возникало. Но как только стали переходить ко всеобщему обучению, выяснилось, что по «Началам» Евклида («учебник», по которому в то время обучали во всех странах Европы) геометрия может быть усвоена только теми, кто уже знаком с основами изучаемого предмета. А большинство учеников, поступавших в школу, не имело никакой геометрической подготовки. Поэтому учащиеся механически заучивали положения геометрии, долгие годы не усваивая содержания и смыла изучаемого ими предмета[3].
Естественно, что неудовлетворительное состояние преподавания геометрии заставляло многих передовых педагогов, во-первых, изменять содержание и методы обучения, а во-вторых, искать причины низкого уровня научения.
При этом было выяснено, что для овладения одними знаниями необходимо предварительно овладеть другими, строго определенными знаниями. В свою очередь, для овладения этими «предварительными» знаниями необходимо было овладеть еще одной группой знаний и т. д. Получалось, что для научения определенному предмету необходимо в обучении задать целый ряд знаний, связанных между собой, причем знания, входящие в изучаемый предмет, только замыкали этот ряд.
Другим, не менее важным результатом явилось знание о том, что для организации рационального научения необходимы специальные методы обучения и искусственные учебные средства (картины, модели и пр.).
2. Оба результата, полученные педагогами, немедленно породили целую серию сложных вопросов и проблем, которые могут быть сведены к трем важнейшим:
- какую последовательность знаний необходимо задать при изучении того или иного предмета; каков характер и тип знаний, входящих в эту последовательность, какие связи должны быть заданы между ними;
- какие учебные средства нужно использовать на том или ином этапе обучения;
- что собой представляют рациональные методы обучения.
Сами педагоги ответить на эти вопросы уже не могли. Дело в том, что они неизбежно вели к еще более общему вопросу: чем принципиально обусловлен тот факт, что для научения необходимо задавать определенную последовательность знаний, определенные учебные средства и методы. Поскольку педагоги того времени отождествляли научение с познанием, ответ был такой: все выявленные в практике обучения зависимости научения определяются, с одной стороны, природой человеческого познания и человеческой, души, в которой оно осуществляется, а, с другой стороны,—типом содержания знаний, которым обучают. Таким образом, чтобы ответить на указанные выше вопросы, необходимо было прежде всего выяснить, во-первых, что собой представляет человеческое познание и человеческая душа, как они изменяются, а во-вторых, что такое тот или иной научный предмет, чем один предмет и одни знания отличаются от других. Но эти вопросы традиционно решались философией, логикой и психологией[4], к которым педагоги и вынуждены были обратиться. Именно здесь, таким образом, обнаружилась зависимость педагогики от других наук.
2. Оба результата, полученные педагогами, немедленно породили целую серию сложных вопросов и проблем, которые могут быть сведены к трем важнейшим:
- какую последовательность знаний необходимо задать при изучении того или иного предмета; каков характер и тип знаний, входящих в эту последовательность, какие связи должны быть заданы между ними;
- какие учебные средства нужно использовать на том или ином этапе обучения;
- что собой представляют рациональные методы обучения.
Сами педагоги ответить на эти вопросы уже не могли. Дело в том, что они неизбежно вели к еще более общему вопросу: чем принципиально обусловлен тот факт, что для научения необходимо задавать определенную последовательность знаний, определенные учебные средства и методы. Поскольку педагоги того времени отождествляли научение с познанием, ответ был такой: все выявленные в практике обучения зависимости научения определяются, с одной стороны, природой человеческого познания и человеческой, души, в которой оно осуществляется, а, с другой стороны,—типом содержания знаний, которым обучают. Таким образом, чтобы ответить на указанные выше вопросы, необходимо было прежде всего выяснить, во-первых, что собой представляет человеческое познание и человеческая душа, как они изменяются, а во-вторых, что такое тот или иной научный предмет, чем один предмет и одни знания отличаются от других. Но эти вопросы традиционно решались философией, логикой и психологией[4], к которым педагоги и вынуждены были обратиться. Именно здесь, таким образом, обнаружилась зависимость педагогики от других наук.
Обращаясь к философии, педагоги прежде всего должны были искать ответы на вопросы: 1) что такое человеческая душа, 2) что собой представляет процесс познания, 3) с чего познание начинается и как оно затем изменяется и усложняется, 4) что такое научный предмет (геометрия, арифметика, естествознание и пр.) или язык (чем одни языки отличаются от других, каково строение языков). Эти вопросы и определяли тот угол зрения, под которым педагоги в то время рассматривали работы философов и логиков. И в этом же плане, опустив все детали и предельно упростив общую схему, мы охарактеризуем концепции Аристотеля, Бекона, Декарта и Гассенди — философов, к работам которых обратились передовые педагоги (Рати-хиус и Коменский). Эта характеристика дозволит нам понять, какие теоретические принципы использовались тогда педагогами. Наконец, чтобы сделать изложение в педагогическом плане более понятным, мы возьмем в качестве примера научного предмета геометрию и рассмотрим, каким образом философы, с одной стороны, описывали строение геометрии и отдельных геометрических знаний, а с другой — объясняли познание геометрических объектов (линий, точек, фигур, тел, чертежей).
3. По Аристотелю, познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей, которое тесно связано с индукцией (индукция направлена на выделение общего и установление недоказуемых начал). Однако, хотя, чувственное восприятие в индукции и направлено на выделение общего, являясь необходимым условием такого выделения, оно это общее все же выделить не может (чувственное восприятие имеет дело с единичным и случайным, а общее не единично, не случайно, общее необходимо). Общее и недоказуемые начала выделяются с помощью ума. Его же усилиями, считает Аристотель, исходя из полученных в индукции недоказуемых начал, строится само доказательство[5]. Следовательно, в концепции Аристотеля знания (в частности, геометрические) получаются или через индукцию или через доказательство. В первом случае знания получаются за счет совместной деятельности чувственного восприятия и ума, а во втором — за счет деятельности одного ума. Эти же представления определили позицию Аристотеля в вопросе о том, какова природа чертежей и геометрических объектов (линий, точек, фигур, тел). Он считал, что геометрические объекты возникают в процессе чувственного восприятия единичных вещей, когда вещи за счет ума рассматриваются только в той мере, в какой они составлены из точек, линий, плоскостей, тел и только следующим шагом для изображения этих объектов и оперирования с ними строятся соответствующие чертежи[6].
Кроме того, по представлениям Аристотеля, душа включала в себя две составляющие, которые ему не удавалось связать: 1) растительные организмы, обеспечивающие чувственное восприятие, и 2) ум, выделяющий в предметах общее.
Ф. Бекон, Декарт и Гассенди, на представления которых о душе опирались Ратихиус и Коменский, в противоположность ему считали душу вполне материальным, природным образованием. Так, по Бекону, душа состояла из очень тонкого вещества, которое (подчинялось всем законам природы[7]. К Декарт в целом ряде работ (рассматривал душу как особую телесную машину, действия которой можно объяснить через механизм давления и удара корпускул (например, действие внешних вещей посредством чувств на мозг, а от мозга через нервы и мускулы наружу)[8]. Гассенди, вслед за Лукрецием, считал душу состоящей из атомов[9].
Что же касается природы познания, то и Бекон и Гассенди и даже Декарт (в той мере, в которой он был материалистом) главное место в процессах познания отводили ощущению и индукции, которая строилась на основе опыта и эксперимента[10]. При этом «орудием» ощущения выступали главным образом внешние чувства.
Несмотря на существенные различия, названные выше концепции характеризуются следующими общими моментами: 1) познание должно начинаться с чувственного восприятия единичных вещей, 2) общие знания появляются в результате чувственного восприятия и работы ума (причем, чувственное восприятие обычно первично по отношению к уму), 3) душа, в которой осуществляется познание, является материальным элементом и подчиняется всем законам жизни природы (это утверждение делается по отношению к представлениям Бекона, Декарта и Гассенди).
Несмотря на существенные различия, названные выше концепции характеризуются следующими общими моментами: 1) познание должно начинаться с чувственного восприятия единичных вещей, 2) общие знания появляются в результате чувственного восприятия и работы ума (причем, чувственное восприятие обычно первично по отношению к уму), 3) душа, в которой осуществляется познание, является материальным элементом и подчиняется всем законам жизни природы (это утверждение делается по отношению к представлениям Бекона, Декарта и Гассенди).
- Именно на основе разобранных здесь философских положений Ратихиус намечает первые педагогические принципы: 1) все должно сообразоваться с ходом и порядком самой природы; 2) источником знаний являются опыт и индукция. К ним добавляется еще один принцип, выведенный из практического опыта обучения; 3) необходимо соблюсти единство всех учебных предметов, а также — единство в методе, правилах, учебниках[11].
- После того как эти принципы были сформулированы, возник следующий вопрос: А каков природный, естественный ход и порядок познания и человеческой души? Иначе говоря, с чем можно сопоставить «естественный» ход человеческой души и познания.
Я А. Коменский на этот вопрос отвечал так: природный ход познания ребенка можно сравнить с созреванием и ростом растений.
«Тщательно воспитывать юношество, — пишет Коменский, — значит способствовать успешному произрастанию лежащих в них семян нравственности...»[12] Немного ниже он продолжает ту же мысль: «Как мы видели, природа дает человеку семена знания, нравственности и религии...»[13]. Определяя общие требования к учению и обучению, Коменский опять повторяет то же самое. «Поэтому, — пишет он, — следует (для обучения.— В. Р.) пользоваться юношеским возрастом, пока происходит подъем силы жизни и рассудка^ тогда все растет и пускает корни в глубину... В умы мальчиков, назначаемых ,для научных занятий, уже с первого времени их образования должны быть вложены общенаучные основания, т. е. такое расположение материала, чтобы последующие занятия, по-видимому, не приносили ничего нового, но были как бы дальнейшим развитием предыдущих. Так и на дереве, хотя бы оно росло сотни лет, вовсе не вырастают новые ветви, а только выросшие вначале распространяются все в новые ветки»[14]. «Поэтому, — говорит Коменский, — умам причиняется насилие, если их направляют на вещи, до которых они не доросли ни по своему возрасту, ни по способности понимания...»[15].
Отождествление хода познания с процессами роста и созревания заставляет Коменского выдвинуть следующие идеи образования и обучения:
- Образование и особенно обучение должно начинаться с небольшого числа наипростейших элементов, однако таких, которые содержат в себе целое, которое потом вырастает. «Всякий язык, наука, искусство, — пишет Коменский, — должны преподаваться сначала с самых простейших основных начал, чтобы учащиеся получали о них общее понятие в целом...» И ниже: «Но как верно то, что мир составлен из четырех элементов (различных только по своим формам), так верно и то, что научное образование основывается на весьма немногих началах, из которых (если только знать способы их различения) вытекает бесчисленное количество положений, подобно тому как на дереве из хорошо укрепившегося корня могут вырасти сотни ветвей и тысячи листьев, цветов, плодов»[16].
- Образование и обучение должны строиться по принципу постепенности и непрерывности: необходимо, чтобы одни усваиваемые содержания - постепенно переходили в другие. «Природа, — пишет Коменский в основоположении VII, — не делает скачков, но идет постепенно. Следовательно, сообразно с этим: 1) вся совокупность научных занятий должна быть точно разделена на классы так, чтобы предыдущее повсюду пролагало путь последующему и возжигало для него свет...»[17] Перечисляя средства, которые должны привести к улучшению обучения, Коменский проводит ту же мысль: «Все будет идти в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь завтрашнему»[18].
Оба указанных здесь принципа необходимо следовали из представления о росте и созревании. 'Так, чтобы утверждать о росте некоторого образования, необходимо, во-первых, выделить это образование как целое, и, во-вторых, фиксировать во времени непрерывное и постепенное изменение этого целого (обычно в сторону усложнения). Если же речь идет о созревании, то к указанным моментам добавляется еще один: фиксируется тот уровень или состояние, на котором заканчивается изменение целого (созревание тогда трактуется как степень приближения целого к этому состоянию).
Отождествление хода познания с процессами роста и созревания заставляет Коменского выдвинуть следующие идеи образования и обучения:
- Образование и особенно обучение должно начинаться с небольшого числа наипростейших элементов, однако таких, которые содержат в себе целое, которое потом вырастает. «Всякий язык, наука, искусство, — пишет Коменский, — должны преподаваться сначала с самых простейших основных начал, чтобы учащиеся получали о них общее понятие в целом...» И ниже: «Но как верно то, что мир составлен из четырех элементов (различных только по своим формам), так верно и то, что научное образование основывается на весьма немногих началах, из которых (если только знать способы их различения) вытекает бесчисленное количество положений, подобно тому как на дереве из хорошо укрепившегося корня могут вырасти сотни ветвей и тысячи листьев, цветов, плодов»[16].
- Образование и обучение должны строиться по принципу постепенности и непрерывности: необходимо, чтобы одни усваиваемые содержания - постепенно переходили в другие. «Природа, — пишет Коменский в основоположении VII, — не делает скачков, но идет постепенно. Следовательно, сообразно с этим: 1) вся совокупность научных занятий должна быть точно разделена на классы так, чтобы предыдущее повсюду пролагало путь последующему и возжигало для него свет...»[17] Перечисляя средства, которые должны привести к улучшению обучения, Коменский проводит ту же мысль: «Все будет идти в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь завтрашнему»[18].
Оба указанных здесь принципа необходимо следовали из представления о росте и созревании. 'Так, чтобы утверждать о росте некоторого образования, необходимо, во-первых, выделить это образование как целое, и, во-вторых, фиксировать во времени непрерывное и постепенное изменение этого целого (обычно в сторону усложнения). Если же речь идет о созревании, то к указанным моментам добавляется еще один: фиксируется тот уровень или состояние, на котором заканчивается изменение целого (созревание тогда трактуется как степень приближения целого к этому состоянию).
В вопросе о природе познания Коменский целиком идет за Ратихиусом и Беконом. Он (постоянно подчеркивает, что познание должно начинаться с чувственного восприятия, на основе которого строятся память, ум и воля. «Начало познания, — пишет Коменский, — должно всегда исходить из чувств, ибо ничего не существует в познании, что раньше не было бы в ощущении; поэтому и учение следует начинать не со словесного толкования о вещах, «о с предметного над ними наблюдения»[19]. В другом месте Коменский говорит: «Это и есть истинный метод для успешного образования умов: сперва самые предметы представляются внешним чувствам, на которые они непосредственно воздействуют, затем возбужденные внутренние чувства учатся, в свою очередь, выражать и наглядно представлять отображения предметов, воспринятых посредством внешнего чувства: как внутренним образом через воспоминание, так и внешним, посредством руки и языка. Лишь после этой предварительной работы вступает в свои права ум и, при тщательном рассмотрении, производит сравнение и относительную оценку для изучения основ всех вещей...»[20].
Из этих положений естественно вытекал и принцип наглядности, а также утверждение о необходимости таких специальных учебных средств, как рисунки и модели (рисунки и модели Коменский рекомендовал в том случае, если сами предметы изучения по какой-либо причине отсутствовали)[21]. Этот принцип являлся четвертым педагогическим принципом, определившим развитие рассматриваемых здесь проблем.
Если теперь вернуться к поставленным выше проблемам о содержании, средствах и методах обучения, то нужно будет отметить, что Коменский сделал первый шаг по пути к их разрешению. Он, правда, не смог ответить на вопрос о том, какую последовательность знаний необходимо задавать в обучении (принцип начал, постепенности и непрерывности был для этого «слишком общим), однако, во-первых, обосновал сам принцип: задавать знания в определенной связи и последовательности, и, во-вторых, указал некоторые учебные средства и методы.
6. После работ Коменского стало ясно, что для того, чтобы продвинуться в решении педагогических проблем (определить последовательность и тип знаний, необходимых для научения, а также средства и методы обучения), необходимо прежде всего выяснить, что собой представляют рост (созревание) познания, что такое обучение и воспитание и, главное, каковы отношения между обучением, воспитанием, с одной стороны, и созреванием познания, — с другой.
Вариантом этой проблемы является древний спор о том, являются ли основные понятия (знания), способности и представления врожденными или же приобретенными в процессе обучения и- мышления. Если Платон, исходя из представлений о «родственности» идей и души, считал в теории припоминания идей основные понятия врожденными, то Аристотель, напротив, утверждал, что они приобретаются в обучении, с помощью чувственного восприятия и ума[22]. Однако только Локк впервые детально обсуждает эту проблему, утверждая, что познание формируется под действием воспитания и обучения.
Отождествив средства обучения и воспитания с миром предметов и вещей, окружающих человека, Локк пытается показать, каким образом человек в познании от чувственного восприятия предметов и вещей поднимается к общим понятиям и положениям. Локк утверждает, что сначала чувства позволяют получить простые «идеи», представляющие собой что-то вроде представлений о звуках, цвете, протяженности, движении, форме. На основе однородных .простых идей затем образуются абстрактные (Представления. Именно эти процессы, считает Локк, образуют первую ступень познания — ощущение. Второй этап познания, по Локку, в отличие от внешнего восприятия, образует внутреннее восприятие — рефлексию. Рефлексия представляет собой действия души с простыми идеями (соединение их, разделение, обособление и т. п.). В частности, когда простые идеи объединяются между собой, образуются сложные идеи (например, идеи отношений, субстанций, свойств). Наконец, все идеи для закрепления фиксируются с помощью знаков-слов, из соединения которых образуются мысли. Если знаки в мысли сочетаются правильно (адекватно сочетанию идей), то образуются истинные суждения, если же знаки смешиваются с образами вещей или «самими вещами {в то время как они лишь знаки идей), то открывается поле для многочисленных ошибочных суждений[23].
Однако на педагогику огромное влияние оказали не столько представления Локка о соотношении между обучением (воспитанием) и познанием, сколько его представления о самом познании. Именно эти представления в основном определили дальнейшую линию развития педагогики. И это понятно. Ведь Локку впервые на теоретическом уровне удалось обосновать сложившуюся в то время практику обучения (исключая вопрос о последовательности знаний, необходимых для научения). Эта практика характеризовалась следующими моментами, под которые Локк подвел теоретическую базу;
Однако на педагогику огромное влияние оказали не столько представления Локка о соотношении между обучением (воспитанием) и познанием, сколько его представления о самом познании. Именно эти представления в основном определили дальнейшую линию развития педагогики. И это понятно. Ведь Локку впервые на теоретическом уровне удалось обосновать сложившуюся в то время практику обучения (исключая вопрос о последовательности знаний, необходимых для научения). Эта практика характеризовалась следующими моментами, под которые Локк подвел теоретическую базу;
1. Предметы (вещи) и их заместители (модели и рисунки), .наряду со словом, были главными средствами обучения. Этот момент Локк обосновал, во-первых, отождествив средства воспитания и обучения с миром предметов и вещей, окружающих людей, и, во-вторых, утверждая, что знаки (в частности, слова) являются главным средством, закрепляющим у человека элементы его познания — идеи.
2. Главным дидактическим принципом был объявлен принцип наглядности, по которому научение сводилось к рассматриванию, обследованию вещей или их заместителей. Показав, что начало познания образует ощущение, позволяющее получить простые идеи и абстрактные представления, Локк полностью обосновал этот принцип.
Таким образом, если Коменский обосновал первое положение, сформулированное Ратихиусом (обучение и воспитание должны сообразовываться с ходом и порядком самой природы), то Локк обосновал главным образом второе и третье положения (источником знаний является опыт и индукция; только наглядность в сочетании со словом может обеспечить овладение знаниями).
Что же касается вопроса о соотношении обучения (воспитания) и познания, то здесь так и не было сделано ничего существенного. Одни (например, Гельвеций) вслед за Локком утверждали, что все определяется воспитанием и обучением, другие (например, Руссо) считали главным природные (врожденные) способности и конституцию человека, третьи (например, Дидро) признавали влияние обоих факторов — как обучения и воспитания, так и природы ребенка[24].
Здесь необходимо отметить, что каждая из указанных точек зрения вступала в противоречие с тем или иным общим принципом, сформулированным в тот период педагогами.
Так, например, если главным фактором в становлении человека считать обучение и воспитание, то приходилось отрицать естественный, природный ход (созревание и рост) познания: ведь обучение, воспитание и практически, и ло самой идее представляло собой целенаправленную деятельность по формированию человека, т. е. целиком искусственный процесс, а созревание — естественный процесс, на который обучение и развитие могли лишь незначительно влиять: тормозить или ускорять.
Но самым главным дефектом тогдашней педагогики было представление о том, что научение совпадает с познанием, которое в своих началах сводится к ощущениям. Это представление необычайно сужало функции обучения, сводя их, во-первых, к определенному подбору вещей, предметов, во-вторых, к организации наблюдения этих вещей, и, в-третьих, к словесному сопровождению наблюдения.
7. Рассмотрим теперь на примере геометрии, каким образом на основе всех сформированных и обоснованных таким образом педагогических принципов строилось само преподавание и с какими затруднениями (в связи с рассматриваемой проблематикой) оно столкнулось.
Выше мы отмечали, что уровень преподавания и научения геометрии в XV—XVII столетиях был необычайно низким. Это приводило к тому, что передовые педагоги XVII, XVIII и начала XIX столетия (Вольф, Песталоцци, Шмидт, Гербарт, Грассман, Фребель и др.) непрерывно перестраивали преподавание геометрии и все время стремились построить научно обоснованный учебный предмет геометрии. Собственно, первый курс геометрии, построенный на основе указанных выше педагогических принципов, принадлежал Песталоцци.
Песталоцци считал, что всякое образование должно начинаться с наипростейших элементов и продолжаться без всяких пропусков. Параллельно этому должен развиваться запас слов. По его мнению, любое обучение строится в три этапа: 1) наглядность в широком смысле, 2) выделение свойств, 3) образование понятий и самодеятельность учащихся. Для познания форм Песталоцци предлагал искусственные средства — прямую линию и квадрат, созерцание которых должно было развить способности в области геометрии (на созерцании познание форм не заканчивалось; следующими этапами познания были выделение свойств и отношений в фигурах, формирование понятий, зарисовка фигур).
Исходя из этих принципов, Песталоцци построил курс геометрии, рассчитанный на учащихся, незнакомых с основами геометрии (эта работа положила начало так называемой комбинаторной методе преподавания геометрии, которую вслед за Песталоцци развивали многие известные педагоги). Вот главные «идеи» этого курса: сначала ученикам предлагаются изображения (чертежи) линий, позднее — фигур (квадратов, прямоугольников). Указывая на тот или иной чертеж, учитель произносит его название, а также указывает отношение («равно», «больше», «меньше» между чертежами. Например, учитель, указывая детям на рисунок (см. рис, 1), произносит: «это линия первая, это — вторая, это — третья; первая линия короче второй, вторая — короче третьей; первая линия составляет половину второй (равна половине второй); все линии параллельны», и т. п. Ученик вслед за учителем должен был повторить названия чертежей и отношений между ними и зарисовать все чертежи в своей тетради. Изучив различные линии и квадраты (прямоугольники), ребенок должен был перейти к более сложным фигурам, составленным из линий и квадратов, и так до тех пор, пока он не сможет приступить к изучению курса элементарной геометрии[25].
Исходя из этих принципов, Песталоцци построил курс геометрии, рассчитанный на учащихся, незнакомых с основами геометрии (эта работа положила начало так называемой комбинаторной методе преподавания геометрии, которую вслед за Песталоцци развивали многие известные педагоги). Вот главные «идеи» этого курса: сначала ученикам предлагаются изображения (чертежи) линий, позднее — фигур (квадратов, прямоугольников). Указывая на тот или иной чертеж, учитель произносит его название, а также указывает отношение («равно», «больше», «меньше» между чертежами. Например, учитель, указывая детям на рисунок (см. рис, 1), произносит: «это линия первая, это — вторая, это — третья; первая линия короче второй, вторая — короче третьей; первая линия составляет половину второй (равна половине второй); все линии параллельны», и т. п. Ученик вслед за учителем должен был повторить названия чертежей и отношений между ними и зарисовать все чертежи в своей тетради. Изучив различные линии и квадраты (прямоугольники), ребенок должен был перейти к более сложным фигурам, составленным из линий и квадратов, и так до тех пор, пока он не сможет приступить к изучению курса элементарной геометрии[25].
Последователь Песталоцци Гербарт строил свой курс геометрии несколько иначе. Он тоже начинал обучение геометрии с введения изображений линий, однако затем переходил не к квадратам, а к кругам и треугольникам. Кроме того, отношения между линиями, фигурами и углами Гербарт задавал не в вербальном плане; эти отношения он получал с помощью измерения (фигуры, линии и углы измерялись с помощью костяной полупрозрачной пластины с делениями, совмещающей в себе свойства транспортира, линейки и фасетки)[26]. Шмидт и Грассман (тоже последователи Песталоцци) строили свои курсы геометрии отлично как от Песталоцци, так и от Гербарта. Они иначе вводили отношения между линиями, углами, фигурами, иначе задавали последовательность изучения чертежей[27]. Вообще, почти каждый сторонник комбинаторной методы по-своему задавал последовательность изучения чертежей и их вид и по-своему вводил отношения «равно», «больше», «меньше», «параллельно» и др.
Поэтому у педагогов, приступающих к построению курсов геометрии, возникли следующие вопросы: 1) какие типы чертежей (форм) в курсе геометрии нужно задать, 2) в какой последовательности нужно заданные чертежи изучать, 3) каким способом должны быть получены отношения («равно», «больше», «меньше», «параллельно») между линиями, углами, фигурами, 4) какую деятельность с чертежами необходимо организовать, чтобы получить указанные отношения, 5) какие элементы геометрического языка должны быть введены в курсе геометрии, 6) какое словесное описание должно сопровождать деятельность учителя и ученика.
Одновременно с постановкой этих вопросов, которые для указанного выше направления были затруднениями внутреннего порядка, комбинаторная метода обучения геометрии была подвергнута резкой критике «извне». Эта критика обусловливалась тем фактом, что обучение геометрии, построенное на принципах комбинаторной методы, не принесло ожидаемых результатов (хотя минимальные сдвиги в обучении геометрии были). Например, оказалось; что несмотря на длительное обучение, учащиеся очень долго не могут выделять в чертежах отношения между линиями, углами, фигурами; при подсчете площадей и построении планов не соотносят форму чертежей с формами конкретных тел; с большим трудом переходят от изучения одного «геометрического содержания» к изучению других «геометрических содержаний»'. В связи с этим, дополнительно к указанным выше, возникли следующие вопросы: 1) с изучения каких содержаний (чертежей или конкретных тел) надо начинать обучение, 2) что собой представляют чертежи в геометрии и отношения между линиями, углами, фигурами, 3) как осуществляется научение тому или иному содержанию.
В теоретическом плане дефектом комбинаторной методы было то, что провозглашенный принцип — сообразовать обучение с естественным ходом умственного роста ребенка — несмотря на весь здравый смысл и богатый педагогический опыт, так и не удалось реализовать.
8. Поэтому первый шаг, который сделали критики комбинаторной методы, состоял в попытке учесть при построении курсов геометрии законы умственного роста ребенка (при этом предполагалось, что одновременно удастся получить ответ на поставленные выше вопросы). В частности, последующие педагоги постарались реализовать основные положения о природе познания (научения): 1) познание должно начинаться с ощущения, т. е. с чувственного восприятия единичных вещей и предметов, 2) знания и понятия (в частности, геометрические знания и формы) появляются как продукты ощущения и мышления, 3) чтобы облегчить движение в знаниях и понятиях, последние закрепляется с помощью знаков (следовательно, фигуры и формы должны изображаться с помощью чертежей и геометрических терминов), 4) становление познания обеспечивается сменой единичных вещей, подлежащих чувственному восприятию.
Именно на основе этих положений противники комбинаторной методы строили первые курсы геометрии[28]. Наиболее характерным для этого направления является курс Гарниша «Учение о пространстве или измерительное искусство, называемое обыкновенно геометрией, в соответствии с наукой и жизнью». В этом курсе обучение геометрии начиналось с изучения вещественных моделей тел (тела идут в следующей последовательности: 5 разных призм и цилиндр, 5 разных пирамид и конус, шар). В телах с помощью указания и слова выделялась форма («призма», «прямая призма», «угол», «вершина», «ребро», «квадрат», «круг» и т. п.), после чего следовало вычерчивание выделенных форм и изготовление из бумаги и дерева моделей изученных тел. От изучения форм на моделях тел переходили к изучению форм на моделях площадей (для этого служили плотные листы картона правильной геометрической формы — папки). Наконец, обводя папки карандашом, получали рисуночные модели форм, которые позволяли изучать не только формы поверхностей, но также «формы» линий и углов. Более того, даже знания «больше», «меньше», «равно» в курсе геометрии Гарниша получались за счет оперирования с вещественными моделями тел и площадей (для этого, например, одни папки накладывались на другие, фиксировалось их равенство или .неравенство; полученные на папках отношения затем переносились на рисунки папок, т. е. чертежи)[29]. Однако в других курсах этого направления (подобно тому, как это было в комбинаторной методе) задавались другие модели, другая последовательность изучения моделей, другая деятельность с моделями и чертежами, по-другому выделялись формы (одни формы выделялись на исходно заданных моделях, а другие — на моделях, которые были получены из первых за счет конструирования)[30]. Разобранное здесь направление преподавания и построения геометрии было в дальнейшем (так же как это было с комбинаторной методой) подвергнуто резкой критике. Критика развертывалась прежде всего по тем же самым пунктам, по которым критиковалась комбинаторная метода, но, кроме того, были и дополнительные пункты. Они обуславливались, в частности, тем, что, наряду с недостатками, присущими и комбинаторной методе, в новой методе обучения деятельность с моделями не только не обеспечивала переход к геометрическим знаниям «равно», «больше», «меньше», но часто даже затрудняла такой переход. В связи с этим особенно остро были поставлены выделенные уже в комбинаторной методе вопросы о том, что собой представляют геометрические знания «равно», «больше», «меньше»; как они относятся к чертежам и моделям; как эти знания нужно вводить в процесс обучения, а также целый ряд дополнительных вопросов: 1) с чего необходимо начинать изучение форм (с изучения моделей или чертежей); 2) что собой вообще представляет изучение форм и отношений между формами на рисунках (чертежах) в отличие от изучения форм и отношений на моделях тел и фигур; 3) какую деятельность с моделями необходимо организовать, чтобы получить геометрические знания; 4) какая последовательность моделей должна быть задана в обучении.
Именно на основе этих положений противники комбинаторной методы строили первые курсы геометрии[28]. Наиболее характерным для этого направления является курс Гарниша «Учение о пространстве или измерительное искусство, называемое обыкновенно геометрией, в соответствии с наукой и жизнью». В этом курсе обучение геометрии начиналось с изучения вещественных моделей тел (тела идут в следующей последовательности: 5 разных призм и цилиндр, 5 разных пирамид и конус, шар). В телах с помощью указания и слова выделялась форма («призма», «прямая призма», «угол», «вершина», «ребро», «квадрат», «круг» и т. п.), после чего следовало вычерчивание выделенных форм и изготовление из бумаги и дерева моделей изученных тел. От изучения форм на моделях тел переходили к изучению форм на моделях площадей (для этого служили плотные листы картона правильной геометрической формы — папки). Наконец, обводя папки карандашом, получали рисуночные модели форм, которые позволяли изучать не только формы поверхностей, но также «формы» линий и углов. Более того, даже знания «больше», «меньше», «равно» в курсе геометрии Гарниша получались за счет оперирования с вещественными моделями тел и площадей (для этого, например, одни папки накладывались на другие, фиксировалось их равенство или .неравенство; полученные на папках отношения затем переносились на рисунки папок, т. е. чертежи)[29]. Однако в других курсах этого направления (подобно тому, как это было в комбинаторной методе) задавались другие модели, другая последовательность изучения моделей, другая деятельность с моделями и чертежами, по-другому выделялись формы (одни формы выделялись на исходно заданных моделях, а другие — на моделях, которые были получены из первых за счет конструирования)[30]. Разобранное здесь направление преподавания и построения геометрии было в дальнейшем (так же как это было с комбинаторной методой) подвергнуто резкой критике. Критика развертывалась прежде всего по тем же самым пунктам, по которым критиковалась комбинаторная метода, но, кроме того, были и дополнительные пункты. Они обуславливались, в частности, тем, что, наряду с недостатками, присущими и комбинаторной методе, в новой методе обучения деятельность с моделями не только не обеспечивала переход к геометрическим знаниям «равно», «больше», «меньше», но часто даже затрудняла такой переход. В связи с этим особенно остро были поставлены выделенные уже в комбинаторной методе вопросы о том, что собой представляют геометрические знания «равно», «больше», «меньше»; как они относятся к чертежам и моделям; как эти знания нужно вводить в процесс обучения, а также целый ряд дополнительных вопросов: 1) с чего необходимо начинать изучение форм (с изучения моделей или чертежей); 2) что собой вообще представляет изучение форм и отношений между формами на рисунках (чертежах) в отличие от изучения форм и отношений на моделях тел и фигур; 3) какую деятельность с моделями необходимо организовать, чтобы получить геометрические знания; 4) какая последовательность моделей должна быть задана в обучении.
Таким образом, новая система преподавания, рассчитанная на преодоление указанных выше затруднений в педагогике, не только не сняла их, но обозначила еще резче; в частности, с новой силой встали все вопросы о содержании обучения и воспитания, о методах обучения, о типе и последовательности знаний, предназначенных для научения.
9. Если теперь еще раз обратиться ко всему рассмотренному материалу, то можно сделать несколько выводов:
- Первый толчок к выделению проблем и вопросов, которые в дальнейшем привели к выделению и анализу такой действительности как обучение и развитие (созревание), дали практические затруднения, возникшие в школе при переходе ко всеобщему обучению.
- Решение собственно педагогических задач, направленных на изменение педагогической практики, как выяснилось, полностью определялось решением ряда научных вопросов в философии, логике, психологии.
- Эта связь между педагогикой и науками задавалась таким образом, что это приводило к необходимости проанализировать и описать а) строение и становление человеческой души и познания, б) строение знаний и научных предметов, в) отношение (между познанием и факторами, влияющими на становление его.
- Фактически в рассмотренный период само обучение, воспитание и научение так и не стали объектами рассмотрения и анализа, поскольку средства обучения и воспитания отождествлялись с объектами окружающей человека среды, а научение — с процессами познания этой среды.
- В педагогике того времени еще не сложились (Представления о развитии и формировании индивида, а становление познания и души сводилось к процессам роста и созревания.
- Основные дидактические принципы этого периода формулировались под влиянием представлений, согласно которым источником познания были ощущения, а деятельность мышления носила «рефлективный» характер.
- Теоретические представления, развитые в то время, не смогли помочь в разработке наилучшей последовательности обучения, например в геометрии; практика составления учебных книг и программ обучения геометрии ставила перед «теорией» массу вопросов, на которые она не могла ответить тогда, как не может ответить и сейчас.
[1] Это четко фиксирует, например, Мартин Лютер (см. «Послание бургомистрам и
городским управлениям Германии об учреждении школ», 1524, «Хрестоматия по
истории педагогики», М., 1938, стр. 129—130).
[2] ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ, «Великая дидактика», «Хрестоматия по ис
тории педагогики», стр. 204—205, 184.
[3] На этот момент неоднократно указывали многие методисты (Латышев, Изволь
ский, Дистервег, Мрочек и Филиппович).
[4] В тот период логика и психология еще не отделились полностью от философии
[5] «Так как, по-видимому, не существует никаких отдельных предметов, помимо чувственно воспринимаемых величин, то постигаемое умом находится в чувственно постигаемых формах: сюда относится и то, что называется абстракциями, и то, что составляет свойства и состояния чувственно познаваемого. И поэтому не имеющий чувственных восприятий <человек> ничему не научится и ничего разумом не постигнет» (О Душе, III, 8, 432 а 3—8). «Если нет чувственного восприятия, необходимо отсутствует знание, которое нельзя будет приобрести, если мы не научаемся или через индукцию, или чеоез доказательство. Доказательство исходит из общего, а индукция — из частного. Созерцать же общее невозможно без индукции... Но индукция невозможна без чувственного восприятия, ведь «чувственное» восприятие направлено на единичное...» (Вторая Аналитика. I, 18, 81 а 38-в9^ . «Но и через чувственное восприятие нельзя знать общее, так как если восприятие и направлено на такое-то, а не просто на это, однако воспри нимается необходимо это где-то и теперь. Общее же то, что во всем, воспринять невозможно, так как оно не это и не теперь, иначе оно не было бы общим. Под общим мы разумеем то, что всегда и повсюду» (Вторая Аналитика, I, 31, 87 в 28—32).
[6] АРИСТОТЕЛЬ. М е т а ф и з и к а, М.—Л., 1934, стр. 218—223.
[6] АРИСТОТЕЛЬ. М е т а ф и з и к а, М.—Л., 1934, стр. 218—223.
8. Ф А ЛАНГЕ. История материализма, С.-Петербург, 1899, стр. 160, 163.
[8] Там же, стр. 163-165. На стр. 164 Ланге указывает, что в своем сочинении.
«Passiones animal» Декарт обращает внимание на то важное обстоятельство, что мертвое тело есть мертвое тело, потому что сама телесная, машина отчасти разрушена.
Надо, однако, помнить, что в других работах Декарт отождествляет душу с умом, мышлением, природа которых не материальна, а идеальна.
[9] Ф. А. ЛАНГЕ. История материализма, С.-Петербург, 1899, стр. 177-178.
11. Там же, стр. 157-180.
12. См. В. МРОЧЕК и Ф. ФИЛИППОВИЧ. Педагогика математики-
Исторические и методические этюды. Книгоиздательство О. Богдановой, 1910, стр. 59-60.
[12] ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Великая дидактика. Хрестоматия по истории
педагогики, стр. 176.
[13] Там же, стр. 179.
[14] ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Великая дидактика. Хрестоматия по истории
педагогики, стр. 189, 191.
16. Там же стр. 198.
[16] Там же, стр. 191, 196.
18. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Великая дидактика. Хрестоматия по истории педагогики, стр. 191.
[18] Там же, стр. 205.
[19] ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. Великая дидактика. Хрестоматия по истории педагогики, стр. 211.
[20] Там же, стр. 221.
[21] Там же, стр. 213.
[22]АРИСТОТЕЛЬ. Вторая аналитика. Госполитиздат, 1952, стр. 286—288; А. С. АХМАНОВ. Логическое учение Аристотеля, стр. 61, 288.
[23] 2ЛОКК. Опыт о человеческом разуме, кн. I, II, III; П. С. ПОПОВ. История логики нового времени, М., 1960, стр. 44—46; История философии, -т. II, М.; 1941, стр. 217—222; Ф. А. ЛАНГЕ. История материализма, стр. 214 – 215.
[24] См Ж-Ж. РУССО. Эмиль, или О воспитании; К.. А. ГЕЛЬВЕЦИИ-О человеке, его умственных способностях и его воспитании; Д. ДИДРО. Сисиематическое опровержение произведения Гельвеция «Человек». Хрестоматия по истории педагогики, стр. 332, 333, 363, 364, 403-405, 411-413, 414-416, 420-427.
[25] П. ТРЕЙТЛЕЙН. Методика геометрии, ч. I, издание журнала «Обновление школы», С.-Петербург, 1912, стр. 35-42
[26] Там же, стр. 42-52.
[27] Там же, стр. 52-57, 62-65.
[28] В качестве единичных вещей для чувственного восприятия кристалловед Карл фон Раумер предложил взять вещественные модели кристаллов. Он писал: «По-моему, геометрическое обучение не должно начинаться с короткого анализа геометрических элементов того или иного тела, но с точного, продолжительного рассмотрения многих математических тел (кристаллов);. (См. П. Трейтлейн. Методика геометрии, стр. 66—67). Действительно, модели кристаллов хорошо удовлетворяли принципам данного направления: с одной стороны, модели кристаллов — это единичные вещи, а с другой стороны — -образования, обладающие четкой геометрической формой (поэтому, изучая кристаллы, легко выделить форму).
[29] См. П. ТРЕЙТЛЕЙН. Методика геометрии, стр. 67—69.
[30] 2Там же, стр. 69, 76—81, а также Ф. ФРЕБЕЛЬ, Педагогические со
чинения, т. II, «Детский сад», М., 1913, стр. 32, 176, 179, 277, 305, 313, 330—331, 352.
[29] См. П. ТРЕЙТЛЕЙН. Методика геометрии, стр. 67—69.
[30] 2Там же, стр. 69, 76—81, а также Ф. ФРЕБЕЛЬ, Педагогические со
чинения, т. II, «Детский сад», М., 1913, стр. 32, 176, 179, 277, 305, 313, 330—331, 352.