Программа учебного курса "Искусство изучения человека" (Методология. Теория. Практика.)
А.А. Тюков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Представленная программа рассчитана на обучение взрослых людей, имеющих жизненный и профессиональный опыт. Вместе с тем, учебные курсы в рамках «Мастерских А.Тюкова» предполагают наличие у студентов самых общих, «школьных» представлений о философии, антропологии, социологии и социотехники, а также педагогике.
Курс предлагается в рамках трехступенчатой системы высшего общего и профессионального образования. Данный курс по форме является комплексным, то есть включающим в себя, как введение в профессиональную сферу и основы профессионального мышления, так и малый практикум в системе «формирования научно педагогических кадров». Курс является основным и обязательным при получении специализации (на уровне степеней бакалавра и магистра педагогики, психологии, социальной работы по политическим, педагогическим, философским, психологическим и социологическим специальностям. Курс может быть использован как факультативный для всех гуманитарных и инженерных специализаций.
В рамках системы курсов А.Тюкова по «Общей антропологии» программа может быть расширена за счет введения традиционных бихевиоральных и интерактивных социально-психологических тренингов и видеотренинга.
Курс в наиболее развернутом виде предполагает обучение в течение 48 часового семестрового обучения. При прохождении курса и успешной сдаче выпускного зачета студент получает 5 единиц "кредита" при условии принятой в ВУЗЕ следующей системы кредитования: семестровый курс не менее 18 часов с еженедельными занятиями по 3 часа (возможно: 2 часа поточных занятий и 1 час семинарских групповых).
В настоящем предлагается интенсивная форма обучения. В течение трех дней проводится игровой практикум в объеме 18 часов. Основной организационной формой является технология организационных игр, разработанная автором. Вместе с тем в ходе практикума используются и другие, в том числе и традиционные формы обучения: лекции-беседы, лабораторные этюды, системы тренинговых упражнений и игровых сессий.
Цель курса:
Сформировать у слушателей прочные смысловые и деятельностные установки на практическое использование вырабатываемых в ходе обучения психологических знаний и антропотехнических приемов работы в организациях систем образования, науки и некоторых других профессинальных общественных сферах.
Практически закрепить сформированный категориальный фундамент личностного (психологического) отношения к своей профессиональной деятельности на основах "нового психологизма" (А.А.Тюков,1990г.)
Продемонстрировать возможности перехода на новые исследовательские технологии в современных условиях функционирования и развития сфер общественного производства.
Представить перспективы осуществления парадигмы педагогики как высшей стадии развития человекоизучения и человекопрактики в рамках комплексного подхода к изучению человека.
Цели учебного курса могут быть достигнуты при условии обязательного присутствия обучающихся на всех эпизодах трехдневного марафона. Поэтому обучение проходит в "мастерской А.Тюкова" с "отрывом от производства”
СЮЖЕТ ПЕРВЫЙ:
НУЖНО ЗНАТЬ!...
Эпизод 1. Категориальные основы антропологии,
психологии и педологии (пропедевтическая беседа - 2 часа).
Категориальные триады. Категориальное пространство существования. Картезианская онтология. Предметное определение в пространстве комплексного знания. Общественно-историческая практика. Всеобщие отношения человека к действительности: познание, конструирование, преобразование (.
Три основных типа деятельности: исследование, проектирование, практика в узком смысле слова. Развитие способов деятельности изучения. Типологическое пространство самоопределения. Формы межпрофессиональной коммуникации. Педагогика как развитая форма комплексного «человекознания». Исследование, проектирование, практика. Этапы развития комплексного знания.
Эпизод 2. Методологические принципы общей педагогики и антропологии.
этюд первый: "сформулируйте принципы своего подхода" (1 часа).
Принцип онтологизма при введении предметных категорий. Принцип комплексного знания. Новый психологизм как интегральный принцип современной методологии комплексного знания о человеке.
Эпизод 3. Позиции антрополога.
этюд второй: "определение дистанции в пространстве
межпрофессионального понимания" (1,5 часа).
Четыре этапа развития способов исследования. Наблюдение: от житейской мудрости до аналитической интроспекции. Эксперимент: от психофизического эксперимента до операторики экспериментального пространства Курта Левина. Формирующий эксперимент. Концепция поэтапного и планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Квалификационный анализ. Психоанализ в современности. Исходные онтологии. Онтологические (теоретические) картины. Нормативные ситуации. Поведенческие отклонения от нормы в "экспериментальных" ситуациях. Симптомы. Симптомокомплексы и синдромы поведения. Экспериментальные приложения принципа психологизма. Мастерство антрополога.
этюд второй: "определение дистанции в пространстве
межпрофессионального понимания" (1,5 часа).
Четыре этапа развития способов исследования. Наблюдение: от житейской мудрости до аналитической интроспекции. Эксперимент: от психофизического эксперимента до операторики экспериментального пространства Курта Левина. Формирующий эксперимент. Концепция поэтапного и планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Квалификационный анализ. Психоанализ в современности. Исходные онтологии. Онтологические (теоретические) картины. Нормативные ситуации. Поведенческие отклонения от нормы в "экспериментальных" ситуациях. Симптомы. Симптомокомплексы и синдромы поведения. Экспериментальные приложения принципа психологизма. Мастерство антрополога.
Проектные и практические доопределения предметных позиций. Системный анализ и комплексный подход. Конфигурация предметов изучения и проблематизация межпрофессиональной коммуникации.
Эпизод 4. Основные программы изучения человека в истории психологии.
(этюд третий: "выбор программы" - 2 часа).
Классическая философия и психология сознания. Две психологии Вильгельма Вундта. Ассоциации представлений сознания. Психофизиологический параллелизм. Кризис интроспекции и ассоцианизма. Гештальтпсихология. Тройной изоморфизм образа. Феноменология естественного самонаблюдения . Джон Уотсон с программой научного изучения поведения. Кризис "потери души" из предмета психологии. Глубинная психология. Психоанализ З.Фрейда. Теория и практика психоанализа. Пансексуализм "либидо" и категория бессознательного. Гуманистическая психология.
Эпизод 5. Новая психология в программе современной антропологии.
(этюд четвертый: "возвращение души").
Картезианское пространство существования души (субъективности). Личность, сознание, деятельность - категориальное ядро новой психологии. Психология и педология как часть антропологии.
«НА УМ ПОШЛО»: "ТРИ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДОЛОГИИ"
ТЕМА 1. Развитие личности.
Пространство развития личности. Поступок: понятие и феноменология. Образующие действительности поступка. Свобода, самостоятельность, ответственность. Размерности образующих пространства поступков.
ТЕМА 2. Развитие сознания.
Рефлексия как действительность сознания. Образующие сознания: мышление, восприятие, память. Закон плюрализма в развитие сознания. Закон расширения сознания.
ТЕМА 3. Развитие деятельности.
Пространство развития способов деятельности. Индивидуальная и совместная деятельность. Событие как действительность общественного существования человека. Образующие пространства события: уровни и организационные формы совместной деятельности, функциональные структуры взаимодействий, предметы взаимодействий. Семь уровней социального бытия. Технологии, кооперация, статусы, коллективы, коммуникация, межличностные связи, интимное в межиндивидуальных отношениях людей. Любовь и освобождение человека.
СЮЖЕТ ВТОРОЙ:
ПЕДАГОГИКА - ЧТО ДЕЛАТЬ?
Эпизод 5. Фундаментальные законы образования человека ( 2 часа).
(Игра: Экспериментальное Проектирование Образовательных Систем - 6 часов).
Замысел: Итоги анализа основ антропологии и психологии. Основной закон. Образование человека - всеобщая форма его общественного развития. Как это понять? Естественное и искусственное в образовании. Организация педагогической деятельности. Педагогика сотрудничества.
Эпизод 6. Процессы образования (4 часа).
Сюжет: Периодизация развития. Этапы и кризисы развития. Младенец. Ребенок. Дошкольник. Младший школьник. Подросток. Старший школьник. Юноша. Педагогическая дифференциация и преемственность. Процессы образования: воспитание, духовестие, обучение.
Воспитание как построение пространства развития поступков. Воспитание как педагогическая деятельность. Гармоническое развитие личности. Аномалии в развитии личности. "Двумерные личности". Закон "часовой стрелки" в воспитании.
Духовестие как диалог сознаний и рефлексий. Механизмы рефлексивного сознания. Невозможность существования нерефлексивного сознания.
Обучение как формирование способностей к общественной жизни. Законы обучения. Закон уровня. Закон полноты обучения. Законы ситуаций: обучения - учения.
Четыре типа образовательных ситуаций: репродукция образца, объяснение принципа, постановка и принятие учебной задачи, диалог.
Эпизод 7. Формы организации образования (4 часа).
Сценарий: Педагогическая режиссура. Цель - план - реализация - анализ - оценка. Встреча учителя с учениками. Педагогический стиль.
Сфера образования. Системы образования. Управление развитием образования. Научное (психологическое) обеспечение педагогики.
Третий и четвертый законы образования человека. Можно ли обеспечить общественный престиж учителя? Имя и ученая степень доктора педагогики - престиж «сельского учителя»!
СЮЖЕТ ТРЕТИЙ:
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Эпизод 8. Типология человеческих объединений (4 часа).
Коропорация как способ бегства от ответственности. Вождь, солдаты и партийная дисциплина.
Отряд как распределенная ответственность за порученное дело. «Подожди немного, отдохнешь и ты».
Коллектив. Функциональная роль. Шесть ролей коллектива. Законы жизни коллектива. Слабость коллективов.
Отряд как распределенная ответственность за порученное дело. «Подожди немного, отдохнешь и ты».
Коллектив. Функциональная роль. Шесть ролей коллектива. Законы жизни коллектива. Слабость коллективов.
Компания. Младший школьный возраст и человеческая симпатия.
Ассоциация как свободное собрание свободных личностей. Объединяющие ценности. Общественные возможности ассоциации.
Площадь как собрание любопытной толпы. К сожалению феномен «Жериновского». Призрак бродит по миру ...?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: "Быть человеком и антропологом!"
Основная мизансцена: «Я могу...!» (3 часа).
«Утверждение» тем исследований на основе принципа И.Зимней: «Факт участия в зачетной сессии есть факт принятия зачета».
Заключительная сессия по учебному курсу “Искусство изучения человека” является заключением и нашей брошюры в целом, посвященной одному социальному проекту - программе создания действительного комплекса исследовательской. проектной и практической образовательной деятельности в области формирования элиты гманитарного сознания.
Рекомендованная литература:
Студентам рекомендуется ознакомится с фондом мировой литературы как минимум в объеме 200-томника «Мировой литературы».
Источники специальной литературы рекомендуются по ходу курса и в полном соответствии с возможностями библиотечного фонда Университета, а также приведены в сносках по ходу наших рассуждений.