Педагогический мониторинг
Данный раздел сайта посвящен проблеме организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях и включает тезисы выступлений и доклады участников конференции «Педагогический мониторинг», проходившей в г. Москве в феврале 2000 года. Участниками конференции были учителя-предметники, методисты, представители администрации школ, ученые и сотрудники научных организаций. Конференция проходила на площадке Московского института открытого образования. Основная задача конференции состояла в том, чтобы обсудить комплекс научно-практических вопросов, связанных с организацией и проведением педагогического мониторинга в образовательных учреждениях.
Оценка социально-психологического климата педагогического коллектива
Якименко Г. А.
Данное сообщение посвящено одному из важных социально-психологических феноменов – восприятию индивидом группы, к которой он принадлежит. Наш опыт работы в школе показывает, что от того, какую позицию учащийся занимает в классе и как он воспринимает группу, зависит очень многое в его поведении, развитии и его достижениях в обучении.
Опыт организации внутришкольного мониторинга и обеспечение эффективности учебного процесса
Чернякова К.А.
Проводимый в нашей школе педагогический мониторинг направлен на объединение результатов работы по всем направлениям деятельности школы с последующей рефлексией педагогов и администрации. Он также служит для обоснования принятия управленческих решений. Анализ данных внутришкольного мониторинга помогает нам в процессе создания личностно-ориентированной образовательной среды школы.
Многофункциональность мониторинга
Кормишина С. Н.
На протяжении нескольких лет лабораторией новых технологий образования Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) проводилась работа по изучению качества обучения математике. Ставились следующие задачи:
- определение уровня усвоения отдельных тем курса математики и сформированности соответствующих умений и навыков;
- выявление типичных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе обучения;
Оценка качества учебных достижений школьников как важнейшая составляющая мониторинга качества образования
Челышкова М.Б.
Оценка качества учебных достижений базируется на совокупности определений, раскрывающих сложную системную категорию “качество”. В рамках совокупности определений можно выделить два принципиально отличающихся подхода, по-разному формализующих свойства качества. Согласно первому, статическому качество образовательных достижений - это соответствие характеристик достижений принятой и зафиксированной документально системе требований или норм, в роли которых обычно выступают различные показатели обученности и требования образовательных стандартов.
Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении
Тверская Н.В.
Краеугольным камнем сегодняшней школы является проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. В программе" Столичное образование-2" этому фактору уделяется огромное значение именно потому, что "… по-прежнему тревожной остается ситуация со здоровьем детей".
Специфика мониторинга в образовательном процессе
Соловьев А.Ю.
Запланированный результат в обучении можно получить только при нахождении модели, адекватной целям и задачам образовательного процесса. Однако, при работе с учащимися часто невозможно предусмотреть все возможные варианты изменений в ходе выполнения целей и задач. т.к. система образования имеет дело с людьми, а их реакцию часто трудно предсказать. Причем, чем сложнее задание и чем дольше срок его выполнения, тем большее значение имеют эти факторы. В этом случае возникает необходимость перестройки и регулирования всей системы образовательного процесса.
Оценочные характеристики качества образования
Римская Е.Я.
Современное содержание образования представляет собой форму сложных, многофункциональных структур, характеризующихся не только насыщением информации разного рода, но и прежде всего применением разнообразных инновационных технологий, которые повлияли на характер оценки качества образования. Данную проблему можно решить с помощью разработки и внедрения оценочных характеристик качества образования. Оценочная характеристика - это определенное оценочное суждение, отражающее ярко выраженное качество, черту или степень действий чего-либо.
Психологическая диагностика в системе мониторинга качества образовательного процесса
Герасимова С.В., Вылегжанин И.В.
Интенсивные изменения, происходящие в современном обществе, диктуют новые требования к образованию. Не вызывает сомнения, что без достаточно ясного понимания того, какими должны стать результаты образовательного процесса невозможно управлять этим процессом так, чтобы он был качественным и эффективным. Отсюда принципиально важным является не только повышение качества образования в целом, но и разработка способов оценивания его результатов.
Исследование уровня коммуникативной толерантности учащихся и педагогов школы
Евстюнина Л.В., Каретникова М.В.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить уровень коммуникативной толерантности педагогов и учащихся в различных жизненных и педагогических ситуациях. Для оценки толерантности использовался Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко.
В анкетировании приняли участие 25 педагогов школы (75 % преподавательского состава) и 64 ученика 9-10 классов.
Результаты исследования представлены в таблицах 1 -
Диагностика психического и физического здоровья учащихся
Дорохова Л. Н., Абрамова И.Б.
В нашей школе уже второй год работает валеологическая служба. Актуальность создания валеологической службы заключается в том, что ее работа ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать максимально возможный эффект оздоровления учащихся.
По данным многих исследований основными причинами, приводящими к ухудшению детского здоровья, являются:
Физическое развитие и здоровье учащихся
Горелова Л.С.
Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма.
Оценочная деятельность педагога и проблема самооценки учащихся
Бухтиярова Т.Н.
В соответствии с гуманистической парадигмой образования успехи ученика оцениваются не относительно других учащихся или заданных нормативов, а относительно его прежних достижений. К сожалению, такой взгляд остается в большинстве случаев только декларируемым. В практике обучения применяются бинарные шкалы оценки, которые порождает состязательность и неравенство; предпочтение отдается “сильным” на данный момент.
Анализ факторов, влияющих на дезадаптацию школьника
Баранова Т.С.
Для усвоения обучающей информации и приобретения необходимых социальных навыков ребенок в школе должен уметь адекватно взаимодействовать со средой. При нарушении такого взаимодействия, когда психологические и психофизиологические возможности ребенка не соответствуют требованиям и условиям микросреды, возникает школьная дезадаптация. Учащихся, проявляющих признаки школьной дезадаптации, обычно сразу видно, их ругают учителя и родители, но им и самим трудно в школе.
Мониторинг образования в единой системе аттестации учащихся (воспитанников), работников образования и образовательных учреждений
Прушинский В.В.
Цель данной публикации состоит в том, чтобы привлечь внимание к вопросу о выстраивании единой системы аттестации “ученик - учитель - учреждение” и необходимости перехода от монопольной и централизованной системы управления к системному подходу и созданию единой системы “Мониторинга обученности учащихся и аттестации участников образовательного процесса”.
1. Назревшие изменения в управлении образованием
Модель целостного мониторинга развития и социализации личности в системе образования
А.К. Осницкий
Усвоение знаний обеспечивает сформированная к данному моменту активность обучаемого и обслуживающие ее познавательные процессы: восприятие, представление, воображение, память, мышление. Целью учебной деятельное в школе и других образовательных учреждениях является прежде веек усвоение научно-практического знания. Этот вид знания, по мнению Л ( Выготского, отличается от житейского знания тем, что формулируется в понятиях - обобщенных, системных и выводных (доказуемых формах закрепления знаний.
О мониторинге качества образования
О.Б. Логинова
Оценка качества образования ведется на основе сопоставления социальных запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг (детей и родителей, работодателей, подсистем системы образования) с планируемыми, реализуемыми и достигаемыми образовательными результатами.
Под образовательными результатами на настоящем этапе мы понимаем следующие:
Критерии оценки качества учебного процесса в условиях инновационных образовательных технологий
М.А. Холодная
В традиционной системе обучения, построенной на предметно центрированном подходе, критерии эффективности учебной подготовки учащихся связываются главным образом с уровнем сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН).
Мониторинг технологической подготовки учащихся
Н.А. Алямовская
С 1994 года, с момента введения Московского регионального базисного учебного плана, в Восточном округе г. Москвы стала формироваться система окружного мониторинга технологического образования.
Оценка образовательных достижений учащихся в процессе мониторинга в системе региональных служб оценки качества образования
Ю.Ф. Гущин
Как показывает анализ публикаций, теоретические и практические вопросы, связанные с оценкой качества образования в школе, широко обсуждаются и решаются в региональных центрах оценки качества образования. В одной из таких работ (см. [2]) директор Центра тестирования Вологодского ИПК и ППК Т.Д. Макарова обсуждает очень важный вопрос о соотношении «внешней» и «внутренней» оценки. Любой вид проверки и оценивания школьников ставит перед собой задачу установления соответствия между тем, что было намечено, и реальными достижениями.
Проблемы организации мониторинга образования
Ю.Ф. Гущин
Проблема качества общего среднего образования и его оценка относятся к числу ключевых проблем в системе образования. Многие практически значимые вопросы и задачи в системе образования связаны с проблемой качества и ее решением. Качество образования во многом определяется и тем, какими являются общество и государство. Эксперты Комитета по образованию Совета Европы считают, например, что образовательная политика "является главной частью выражения свободы и суверенитета каждой страны" [2, с. 21].