Опыт организации внутришкольного мониторинга и обеспечение эффективности учебного процесса
Чернякова К.А.
Проводимый в нашей школе педагогический мониторинг направлен на объединение результатов работы по всем направлениям деятельности школы с последующей рефлексией педагогов и администрации. Он также служит для обоснования принятия управленческих решений. Анализ данных внутришкольного мониторинга помогает нам в процессе создания личностно-ориентированной образовательной среды школы. Основываясь на данных индивидуально-ориентированного мониторинга мы выстраиваем индивидуальные образовательные траектории учащихся, отслеживаем динамику их роста, оперативно корректируем деятельность учителя и ученика.
В процессе внутришкольного мониторинга мы получаем данные:
- о качестве преподавания, обучения и воспитания;
- о психическом развитии школьников;
- о состоянии и развитии их здоровья;
- аналитические материалы, на основе которых принимаются управленческие решения.
Мониторинг качества преподавания позволяет нам контролировать:
- качество преподавания и
- профессиональный рост педагогов.
Мониторинг качества обучения включает:
- мониторинг мотивации учения
- мониторинг формирования и развития ОУУН, компонентов учебной деятельности мониторинг уровней обучаемости и обученности.
В процессе мониторинга качества воспитания в нашей школе проводится изучение интересов, потребностей, спросов и склонностей учащихся к различным видам деятельности, собираются данные о качестве воспитывающей среды и уровне воспитанности школьников.
В школе проводится диагностика психического развития личности (учеников и учителей), которая включает:
- диагностику развития познавательной сферы
- диагностику развития эмоционально-волевой сферы (учащихся, педагогов)
- диагностику развития способностей
- диагностику развития креативности.
Для негосударственной школы, в которую попадают дети с различным уровнем знаний, а ожидания их родителей от школы, как правило, велики - особенно актуален мониторинг в системе “учитель - ученик”, позволяющий педагогу не просто наблюдать продвижение ученика от незнания к знанию, а своевременно корректировать ее индивидуальную образовательную траекторию, выбирать наиболее эффективные, для данного ребенка, формы и методы обучения, конструировать ОС урока с учетом:
1) социального заказа родителей и личностных особенностей и возможностей каждого конкретного учащегося;
2) образовательных ориентиров школы;
3) целей содержания обучения.
Для повышения эффективности работы мы определяем требования к “обратной информации” - материалам, получаемым от педагогов - предметников. Эта информация должна быть полной, точной, непрерывной, адекватной, своевременной, объективной, доступной и структурированной.
Основная управленческая задача, которую мы ставим - рефлексия учителем своей деятельности и принятие корректирующих мер.
Одной из задач и целей обучения в нашей школе является развитие у учащихся способности усваивать новый опыт. Эта задача решается на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями и творческой дискуссии. Для реализации этих задач учитель должен владеть не только объяснительными, но и непременно исследовательскими методами обучения; выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, учитель больше действует как руководитель и партнер в обучающем процессе, нежели как источник готовых знаний. Создание такой обучающей среды во время урока под силу лишь тем учителям, которые имеют достаточный багаж психолого-педагогических знаний, основанных на личном творческом потенциале.
Создание соответствующей обучающей среды школы является, на наш взгляд, одним из главных условий личностного и профессионального роста педагогов. Динамику этого роста помогают отслеживать данные мониторинга.
В проведении мониторинга мы опираемся на работы следующих авторов и следующие методики:
- Третьяков “Управление школой по результатам”- для оценки обучаемости;
- Симонов “Педагогический менеджмент”- для оценки обученности;
- Зверева “Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы”- для оценки качества преподавания;
- Конаржевский “Анализ урока”- для оценки состояния преподавания;
- В. А. Ясвин “Психолого-педагогическая экспертиза ОС”- для оценки качество воспитания;
Третьяков “Уроки воспитания”.
Для диагностики психического развития нами используются следующие методики:
а) для оценки внимания - корректурная проба, методика Когана, таблицы Шульте, методика Гальперина А.Я. и Кобылицкой Л.С., методика “Интеллектуальная мобильность”, “Узнавание фигур”, методика Мюнстенберга, методика Векслера.
б) для оценки развития памяти: методика А.Р.Лурия, методика “Оперативная память”, “Образная память”, “Воспроизведение рассказа”, методики для оценки кратковременной памяти, опосредованного запоминания, пиктограмма, методика Векслера;
б) для оценки развития памяти: методика А.Р.Лурия, методика “Оперативная память”, “Образная память”, “Воспроизведение рассказа”, методики для оценки кратковременной памяти, опосредованного запоминания, пиктограмма, методика Векслера;
в) в области мышления оцениваются - количественные отношения, закономерности числового ряда, сложные аналогии, используются методики “выделение существенных признаков”, методика Равена, ШТУР, методики Борисовой Е.М. (с соавторами), Акимовой М.К. (с соавторами), толкование пословиц, исключение лишнего, методика Векслера, тест Замбицявичене Э.Ф., тест Айзенка.
Для изучения и оценки развития эмоционально-волевой сферы личности используются: цветовой тест Люшера, методика А.М. Прихожан, методика “Самооценка”, тест школьной тревожности Филлипса, “Незаконченные предложения”, тест-опросник Мнишека, опросник Айзенка (подростковый), рисуночные тесты, методика Рене-Жиля.
В рамках диагностики развития способностей применяются -методика ДДО, ШТУР, диагностико-развивающие методики М.К. Акимовой (с соавторами), Е.М. Борисовой (с соавторами) и др.
Особое внимание в нашей работе уделяется развитию творческих возможностей школьников (креативности). Для диагностики этой сферы используются: вербальный и рисуночный тесты И.С.Авериной и Е.Щеблановой, методика “Гибкость построения графического образа”, методика “Необычное использование предметов”, “Перевоплощения”, игры на развитие воображения.