Психология и методология образования

Опыт проведения и результаты психодиагностических и социально-психологических исследований в школах

Опыт проведения психологических исследований в школе

И.В. Исаева, Е.М. Косцова

По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», должно обеспечивать, в частности, «интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…».

Практический опыт психолога в реализации программы социализации подростков

Сазонова М.Г.

В гуманистической психологии социализация определяется как самоактулизация, как «Я - концепция», поэтому работа педагога-психолога с подростками должна быть направлена в первую очередь на выработку ценностных ориентаций, гармонизацию системы межличностных отношений, помощь в разрешении личностных конфликтов, выработку умений следовать адекватным поведенческим моделям.

Оценка уровня социализации учащихся

Карнаухова А.Б.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить и в целенаправленного формирования личности (в условиях воспитания), и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе,. однако воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.

Проблемы оценки уровня воспитанности школьников

Суханова С.В.

Оценивать результаты воспитательной работы в школе достаточно  сложно, так как  изменения, происходящие в личности школьника в значительной степени  носят скрытый характер и не поддаются точному измерению. А кроме того результаты воспитания не проявляются сразу и непосредственно. Как правило, они имеют отсроченный по времени характер. И все же  оценивать результативность воспитательной работы в школе крайне важно, так как без этого невозможно ни планирование, ни эффективное управление воспитательным процессом.

Диагностический анализ воспитанности учащихся

Нечаев М.П.

Оценка качества воспитательной работы в школе является одной из ключевых проблем в образовании. Ее решение в значительной мере зависит, во-первых,  от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и, во-вторых, от выбора инструментария, позволяющего проводить измерение и оценку этих показателей.

Оценка сформированности учебно-познавательных и социальных навыков

Мартемьянов О.Ю.

Исходной предпосылкой нашего исследования является представление о том, что сам факт высказывания является лишь явлением, реализующим качество с о п о л о ж е н и я грамматичекого и семантического планов существования человека, последний из которых укоренен в некоторой виртуальной форме м и р о в о с п р и я т и я человека, в той или иной мере сопоставимой с жизнеными требованиями и тематической заданностью ситуации р е ч е п о р о ж д е н и я. Само же высказывание определяется его силовой, импульсивной и экзистенциально-смысловой (П.

Диагностика психологической готовности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю

Дмитриева С.В.

Психологическое сопровождение учащихся при переходе из начальной в среднюю школу является одной из важнейших задач школьного психолога. Традиционно работа психолога в этот период начинается с диагностики психологической готовности четвероклассников к переходу в среднюю школу. Прежде чем проводить диагностику, необходимо решить вопрос выбора диагностических методик. Для адекватного выбора следует сначала определиться с тем, что именно мы должны диагностировать, т.е.

Изучение социализации подростков 14-16 лет

Васильева Л.М.

Введение  Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.

Психологическая поддержка и обеспечение педагогического мониторинга в УВК № 1840

Мартынова С. М., Котлярская Л. В.

Одной из главных целей любого коллектива, работающего с детьми, является сохранение здоровья ребенка. Но здоровье ребенка не сводится только к физическому состоянию организма. По определению Всемирной организации здоровья оно включает физический, нравственный и духовный компоненты.

Практические подходы к соцдиагностике

Тихонова Н.В.

         Многочисленные дискуссии и споры по поводу места и роли школы в обществе определили две основные позиции:

         1) школа – это то, что приспосабливается к обществу,

         2) школа – это средство изменения общества.

         Очевидно обе эти позиции тесно взаимосвязаны и четкой границы между ними провести нельзя.

Социомониторинг как средство формирования и развития образовательной среды

Хижнякова Е.В.

Реализация принципа личностно-ориентированного образования предполагает, в первую очередь, учет познавательного и самоопределенческого запроса самой личности, обеспечение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Подходы к организации психологического мониторинга в школе

Алтунина Н.Н.

Психодиагностика занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе школьного психолога. Цель школьной психодиагностики - ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления или нарушения.

Психодиагностика обладает рядом достоинств: