Психология и методология образования

Качество образования как педагогическая и практическая проблема

Ориентации учащихся 9-х классов в отношении продолжения обучения

Прилепцева А.Е.

Одна из наиболее важных задач для коллектива и администрации школы – формирование классов старшей ступени обучения (10 – 11-х классов). Администрацию и учителей интересует прежде всего, кто из учащихся основной школы предполагает продолжить обучение в той же школе, а кто планирует перейти в другую, продолжить обучение в техникуме, колледже и т.д.

Организация предпрофильного и профильного обучения в школе

Шлычкова Н.В.

          В «Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года» была поставлена задача «Обновления качества общего образования в соответствии с современными социально- экономическими условиями». При этом обновление качества образования «рассматривается как одно их оснований эффективности планируемых в России преобразований»

          Что понимается сегодня под качеством образования?

Уровень подготовленности педагогического состава к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс

Милёхин Д. Ю.

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) перед современным образованием остро стоит вопрос о необходимости внедрения этих современных средств в структуру обучения и управления образовательным учреждением. Вместе с тем, далеко не всегда руководитель образовательного учреждения ясно представляет себе, насколько продуктивным будет это нововведение. И связано это с несколькими факторами, такими как:

— уровень владения учителем ИКТ;

Адаптации учащихся при переходе на следующую ступень обучения

Яркова О.В.

1. Введение. Причины школьной дезадаптации учащихся

В педагогических коллективах давно сложилось понимание того, что качество знаний - не единственно возможный показатель качества образования. Вместе с тем, есть также понимание того, что достичь высокого качества образования в целом (а именно это и определяет социальный заказ общества) невозможно без учета большого количества других факторов.

Социальный заказ как фактор определения миссии, целей и задач образовательного учреждения

Кржечковская Т.М.

Актуальность рассмотрения данной  проблемы, связана с  задачами модернизации образования, требующими обновления целей, изменения образовательного процесса в целях достижения большей его эффективности, прогнозирования результатов и новых систем управления ими с учетом изменений социо-культурного пространства. Качество образования –  это  равнодействующая спрогнозированного процесса и результата, учитывающее целевые приоритеты и потребности личности, общества и государства.

Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий формирования познавательной мотивации

Ю.Ф. Гущин

К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически подготовленным к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволять выпускнику школы наиболее оптимально реализовать себя в профессиональной сфере и будущей семейной жизни.

Система работы с педагогическими кадрами школы

Сенцова Т.М.

Мир меняется, процесс обучения неизбежно становится диалогичным, поисковым, проектным. Видоизменяются и педагогические технологии и сам учитель. Модернизация образования – сложный период в работе школы и учителя, но этот этап нельзя оставлять без внимания. Его необходимо использовать как импульс для развития личности педагога.

Использование показателей типов восприятия информации для выявления латентных психических составляющих учебной деятельности

Мартынова С.М., Комиссарова А.М.

       Взаимодействие психологического и педагогического направлений в организации учебного процесса рассматривается в данной статье на примере единого комплексного подхода к оценке результатов деятельности школьников.     

Методы оценки психологической комфортности и безопасности учащихся и педагогов

Максимова А.А.

1. О понятии «образовательная среда» и показателях психологической комфортности..

В психологии существует несколько подходов к описанию образовательной среды (ОС). Ряд исследователей считает, что ОС может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, специальных психолого-педагогических и пространственно-временных условий. В результате воздействия этих условий на индивида происходит формирование его индивидуальности, миропонимания, а в целом - становление его как личности.

Реализация системно-деятельностного подхода к управлению качеством образования

Курбатова Л. А., Курбатов А.В.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет доступность, качество и эффективность как ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития. Это дает основание интерпретировать термин «качество образования» как способность системы образования обеспечивать достижение целей личности, общества и государства.

Анализ исследований проблемы качества образования

Ю.Ф. Гущин

Проблема качества обучения на протяжении многих лет была и остается одной из центральных в образовании. Но особенно ее актуальность и заинтересованность в ее положительном решении проявляется в связи с разработкой таких масштабных образовательных проектов, как ЕГЭ и стандарты образования. В этой связи особый интерес представляют исследования, посвященные изучению этой проблемы. 

К вопросу о совершенствовании способов дифференциации выпускников средней школы по уровню подготовки

Ю.Ф. Гущин

В предметных спецификациях назначение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) формулируется следующим образом: «дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы» ( ). В этой формулировке заключена, по сути, новая постановка задач и целей выпускного экзамена в средней общеобразовательной школе.

Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий формирования познавательной мотивации

Герасимова С.В., Вылегжанин И.В.

Качество образования становится на современном этапе основополагающим моментом развития общества. Как считает Шамова Т.И. «оценка качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству». Она отмечает, что качество образования – это не только результат, но и условие, и процесс. При этом важно ответить на такие вопросы, как: «какие условия влияют на образовательный процесс?», «чем должна характеризоваться образовательная среда?».

Классификация общеучебных умений и навыков учащихся

Андреева Н.В., Марголина В.В., Татур А.О.

Общеучебные навыки и умения (ОУН) – универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для определенных учебных дисциплин.

Можно выделить следующие основные группы общеучебных навыков и умений:

1. Организационные - планирование, организацию, контроль, регулирование и самоанализ учебной деятельности;

2. Работа с текстом;

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

Ханбенкова Е.

Современная социальная ситуация в нашем обществе требует становления   развивающейся школы, в которой активно протекают инновационные процессы.  Одним из основных механизмов развития образовательного учреждения является опытно-экспериментальная работа по освоению и разработке новых вариативных образовательных систем. Поэтому в СОШ № 807 этой работе уделяется серьезное внимание.

Критериальный подход к оценке качества образования

С.И. Вершинин

Каждый субъект образовательного процесса - педагоги, учащиеся, родители, администрация - понимает качество образования по-своему.

Качество с позиции  учителей  - это  наличие  качественного  учебного плана, обеспеченного учебными материалами, высокие оценки у учащихся.

Родители могут соотносить качество образования с развитием личности детей.

Для учащихся качество образования связывается с внутришкольным климатом, успехами и признанием в коллективе класса;

Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы

Л.В. Евстюнина

Современный подход к процессу обучения ориентирует педагогов не только на усвоение знаний и умений по предметам (хотя это остается одним из важнейших показателей в школе), но также на развитие учащихся. Педагог при подготовке к урокам думает не только о собственной деятельности, но и о развитии учебной деятельности своих учеников.

К вопросу об интегральных показателях оценки качества обучения

Ю.Ф. Гущин

1. Что является или может использоваться в качестве интегральных показателей обученности школьников?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, на какую теоретическую схему ориентируется обучение и как нормативно оно организуется.

О проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

Е.А. Исупова

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса. Наиболее сложно эти изменения идут в системе государственных общеобразовательных школ. Основными социально-экономическими процессами, предопределяющими указанные изменения, являются: