Использование показателей типов восприятия информации для выявления латентных психических составляющих учебной деятельности
Мартынова С.М., Комиссарова А.М.
Взаимодействие психологического и педагогического направлений в организации учебного процесса рассматривается в данной статье на примере единого комплексного подхода к оценке результатов деятельности школьников.
1. В Центре образования № 1840 с 1992 года ведется работа по выявлению латентных (скрытых) состояний психологической деятельности школьников, которые отражаются на качестве усвоения учебного материала. Одним из направлений этой работы является программа по выявлению личностных особенностей учащихся, механизмов усвоения, запоминания и воспроизведения информации. Эти особенности характеризуются нами как стиль обучения, предпочитаемый самим учащимся. Реализуемая нами диагностическая программа содержит методики по выявлению доминирующего полушария мозга (латеральность) и ведущего вида восприятия (в дальнейшем ВВ) информации. Программа направлена на устанавление, во-первых, типа личности в зависимости от доминирующего полушария головного мозга, во-вторых, типа личности, в зависимости от доминирующего вида восприятия: визуальный – «зритель», аудиальный – «слушатель», кинесиологический – «деятель».
Результаты анализируются и интерпретируются нами в триаде: ученик – учитель - родитель.
На основании выявленных типов личности в зависимости от доминирующего полушария предлагаются рекомендации по учету особенностей психических процессов усвоения информации. Конечно, оба полушария способны к восприятию слов и образов, но эти процессы протекают в них по-разному. Различаются они не столько особенностями используемого материала (вербального или невербального), сколько способами его организации, характером переработки информации, особенностями развития внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоциональными проявлениями. Ассиметрия функций головного мозга является генетически заложенной, но окончательно формируется лишь в социальном общении, т. к. в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование левого или правого полушария, что во многом определяет психологические особенности восприятия и переработки информации субъектом.
Учащиеся с доминирующим левым полушарием обладают дискретным, аналитическим мышлением, которое обеспечивает логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира. Дети лучше воспринимают устную и письменную информацию, обладают устойчивым вниманием, хорошо усваивают теоретический материал, задают много вопросов. Эти школьники оптимистично и радостно воспринимают мир, хорошо понимают слово, обладают пластичной речью (см. табл.1)
Учащиеся с доминирующим правым полушарием обладают пространственно-образным мышлением, которое является синтетическим и симультантным, т. к создает возможность одновременного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Эта особенность правополушарного мышления лежит в основе творчества. Такие дети лучше воспринимают демонстрируемую, наглядную информацию, в проблемных ситуациях отвечают наугад или интуитивно, им свойственна неустойчивость внимания, мечтательность. Они с трудом подчиняются ограничениям, четко предъявляемым правилам, зато легко ориентируются в незнакомой местности, как и в любой другой новой ситуации (см. табл.1).
Таблица 1. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПО ТЕСТУ "ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ"
Левополушарные | Правополушарные |
1. Любят работать по правилам. | 1. Рукодельны (многое умеют). |
2. Усваивают теоретический материал. | 2. Быстрые. |
3. Хорошо понимают слово. | 3. Эмоциональны ( все через чувства ). |
4. Рано начинают читать. | 4. Высокий социальный долг ( часть Вселенной). |
5. Речь пластична. | 5. Путешественники, изобрататели. |
6. Прямолинейность в характере, любят работать по правилам. | 6. Необходима свобода во всем. |
7. Лингвисты. | 7. Легко общаются на невербальном уровне общения (абстракционисты ). |
8. Упорядоченное поведение (дети никого не раздражают ). | 8. Возможна непредсказуемая талантливость. |
9. Не протестуют без причины. | 9. Информацию перерабатывают от частного к общему. |
10. Информацию черпают из книг, перерабатывают от общего к частному. | В школе: подвижны, пластичны, двигательно активны; |
11. В жизни человек совсем " не ловит ситуации ". | быстро усваивают (нудно слушать ); |
внимание неустойчиво; | |
характерны стандартные ошибки - зеркальность в письме, рисунке, чтении - я-к-с, пропуски слогов, букв, выпадение гласных ( нельзя наказывать ). | |
Чем больше левых проб, тем труднее с грамматикой, | |
легче с математикой (долго считают на руках), | |
сочинители (должны быть свободны). | |
Нужна не словесная, а образная методика. |
Левополушарные | Правополушарные |
1. Любят работать по правилам. | 1. Рукодельны (многое умеют). |
2. Усваивают теоретический материал. | 2. Быстрые. |
3. Хорошо понимают слово. | 3. Эмоциональны ( все через чувства ). |
4. Рано начинают читать. | 4. Высокий социальный долг ( часть Вселенной). |
5. Речь пластична. | 5. Путешественники, изобрататели. |
6. Прямолинейность в характере, любят работать по правилам. | 6. Необходима свобода во всем. |
7. Лингвисты. | 7. Легко общаются на невербальном уровне общения (абстракционисты ). |
8. Упорядоченное поведение (дети никого не раздражают ). | 8. Возможна непредсказуемая талантливость. |
9. Не протестуют без причины. | 9. Информацию перерабатывают от частного к общему. |
10. Информацию черпают из книг, перерабатывают от общего к частному. | В школе: подвижны, пластичны, двигательно активны; |
11. В жизни человек совсем " не ловит ситуации ". | быстро усваивают (нудно слушать ); |
внимание неустойчиво; | |
характерны стандартные ошибки - зеркальность в письме, рисунке, чтении - я-к-с, пропуски слогов, букв, выпадение гласных ( нельзя наказывать ). | |
Чем больше левых проб, тем труднее с грамматикой, | |
легче с математикой (долго считают на руках), | |
сочинители (должны быть свободны). | |
Нужна не словесная, а образная методика. |
В нашей школе каждый ученик с помощью психолога не только составляет представление о своих личностных особенностях и приобретает способность к мысленному отражению позиции другого, но и получает конкретные рекомендации по самосовершенствованию восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций и язык (см. Приложения 1 и 2).
2. Различия в доминировании правого или левого полушария наблюдаются также и по возрастам. Проведенные нами исследования показывают, что в старших классах у детей доминирует левое полушарие (и это, заметим, несмотря на то, что дети обучаются в математической школы). Этот результат можно объяснить, в частности, тем, что обучение в школе построено на лекционной основе и с достаточно небольшим использованием наглядности. А это означает, что у детей задействовано в основном левое полушарие (см. ).
Сравнительный анализ итогов психологической диагностики учащихся 8-х классов (декабрь м-ц 2002)
Распределение учащихся в зависимости от доминирующего полушария
Доминирует: | % |
правое полушарие | 10% |
левое полушарие | 52% |
оба полушария равномерно развиты | 38% |
Сравнительный анализ диагностики ведущего вида восприятия (8 кл.)
Вид восприятия информации | Всего, человек % | |||
8-1 | 8-2 | 8-3 | ||
1 | «Зритель» | 38 | 47% | 35% |
2 | «Слушатель» | 25 | 20% | 27% |
3 | «Деятель» | 37 | 33% | 38% |
3. Следующим шагом в изучении индивидуального стиля усвоения учебного материала стало выявление ведущего канала восприятия информации. Эта работа, так же как и определение доминирующего полушария, проводилась с учащимися 1-ых, 5-ых и 9-ых классов. По трем основным типам восприятия рассматривались индивидуальные особенности ребенка визуала «зрителя»), аудиала («слушателя») и кинестетика («деятеля»). По результатам этой работы учителю, родителю и воспитателю предлагаются рекомендации по использованию ведущего канала восприятия для сообщения новой информации и параллельному развитию других каналов (см. Приложение ). По данным исследования в ЦО № 1840, основную часть школьников в обычном классе составляют «зрители», а в классах коррекционно-развивающего обучения – «деятели».
Для развития у ребенка–«зрителя» языковых навыков, навыков коммуникабельности и общей двигательной координации мы рекомендуем учителям опираться в обучении на наглядность, обеспечивать контроль за усвоением новых понятий, предлагаемых в устной форме;
для развития у ребенка–«слушателя» навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием – добиваться при выполнении письменных работ проговаривания того, что он делает, и оказывать словесную поддержку;
для развития у ребенка–«деятеля» зрительного и слухового восприятия – необходимо разбивать большие задания на мелкие «порции», не сажать их со слушателями и при устных ответах допускать произвольность движений.
Для обеспечения развития всех информационных каналов предлагается комплекс рекомендаций при выполнении домашних заданий и организации целенаправленной коммуникативной деятельности в свободное время (Приложение № 2.2 и 3.2).
4. Умение учитывать учебные стили каждого ученика позволяет учителю реально улучшить результаты обучения. Учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, или занятиями по учебнику с использованием раздаточных материалов, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения независимо от того, являются ли эти стили основными в его классе и соответствуют ли они стилю преподавания самого учителя. Если учащимся предоставить три варианта выполнения домашней или классной работы, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать их стилю обучения. Все это тем более необходимо учитывать при составлении материалов как педагогического, так и психологического тестирования. Например: учащиеся с доминирующим левым полушарием дают лучшие показатели при работе с тестами, в которых надо выбрать ответ (да/нет) или одно из нескольких альтернатив, в то время как правополушарные – при работе с тестами, в которых должны сами придумать ответ.
4. Умение учитывать учебные стили каждого ученика позволяет учителю реально улучшить результаты обучения. Учитель может модифицировать задания, связанные с текстом, или занятиями по учебнику с использованием раздаточных материалов, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения независимо от того, являются ли эти стили основными в его классе и соответствуют ли они стилю преподавания самого учителя. Если учащимся предоставить три варианта выполнения домашней или классной работы, они инстинктивно выберут то, что будет соответствовать их стилю обучения. Все это тем более необходимо учитывать при составлении материалов как педагогического, так и психологического тестирования. Например: учащиеся с доминирующим левым полушарием дают лучшие показатели при работе с тестами, в которых надо выбрать ответ (да/нет) или одно из нескольких альтернатив, в то время как правополушарные – при работе с тестами, в которых должны сами придумать ответ.
Результаты диагностики обобщаются психологом для учителя в виде графиков, на которых представлены:
- процентное соотношение выявленных типов личности в данном классе (см. рис.1)
- сравнительный анализ по параллели (см. рис.2).
Доминирует: | 8-3 | ||
1 | Правое полушарие | 4 | |
2 | Левое полушарие | 19 | |
3 | Оба полушария одинаково развиты | 7 |
Рис.1. Распределение учащихся в зависимости от доминирующего полушария
Вид восприятия информации | 8-3/ % | |
«Зритель» | 37,5 | |
«Слушатель» | 25 | |
«Деятель» | 37,5 |
Рис. 2. Распределение учащихся в зависимости от вида восприятия информации
По каждому типу личности учителю предлагаются рекомендации психолога по достижению эффективности развития и обучения учащихся (см. Приложения 1 и 2).
Таким образом, диагностика позволяет проявить латентные (скрытые) составляющие психологической деятельности учащихся и ориентирует учителя на комплексную интегративную оценку специфических (предметных) достижений школьников с учетом предпочитаемых ими стилей обучения.
Психологическое обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для проявления и становления творческих возможностей школьников, соблюдения баланса между интеллектуальным и эмоциональным развитием.
Приложение 1. Рекомендации по учету особенностей психических процессов усвоения информации
Левополушарные |
Восприятие |
Лучшее восприятие устно и письменно изложенной информации (указаний), оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, (способность отразить эмоц. состояние). |
Внимание |
Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии |
Память |
Лучше развита словесно-логическая, произвольная |
Хорошая память на имена |
Мышление |
Дискретное и аналитическое. |
Различаются не столько особенностями используемого материала (вербальным характером переработки информации. Оба полушария способны к восприятию. Хорошо усваивают теоретический материал. Информацию перерабатывают от общего к частному. До принятия решений задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны. Любят памятки, програмы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения. Любят тесты, в которых на до выбрать ответ (да/нет) или несколько альтернатив. Хорошо ориентируются по карте. |
Эмоции |
Держит свои мысли и чувства при себе. Ждут, когда человек сам сообщит им о своем состоянии Серьезны (не остроумны) Более оптимистично и радостно воспринимают мир |
Речь и язык |
Речь пластична Хорошо понимают слово, лингвисты |
Личностные особенности |
Ценят аккуратность в себе и других Не склонны к риску. Осторожны, не любят ошибаться, любят определенность Следуют предписаниям Любят читать книги, для них всегда лучше книги, чем фильмы |
Правополушарные |
Восприятие |
Лучшее восприятие наглядной информации (демонстрируемой),оперирование образами, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков |
Внимание |
Невнимательны, "витают в облаках", мечтательны, восторжены |
Память |
Лучше развита чувственно-логическая, непроизвольная память; хорошая память на лица |
Мышление |
Пространственно-образное Хорошо усваивают материал, при объяснении которого используются образы, примеры. Информацию перерабатывают от частного к общему В проблемных ситуациях отвечают наугад или интуитивно Не любят ограничений, детализации, планов Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы Легко ориентируются в незнакомой местности |
Эмоции |
Охотно делится своими переживаниями Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом Остроумны ("шутники") Воспринимают мир в более мрачном свете |
Речь и язык |
Легко общаются на невербальном уровне общения |
Личностные особенности |
Любят делать много дел одновременно Хорошо переносят суматоху, неорганизованы, беспорядочны, часто опаздывают Рисковые, не боятся неудач Не любят предписаний. Любят рисовать Двигательно активны, подвижны, любят путешествовать |
Левополушарные |
Восприятие |
Лучшее восприятие устно и письменно изложенной информации (указаний), оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, (способность отразить эмоц. состояние). |
Внимание |
Обладают устойчивым вниманием, хорошо слушают, могут долго концентрироваться на одном действии |
Память |
Лучше развита словесно-логическая, произвольная |
Хорошая память на имена |
Мышление |
Дискретное и аналитическое. |
Различаются не столько особенностями используемого материала (вербальным характером переработки информации. Оба полушария способны к восприятию. Хорошо усваивают теоретический материал. Информацию перерабатывают от общего к частному. До принятия решений задают много вопросов, в проблемных ситуациях бывают упрямы и излишне предусмотрительны. Любят памятки, програмы, схемы, списки, письменные контракты и соглашения. Любят тесты, в которых на до выбрать ответ (да/нет) или несколько альтернатив. Хорошо ориентируются по карте. |
Эмоции |
Держит свои мысли и чувства при себе. Ждут, когда человек сам сообщит им о своем состоянии Серьезны (не остроумны) Более оптимистично и радостно воспринимают мир |
Речь и язык |
Речь пластична Хорошо понимают слово, лингвисты |
Личностные особенности |
Ценят аккуратность в себе и других Не склонны к риску. Осторожны, не любят ошибаться, любят определенность Следуют предписаниям Любят читать книги, для них всегда лучше книги, чем фильмы |
Правополушарные |
Восприятие |
Лучшее восприятие наглядной информации (демонстрируемой),оперирование образами, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков |
Внимание |
Невнимательны, "витают в облаках", мечтательны, восторжены |
Память |
Лучше развита чувственно-логическая, непроизвольная память; хорошая память на лица |
Мышление |
Пространственно-образное Хорошо усваивают материал, при объяснении которого используются образы, примеры. Информацию перерабатывают от частного к общему В проблемных ситуациях отвечают наугад или интуитивно Не любят ограничений, детализации, планов Предпочитают тесты, где сами придумывают ответы Легко ориентируются в незнакомой местности |
Эмоции |
Охотно делится своими переживаниями Могут понять состояние человека, не спрашивая его об этом Остроумны ("шутники") Воспринимают мир в более мрачном свете |
Речь и язык |
Легко общаются на невербальном уровне общения |
Личностные особенности |
Любят делать много дел одновременно Хорошо переносят суматоху, неорганизованы, беспорядочны, часто опаздывают Рисковые, не боятся неудач Не любят предписаний. Любят рисовать Двигательно активны, подвижны, любят путешествовать |
Приложение 2
Особенности поведения и развития старшеклассника (9 – 11 классы)
1. Тип личности - «Зритель»
Краткая характеристика типа личности
- Свойственны аккуратность и точность, надежность и бдительность.
- Невозмутим, скрытен.
- Немногословен, не обладает даром поддерживать разговор или получать удовольствие от какого-либо развлечения.
- Часто находится в напряжении, чувствует себя неловко на людях, но старается добиваться поставленной цели
- Не любит отсутствия четкой организации и непредсказуемости.
- Наблюдателен. Привычка к внимательному наблюдению помогает в обучении социальному взаимодействию.
- Средство самовыражения – репутация хорошего ученика, труженика.
- Очень важны оценки и мнение учителей.
Физическое развитие
- Хорошо координирован.
- Предпочитает те виды упражнений, которыми можно заниматься в одиночестве
- Хорошо развиты сложные двигательные навыки. Неплохо чертит, рисует. Прекрасно обращается с компьютером.
Особенности обучения
- Увлекаются математикой; алгебраические уравнения, требующие таких свойств как воображение, запоминания и вычисление позволяют зрителям блестяще проявить себя
- Терпят неудачу в том, что требует слуховых навыков: запоминание материала, новых слов.
- Во время уроков часто отвлекаются и забывают словесные инструкции.
- Легко запоминает новые слова, записанные на листе бумаги.
Предпочитаемые виды деятельности
Фотография, астрономия, математический клуб, научные выставки, настольные и видео игры, коллекционирование, моделирование, ремесла.
2. Тип личности - «Деятель»
Краткая характеристика типа личности
- Говорит мало.
- Неловко чувствует себя в незнакомом обществе, избегает общения с глазу на глаз или по телефону
- Наиболее комфортно чувствует себя среди таких же физически развитых подростков, как сам.
Физическое развитие
- Главное увлечение – спорт, командные игры
- Любит пребывание на свежем воздухе, игнорирует чтение и настольные игры
- Сложные двигательные навыки плохо развиты. Работы, требующие координации «глаз-рука» неаккуратны.
Особенности обучения
- Проблемы с чтением, письмом, произношением и математикой.
- Несамостоятелен, ищет помощи у старших.
- Увлекают экспериментальные аспекты естественных наук
Предпочитаемые виды деятельности
Спорт, экскурсии, рыбалка, украшение и уборка помещений, экологические группы.
3. Тип личности: «Слушатель»
Краткая характеристика типа личности
- Умение интересно и убедительно говорить, демонстрирует уверенность во время дискуссий и выполнения совместных заданий.
- Не хватает сдержанности, самоконтроля.
- В компаниях не испытывает ни малейшего дискомфорта, является болтуном, который за словом в карман не полезет.
- В одиночестве много читает, заведя при этом какую-нибудь музыку.
- Много времени уделяет тому, что называется социализацией - большинство из того, что они делают, они делают ради собственного социального статуса и рассчитывают на максимальный общественный резонанс.
- Его место среди самых модных и крутых ребят школы.
- Активен в делах класса.
Физическое развитие
- Телесная координация – на среднем уровне, она не позволяет ему стать звездой командных игр, поэтому он избегает их, но любит гимнастический зал как одно из мест для общения.
- Стремятся избегать тех видов деятельности, которые требуют сложной двигательной активности, так как координация «глаз-рука» – слабое место.
- Не преуспевают в игре на музыкальных инструментах
Особенности обучения
- Творчески подходит к выполнению работ, прекрасно презентирует их
- Легко даются иностранные языки, любые термины усваивает с легкостью и с удовольствием.
- Предпочитает разговорные жанры, избегает компьютеры и искусство
- Определенные затруднения с математикой.
- Хорошо запоминает учебный материал, обсуждавшийся в классе, ничего не записывая.
- При подготовке устных уроков читает вслух, используя визуальную стратегию для усвоения визуального материала.
- С легкостью делает пометки, читает учебники и получает важную информацию из лекций, фильмов.
- Прекрасно усваивают структуру предложений и правила использования слов, умеют точно и ясно выражать свои мысли.
Предпочитаемые виды деятельности
Экскурсии, катание на коньках, рассказывание историй, самоуправление в школе, помощь по уходу за младшими детьми.
Экскурсии, катание на коньках, рассказывание историй, самоуправление в школе, помощь по уходу за младшими детьми.