Интеллектуальное развитие и уровень учебных достижений учащихся
Оценка уровня развития интеллектуальных умений на примере психологического тестирования учащихся 10-х классов
И.В. Вылегжанин, С.В. Герасимова
Плановая психологическая диагностика в нашей гимназии включает решение следующих задач:
-
диагностика уровня развития внимания учеников,
-
диагностика уровня умственного развития учеников;
-
исследование социальной ситуации в классах,
-
диагностика характерологических особенностей учеников.
Интеллектуальное развитие и уровень учебных достижений школьников
Ю.Ф. Гущин
Одним из центральных в обсуждаемой теме является вопрос о том, можно ли считать интеллектуальное развитие значимым и полноправным продуктом обучения и нужно ли в связи с этим контролировать и оценивать результаты этого развития?
Рефлексия как условие формирования научно нормированных способов познавательной деятельности
И. И Ильясов, И.Л. Можаровский
Современное образование призвано не только обеспечить учащихся определенной системой знаний по различным научным дисциплинам, но и вооружить их продуктивным мнениями самостоятельно применять, приобретать и вырабатывать научные знания в будущей профессиональной деятельности. Указанные умения с необходимостью предполагают владение обобщенными способами эффективной интеллектуальной работы и лежащими в их основании нормами научного мышления.
Обоснование выбора и возможности использования психодиагностических тестов умственного развития для контроля и оценки качества обучения
Парзян Б. А.
Современный этап развития образования в России можно охарактеризовать как переход от единообразия и ограниченности к вариативности и личностно-ориентированнному обучению. Все большее понимание получает унитарный подход, смысл которого сводится к тому, что обучение должно быть развивающим, вести к максимальному развитию учащихся - к их общему психическому развитию, включая развитие умственное, нравственное и физическое.
Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений
Котенко А.Н.
Среди основных тенденций современного образования важную роль играет развитие познавательной деятельности учащихся.
Познавательная деятельность имеет сложную структуру и для реализации каждого из ее компонентов учащиеся должны овладеть как интеллектуальными, так и организационными умениями.
В дидактической и психологической литературе нет общепринятой классификации умений, достаточно полно представляющей учебно-познавательную деятельность.
Опыт разработки теста оценки критического мышления школьников
Ю.Ф. Гущин, И.И. Ильясов
О недостатках в образовании, связанных с развитием критического мышления и рефлексии учащихся и выпускников школы, в разное время писалось и говорилось достаточно много. Можно сослаться, в этой связи, на результаты ряда исследований в этой области (см. [9], [11], [12], [19], [21], [26], [29], [32], [33]). Приведем несколько примеров.
Исследование развития способностей рефлексии, понимания и мировозренческого самоопределения старшеклассников
Амяга Н.В.
Важнейшими показателями личностного роста учащихся является уровень развития рефлексии и способности понимания. Эти способности могут быть развиты в ходе обучения. В экспериментальной школе-площадке №1314 обучение и развитие школьников осуществляется на базе инновационной программы и концепции мыследеятельностной педагогики (руководитель Ю.Г. Громыко). Способы мышления и деятельности выступают здесь в качестве содержания образования. Поэтому развитие данных способностей может выступать в качестве критерия успешности реализации экспериментальной программы.
Учебная диагностика в технологии "ИнтеллекТ"
А.В. Корнеенков, Е.А. Леонова, А.В. Нерадо, Е.А. Родионова
Проблема развития интеллекта продолжает привлекать внимание специалистов многих научных направлений. Острота этой проблемы обусловлена, прежде всего, усиливающейся тенденцией снижения интереса школьников к чтению, а также ухудшением их здоровья. Объемы домашних заданий по некоторым предметам таковы, что школьникам приходится затрачивать на их выполнение в 4 раза больше времени, чем положенно по норме.
Оценка уровня развития у учащихся интеллектуальных умений
М.М. Анненкова, Е.И. Тарасова
В психологии существует много подходов к оценке интеллекта, причем сам интеллект разными авторами понимается по разному. С точки зрения диагностики нам представляется наиболее удобным подход, когда интеллект рассматривается как специализированная подструктура в целостной структуре личности, но в то же время как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. С такой позиции подходил к интеллекту Рудольф Амтхауэр при создании своего теста структуры интеллекта.
Взаимосвязь уровня интеллектуального и психического развития учащихся с учебными достижениями по различным предметам
Г.В. Нефедова
Эффективным школьное обучение может стать в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в таком порядке:
Диагностика интеллектуальных умений на уроках математики
Н.Л. Рощина
В современных условиях одной из основных целей обучения в школе является развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. При этом необходимо, чтобы обучение было направлено на интеллектуальное развитие ученика. Это означает развитие его мыслительных способностей, в число которых входят и способности к выполнению определенных логических операций.
Проблемы оценки интеллектуального развития учащихся
Ю.Ф. Гущин
Одним из центральных в обсуждаемой теме является вопрос о том, можно ли считать интеллектуальное развитие значимым и полноправным продуктом обучения и нужно ли в связи с этим контролировать и оценивать результаты этого развития?
В теоретическом плане ответ на него получен давно и он положительный, а в практическом - совсем недавно. Сегодня не только на уровне обсуждений, но и в официальных документах говорится о том, что интеллектуальное развитие является одной из главных целей и ценностей образования. Интеллектуальное развитие до сих пор рассматривалось в образовании скорее как побочный продукт (по сравнению с формированием и оценкой предметных знаний и умений).