Оценка уровня развития интеллектуальных умений на примере психологического тестирования учащихся 10-х классов
И.В. Вылегжанин, С.В. Герасимова
Плановая психологическая диагностика в нашей гимназии включает решение следующих задач:
диагностика уровня развития внимания учеников,
диагностика уровня умственного развития учеников;
исследование социальной ситуации в классах,
диагностика характерологических особенностей учеников.
Для исследования особенностей интеллектуального развития учеников мы обычно используем групповые методы тестирования.
Диагностические методики для оценки интеллектуальных умений
Возрастная категория | Диагностическая методика |
Начальная школа | Тест уровня развития младшего школьника, (вербальный и невербальный вариант) ТУРМШ |
5. 6 классы | «ГИТ» - групповой интеллектуальный тест. |
7, 8, 9 классы | «ШТУР» - школьный тест уровня развития |
9, 10 классы | Тест развития интеллекта Рудольфа Амтхауэра. |
11 -ые классы | «АСТУР» - тест уровня развития для аспирантов и студентов. |
Данные диагностические инструменты были созданы или адаптированы отечественными психологическими лабораториями, они едины с точки зрения теоретических основ понимания интеллекта и построены по одному принципу. Материал тестов напрямую не связан с материалом школьных уроков. Психологическое тестирование отличается от педагогического тем, что в нем оценивается уровень овладения некоторыми элементарными мыслительными операциями или функциями. Например, тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра состоит из восьми субтесгов, четыре из которых построены на материале вербального (словесного) характера, два - математические субтесты, и еще два — на операциях с плоскими и объёмными фигурами. Соответственно, в результате мы имеем показатели вербальных, математических и пространственных интеллектуальньгх способностей. Что проверяют задания субтестов?
Осведомленность в окружающем мире включает в себя самые различные воггросы.
Классификация способность находить общий признак объекта или понятия и на этом основании классифицировать объекты или понятия.
Аналогии — способность устанавливать логические связи, аналогичные заданным.
Обобщения - способность объединять понятия в группу.
Арифметические задачи.
Цифровые ряды.
Пространственный 1. Исследует способность оперировать с плоскими фигу рами в воображении.
Пространственный 2.То же с объемными фигурами.
Общий балл, полученный в результате суммы правильно выполненных заданий субтестов является показателем общих интеллектуальных способностей ученика Кроме интеллектуальных показателей нам интересны и показатели исследуемой нами группы, и мы имеем возможность сравнивать показатели классов между собой по статистическим характеристикам.
Статистические характеристики10-а класс
Средний балл 107
Дисперсия 466
Стандартное отклонение 21,6
Минимальный балл 74
Максимальный балл 157
Ниже приводится описание отдельных субтестов методики «ГИТ» для пятых и шестых классов.
Анализ результатов субтеста 1.
Показатели данною субтеста позволяют составить представление о способности понимать задаваемые условия и быстро выполнять простые инструкции. В процессе развития учащихся повышается их самоконтроль, возрастает уровень развития учебных навыков, вследствие чего школьники более полно воспринимают прочитанный текст, точнее выполняют инструкции.
Анализ результатов субтеста 2.
В этих заданиях предлагалось решать простые арифметические задачи, где по желанию испытуемый мог вести подсчеты на полях.
Анализ результатов субтестов 3,4,6.
Эти субтесты связаны с изучением вербальных способностей школьников, что позволяет раскрыть наиболее общие закономерности их интеллектуального развития. Успешность выполнения заданий этих субтестов обычно высоко коррелирует с успеваемостью по предметам, требующим развития вербальных способностей.
Субтест 3.«дополнение предложений» может использоваться для изучения словарного запаса детей и умения строить предложение с использованием разных синтаксических структур. Каждое задание в этом субтесте представляет собой самостоятельное предложение, в котором пропущено одно или несколько слов. Испытуемому нужно прочитать предложение и, уловив его смысл, завершить пропуски подходящими словами. Успешность выполнения заданий зависит от словарного запаса испытуемого, от его умения правильно, логично построить предложение с использованием разных синтаксических структур.
Субтест 3.«дополнение предложений» может использоваться для изучения словарного запаса детей и умения строить предложение с использованием разных синтаксических структур. Каждое задание в этом субтесте представляет собой самостоятельное предложение, в котором пропущено одно или несколько слов. Испытуемому нужно прочитать предложение и, уловив его смысл, завершить пропуски подходящими словами. Успешность выполнения заданий зависит от словарного запаса испытуемого, от его умения правильно, логично построить предложение с использованием разных синтаксических структур.
Субтест 4. Здесь тестируемый должен определить, сходны или различны по смыслу понятия в предлагаемых парах. Применяемая в данном субтесте логическая операция определения сходства и различия должна быть уже вполне доступна для детей этого возраста: в школе они часто сталкиваются с необходимостью нахождения слов - синонимов и антонимов.
Субтест 5. С помощью субтеста «числовые ряды» можно диагностировать уровень гибкости мышления, а также уровень развития умений находить новые алгоритмы решения заданий. В данном субтесте нужно было найти алгоритм построения числовою ряда и, применив его, продолжить ряд двумя числами. В методике ГИТ ряды образуются:
путем увеличения или уменьшения каждою последующего члена ряда за счет прибавления к предыдущему (вычитания из него) определенного целого числа;
путем умножения (деления) каждою последующею члена ряда на целое число;
путем чередования действия сложения и вычитания;
путем чередования действий умножения и сложения.
Для выполнения субтеста требовалось понимание простых математических отношений. Ошибочные решения возникают из-за недостаточно развитого умения анализировать условия. Сложившийся стереотип отыскивания правил построения ряда направляет мысль на то, что правило должно оставаться неизменным. Этот стереотип оказывает подавляющее влияние на мышление детей. Недостаточная гибкость мышления, неумение быстро найти новый способ действия приводит к ошибкам. В учебной деятельности школьники этого возраста редко сталкиваются с задачей быстрой смены алгоритма решения задач. Чаще алгоритмы решения задаются учителем, и от детей требуется только усвоение его и закрепление путем решения школьных однотипных заданий.
Субтест б - «Апологии». Качественный анализ результатов выполнения данного субтеста дает разнообразную информацию об особенностях мышления подростков, и, в частности, об овладении ими логическими отношениями разного типа, и в наибольшей степени дифференцирует тестируемых.
Овладение этой логической операцией представляется очень важным, поскольку в процессе обучения на этапе усвоения знаний и на этапе применения этих знаний к определенному кругу новых понятий и явлений дети пользуются аналогиями. Для выполнения этих заданий школьнику необходимо совершить ряд мыслительных операций: сравнение двух слов, установление имеющеюся между ними логического отношения, анализ третьего слова и слов, из которых надо производить выбор, и, наконец, подбор слова по аналогии. Успешность решения заданий по аналогии с возрастом повышается, и эта методика способна отражать динамику возрастных изменений в развитии мышления школьников. Некоторые из заданных в субтесте логико-функциональных отношений специально отрабатывается а ходе обучения в школе, например, отношения тина часть целое, вид род, соотношения классов, математические отношения.
Субтест 7. В субтесте необходимо перешифровать, согласно установленному ключу, предложенную последовательность простых графических символов в виде определенного набора цифр. Здесь выявляется устойчивость внимания и темп деятельности испытуемых.