Взаимосвязь уровня интеллектуального и психического развития учащихся с учебными достижениями по различным предметам
Г.В. Нефедова
Эффективным школьное обучение может стать в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в таком порядке:
- социально- коммуникативный;
- мотивационно- погребностный;
- произвольной регуляции собственной деятельности;
- интеллектуальный и речевой;
Психолог школы проводит в адаптационный период диагностическое обследование познавательной деятельности учащихся первых классов (программа Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера, Н. Семаго).
Данные диагностики позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом на весь учебный год, не забывая, что перед учителем стоят две основные задачи:
- обеспечить результативность усвоения знаний;
- сохранить у детей интерес к познанию.
В конце года (май) диагностическое обследование позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить каковы успехи в формировании его учебной деятельности, уровень сформированности самоконтроля (итоговая диагностика на конец года).
Заполняя психологический паспорт класса, психолог и учитель вносят не только результаты изучения состояния познавательной деятельности учащихся, но и результаты учебных достижений по предметам (годовые оценки). Анализ психологического паспорта дает возможность увидеть изменения, происходящие с учащимися в процессе обучения (предметная направленность интересов учащихся), выявить причины таких изменений. В рамках подготовительной работы при открытии гимназического класса (5-Г) в 4-х классах школы в конце прошлого учебного года по результатам педагогического консилиума была произведена оценка уровней усвоения знаний учащимися по различным предметам. Для этой работы были использованы характеристики и основные показатели уровней усвоения знаний, разработанные в процессе экспериментальной работы школой-лабораторией № 444 Московского Департамента образования. В этом учебном году в начале 2 четверти учителя, работающие в гимназическом классе на педагогическом консилиуме, выставили показатели уровней усвоения знаний по различным предметам у учащихся-гимназистов.
Данный вид работы способствует:
1 .Внедрению многоуровневого обучения в целом классе и выделении, в
частности, учащихся со скрытым творческим потенциалом.
- Дает возможность проследить изменение учебных интересов (карта
заполняется в течении всего срока обучения на 2 ступени). - Карта уровней усвоения знаний учащихся класса и анализ состояния
итогов успеваемости дает возможность получить информацию по каждому
ученику персонально и сформировать учебные группы по различным
критериям:
- группа учащихся, требующих опережающего обучения;
- группа учащихся, резко снижающих успеваемость;
- группы учащихся, проявляющих большой интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов;
Полученная обобщенная информация может быть использована для индивидуальной работы с родителями. Особое внимание в беседе с родителями обращается на потенциальные возможности личностного роста и творческого потенциала.
4. Сопоставляя уровень обучаемости каждого ученика по гуманитарному,
физико-математическому, естественно-научному циклам, школа может
рекомендовать выходы ученика на определенные направления профильного
образования.