Исследование развития способностей рефлексии, понимания и мировозренческого самоопределения старшеклассников
Амяга Н.В.
Важнейшими показателями личностного роста учащихся является уровень развития рефлексии и способности понимания. Эти способности могут быть развиты в ходе обучения. В экспериментальной школе-площадке №1314 обучение и развитие школьников осуществляется на базе инновационной программы и концепции мыследеятельностной педагогики (руководитель Ю.Г. Громыко). Способы мышления и деятельности выступают здесь в качестве содержания образования. Поэтому развитие данных способностей может выступать в качестве критерия успешности реализации экспериментальной программы.
В рамках проводимой в школе инновационной программы обучения были разработаны задания, направленные на диагностику способности рефлексии, понимания и аспектов мировоззренческого самоопределения. Они были предложены старшеклассникам на городской олимпиаде “Интеллектуальный марафон”, выявляющей одаренных детей. Задания выполнили около 600 человек. Полученные результаты сопоставлялись с результатами выполнения этих же заданий старшеклассниками школы №1314 (около 50 человек).
Для успешного выполнения заданий, помимо способностей, важен был определенный общемировоззренческий уровень. В этом вопросе мы основывались на том, что интеллектуальная элита московских школьников должна отвечать требованиям, задаваемым Москвой как полиэтническим мегаполисом. Это означает в первую очередь ориентацию в различных культурных традициях и самоиндентификацию с культурной традицией. Мировоззрение проявляется, во-первых, в наличии отрефлектированных оснований оценки действия, во-вторых, в соотнесении своих оснований с культурными источниками и корнями, в-третьих, в понимании и различении разных культурных традиций и, в четвертых, в выявлении особенностей личного поведения и действий, их соотнесении с определенным культурно-мировоззренческим пластом.
Диагностические задания построены на психологическом материале. Они предполагали осмысление способов работы с собственными душевными состояниями. Наиболее важной психологической характеристикой старшего школьного возраста является формирование самосознания. Этот процесс выступает как необходимое условие складывания мировоззрения и самоопределения в этом возрасте. Можно утверждать, что существует (и может быть выявлен) особый тип одаренности духовного плана, проявляющийся в повышенном интересе к проблемам мировоззрения и нравственности, умении глубоко и нестандартно размышлять над вопросами, относящимися к этой проблематике. Поэтому диагностические задания создавались на материале, относящемся к формированию личности, самосознания и мировоззрения.
Задание считалось успешно выполненным, если ребенок демонстрировал опыт психологической рефлексии и саморегуляции (развитие способности к саморегуляции и определенный уровень развития самоосознания входит в норму возрастного развития). С учетом перечисленных особенностей учащимся были предложены задания для выполнения. Они были однотипными для учеников 9, 10, 11 классов и несколько усложненными для учеников более старших классов.
Приведем пример задания для учеников 9-х классов.
«Вам дан текст. В нем описано состояние раздражения по отношению к другому человеку и как с ним можно бороться.
«Если происходят вещи, которые тебя огорчают или сердят, обращайся к Богу и не допускай в себя зла. Если это не удается, то, по крайней мере, помолчи, пока ты сможешь овладеть собой. Тогда заговори спокойно и дружелюбно с другим человеком. Не упрекай его и не напоминай ему о причиненной тебе несправедливости. Всегда только моли Бога изгладить в своем сердце злые впечатления возможно скорее, сегодня лучше, чем завтра. Тогда ты чист перед Богом, который ведет человека шаг за шагом через очищающие испытания. Без страдания трудно преодолеть свое фарисейское самооправдание. Сила перенесения искушения есть мерило твоей внутренней зрелости. По ней ты легко можешь узнать, на какой ступени зрелости ты стоишь”.
Задание:
1)Приведите пример из собственного опыта, когда вы сталкивались с подобным состоянием.
2)Дайте описание вашего способа действия - как вы понимали причину, как вы действовали, чтобы преодолеть ситуацию и т.д.
3)Восстановите мысль автора.
4)Обоснуйте свою версию о традиции, в которой написан текст.
5) Сопоставьте норму действия автора и норму (тип действия), продемонстрированный в вашем примере.
Показателями оценки результатов выполнения заданий были следующие:
Понимание текста например, умение рефлексивно оценить, что раздражение или помыслы (в другом задании), рассматриваются как искушение, как зло, которому надо противостоять. Важно, чтобы понимание опиралось не на фрагмент текста, а на текст в целом. Показателем понимания является также умение свой собственный текст (пример) строить адекватно, так, чтобы он стал сопоставим по существенным основаниям с текстом автора.
Представленность факта саморефлексии и факта управления своим эмоциональным состоянием, уровень разработанности такой техники у старшеклассников;
Осознание самого факта нормы действия (способа действия, способа саморегуляции) – некоторые дети не могли понять, в чем состоит задание и просто «выдавали» свои ассоциации и свое мнение по поводу текста;
Представленность факта саморефлексии и факта управления своим эмоциональным состоянием, уровень разработанности такой техники у старшеклассников;
Осознание самого факта нормы действия (способа действия, способа саморегуляции) – некоторые дети не могли понять, в чем состоит задание и просто «выдавали» свои ассоциации и свое мнение по поводу текста;
Знание культурных традиций, умение идентифицировать текст с определенной культурной традицией (даже если идентификация была не верной, но обоснование демонстрировало знание основных идей тех или иных традиций – это учитывалось при общей оценке результатов).
Умение соотнести свою собственную норму действия с определенной культурной традицией (наши результаты показали, что на это способны только очень «продвинутые» дети).
В итоге были получены следующие количественные результаты (учащиеся 9-х классов): за выполнение задания взялись 83 из 91 (91,21 %) участников олимпиады; итоговые оценки по 10 балльной шкале распределились следующим образом:
8-10 баллов получили 6,6 % 9-классников
6-7 баллов – 21,98 %
4-5 баллов – 42,86 %
1-3 балла – 19,78 %.
Средний балл – 3,83 баллов.
Качественный анализ этих результатов приводит к следующим выводам:
1. Многие старшеклассники не способны выделять свой собственный способ действия, способ саморегуляции. Даже само задание многими не понимается. Дети начинают относиться к «мнению», чаще всего не соглашаясь с ним.
2. Неразвитость рефлексии проявляется также в неумении следовать инструкции (которая, впрочем, достаточно сложна и состоит из 5-ти пунктов). Это значит, что ребенок не пытается или не может оценить, что хотят проверить этим заданием, и действует не очень осмысленно, например, начинает писать стихи (не очень хорошие) о своем настроении.
Этот результат можно также трактовать как недостаточность так называемого рефлексивного понимания.
Можно говорить о неполноте понимания текста в подавляющем большинстве работ. Понимающую работу дети часто заменяют ассоциативным рассуждением по поводу текста.
Достаточно редко дети способны выделить, что в тексте содержится морально-этическая оценка переживаний (некоторые состояния понимаются как искушение, и благом считается их преодоление).
3. Знания мировоззренческих традиций оказалось явно не достаточно. Так, православие не столько понимается, сколько схватывается на уровне штампов, понимается идеологически упрощенно. Это касается также детей, считающих себя верующими.
Наиболее сложно для старшеклассников соотнести свой способ действия с определенной культурной традицией. Это означает, что задача мировоззренческого самоопределения старшеклассниками не решается и не воспринимается как значимая.
Теперь сравним эти результаты, с результатами, полученными со старшеклассниками школы №1314. Подчеркнем, что при этом не было отбора более сильных детей, как в ситуации олимпиады.
Для большинства старшеклассников не представляло труда задание на выделение средств, способа и нормы действия. Они адекватно понимали суть задания, старались выполнить именно это действие, не замещая его выражением отношения к точке зрения автора. Таким образом, ученики экспериментальной школы оказались в целом лучше, чем ученики других школ, способны рефлексивно выделять способы и методы действия. При этом некоторые выделяют и сопоставляют скорее типы поведения, некоторые дотягиваются до выделения способа или «метода» действия, некоторые дотягиваются даже до рефлексивного сопоставления самих способов (например, способа, направленного на этическую оценку мыслей, и способа, направленного на соотнесение мыслей и действия).
Большинство детей легко справляются с заданием на идентификацию культурной традиции, к которой принадлежит автор текста.
Похоже, что для детей достаточно освоенным является то, что нормы действия могут быть разными, в зависимости от культурно-мировоззренческих традиций и, выделяя свой способ действия, они способны параллельно работать с позиции автора.
В соответствии с выделенными нами критериями мировоззренческого самоопределения можно говорить о высоком уровне «продвинутости» детей экспериментальной школы.
Что касается понимания текста, здесь был получен большой разброс результатов.
В заключении отметим, что преимуществом работ участников «Интеллектуального марафона» является большая полнота, художественная манера подачи примеров из собственной жизни, демонстрация эрудиции, способность выделять жанрово-стилистические характеристики текста.
Необходимо учесть тот факт, что ученики экспериментальной школы выполняли предложенные задания в условиях иной мотивации: не как олимпиадное задание, а как обычное контрольное.