Психология и методология образования

Организация предпрофильного и профильного обучения в школе

Шлычкова Н.В.

          В «Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года» была поставлена задача «Обновления качества общего образования в соответствии с современными социально- экономическими условиями». При этом обновление качества образования «рассматривается как одно их оснований эффективности планируемых в России преобразований» [1]

          Что понимается сегодня под качеством образования?

          В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании «качество  образования выпускников»  трактуется  как определенный уровень знаний и умений, умственное, физическое и нравственное развитие, которого достигли выпускники образовательного учреждения  в соответствии  с планируемыми целями  обучения и воспитания.[2]  В других публикациях  качество образования рассматривается как «социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе (различных социальных групп) в развитии  и формировании  гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».[3] Такой подход к определению качества  образования вызван скорее прагматизмом учащихся и их родителей, который последнее время все более усиливается. Именно они, родители и учащиеся являются потребителями «школьной продукции», выступают в роли заказчиков определенного уровня подготовки и знаний учащихся.

       Прагматизм социума вызван  существенными изменениями, которые происходят в развитии общества, не только в нашей стране, но и во всем мире. Современные  социально-экономические тенденции развития  общества  характеризуются постоянным усовершенствованием техники и технологий, непрерывным изменением структуры материального производства, и как следствие, быстрой сменой профессиональных приоритетов на рынке труда.  Помимо социально-экономических изменений на процесс развития и модернизации образования влияют и другие причины, а именно: беспрерывное увеличение потоков и объемов информации. По мнению социологов каждые десять лет (а по некоторым направлениям и чаще) объем информации, окружающей человека увеличивается в два раза.  Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником  в полном объеме. В соответствующих условиях становиться невозможным определить  необходимую и достаточную сумму знаний на всю жизнь.  Все эти и другие реальности современной жизни  ставят на повестку дня вопрос  о необходимости  смещения акцентов в обучении. Если раньше целью учебно-воспитательного процесса являлась передача опыта и знаний, накопленных предыдущими поколениями, то сегодня современные условия развития, требуют от школы подготовки человека способного к непрерывному обучению и развитию, умеющего самостоятельно учиться на протяжении всей жизни, способного  самоопределится в соответствии со своими интересами, наклонностями и способностями, а также в силу необходимости освоить новые виды профессиональной деятельности.

      Необходимым условием воспитания таких качеств личности, является создание  такого образовательного пространства, в котором ребенок получил бы  возможность

  • осознать свои способности, склонности  и интересы;
  • приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной
  • деятельности;
  • развивать  мотивацию к учебной деятельности;
  • изучать интересующий предмет на повышенном уровне;   
  • предварительно самоопределиться  в направлении своей  будущей профессии.

Решить все эти вопросы позволяет профильная школа.

Организация предпрофильной подготовки учащихся  требует предварительного выявления  жизненного и профильного самоопределения учащихся 8-х классов. С этой целью в СОШ № 496 было организовано и проведено специальное микроисследование. Микроисследование проводилось путем анкетирования учащихся 8-х классов. В качестве предмета исследования  рассматривались жизненные и профессиональные интересы учащихся 8-х классов.

Результаты исследования.

В ходе микроисследования было опрошено 46 учащихся 8-ых классов.

В  ходе проведения микроисследования были получены следующие результаты  (см. Данные анкетирования по отдельным позициям и вопросам):

Анкета для опроса учащихся.[4]

1.Ваша будущая профессиональная образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знаний. Выберете такие области из ниже перечисленных  и укажите, насколько они Вам нравятся.

Предмет

             Нравится

          Не нравится

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Математика

41

92

8

8

2

Русский язык

42

93

7

7

3

Литература

37

85.6

9

9

4

История

33

75

13

25

5

Обществознание

32

72

14

27

6

География

25

53

21

47

7

Биология

27

55

19

46

8

Физика

33

75

13

25

9

Химия

36

80

10

20

10

Технология

24

51

22

48

11

Информатика

35

79

11

21

12

Иностранные языки

37

86.5

13

9

Предмет

             Нравится

          Не нравится

Кол-во

%

Кол-во

%

1

Математика

41

92

8

8

2

Русский язык

42

93

7

7

3

Литература

37

85.6

9

9

4

История

33

75

13

25

5

Обществознание

32

72

14

27

6

География

25

53

21

47

7

Биология

27

55

19

46

8

Физика

33

75

13

25

9

Химия

36

80

10

20

10

Технология

24

51

22

48

11

Информатика

35

79

11

21

12

Иностранные языки

37

86.5

13

9

2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы

              -     продолжить обучение в Вузе               11 чел.  Это 24, 5 % учащихся

  • продолжить обучение в колледже или профессиональном училище   18 чел. Это 43, 5 % учащихся
  • работать     1 чел.     Это 4, 6 % учащихся
  • пока не знаю 16 чел. Это 34, 5 % учащихся.

3. Как вы собираетесь продолжать свое образование после окончания 9-ого класса?

  • продолжить обучение в школе             16 чел. –  это 26,8 % учащихся
  • продолжить обучение в профильном  10 -11 классе       15 чел.  Это     22,3 %  учащихся
  • продолжить обучение в колледже, техникуме, профтехучилище           8 чел.  Это 19, 2 % учащихся
  • пока не знаю         7 чел.     Это 14, 6 %  учащихся.

4. С какой областью Вы связываете свою будущую профессию?

Профессиональная область

Кол-во

%

1.

Техника, производство.

7

16

2.

Информатика и информационные технологии

9

23

3.

Медицина

4

10

4.

Строительство

2

5,7

5.

Транспорт

5

11,5

6.

Торговля

3

6

7.

Сервис, обслуживание населения, услуги

5

11,5

8.

Педагогика

0

0

9.

Экономика, организация и управление

10

23

10

Армия, милиция

13

26,5

11.

Право, юриспруденция

7

16

12.

Психология

0

0

13.

Искусство

7

16

17.

Пока не знаю

7

16

5. Какое образование имеют ваши родители?  

Образование

Мать

Отец

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Неполное среднее (9 классов)

2

9,2 %

3

6, 3 %

2.

Среднее (11 классов)

6

12, 5  %

3

6, 3 %

3

Среднее специальное (колледж, техникум)

6

12 5  %

7

17, 5 %

5.

Высшее ( институт, университет)

18

36,5 %

16

33, 5

6.

Не знаю

14

29, 5  %

17

31,6

Образование

Мать

Отец

Кол-во

%

Кол-во

%

1.

Неполное среднее (9 классов)

2

9,2 %

3

6, 3 %

2.

Среднее (11 классов)

6

12, 5  %

3

6, 3 %

3

Среднее специальное (колледж, техникум)

6

12 5  %

7

17, 5 %

5.

Высшее ( институт, университет)

18

36,5 %

16

33, 5

6.

Не знаю

14

29, 5  %

17

31,6

6. Если бы Вам предоставили выбор профильных 10-11 классов, то какой бы профиль Вы выбрали бы?

Профиль

Кол-во

%

1.

Технико - технологический

11

19 %

2.

Физико-математический

7

17, 5

3

Медико-биологический (природно-биологический)

8

21,6 %

4.

Гуманитарный

9

23 %

5.

Художественный

15

31,5 %

7.

Социально-экономический, Экономический

13

26,5 %

9.

Правовой (юридический)

8

19 %

7. Какие факторы оказали влияние на Ваш выбор профессиональной деятельности?

Факторы

Кол-во

%

1.

Будущая профессия, которую вы окончательно выбрали.

13

26%

2.

Желание обучатся в конкретном учебном заведении.

10

16,5%

3

Профессии родителей.

7

13%

4.

Мнение родителей или их выбор.

13

26%

5.

Школьные предметы и их преподавание.

13

26%

7.

Особенности  вашего характера

19

41,5%

8.

Достойный уровень оплаты труда

24

53,6%

9.

Престижность профессии

3

9,5%

10

Общение со сверстниками о выборе будущей профессии.

18

37,5

11.

Возможность постоянного,  профессионального роста, карьера, возможность повышения квалификации.

15

31,5%

11.

Благоприятные условия работы

9

23%

13.

Художественная литература, фильмы, СМИ.

3

9,5%

9.Что необходимо  было бы предпринять  дополнительно для  профессионального

самоопределения и уточнения своих профессиональных планов?

Сведения

Кол-во

%

1.

Увеличить объем информации о мире профессий

14

28%

2.

Ввести предмет типам «Твоя профессиональная карьера» «Технология профессионального роста»

10

16,5%

3

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

19

41,5%

4.

Приблизить содержание образования к практической  деятельности людей

13

26%

5.

Организовать постоянно действующие консультации для учащихся, для поддержки их профессионального самоопределения

15

31,5%

Сведения

Кол-во

%

1.

Увеличить объем информации о мире профессий

14

28%

2.

Ввести предмет типам «Твоя профессиональная карьера» «Технология профессионального роста»

10

16,5%

3

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

19

41,5%

4.

Приблизить содержание образования к практической  деятельности людей

13

26%

5.

Организовать постоянно действующие консультации для учащихся, для поддержки их профессионального самоопределения

15

31,5%

Полученные результаты исследования можно обобщить следующим образом:

1)  По критериях нравятся или не нравятся  отдельные предметы данные свидетельствуют о том, что большинство предметов,  преподаваемых в школе,  нравятся учащимся. Особенно нравятся учащимся такие предметы, как Математика (92 % учащихся) и  Русский язык (93 % учащихся). Это довольно неожиданные результаты, так как чаще всего к этим предметам, наоборот, негативное отношение из-за их сложности. Симпатии к данным предметам, скорее, всего, вызваны симпатиями  к учителям, работающими в данных классах, соответствующей методикой преподавания и  отношением учителей к детям.

2)  После окончания девятого класса большинство учащихся собираются продолжить образование в данной школе (26,7 %), часть учащихся (22,3%) собирается учиться в данной школе в профильном классе,  и только 19,2 % детей думают о продолжении образования в средних специальных учебных заведениях.  Довольно большое количество ребят (14,6%) не знают, где и как они продолжат обучение после окончания  девятого класса. 

3) После окончания школы 43,5 % учащихся собирают поступать в среднее специальное учебное заведение и только 24,5 % собираются  получать высшее образование.  34,5 % учащихся еще не определились, как они будут продолжать свое образование.

4) В определении перспектив дальнейшего образования учащихся немаловажную роль играет образование их родителей.   Данные об образовании родителей, полученные в результате анкетирования, выглядят следующим образом (см. рис 1)

Рис.1

Как видим, большинство родителей учащихся  имеют высшее образование, среднее  специальное и среднее образование. Лишь у небольшого количества родителей учащихся образование неполное среднее. 

5)  При анализе анкетных данных каждого ребенка удалось выявить следующую зависимость: дети, родители которых не  получили полное среднее образование, как правило менее  смотивированы на учебу и соответственно менее успешны в учебной деятельности.

 6)   Профессиональные предпочтения восьмиклассников самые разнообразные. Наибольший интерес вызывает такие области профессиональной деятельности, как армия и милиция, информатика и информационные технологии, а также экономика организации и управление,.Такие области как педагогика и психология оказались учащимися не востребованными. Вместе с тем довольно большой процент ребят пока не знаю чем бы они хотели заниматься после окончания школы (см. рис.2)

рис.2

Возможные варианты профилей распределились следующим образом (см. рис 3)

Рис.3

Оказалось все профили популярны, нет ни одного профиля который бы ребята  не выбрали.  Сравнение и анализ данных о выборе профиля и профессиональных предпочтений учащихся  показывает наличие существенных расхождений(см.рис 3). Так в выборе профессиональной области учащиеся предпочли армию и милицию, экономику и управление, информатику и информационные технологии, а в выборе профилей доминирует художественный, большой процент учащихся выбрали профиль медико-биологический и природный. Все эти факты свидетельствуют о том,что дети еще не достаточно хорошо представляяют свою дальнейшую профессиональную деятельность.

 7)    Среди факторов, которые оказали влияние на выбор профессиональной деятельности

преобладают следующие: 

                 -   достойный уровень оплаты труда      53,6 %

                 -   особенности  характера  ребенка         41%

                 -   общение со сверстниками                    37 %

                 -   возможность постоянного профессионального роста и карьеры      31%

Все остальные факторы  менее значимы для большинства опрошенных детей.

8) Для окончательного самоопределения в своей профессиональной деятельности большиство учащихся считают необходимым увеличить количество экскурсий на предприятия (41%), организовать постоянно действующие консультации, на которых ребятам помогут  не только профессионально самоопределиться, но и познакомят их с разнообразными профессиями (31,5%), увеличить объем информации о мире профессий (28%), приблизить содержание образования к практической  деятельности людей (26%). 

  Результаты опроса показали, что многие подростки еще не готовы осознанно совершать профессиональный выбор. Часть ребят не имеют представления о том, чем бы они хотели заниматься, другие готовы заниматься всем и сразу и выбирают два , а то и три профиля одновременно. Поэтому все учащиеся   нуждаются в помощи  педагогов, психологов и родителей.  Полагаем, что для оказания помощи подросткам в школе необходимо организовать постоянно действующую психолого-педагогическую службу по оказанию квалифицированной помощи в профориентации учащихся, чаще проводит тренинги по выявлению способностей детей к той или иной профессии.

  Результаты опроса показали, что многие подростки еще не готовы осознанно совершать профессиональный выбор. Часть ребят не имеют представления о том, чем бы они хотели заниматься, другие готовы заниматься всем и сразу и выбирают два , а то и три профиля одновременно. Поэтому все учащиеся   нуждаются в помощи  педагогов, психологов и родителей.  Полагаем, что для оказания помощи подросткам в школе необходимо организовать постоянно действующую психолого-педагогическую службу по оказанию квалифицированной помощи в профориентации учащихся, чаще проводит тренинги по выявлению способностей детей к той или иной профессии.

Опираясь на результаты опроса необходимо разработать препрофильные элективные курсы, расчитанные примерно на полгода(16-17 часов), основная  их задача должна состоять в том, чтобы дать возможность детям попробовать себя в разных профессиональных аспектах и более осознанно выбирать тот профиль, которой больше соответствует их возможностям и интересам .

Список литературы.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ от 29.12.2001  №1756 (П.2), М-2002 стр 21.
  2. В.М. Полонский «Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании» М-1995 г.
  3. С.Е. Шишов, В.А.Кальвей  «Школа: мониторинг качества образования» М-2002 стр78
  4. Сборник материалов ЮАО «Организационно-практические основы и социально- образовательные итоги эксперимента по введению профильного обучения в Южном округе города Москвы»
  5. М-2005  стр268-272


[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ от 29.12.2001  №1756 (П.2), М-2002 стр 21

[2] В.М. Полонский «Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании» М-1995 г.

[3] С.Е. Шишов, В.А.Кальвей  «Школа: мониторинг качества образования» М-2002 стр78

[4] Сборник материалов ЮАО «Организационно-практические основы и социально- образовательные итоги эксперимента по введению профильного обучения в Южном округе города Москвы»

 М-2005  стр268-272