Реализация системно-деятельностного подхода к управлению качеством образования
Курбатова Л. А., Курбатов А.В.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет доступность, качество и эффективность как ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития. Это дает основание интерпретировать термин «качество образования» как способность системы образования обеспечивать достижение целей личности, общества и государства.
Теоретическое обоснование и технология практической реализации предложенного подхода в течении 13 лет разрабатывается, совершенствуется и апробируется в условиях московской городской экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века» на базе Центра образования № 1804 «Кожухово».
В Концепции модернизации говорится о проблемах перегруженности содержания школьного образования, его несоответствия современным требованиям развития страны, запросам личности, общества и государства. Для определения программы действий, направленных на достижение приоритетных целей Концепции, необходимо рассматривать качество образования как характеристику системы отношений личности, общества и государства.
Указанный подход является новым для отечественного образования, так как требует рассматривать гармонию интересов личности, общества и государства как один из показателей качества образования. Методы изучения и формирования социального заказа, применявшиеся до настоящего времени, не обеспечивали соответствие системы сложившихся отношений интересам, потребностям и возможностям личности. Эта тенденция, в конечном итоге, породила такое негативное социальное явление, как дидактогения, развитие которого представляет собой угрозу существованию как личности, так и общества и государства.
Таким образом, не разработанность подходов к теории и практике оценивания качества образования приводит к размену здоровья нации на качество обученности. При этом, однако, знания, умения и навыки, полученные учащимися, не отвечают требованиям современной жизни.
В теории отечественной педагогики качество образования, как правило, не рассматривается. Делаются попытки исследования качества отдельных аспектов образования. Оценка качества образования в современной литературе рассматривается, в основном, на уровне постановки задачи. Можно, таким образом, констатировать, что теорией и практикой признается необходимость перехода к новой философии образования, рассматривающей личностный аспект (характеризующий эмоциональное и социальное развитие ученика, сформированность его ценностно-ориентированной сферы) как один из основных приоритетов образования. В связи с указанной потребностью возникает новая задача, требующая оценки качества содержания образования как необходимого элемента для оценки качества образования в целом.
Следует отметить, что методики оценки качества образования должны обеспечивать возможность эффективного управления развитием системы образования в интересах личности, общества и государства. Учитывая, что первейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, можно считать оправданным предлагаемый авторами подход к интерпретации термина «качество образования» как характеристики способности системы образования обеспечивать достижение гарантии интересов личности, общества и государства.
Практическая реализация указанного подхода требует пересмотра методов оценки - как уровня учебных достижений учащихся, так и достижений в мыслительно-интеллектуальной, волевой и коммуникативной сферах. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в науеа считается достоверным тот факт, что повышение обученности может сопровождаться снижением интеллекта учащихся. Традиционная 5-балльная система оценивания не позволяет своевременно обнаружить дисгармонию динамики показателей различных аспектов развития учащихся.
Получение полной информации, необходимой для подготовки управленческого решения, обеспечивающего повышение качества образования, требует затрат, не соотносимых с реальным экономическим положением страны.
Коллективом Центра образования № 1804 «Кожухово» разработана методология проектирования системы оценивания результатов образования, учитывающая общие тенденции мирового развития, перечисленные в концепции модернизации российского образования. На основе использования авторской методологии проектирования коллективом разработана и успешно применяется в течении 5 лет 12-балльная рейтинговая оценочная система «РЕКОРД». По своим возможностям и функциям она является, кроме того, диагностической, корректирующей и развивающей системой. В образовательном центре разработана методика подготовки педагогических кадров для работы по этой системе.
Использование системы «РЕКОРД» позволяет всесторонне и более полно оценивать учащихся по таким направлениям, как воспитанность, здоровье, обученность, развитие творческих возможностей, проявление социальной активности, мотивация к получению образования, уровень развития познавательных интересов, интеллектуальное развитие, система ценностей и др.
Использование системы «РЕКОРД» позволяет всесторонне и более полно оценивать учащихся по таким направлениям, как воспитанность, здоровье, обученность, развитие творческих возможностей, проявление социальной активности, мотивация к получению образования, уровень развития познавательных интересов, интеллектуальное развитие, система ценностей и др.
12-балльная система оценки уровня образовательной деятельности учащихся является одним из элементов системы РЕКОРД. Шкала основных баллов поставлена в соответствие эффективности видов образовательной деятельности обучающихся и учитывает сформированность норм поведения, необходимых для успешной организации образовательного процесса.
Успешное освоение учащимся определенных видов деятельности оценивается по следующей системе баллов:
0 - отсутствие способностей к систематическому обучению;
1 - способность к систематическому посещению занятий;
2 - сформированность коммуникативных навыков, необходимых для участия в образовательном процессе;
3 - способность к мобилизации моральных и интеллектуальных ресурсов на получение образования;
4 - узнавание изученного материала;
5 - воспроизведение изученного материала;
6 - успешная простая деятельность с применением полученных знаний;
7 - успешная сложная деятельность с применением полученных знаний;
8 - успешная деятельность с элементами творчества;
9 - творческая работа;
10 - успешное индивидуальное обучение или контроль обучения других учащихся;
11 - успешное коллективное обучение или контроль обучения группы учащихся;
12 - совершенствование организации образовательного процесса и особые заслуги в образовательной деятельности.
Оценки проставляются с целой и дробной частью. Целая часть означает уровень реальных достижений ученика, дробной частью оценивается активность его попыток овладеть более высоким уровнем деятельности. Систематически подсчитывается средний балл, который является основой для определения рейтинга.
Рейтинговые оценки формируются для всех составляющих качества образования, включая его содержание. Результаты рейтинга служат для формирования представления о качестве образования в целом и подготовки управленческих решений, направленных на совершенствование системы образования учреждения в целях повышения доступности, качества и эффективности подготовки учащихся и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров за счет внутренних ресурсов.
Одной из наиболее сложных задач в процессе подготовки кадров является обучение технологии использования системы «РЕКОРД» для оценки сформированности системы ценностей, норм и привычек воспитанников. Новые социальные требования к системе российского образования, сформулированные в концепции модернизации, требуют смены системы ценностей и социальных приоритетов. Задачи модернизации, обусловленные экономическими и политическими трудностями перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике, вызывают необходимость применения принципиально новой методологии обеспечения духовно-нравственного развития участников образовательного процесса. Концепция модернизации определяет, что «система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Выполнить это требование в современной России представляется возможным только на основе использования системно-деятельностного подхода к оценке качества образования как фактора, определяющего уровень жизни личности, семьи, общества и государства. При этом предполагается, что субъектами деятельности являются все участники образовательного процесса. Однако для получения высокого качества управленческого решения необходимо обеспечить соответствие уровня компетентности участников образовательного процесса формам и методам их самореализации в подготовке управленческого решения.
Система «РЕКОРД» позволяет обеспечить эффективное решение указанных задач. Пятилетнее использование системы «РЕКОРД» в условиях городской экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века» позволила обеспечить стабильное одновременное повышение уровня воспитанности, обученности, интеллектуального и физического развития учащихся. Показатели заболеваемости воспитанников Центра образования в три раза ниже среднего показателя по району.
В настоящий момент более 50% учащихся Центра образования № 1804 «Кожухово» являются победителями предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов - от районного до международного уровня.
Учитывая, что в Центр образования № 1804 «Кожухово» принимаются все желающие без предварительного отбора, можно предположить, что новый подход к оценке качества образования является средством достижения принципиально нового качества образования в системе общего образования.