Уровень подготовленности педагогического состава к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс
Милёхин Д. Ю.
С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) перед современным образованием остро стоит вопрос о необходимости внедрения этих современных средств в структуру обучения и управления образовательным учреждением. Вместе с тем, далеко не всегда руководитель образовательного учреждения ясно представляет себе, насколько продуктивным будет это нововведение. И связано это с несколькими факторами, такими как:
— уровень владения учителем ИКТ;
— готовность овладеть навыками работы с ИКТ; она зачастую связана с возрастом учителя и реальными возможностями, которые открываются перед ним при использовании ИКТ;
— наличие персонального компьютера дома и на рабочем месте; это, на наш взгляд, является определяющим фактором возможности использования ИКТ в образовательном процессе.
Для того, чтобы выявить и оценить влияние этих факторов, в ГОУ СОШ № 496 было организовано и проведено микроисследование. Его цель состояла в том, чтобы определить степень готовности педагогического состава к внедрению ИКТ в образовательный процесс. В задачи микроисследования входило:
— выявить уровень владения ИКТ учителями и администрацией школы;
— выявить степень потребности педагогических кадров школы в обучении ИКТ и основные направления в обучении.
Объект исследования: педагогический и административный состав ГОУ СОШ № 496.
Предмет исследования: уровень владения ИКТ и потребность в обучении ИКТ.
Исследование проводилось в форме анкетирования. Для этого была разработана специальная анкета (см. приложение 1).
В исследовании принимали участи 32 человека, т.е. весь преподавательский и административный состав школы.
Основной контингент школы составляют кадры в возрасте до 55 лет (81%), что позволяет с уверенностью сказать об их относительной заинтересованности в овладении ИКТ. Половину из них (40% от численности всего педколлектива) составляют молодые учителя в возрасте до 35 лет. Это, по сути, актив школы, самые энергичные, в силу возраста, педагоги, с радостью принимающие все новое.
При изучении уровня владения ИКТ все необходимые навыки были разделены на 6 ступеней. Учителям было предложено самостоятельно оценить свой уровень владения ИКТ.
1)Уровень компьютерной подготовки. Этот уровень оценивался по шкале от 0 до 5 баллов:
0 — полное отсутствие каких-либо навыков по работе с компьютером.
1 — новичок: недавно познакомился с компьютером, имею общее представление о возможностях ПК, сам почти ничего не умею
2 — начинающий пользователь: включить/выключить компьютер, напечатать простой документ
3 — пользователь: использование в работе программ пакета MS Office, умение создавать, сохранять, копировать документы, переносить документы на различные носители (CD, HDD, FDD, DVD)
4 — опытный пользователь: уровень 2 + использование возможностей сети Интернет, работа с информационными ресурсами, предлагаемыми на CD, настройка ОС
5 — профессиональный пользователь: уверенное владение приемами работы в ОС, с пакетом MS Office, ресурсами сети, работа с прикладным программным обеспечением (редакторы графики, видео, музыки, презентации), самостоятельная настройка ОС
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1)основная масса учителей (59%) еще не готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе, т.к. их уровень владения технологиями крайне низок.
2)Несмотря на это 41% педагогического состава школы уже в достаточной мере владеет ИКТ, чтобы использовать их в учебном процессе, что, собственно, они и делают.
3) При этом 75% учителей выразили желание пройти обучение в области ИКТ. Тематика обучения различна и зависит от уровня подготовленности учителя, но общие тенденции таковы:
-получить базовые знания в области ИКТ изъявили желание 31% учителей,
-углубить свои знания и приобрести навыки по работе с прикладным программным обеспечением и сетью пожелали 38%;
-6% учителей выразили желание обучится работе с сетевыми технологиями (администрирование сетей).
4) 72% учителей школы уже прошли обучение.
5) 3% учителей остались неудовлетворенны своими навыками в области ИКТ илихотят получить более глубокие знания в этой области внедрением ИКТ в школе организу ется локальная вычислительная сеть (ЛВС) с выходом в глобальную сеть Internet(предоставлен ЮОУО ДО г. Москвы, провайдеры МТУ-Интел и КомКор). В связи с этим важно было получить сведения об уровне владения учителями телекоммуникационными технологиями и, в частности, ресурсами Internet. Исследование показало, что 44% учителей уже владеют основными навыками работы в сети Internet, однако для 56% требуется обучение.
4) 72% учителей школы уже прошли обучение.
5) 3% учителей остались неудовлетворенны своими навыками в области ИКТ илихотят получить более глубокие знания в этой области внедрением ИКТ в школе организу ется локальная вычислительная сеть (ЛВС) с выходом в глобальную сеть Internet(предоставлен ЮОУО ДО г. Москвы, провайдеры МТУ-Интел и КомКор). В связи с этим важно было получить сведения об уровне владения учителями телекоммуникационными технологиями и, в частности, ресурсами Internet. Исследование показало, что 44% учителей уже владеют основными навыками работы в сети Internet, однако для 56% требуется обучение.
Тематика обучения педагогического состава ГОУ СОШ № 496
Для регулярного использования ИКТ в образовательном процессе учителю необходимо наличие персонального компьютера как на рабочем месте, так и дома. Мы выяснили, что лишь 28% учителей имеют компьютер на рабочем месте. При этом 75% учителей имеют возможность работать на компьютере дома. Таким образом, большинство учителей имеют возможность использования ИКТ при подготовке к урокам, но проведение уроков с использованием ИКТ доступно лишь 28%. имеют компьютер на рабочем месте. При этом 75% учителей имеют возможность работать на компьютере дома. Таким образом, большинство учителей имеют возможность использования ИКТ при подготовке к урокам, но проведение уроков с использованием ИКТ доступно лишь 28%.
Проведенное микроисследование позволяет сделать следующий вывод:
1) педагогический состав ГОУ СОШ № 496 в целом готов к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
2) были выявлены следующие направления, по которым следует вести информатизацию школы:
— организовать и провести на базе школы курсы пользователей ЭВМ по двум направлениям: начальный уровень и обучение пользованию прикладным ПО;
— при организации школьной ЛВС обеспечить, по возможности, доступ в сеть каждому учителю. Это может быть реализовано путем установки в каждом кабинете точки входа в локальную сеть.
— в программы развития кабинетов включить пункт об обеспечении кабинета персональным компьютером.
Данное микроисследование является частью аналитического блока Программы информатизации ГОУ СОШ № 496.
Приложение.
Анкета для учителей и администрации школы
Фамилия, имя, отчество | ||||||||
Преподаваемый предмет | ||||||||
Являетесь ли пред. МО? (да/нет) | ||||||||
Год рожд. | ||||||||
Уровень компьютерной подготовки (0-5) | ||||||||
0- полное отсутствие каких-либо навыков по работе с компьютером. | ||||||||
1-новичок: недавно познакомился с компьютером, имею общее представление о возможностях ПК, сам почти ничего не умею | ||||||||
2-начинающий пользователь: включить/выключить компьютер, напечатать простой документ | ||||||||
3- пользователь: использование в работе программ пакета MS Office, умение создавать, сохранять, копировать документы, переносить документы на различные носители (CD, HDD, FDD, DVD) | ||||||||
4 - опытный пользователь: уровень 2 + использование возможностей сети Интернет, работа с информационными ресурсами, предлагаемыми на CD, настройка ОС | ||||||||
5 - профессиональный пользователь: уверенное владение приемами работы в ОС, с пакетом MS Office, ресурсами сети, работа с прикладным программным обеспечением (редакторы графики, видео, музыки, презентации), самостоятельная настройка ОС | ||||||||
Прошел ли обучение? (да/нет) | ||||||||
Нуждаетесь ли в обучении? (да/нет) | ||||||||
Если да, то укажите тему обучения | ||||||||
Есть ли дома компьютер? | ||||||||
Наличие компьютера на рабочем месте | ||||||||
Владеете ли Интернетом и эл. почтой? | ||||||||
Есть ли у Вас классное руководство? |
Фамилия, имя, отчество | ||||||||
Преподаваемый предмет | ||||||||
Являетесь ли пред. МО? (да/нет) | ||||||||
Год рожд. | ||||||||
Уровень компьютерной подготовки (0-5) | ||||||||
0- полное отсутствие каких-либо навыков по работе с компьютером. | ||||||||
1-новичок: недавно познакомился с компьютером, имею общее представление о возможностях ПК, сам почти ничего не умею | ||||||||
2-начинающий пользователь: включить/выключить компьютер, напечатать простой документ | ||||||||
3- пользователь: использование в работе программ пакета MS Office, умение создавать, сохранять, копировать документы, переносить документы на различные носители (CD, HDD, FDD, DVD) | ||||||||
4 - опытный пользователь: уровень 2 + использование возможностей сети Интернет, работа с информационными ресурсами, предлагаемыми на CD, настройка ОС | ||||||||
5 - профессиональный пользователь: уверенное владение приемами работы в ОС, с пакетом MS Office, ресурсами сети, работа с прикладным программным обеспечением (редакторы графики, видео, музыки, презентации), самостоятельная настройка ОС | ||||||||
Прошел ли обучение? (да/нет) | ||||||||
Нуждаетесь ли в обучении? (да/нет) | ||||||||
Если да, то укажите тему обучения | ||||||||
Есть ли дома компьютер? | ||||||||
Наличие компьютера на рабочем месте | ||||||||
Владеете ли Интернетом и эл. почтой? | ||||||||
Есть ли у Вас классное руководство? |