Психология и методология образования

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

Ханбенкова Е.

Современная социальная ситуация в нашем обществе требует становления   развивающейся школы, в которой активно протекают инновационные процессы.  Одним из основных механизмов развития образовательного учреждения является опытно-экспериментальная работа по освоению и разработке новых вариативных образовательных систем. Поэтому в СОШ № 807 этой работе уделяется серьезное внимание. Успех экспериментальной деятельности во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, уровня сформированности его исследовательских умений, успешности его  участия как ключевой фигуры в процессе осуществления эксперимента. В школе сложился опытный педагогический коллектив, состоящий из зрелых в личностном и профессиональном смысле учителей (13 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 17 – первую категорию и 14 – вторую). Тем не менее, для администрации школы важно знать, в какой степени каждый из учителей готов к экспериментальной работе.

Для ответа на этот вопрос в СОШ № 807 было проведено микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту. В  нем приняли участие 30 учителей школы. В рамках этого исследования нужно было оценить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива школы. В микроисследовании использовался модифицированный вариант анкеты  «Готовность учителя к педагогическому эксперименту»[1] (см. Приложение 1).

Программой исследования предусмотрено решение следующих задач:

1)Определить готовность учителей к педагогическому эксперименту.

2)Выявить проблемы, мешающие учителю  осуществлять исследовательскую деятельность.

3)Принять управленческие решения по коррекции выявленных проблем.

Объектом исследования стала система опытно-экспериментальной работы в школе, а предметом - условия и факторы, способствующие и препятствующие учителям осуществлять исследовательскую деятельность.

 

 Результаты микроисследования

 1) На вопрос: «Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?»
«Да» ответили - 69%, затруднились с ответом – 31%.

Выявленные проблемы. Среди тех учителей,  для кого интерес к инновациям устойчиво привлекателен,  большинство тех, кто уже участвует в опытно-экспериментальной работе. Среди затруднившихся с ответом есть учителя, только начинающие работать в этой области, а также  опытные учителя зрелого возраста, не проявляющие интереса и инициативы к экспериментальной деятельности.

 2) Причины, тормозящие внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы, учителя распределили следующим образом:

  • Слабое финансирование инновационного движения, материального стимула  - 63%
  • Недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений – 56%
  • Слабая связь науки и практики – 50%
  • Консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому – 31% 
  • Отсутствие информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании – 25%
  • Боязнь неудач при использовании нового – 13%
  • Отсутствие поддержки со стороны руководства школы – 6%
  • Не вижу необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты – 6%     

Выявленные проблемы:  учителя считают, что их инновационная деятельность плохо стимулируется материально. Кроме того, сильная загруженность не позволяет учителю уделять достаточно времени исследовательской деятельности. Около половины членов педагогического коллектива чувствуют себя в изоляции от научных достижений, не находя  поддержки  своей деятельности со стороны науки, не получая информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании. 

3) Учителя считают, что инновационная деятельность привлекательна следующими сторонами:

  • Повышается интерес детей к учению и воспитанию – 94%
  • Интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было – 75%
  • В новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности –  75%
  • Возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на се­бя – 50%
  • Возрастает авторитет учителей среди родителей и детей – 25%
  • Приобретается новый статус среди коллег – 6%

4) Среди сомнений, которые возникают при создании или применении нового, учителя назвали следующие:

  • Новые идеи трудно практически реализовать – 69%
  • Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни­кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 50%
  • Нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу –31%
  • Сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх – 19%
  • Не хватает воли и терпения довести новое до совершенства – 13%
  • Неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно - 13%

Выявленные проблемы: учителя не встречают поддержки в реализации новых идей,  новаторские усилия  плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.

  • Новые идеи трудно практически реализовать – 69%
  • Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни­кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 50%
  • Нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу –31%
  • Сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх – 19%
  • Не хватает воли и терпения довести новое до совершенства – 13%
  • Неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно - 13%

Выявленные проблемы: учителя не встречают поддержки в реализации новых идей,  новаторские усилия  плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.

5) Свою готовность к созданию новшеств учителя определяют по следующим признакам:

  • Обладаю психологическим видением жизни детей – 56%
  • Ориентируюсь в структуре и психологии личности – 44%
  • Владею нестандартным мышлением – 31%
  • Знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию – 19%
  • Умею использовать психодиагностику – 6%
  • Знаю технологию и культуру эксперимента – 6%

Выявленные проблемы: учителя свою готовность к созданию новшеств определяют по наличию определенных личностных качеств, при этом с технологией и культурой эксперимента знакомы лишь 6% учителей, несмотря на то, что среди опрошенных были и  те, кто участвует в экспериментальной работе не один год.

6) Факторы, которые, по мнению учителей, могут помочь им в реализации жизненных планов, они расставляют следующим образом:

  • Большая личная трудоспособность – 63%
  • Надежда на собственные силы и способности – 56%
  • Умение самореализовать­ся в деле – 50%
  • Семейные традиции, поддержка родных и близких людей – 38%
  • Полезные связи и знакомства – 38%

7) В достижении жизненных целей учителя отдают приоритет:

  • Общекультурному и профессиональному саморазвитию – 88%
  • Физическому и психическому здоровью – 69%
  • Удачной семейной жизни – 56%
  • Доброжелательным отношениям к людям – 56%
  • Профессиональному сотрудничеству – 56%
  • Изобретательности и творчеству своего Я – 56%
  • Полезным знакомствам – 19%
  • Качеству профессиональной подготовки в вузе – 6%

8) Слагаемые успеха в жизни и в достижении целей учителя определили следующим образом:

  • Умение ориентироваться в обстоятельствах – 63%
  • Использование опыта профессионалов – 56%

-        Реалистичность и конкретность задач по достижению цели – 56%

  • Целеустремленность, умение сосредоточиться на главном – 56%
  • Организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни – 50%
  • Здоровый образ жизни и забота о здоровье – 44%
  • Умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки – 31%
  • Полная самоотдача в любом деле – 19%

9) Для реализации своих планов учителя умеют использовать следующие обстоятельства:

  • В состоянии учиться у других делу и этикету в отношениях – 75%
  • Никогда не виню других в неудачах и просчетах – 63%
  • Могу ограничить свои привычки, потребности и желания ра­ди дела – 63%
  • В нужный момент действую решительно и с полной самоотдачей – 56%
  • Использую знания психологии людей, их возможности и сла­бости – 19%
  • Сочетаю расчетливость и риск – 13%
  • Могу делегировать часть своих полномочий другим людям – 6%

 Проведенное анкетирование учителей позволяет сделать следующие выводы:

  1. Интерес к инновациям у учителей является осознанным. Позитивные последствия инновационной деятельности им понятны.
  2. Учителя обладают нужными личностными качествами, позволяющими осуществлять инновационную деятельность.
  3. Для реализации жизненных планов учителя готовы приложить силы и труд, готовы к общекультурному и профессиональному развитию, открыты для использования опыта профессионалов.

 Микроисследование позволило выявить ряд проблем и разработать меры по их устранению (см. табл. 1).

Таблица 1.

Проблема

Меры по устранению проблемы

Новые учителя, прибывшие в коллектив, а также некоторые учителя преклонного возраста сомневаются в привлекательности для них инноваций.

1. Вовлечь в экспериментальную деятельность прибывших в коллектив новых учителей.

2. Привлечь к работе с пожилыми учителями школьного психолога.

Слабое финансирование инновационного движения тормозит внедрение в массовую практику новых идей.

Предусмотреть гибкое материальное поощрение педагогов-исследователей.  Обратиться за помощью к Попечительскому Совету.

Недостаток времени и сил не позволяет учителям создавать и применять педагогические нововведения.

Рассмотреть возможность разгрузки педагогов-новаторов без материального ущемления.

Слабая связь науки и практики тормозит внедрение новшеств в массовую практику.

Организовать на заседаниях методических объединений регулярное ознакомление учителей с новыми идеями, методами и педагогическими технологиями.

Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.

Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок».

Учителя плохо владеют технологией и культурой эксперимента.

Организовать  с помощью методических объединений  учебу учителей по овладению технологией экспериментальной деятельности.

Проблема

Меры по устранению проблемы

Новые учителя, прибывшие в коллектив, а также некоторые учителя преклонного возраста сомневаются в привлекательности для них инноваций.

1. Вовлечь в экспериментальную деятельность прибывших в коллектив новых учителей.

2. Привлечь к работе с пожилыми учителями школьного психолога.

Слабое финансирование инновационного движения тормозит внедрение в массовую практику новых идей.

Предусмотреть гибкое материальное поощрение педагогов-исследователей.  Обратиться за помощью к Попечительскому Совету.

Недостаток времени и сил не позволяет учителям создавать и применять педагогические нововведения.

Рассмотреть возможность разгрузки педагогов-новаторов без материального ущемления.

Слабая связь науки и практики тормозит внедрение новшеств в массовую практику.

Организовать на заседаниях методических объединений регулярное ознакомление учителей с новыми идеями, методами и педагогическими технологиями.

Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.

Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок».

Учителя плохо владеют технологией и культурой эксперимента.

Организовать  с помощью методических объединений  учебу учителей по овладению технологией экспериментальной деятельности.

 

     Проведенное микроисследование показало, что даже в достаточно зрелом школьном коллективе, имеющем опыт экспериментальной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие исследовательскую работу учителей. Данное микроисследование не только помогло их выявить и устранить, но и решило еще ряд дополнительных задач: во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе; во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно  принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысился уровень профессионального мастерства учителей. Как видим, система управления качеством образования, безусловно, должна включать в себя научно разработанный инструментарий для осуществления его контроля.

                                        Использованная литература

1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., Центр «Педагогический поиск», 2000.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.

3. Мосунова Л.А. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. - Киров, Изд-во ВГПУ, 2000.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1998.

 

Приложение 1

Анкета для изучения

              готовности учителя к педагогическому эксперименту

1. Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?

               а)  Да;      б)  Нет;      в)  Затрудняюсь ответить.

2. Сколько раз в прошедшем учебном году Вы пробовали при­менить какие-либо «новинки» в своей работе? _______________________________________

3. Отметьте, пожалуйста, те причины, которые, на Ваш взгляд, тормозят внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы:

а) слабое финансирование инновационного движения, нет мате­риального стимула;

б) отсутствие информации о новых идеях и методах в обуче­нии и воспитании;

в) слабая связь науки и практики;

г) недостаток времени и сил для создания и применения педаго­гических нововведений;                                                                                                                                                     д) консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому;

е) боязнь неудач при использовании нового;

ж) отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

з) не вижу необходимости заниматься новым, поскольку тради­ционная методика дает достаточно эффективные результаты.

4. Чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:

а) интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;

б) повышается интерес детей к учению и воспитанию;

в) возрастает авторитет учителей среди родителей и детей;

г) вдохновляет поддержка администрации, равноправные отношения
с ней;

д) приобретается новый статус среди коллег;

е) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;

ж) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.

5.  Определите свои сомнения, которые возникают при создании или применении нового:

а) новые идеи трудно практически реализовать;

б) неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;

в) сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;

г) не хватает воли и терпения довести новое до совершенства;

д) нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу;

е) неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни­кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;

ж) часто чувствую неуверенность в себе: а смогу ли я это новое применить?

6.  Определите, пожалуйста, признаки своей готовности к созданию новшеств:

а) ориентируюсь в структуре и психологии личности;

б) знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию;

в) владею нестандартным мышлением;

г) обладаю психологическим видением жизни детей;

д) умею использовать психодиагностику;

е) знаю технологию и культуру эксперимента.

7. Определите, пожалуйста, факторы, которые, на Ваш взгляд, могут  помочь Вам в реализации жизненных планов:

а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.

б) надежда на собственные силы и способности;

в) большая личная трудоспособность;

г) умение самореализоваться в деле;

д) полезные связи и знакомства.                                                                                     

а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.

б) надежда на собственные силы и способности;

в) большая личная трудоспособность;

г) умение самореализоваться в деле;

д) полезные связи и знакомства.                                                                                     

8. Чему Вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей:

а) общекультурному и профессиональному саморазвитию;

б) качеству профессиональной подготовки в вузе;

в) удачной семейной жизни;

г) физическому и психическому здоровью;

д) доброжелательным отношениям к людям;

е) полезным знакомствам;

ж) профессиональному сотрудничеству;

з) изобретательности и творчеству своего Я.

9. Что Вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:

а) целеустремленность, умение сосредоточиться на главном;

б) организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;

в) реалистичность и конкретность задач по достижению цели;

г) полная самоотдача в любом деле;

д) здоровый образ жизни и забота о здоровье;

е) умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки;

ж) использование опыта профессионалов в избранном деле;

з) ориентирование в обстоятельствах и умение найти свое место в данной ситуации.

10. Умеете ли вы использовать обстоятельства для реализации планов:

а) сочетаю расчетливость и риск;

б) могу делегировать часть своих полномочий другим людям;

в) в состоянии учиться у других делу и этикету в отношениях;

г) использую знания психологии людей, их возможности и сла­бости;

д) в нужный момент действую решительно и с полной самоотдачей;

е) никогда не виню других в неудачах и просчетах;

ж) могу ограничить свои привычки, потребности и желания ради дела.

 


[1] Морозова Т.В. «Диагностика успешности учителя», М.:, 2001 г.