Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива
Ханбенкова Е.
Современная социальная ситуация в нашем обществе требует становления развивающейся школы, в которой активно протекают инновационные процессы. Одним из основных механизмов развития образовательного учреждения является опытно-экспериментальная работа по освоению и разработке новых вариативных образовательных систем. Поэтому в СОШ № 807 этой работе уделяется серьезное внимание. Успех экспериментальной деятельности во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, уровня сформированности его исследовательских умений, успешности его участия как ключевой фигуры в процессе осуществления эксперимента. В школе сложился опытный педагогический коллектив, состоящий из зрелых в личностном и профессиональном смысле учителей (13 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 17 – первую категорию и 14 – вторую). Тем не менее, для администрации школы важно знать, в какой степени каждый из учителей готов к экспериментальной работе.
Для ответа на этот вопрос в СОШ № 807 было проведено микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту. В нем приняли участие 30 учителей школы. В рамках этого исследования нужно было оценить уровень инновационного потенциала педагогического коллектива школы. В микроисследовании использовался модифицированный вариант анкеты «Готовность учителя к педагогическому эксперименту»[1] (см. Приложение 1).
Программой исследования предусмотрено решение следующих задач:
1)Определить готовность учителей к педагогическому эксперименту.
2)Выявить проблемы, мешающие учителю осуществлять исследовательскую деятельность.
3)Принять управленческие решения по коррекции выявленных проблем.
Объектом исследования стала система опытно-экспериментальной работы в школе, а предметом - условия и факторы, способствующие и препятствующие учителям осуществлять исследовательскую деятельность.
Результаты микроисследования
1) На вопрос: «Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?» «Да» ответили - 69%, затруднились с ответом – 31%.
Выявленные проблемы. Среди тех учителей, для кого интерес к инновациям устойчиво привлекателен, большинство тех, кто уже участвует в опытно-экспериментальной работе. Среди затруднившихся с ответом есть учителя, только начинающие работать в этой области, а также опытные учителя зрелого возраста, не проявляющие интереса и инициативы к экспериментальной деятельности.
2) Причины, тормозящие внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы, учителя распределили следующим образом:
- Слабое финансирование инновационного движения, материального стимула - 63%
- Недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений – 56%
- Слабая связь науки и практики – 50%
- Консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому – 31%
- Отсутствие информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании – 25%
- Боязнь неудач при использовании нового – 13%
- Отсутствие поддержки со стороны руководства школы – 6%
- Не вижу необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты – 6%
Выявленные проблемы: учителя считают, что их инновационная деятельность плохо стимулируется материально. Кроме того, сильная загруженность не позволяет учителю уделять достаточно времени исследовательской деятельности. Около половины членов педагогического коллектива чувствуют себя в изоляции от научных достижений, не находя поддержки своей деятельности со стороны науки, не получая информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании.
3) Учителя считают, что инновационная деятельность привлекательна следующими сторонами:
- Повышается интерес детей к учению и воспитанию – 94%
- Интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было – 75%
- В новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности – 75%
- Возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя – 50%
- Возрастает авторитет учителей среди родителей и детей – 25%
- Приобретается новый статус среди коллег – 6%
4) Среди сомнений, которые возникают при создании или применении нового, учителя назвали следующие:
- Новые идеи трудно практически реализовать – 69%
- Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это никто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 50%
- Нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу –31%
- Сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх – 19%
- Не хватает воли и терпения довести новое до совершенства – 13%
- Неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно - 13%
Выявленные проблемы: учителя не встречают поддержки в реализации новых идей, новаторские усилия плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.
- Новые идеи трудно практически реализовать – 69%
- Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это никто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 50%
- Нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу –31%
- Сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх – 19%
- Не хватает воли и терпения довести новое до совершенства – 13%
- Неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно - 13%
Выявленные проблемы: учителя не встречают поддержки в реализации новых идей, новаторские усилия плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется.
5) Свою готовность к созданию новшеств учителя определяют по следующим признакам:
- Обладаю психологическим видением жизни детей – 56%
- Ориентируюсь в структуре и психологии личности – 44%
- Владею нестандартным мышлением – 31%
- Знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию – 19%
- Умею использовать психодиагностику – 6%
- Знаю технологию и культуру эксперимента – 6%
Выявленные проблемы: учителя свою готовность к созданию новшеств определяют по наличию определенных личностных качеств, при этом с технологией и культурой эксперимента знакомы лишь 6% учителей, несмотря на то, что среди опрошенных были и те, кто участвует в экспериментальной работе не один год.
6) Факторы, которые, по мнению учителей, могут помочь им в реализации жизненных планов, они расставляют следующим образом:
- Большая личная трудоспособность – 63%
- Надежда на собственные силы и способности – 56%
- Умение самореализоваться в деле – 50%
- Семейные традиции, поддержка родных и близких людей – 38%
- Полезные связи и знакомства – 38%
7) В достижении жизненных целей учителя отдают приоритет:
- Общекультурному и профессиональному саморазвитию – 88%
- Физическому и психическому здоровью – 69%
- Удачной семейной жизни – 56%
- Доброжелательным отношениям к людям – 56%
- Профессиональному сотрудничеству – 56%
- Изобретательности и творчеству своего Я – 56%
- Полезным знакомствам – 19%
- Качеству профессиональной подготовки в вузе – 6%
8) Слагаемые успеха в жизни и в достижении целей учителя определили следующим образом:
- Умение ориентироваться в обстоятельствах – 63%
- Использование опыта профессионалов – 56%
- Реалистичность и конкретность задач по достижению цели – 56%
- Целеустремленность, умение сосредоточиться на главном – 56%
- Организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни – 50%
- Здоровый образ жизни и забота о здоровье – 44%
- Умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки – 31%
- Полная самоотдача в любом деле – 19%
9) Для реализации своих планов учителя умеют использовать следующие обстоятельства:
- В состоянии учиться у других делу и этикету в отношениях – 75%
- Никогда не виню других в неудачах и просчетах – 63%
- Могу ограничить свои привычки, потребности и желания ради дела – 63%
- В нужный момент действую решительно и с полной самоотдачей – 56%
- Использую знания психологии людей, их возможности и слабости – 19%
- Сочетаю расчетливость и риск – 13%
- Могу делегировать часть своих полномочий другим людям – 6%
Проведенное анкетирование учителей позволяет сделать следующие выводы:
- Интерес к инновациям у учителей является осознанным. Позитивные последствия инновационной деятельности им понятны.
- Учителя обладают нужными личностными качествами, позволяющими осуществлять инновационную деятельность.
- Для реализации жизненных планов учителя готовы приложить силы и труд, готовы к общекультурному и профессиональному развитию, открыты для использования опыта профессионалов.
Микроисследование позволило выявить ряд проблем и разработать меры по их устранению (см. табл. 1).
Таблица 1.
Проблема | Меры по устранению проблемы |
Новые учителя, прибывшие в коллектив, а также некоторые учителя преклонного возраста сомневаются в привлекательности для них инноваций. | 1. Вовлечь в экспериментальную деятельность прибывших в коллектив новых учителей. 2. Привлечь к работе с пожилыми учителями школьного психолога. |
Слабое финансирование инновационного движения тормозит внедрение в массовую практику новых идей. | Предусмотреть гибкое материальное поощрение педагогов-исследователей. Обратиться за помощью к Попечительскому Совету. |
Недостаток времени и сил не позволяет учителям создавать и применять педагогические нововведения. | Рассмотреть возможность разгрузки педагогов-новаторов без материального ущемления. |
Слабая связь науки и практики тормозит внедрение новшеств в массовую практику. | Организовать на заседаниях методических объединений регулярное ознакомление учителей с новыми идеями, методами и педагогическими технологиями. |
Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется. | Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок». |
Учителя плохо владеют технологией и культурой эксперимента. | Организовать с помощью методических объединений учебу учителей по овладению технологией экспериментальной деятельности. |
Проблема | Меры по устранению проблемы |
Новые учителя, прибывшие в коллектив, а также некоторые учителя преклонного возраста сомневаются в привлекательности для них инноваций. | 1. Вовлечь в экспериментальную деятельность прибывших в коллектив новых учителей. 2. Привлечь к работе с пожилыми учителями школьного психолога. |
Слабое финансирование инновационного движения тормозит внедрение в массовую практику новых идей. | Предусмотреть гибкое материальное поощрение педагогов-исследователей. Обратиться за помощью к Попечительскому Совету. |
Недостаток времени и сил не позволяет учителям создавать и применять педагогические нововведения. | Рассмотреть возможность разгрузки педагогов-новаторов без материального ущемления. |
Слабая связь науки и практики тормозит внедрение новшеств в массовую практику. | Организовать на заседаниях методических объединений регулярное ознакомление учителей с новыми идеями, методами и педагогическими технологиями. |
Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется. | Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок». |
Учителя плохо владеют технологией и культурой эксперимента. | Организовать с помощью методических объединений учебу учителей по овладению технологией экспериментальной деятельности. |
Проведенное микроисследование показало, что даже в достаточно зрелом школьном коллективе, имеющем опыт экспериментальной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие исследовательскую работу учителей. Данное микроисследование не только помогло их выявить и устранить, но и решило еще ряд дополнительных задач: во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе; во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысился уровень профессионального мастерства учителей. Как видим, система управления качеством образования, безусловно, должна включать в себя научно разработанный инструментарий для осуществления его контроля.
Использованная литература
1. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., Центр «Педагогический поиск», 2000.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
3. Мосунова Л.А. Организация педагогического эксперимента в школе: Учебно-методическое пособие. - Киров, Изд-во ВГПУ, 2000.
4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1998.
Приложение 1
Анкета для изучения
готовности учителя к педагогическому эксперименту
1. Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?
а) Да; б) Нет; в) Затрудняюсь ответить.
2. Сколько раз в прошедшем учебном году Вы пробовали применить какие-либо «новинки» в своей работе? _______________________________________
3. Отметьте, пожалуйста, те причины, которые, на Ваш взгляд, тормозят внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы:
а) слабое финансирование инновационного движения, нет материального стимула;
б) отсутствие информации о новых идеях и методах в обучении и воспитании;
в) слабая связь науки и практики;
г) недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений; д) консервативная сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по-старому;
е) боязнь неудач при использовании нового;
ж) отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
з) не вижу необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты.
4. Чем привлекательна для Вас инновационная деятельность:
а) интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было;
б) повышается интерес детей к учению и воспитанию;
в) возрастает авторитет учителей среди родителей и детей;
г) вдохновляет поддержка администрации, равноправные отношения
с ней;
д) приобретается новый статус среди коллег;
е) в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
ж) возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
5. Определите свои сомнения, которые возникают при создании или применении нового:
а) новые идеи трудно практически реализовать;
б) неизбежны неудачи, ошибки, а это неприятно;
в) сложно доводить начатое до конца: часто привычное берет верх;
г) не хватает воли и терпения довести новое до совершенства;
д) нет уверенности в том, что новое принесет практическую пользу;
е) неизбежны потери времени для работы по-новому, а это никто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия;
ж) часто чувствую неуверенность в себе: а смогу ли я это новое применить?
6. Определите, пожалуйста, признаки своей готовности к созданию новшеств:
а) ориентируюсь в структуре и психологии личности;
б) знаю новые педагогические идеи и Я-концепцию;
в) владею нестандартным мышлением;
г) обладаю психологическим видением жизни детей;
д) умею использовать психодиагностику;
е) знаю технологию и культуру эксперимента.
7. Определите, пожалуйста, факторы, которые, на Ваш взгляд, могут помочь Вам в реализации жизненных планов:
а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.
б) надежда на собственные силы и способности;
в) большая личная трудоспособность;
г) умение самореализоваться в деле;
д) полезные связи и знакомства.
а) семейные традиции, поддержка родных и близких людей.
б) надежда на собственные силы и способности;
в) большая личная трудоспособность;
г) умение самореализоваться в деле;
д) полезные связи и знакомства.
8. Чему Вы отдаете приоритет в достижении жизненных целей:
а) общекультурному и профессиональному саморазвитию;
б) качеству профессиональной подготовки в вузе;
в) удачной семейной жизни;
г) физическому и психическому здоровью;
д) доброжелательным отношениям к людям;
е) полезным знакомствам;
ж) профессиональному сотрудничеству;
з) изобретательности и творчеству своего Я.
9.Что Вы считаете слагаемыми успеха в жизни и достижении цели:
а) целеустремленность, умение сосредоточиться на главном;
б) организованность: максимальное использование в интересах будущего рабочего и личного времени, бытовых условий и образа жизни;
в) реалистичность и конкретность задач по достижению цели;
г) полная самоотдача в любом деле;
д) здоровый образ жизни и забота о здоровье;
е) умение переделывать некачественную работу, исправляя ошибки;
ж) использование опыта профессионалов в избранном деле;
з) ориентирование в обстоятельствах и умение найти свое место в данной ситуации.
10.Умеете ли вы использовать обстоятельства для реализации планов:
а) сочетаю расчетливость и риск;
б) могу делегировать часть своих полномочий другим людям;
в) в состоянии учиться у других делу и этикету в отношениях;
г) использую знания психологии людей, их возможности и слабости;
д) в нужный момент действую решительно и с полной самоотдачей;
е) никогда не виню других в неудачах и просчетах;
ж) могу ограничить свои привычки, потребности и желания ради дела.
[1] Морозова Т.В. «Диагностика успешности учителя», М.:, 2001 г.