Методы оценки психологической комфортности и безопасности учащихся и педагогов
Максимова А.А.
1. О понятии «образовательная среда» и показателях психологической комфортности..
В психологии существует несколько подходов к описанию образовательной среды (ОС). Ряд исследователей считает, что ОС может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, специальных психолого-педагогических и пространственно-временных условий. В результате воздействия этих условий на индивида происходит формирование его индивидуальности, миропонимания, а в целом - становление его как личности.
Находясь в микросреде, ребенок постоянно испытывает воздействие на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются зачастую весьма противоречивыми, и не всегда происходит превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности учащегося. В этих условиях возрастает роль психологической службы учебного заведения. Постоянная опора на знание возрастных особенностей учащегося, его личностных качеств, положения в семье, особенностей класса и психологического климата в нем, – важные условия психологической комфортности учащихся в школе.
Одна из психологических составляющих ОС – многослойное межличностное общение. Характер общения субъектов образовательного процесса, на фоне которого реализуются основные потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты - один из показателей психологической безопасности и комфортности.
Общение предполагает взаимодействие. Взаимодействие выступает основой и условием становления самых разнообразных связей и отношений между общающимися. Тем не менее, это многообразие можно свести к трем типам отношений: объктно-объектные, субъектно-объектные и субъектно-субъектные. При субъектно-субъектном типе отношений происходит не только обмен информацией, эмоциями и чувствами участников общения, здесь люди вовлечены с ситуацию сотрудничества, содействия и сопереживания. Данный тип взаимоотношений весьма конструктивен.
Этот тип взаимоотношений является одним из показателей психологической комфортности в ситуации общения учителя и ученика.
Межличностные отношения могут быть очень разными по своим результатам и последствиям для участников общения. Например, одни отношения обезличивают людей, другие – открывают возможности для развития индивидуальности. Характер отношений задает пространство развития личности, а само их построение есть реальный процесс ее развития.
Современная образовательная среда стала более разнообразной и интересной, у школьников появились новые возможности для самореализации и проявления своих творческих способностей. Учащиеся стали более свободно и раскрепощенно вести себя в процессе индивидуального общения и с учителями, и с одноклассниками. Успешность и интенсивность общения друг с другом позволяет детям оценить отношение коллектива к их собственной личности, свою причастность к школьной жизни.
Таким образом, различный характер межличностных отношений и взаимодействия может служить показателем качества образовательной среды. Поэтому эти отношения и взаимодействия должны стать предметом непрерывного мониторинга в рамках изучения психологической комфортности учащихся.
2. Проектирование психологической безопасности в ОС.
Проектирование безопасной образовательной среды школы должно исходить прежде всего из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Второй принцип – опора на развивающее образование. Его цель - личностное развитие каждого ребенка, т.е. развитие физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, духовное. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия. Третий принцип – помощь ребенку в социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности. Безопасная или психологически комфортная образовательная среда способствует развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоров при определенных условиях, и одним из них является безопасная образовательная среда.
Сфера взаимоотношений взрослого и ребенка очень сложна и может иметь самые разные последствия. Любое притеснение, попытка заставить сделать что-то против воли ребенка порождает сопротивление. Оно может быть внешним и внутренним. Внешнее сопротивление включает: нарушение общепринятых норм, непослушание и невыполнение просьб, «акты неповиновения». Внутреннее сопротивление может характеризоваться уходом ребенка от контактов, самообвинениями, отрицательным отношением к самому себе, проявлениями аутоагрессии и т.д..
Длительное эмоциональное напряжение порождает у школьника желание его ослабить. Важно это сделать психологически грамотно. Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении. Неудовлетворение этой потребности порождает агрессивное и деструктивное поведение ребенка по отношению к взрослому, причем это проявляется и в школе, и дома.
Длительное эмоциональное напряжение порождает у школьника желание его ослабить. Важно это сделать психологически грамотно. Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении. Неудовлетворение этой потребности порождает агрессивное и деструктивное поведение ребенка по отношению к взрослому, причем это проявляется и в школе, и дома.
Хорошая школа отличается тем, что в ней обеспечивается психологическая безопасность детей, а ее педагогический коллектив вместе с психологами заботится о психологической комфорте в школе. По А. Маслоу , потребность в безопасности является одной из базовых в иерархии потребностей человека, без удовлетворения которой невозможно достичь самореализации.
3. Реализация программы по обеспечению психологической комфортности и безопасности в школе.
В соответствии с программой и планом деятельности сотрудники психологической службы школы-гимназии № 1542 решают следующие задачи:
- диагностика и мониторинг общего развития детей;
- коррекция поведения и развитие личностной сферы;
- социальная и психологическая поддержка;
- профилактика различных видов зависимости (программа позитивной профилактики);
- воспитание толерантного сознания;
- психологическое просвещение;
- помощь при профессиональном самоопределении;
- анализ способов саморегуляции.
При этом формы работы могут быть различны: мы проводим консультирование, развивающие занятия, осуществляем профилактическую и просветительскую деятельность, мониторинг, тренинговую работу, принимаем участие в психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах.
Поясним подробнее, как осуществляется оценка психологической комфортности и безопасности учащихся.
В 2001 учебном году нами была разработана индивидуальная психологическая карта (ИПК) учащегося. На ее основе психолог осуществляет общий контроль за тем, как происходит психическое развития детей. При этом, мы опираемся на представление о нормативном содержании и периодизации данного процесса. Для заполнения карты проводится достаточно объемная диагностическая работа. Психологами исследуется развитие познавательных процессов у подростка, а также с помощью психодиагностических методик и мониторинга изучаются особенности личностной сферы. Диагностика познавательных процессов помогает нам выявить группы детей, с которыми необходимы индивидуальные развивающие занятия. На этих занятиях подростки знакомятся с приемами запоминания цифрового и буквенного материала, выполняют задания и упражнения, помогающие концентрировать внимание и увеличивающие его объем. Такая работа помогает ученикам увереннее чувствовать себя на уроках, что, в свою очередь, снижает уровень школьной тревожности.
Вторая часть ИПК содержит информацию об индивидуальных особенностях личности учащихся: уровне развития самооценки, типах темперамента, силе/слабости нервной системы, акцентуациях характера (с 14 лет), интересах и склонностях ученика, в том числе интересе к различным видам деятельности, эмоциональном отношении к учению, статусе каждого ученика в классном коллективе. В индивидуальном порядке, учитывая принцип конфиденциальности, детям сообщаются результаты диагностики. В основном такие беседы носят консультационный характер. Психологи обращают особое внимание на подростков с низким уровнем самооценки, с высоким уровнем тревожности, с высокой эмоциональной нестабильностью и приглашают их на индивидуальные беседы, занятия или рекомендуют посещать тренинговую группу. Методика беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций и их причин, выявление особенностей поведения консультируемого в похожих ситуациях, анализ способов саморегуляции. По каждой параллели проводятся психолого-педагогические консилиумы, где педагоги знакомятся с психологической характеристикой класса. На основе психодиагностических исследований для учителей разрабатываются рекомендации по работе с учащимися, выявляются причины отклонений в поведении и обучении детей, разрабатываются программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения, решаются сложные или конфликтные ситуации. Особое внимание уделяется параллелям 5-х классов, 8-х и 9-х. Такая работа помогает психологам и педагогам лучше узнать учащихся, найти грамотные решения при возникающих проблемах, а сами дети получают полезную информацию о своих индивидуальных особенностях. Сотрудничество педагогов и психологов способствует созданию психологической комфортности в школе.
Работа психологов в школе строится по следующей программе:
5-е классы – тренинговые занятия в течение года по теме «Первый раз в пятый класс!». Цель занятий – помочь пятиклассникам в адаптации к среднему звену школы.
6- е классы – тренинговые занятия по теме «Навыки конструктивного общения» (программа позитивной профилактики всех видов химической зависимости).
7-е классы – цикл занятий по теме «Жизнь в гармонии с собой и другими» Эти занятия имеют целью воспитание толерантного сознания у подростков.
В 8-х и 9-х классах проводятся тренинговые занятия по теме «Гнев – это нормально». В них ставится целью обучение навыкам саморегуляции.
Начиная с 9-х классов проводится работа по профориентационной программе.
В 8-х и 9-х классах проводятся тренинговые занятия по теме «Гнев – это нормально». В них ставится целью обучение навыкам саморегуляции.
Начиная с 9-х классов проводится работа по профориентационной программе.
В 10-х классах продолжается профориентационная работа. Она включает:
- проведение деловой игры «Перспектива», в ходе которой ее участники учатся спорить, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую;
- работу спецкурса «Мир профессий»;
- индивидуальные профконсультации.
В 11-х классах в течение всего учебного года проводится психологический практикум по «Основам психологии» для поступающих в педагогические учебные заведения. В конце учебного года проводятся занятия с психологом, цель которых – снятие эмоционального напряжения перед экзаменами.
Кроме этого, в 9-10 классах проводится серия занятий по теме «Здоровый образ жизни». Занятия построены по программе курса «Программа сопровождения подростков», разработанной в психологическом центре «Юго-Запад».
Основная цель психологической службы нашей гимназии – содействие психическому и личностному развитию школьников, забота о психологической безопасности, что обеспечило бы им в будущем готовность к взрослой, самостоятельной жизни.
Психологическая безопасность, комфортность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья. Безопасность ОС зависит от способности педагогов, психологов обеспечить отсутствие психологического давления и насилия. Если работа в данном направлении построена грамотно, то это приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, способствует повышению психического здоровья.
Благожелательная психологическая атмосфера на уроке возникает в том случае, если ученик не испытывает на уроке чувство страха и не боится быть униженным. Человек, свободный от психологического давления со стороны, способен активно использовать свой потенциал. Если дети верят, что могут учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой личный вклад в жизнь класса, то для них нет необходимости в отклоняющемся поведении. Сотрудничество педагогов, психологов и самих учеников, взаимодействие диалогического уровня – залог психологической комфортности в школе.