Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий формирования познавательной мотивации
Ю.Ф. Гущин
К моменту окончания школы старшеклассник должен подойти психологически подготовленным к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволять выпускнику школы наиболее оптимально реализовать себя в профессиональной сфере и будущей семейной жизни.
И в школе, и дома юношей и девушек призывают прежде всего к одному: торопитесь взрослеть! Требование закономерное. Однако в нем отчетливо проступает не лишенный однобокости взгляд на юность как на период, назначение которого – подготовка к будущему. Подобную установку вряд ли можно считать вполне справедливой. Конечно, неадекватно, когда молодой человек живет сугубо сегодняшним днем. Но и жить только будущим и обязанностями нельзя. Возможно, именно эту идею неумышленно стараются донести до нас сегодняшние старшеклассники, рьяно отстаивая свои ценности, вкусы, пристрастия и яростно не желая взрослеть.
В специально организованном исследовании мы попытались выяснить, насколько ожидания и требования учителей и родителей к детям совпадают с их возможностями и потребностями? При этом мы исходили из того, что познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности (Л. И. Божович). Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации.
Предметом изучения в исследовании были:
1)отношение к школе учеников и их родителей. Это отношение проявляется в таких показателях, как эмоциональное благополучие, безопасность, комфорт и др.;
2)отношение учеников к знаниям и учебному процессу учебным предметам и учителям;
3)мотивация учебной деятельности; изучались условия, благоприятствующие созданию познавательной мотивации в старших классах гимназии;
4)уровень развития внутреннего контроля и личной ответственности старшеклассников;
5)уровень социального благополучия учеников в классных коллективах.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- ролевой тренинг (с дальнейшим использованием видеоматериалов на психолого-педагогической конференции);
- анкетирование; анкетирование проводилось анонимно, так как анонимность способствует получению более достоверных данных;
- психологическое тестирование (методика «Социометрия», тест-опросник «УСК»).
Для реализации поставленных задач сотрудниками психологической службы гимназии были разработаны анкеты для учащихся десятых классов, В анкетировании родителей и учащихся одиннадцатых классов использовались анкеты, разработанные в ЛАТ МИОО.
Результаты исследования.
I. Отношение учеников к учебным дисциплинам.
В представленной ниже таблице наглядно отображены результаты анкетирования, отражающие отношение учеников параллели десятых классов к учебным предметам (см. табл. 1).
Таблица 1. Результаты анкетирования, характеризующие отношение
старшеклассников к учебным предметам
Увлекательно | Интересно | Понятно | Непонятно | Скучно | Утомительно | Страшно | Сумма | Сумма | |
Литература | 20 | 29 | 16 | 1 | 10 | 5 | 6 | 65 | 22 |
Русский язык | 3 | 4 | 32 | 1 | 16 | 7 | 6 | 39 | 30 |
Алгебра | 18 | 27 | 28 | 9 | 7 | 4 | 5 | 73 | 25 |
Геометрия | 20 | 21 | 24 | 9 | 10 | 2 | 5 | 65 | 26 |
Английский | 14 | 25 | 15 | 9 | 13 | 6 | 12 | 54 | 40 |
Немецкий | 12 | 15 | 7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 34 | 10 |
История | 15 | 25 | 24 | 4 | 19 | 5 | 3 | 64 | 31 |
Биология | 9 | 13 | 18 | 4 | 21 | 7 | 8 | 40 | 40 |
География | 12 | 11 | 21 | 2 | 24 | 6 | 3 | 44 | 35 |
Химия | 21 | 26 | 19 | 8 | 7 | 0 | 20 | 66 | 35 |
Физика | 8 | 8 | 13 | 25 | 20 | 3 | 24 | 29 | 72 |
Информатика | 30 | 40 | 27 | 5 | 5 | 2 | 2 | 97 | 14 |
Физкультура | 27 | 28 | 8 | 0 | 5 | 14 | 4 | 63 | 23 |
Увлекательно | Интересно | Понятно | Непонятно | Скучно | Утомительно | Страшно | Сумма | Сумма | |
Литература | 20 | 29 | 16 | 1 | 10 | 5 | 6 | 65 | 22 |
Русский язык | 3 | 4 | 32 | 1 | 16 | 7 | 6 | 39 | 30 |
Алгебра | 18 | 27 | 28 | 9 | 7 | 4 | 5 | 73 | 25 |
Геометрия | 20 | 21 | 24 | 9 | 10 | 2 | 5 | 65 | 26 |
Английский | 14 | 25 | 15 | 9 | 13 | 6 | 12 | 54 | 40 |
Немецкий | 12 | 15 | 7 | 2 | 3 | 3 | 2 | 34 | 10 |
История | 15 | 25 | 24 | 4 | 19 | 5 | 3 | 64 | 31 |
Биология | 9 | 13 | 18 | 4 | 21 | 7 | 8 | 40 | 40 |
География | 12 | 11 | 21 | 2 | 24 | 6 | 3 | 44 | 35 |
Химия | 21 | 26 | 19 | 8 | 7 | 0 | 20 | 66 | 35 |
Физика | 8 | 8 | 13 | 25 | 20 | 3 | 24 | 29 | 72 |
Информатика | 30 | 40 | 27 | 5 | 5 | 2 | 2 | 97 | 14 |
Физкультура | 27 | 28 | 8 | 0 | 5 | 14 | 4 | 63 | 23 |
Примечание. Данные по каждому классу отдельно отражены в таблицах в приложении 1.
Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что значимость знаний, получаемых на уроках информатики и иностранных языков, возросла: по информатике - 97 позитивных выборов, иностранные языки в совокупности – 88 позитивных выбора. Это говорит, в частности, о том, что учащиеся хорошо осознают современные требования и тенденции в образовании. Заслуживает внимания и тот факт, что познавательный интерес к «сложным» дисциплинам остается на достаточно высоком уровне: алгебра – 73 позитивных выборов, химия – 66 и т. д.
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что эффективность уроков – по-прежнему актуальная проблема. Под эффективностью урока мы, вслед за Н.П. Капустиным, понимаем его полезность для интеллектуального и личностного развития ребенка.
Для повышения интереса к учебным дисциплинам учитель, в зависимости от содержания урока, должен так организовать учебную деятельность, чтобы у учащихся формировались соответствующие характеру и содержанию деятельности мотивы. Формирование мотивов включает ряд этапов:
1 этап. Возникновение мотивации (определяет готовность, включенность в деятельность). Для этого необходимо
-Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
-Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».
-Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
2 этап. Подкрепление и усиление мотивации. Для этого используется чередование разных видов деятельности; материалы различной трудности; отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции - удовлетворенность и неудовлетворенность. Целесообразно активизировать поисковую активность учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения. На этом этапе важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Таким образом, каждый этап урока учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
2. Результаты изучения мотивационной сферы деятельности учащихся.
Анализ результатов анкетирования выявил наиболее распространенные типы учебной мотивации:
- хорошая отметка на уроке (более 300 выборов);
- подготовка к зачёту или контрольной работе; изучение основных понятий и законов (более 250 выборов оба пункта);
- изучение материала учебника (240 выборов).
4) мотивация «Проявить и развить свои способности» также популярна (210 выборов).
Наряду с мотивацией «избегания неудач», страха получить низкие отметки, побуждениями к обучению могут быть:
- жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей;
- стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ;
- использование отметки как инструмента педагогического воздействия.
Важно также подчеркнуть особую ценность мотивации "проявлять и развивать свои способности».
Не сформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной его слабой успеваемости. Мотивационная сфера учения, определяет и побуждает учебную активность. Она имеет сложное строение и изменяется в ходе онтогенеза. Учебная деятельность является полимотивированной, и лежащие в ее основе различные побуждения образуют иерархическую структуру. Так, например, у ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в то же время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку. У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов, могут действовать мотивы «избегания» неприятности и т. д.
Эффективно организованный учебный процесс – одно из условий формирования познавательного мотива у школьников. Развитие этого стремления непосредственно связано с успеваемостью. Адекватность и эффективность работы педагогического коллектива гимназии подтверждается достаточно высоким уровнем успеваемости учащихся гимназии.
3. Представление учащихся об «идеальном» педагоге.
Уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышает у учащихся чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки. Отрицательные эмоции, напротив, побуждают избегать контакта с негативным событием. Это проявляется в том, что ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции стимулируют действия позитивного характера. Отсюда следует, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
3. Представление учащихся об «идеальном» педагоге.
Уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышает у учащихся чувство собственной ценности и приводят к формированию позитивной самооценки. Отрицательные эмоции, напротив, побуждают избегать контакта с негативным событием. Это проявляется в том, что ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции стимулируют действия позитивного характера. Отсюда следует, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Желание учиться, мотивация учебных достижений связаны с положительным отношением к учителю, что, в свою очередь, определяет ценность сохранения таких отношений.
Результаты анкетирования показали, что наиболее важными качествами идеального учителя ученики считают способность к пониманию, отзывчивость, доброту, заботливость, и только затем – профессионализм. К тому же, ученики 10-б и 10-в класса предпочитают педагогов с чувством юмора, веселостью и остроумием.
Отвечая на вопрос: С каким пейзажем ассоциируется ваш классный руководитель», ученики выразили свои потребности через образы природных ландшафтов. Возможно, полученные ответы отражают ощущения учеников при общении с учителями в целом. Доминируют два вида ландшафтов, одновременно несущие положительный и негативный смыслы (см. табл. 2).
Таблица 2.
Негативный смысл | Позитивный смысл | |
Горы | Недоступные, холодные, неприступные. | Величественные, идеальные, влекущие, вызывающие желание приблизится, покорить. |
Пустыня | Безжизненные, обжигающие, пугающие, не насыщающие | Обнаруживают потребности, помогают понять и найти ресурс для их удовлетворения. |
4. Определение локуса контроля старшеклассников с помощью тест-опросника «УСК»
Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность настоящего, прошлого и будущего в сочетании с продуктивным постепенным изменением, которое является не просто движением во времени жизни, а подъемом к новым качествам. При этом признаком развития, становится разрешение неких ценностно-смысловых противоречий. Взросление, динамика «Я» должны протекать в кризисных формах.
Направление и характер специфического изменения, желательного в каждом конкретном случае (например, способность к самоконтролю, взрослости), должны строиться с таким расчетом, чтобы ученик оказался готовым и способным на это изменение. Требования к учащимся не должны быть массированными и слишком опережающими те возможности, которыми реально обладают школьники. В противном случае понимание и способность к изменению окажутся или кратковременными, теряющимися за пределами школы, или вызовут обратный эффект. Санкции и запреты, к которым прибегают учителя, зачастую становятся почвой для конфликтов. Возникает непримиримое противоречие: старшеклассник закрепляет черты социальной незрелости и инфантилизма, а не приобретает самостоятельный опыт взаимодействия с действительностью, не расширяет жизненные горизонты, представления о мире и самом себе.
Одной из важнейших характеристик зрелой личности является высокая степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, а также мера ответственности за события, происходящие в его жизни.
Результаты опросника старшеклассников по тест-опроснику «УСК» (Уровень субъективного контроля) приводятся в таблицах 3… (таблицы отсутствуют!).
Анализ результатов позволяет опроса сделать следующие выводы:
- Среди учеников 10-а класса учащиеся с высокой интернальностью в основном не являются популярными, и наоборот. Возможно, что данные ученики противопоставляют свою позицию основным тенденциям в классе (качества – нонконформизм, асоциальность). На проведенном тренинге эти ученики смогли проявить себя с лучшей стороны, занимали лидерские позиции, обсуждение проходило в корректной конструктивной форме.
- В 10-в классе ситуация обратная – популярны ученики с высоким уровнем интернальности и непопулярны – с низким. Однако, в процессе тренинга яркость и энергия двух человек затмила «разумность» остальных.
- В 10-б классе очевидной связи данных опросника по тесту УСК и социометрии не выявлено.
5. Представления учащихся об идеальном образе ученика.
Представления старшеклассников об идеальном ученике достаточно зрелые и отвечают потребностям учителей и родителей. Первые места в рейтинге заслуженно занимают такие качества как: ум - «смекалистость»; прилежность - ответственность.
Нам представляется, что характерный выбор каждого класса определяется принципом дефицитарности (то есть, чего не хватает, за что ругают – того и хочется).
Ученики 10-а класса добавляют к этому такие качества как усидчивость и выносливость. Стремление к получению знаний характерно для учащихся 10-б класса. Наличие спокойствия, самоконтроля и серьезности оказалось значимым для учащихся 10-в класса.
Нам представляется, что характерный выбор каждого класса определяется принципом дефицитарности (то есть, чего не хватает, за что ругают – того и хочется).
Ученики 10-а класса добавляют к этому такие качества как усидчивость и выносливость. Стремление к получению знаний характерно для учащихся 10-б класса. Наличие спокойствия, самоконтроля и серьезности оказалось значимым для учащихся 10-в класса.
Ко всему прочему, «идеальный» ученик в представлении учащихся 10-в класса должен иметь совесть.
6. Социометрические исследования в параллели 10-х классов
Юношеский возраст характеризуется наличием особого феномена, получившего название «ожидание общения». Этот феномен проявляется в постоянном поиске и готовности к контактам. Учитывая тот факт, что особенности социализации непосредственно влияют на уровень развития мотивации достижений, мы сочли необходимым исследовать этот важный аспект, используя методику Дж. Морено «Социометрия». Результаты этого исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты исследования по методике Дж. Морено
10-а класс | (+) выборы | (-) выборы | 10-б класс | (+) выборы | (-) выборы | 10-в класс | (+) выборы | (-) выборы |
Количество выборов | 76 | 60 | Количество выборов | 76 | 58 | Количество выборов | 83 | 70 |
Из них – взаимных | 11 | 3 | из них – взаимных | 13 | 9 | из них – взаимных | 21 | 4 |
наиболее популярные:: | ||||||||
Д. А. | 8 | 3 | Кокушкова Вика | 9 | 0 | Фомина Юлия | 10 | 5 |
П. Н. | 7 | 0 | Ковалева Лиза | 8 | 0 | Наумова Вика | 7 | 3 |
К. Н. | 6 | 0 | Старцева Лера | 7 | 1 | Мазина Софья | 6 | 0 |
Т. Ю. | 6 | 1 | Занин Алексей | 6 | 1 | |||
Ф. Н. | 6 | 2 | ||||||
наименее популярные: | ||||||||
Ларионов Антон | 2 | 13 | Александрова Катя | 2 | 8 | Ященкова Наталия | 1 | 13 |
Урбан Артем | 0 | 8 | Зайцева Юлия | 3 | 7 | Герасимова Н. | 1 | 11 |
Жегусов Георгий | 1 | 7 | Березюк Ирина | 0 | 6 | Колтунова Катя | 1 | 7 |
Зюзюков Кирилл | 0 | 7 | Попова Даша | 0 | 5 | Кузнецова Даша | 4 | 7 |
Рябцев Алексей | 4 | 7 | Успенский Глеб | 1 | 3 | Григорьев Даниил | 3 | 6 |
Игнорируемые: | ||||||||
Любцов Роман | 1 | 0 | Осипова Света | 0 | 0 | Попова Даша | 0 | 0 |
Кузьмин Роман | 0 | 0 | Кошелев Костя | 0 | 1 |
10-а класс | (+) выборы | (-) выборы | 10-б класс | (+) выборы | (-) выборы | 10-в класс | (+) выборы | (-) выборы |
Количество выборов | 76 | 60 | Количество выборов | 76 | 58 | Количество выборов | 83 | 70 |
Из них – взаимных | 11 | 3 | из них – взаимных | 13 | 9 | из них – взаимных | 21 | 4 |
наиболее популярные:: | ||||||||
Д. А. | 8 | 3 | Кокушкова Вика | 9 | 0 | Фомина Юлия | 10 | 5 |
П. Н. | 7 | 0 | Ковалева Лиза | 8 | 0 | Наумова Вика | 7 | 3 |
К. Н. | 6 | 0 | Старцева Лера | 7 | 1 | Мазина Софья | 6 | 0 |
Т. Ю. | 6 | 1 | Занин Алексей | 6 | 1 | |||
Ф. Н. | 6 | 2 | ||||||
наименее популярные: | ||||||||
Ларионов Антон | 2 | 13 | Александрова Катя | 2 | 8 | Ященкова Наталия | 1 | 13 |
Урбан Артем | 0 | 8 | Зайцева Юлия | 3 | 7 | Герасимова Н. | 1 | 11 |
Жегусов Георгий | 1 | 7 | Березюк Ирина | 0 | 6 | Колтунова Катя | 1 | 7 |
Зюзюков Кирилл | 0 | 7 | Попова Даша | 0 | 5 | Кузнецова Даша | 4 | 7 |
Рябцев Алексей | 4 | 7 | Успенский Глеб | 1 | 3 | Григорьев Даниил | 3 | 6 |
Игнорируемые: | ||||||||
Любцов Роман | 1 | 0 | Осипова Света | 0 | 0 | Попова Даша | 0 | 0 |
Кузьмин Роман | 0 | 0 | Кошелев Костя | 0 | 1 |
Данные социометрического исследования выявили, что для многих старшеклассников не решенной осталась задача овладения адекватными навыками социального взаимодействия для успешной интеграции в классный коллектив. Подобные проблемы взаимоотношений является нормой протекания подросткового кризиса, что существенно затрудняет реализацию задач юношеского периода, где главным новообразованием является самоопределение.
Исходные социометрические матрицы представлены в приложении № 3, 4, 5.
7. Оценка общего отношения к школе учеников и их родителей
Изучение эмоционального благополучия учащихся одиннадцатых классов проводилось с помощью анкет (ЛАТ МИОО).
Анкета для учащихся
(Место для анкеты)
Анкета для родителей
(место для анкеты)
Результаты анкетирования по таким позициям, как:
«В школе мы чувствуем, что о нас заботятся», «Учителя и директор относятся к нам с уважением», «Мне нравятся учителя, которые работают у нас в школе» и др. позволяют сделать следующий общий вывод:
-в гимназии создана благоприятная, доброжелательная атмосфера, способствующая развитию личности учеников.
Было выделено четыре уровня отношения учащихся к различным аспектам школьной жизни:
- оптимальный, который характеризуется активно положительным отношением;
- допустимый, характеризующийся положительным отношением средней интенсивности;
- тревожный, характеризующийся неопределенным отношением;
- критический уровень, характеризующийся отрицательным отношением к школе в целом.
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1.Эмоциональное благополучие в школе является одним из важных условий формирования познавательной мотивации. Термин «эмоциональное благополучие» понимается нами как удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством и ощущением защищенности в коллективе.
- На формирование высокой потребности в достижении успеха влияет степень эмоциональной включенности взрослых в дела ребёнка (здесь очень важен авторитет учителей и директора школы), а также окружающая обстановка. Наиболее благоприятной является ситуация сочетания оптимального уровня заботы, авторитетности взрослого и высокой насыщенности среды побуждающими факторами. В этом случае ученик не может оставаться равнодушным к жизни школы, имеет максимум возможностей для самостоятельной проверки своих умений и возможностей.
- Отношение к учебной деятельности и к образовательному процессу в целом зависит от разных условий, в том числе:
- от взаимоотношений с учителями;
- наличия или отсутствия чувства безопасности в школе;
- от таких факторов, как чистота и уют в помещениях школы.
4.Совместная работа школьного психолога и учителя должна быть направлена на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой. Совместно с учителем нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанными с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны в силу того, что они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития.
5.Активная мыслительная активность ученика в течение всего урока должна стать средством повышения эффективной учебной деятельности в целом. Учащийся работает в течение всего времени урока: он включается в проверку домашнего задания, слушает объяснение нового материала, участвует в закреплении, выполняет самостоятельную работу. При этом предполагается не механическое включение учащихся в познавательную деятельность, а задействование природных механизмов, как бы изнутри побуждающих самого ученика быть активным, планирование деятельности каждого ученика на всех этапах урока.
6.Без положительных эмоций не происходит развития мыслительного процесса. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Отсюда следует вывод о том, что необходимо обеспечивать эмоциональную сопричастность ученика как собственной деятельности, так и деятельности других. Это должно стать одной из важнейших целей урока.
7.Урок – это социальное взаимодействие, т.е. предоставление возможности каждому ученику проявить свои знания, умения и получить одобрение. Организация социального взаимодействия помогает ученику быть постоянно включенным в процесс мыслительной деятельности на уровне либо внутренней, либо внешней речи. Речь учителя, объясняющего новый материал, должна быть организована таким образом, чтобы активные мыслительные процессы протекали на уровне внутренней речи ученика. Поэтому на уроке необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимся, либо учащихся друг с другом, что, безусловно, повысит уровень мотивации познавательной деятельности ученика на уроке.
8.Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока обеспечит повышение интернальности субьективного контроля. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используется самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. При изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала, понимания.
8.Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока обеспечит повышение интернальности субьективного контроля. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используется самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. При изучении нового материала каждый ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала, понимания.
Приложение.
Ролевой тренинг в 10-х классах
Нами был разработан и проведен ролевой тренинг «ученик – учитель».
Подобный тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с учащимися старших классов. Программа рассчитана на одно занятие продолжительностью от 70 до 90 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Для проведения тренинга необходимо не менее двух ведущих.
Цели тренинга состоят
1)в получении достоверной информации, не зависящей от субъективных оценок,
2)в обучении конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний в адекватной форме,
3)в коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, а также способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, умении выслушивать другого человека и,
4)в развитии творческой инициативы, организаторских способностей.
Процесс проведения тренинга включает несколько этапов.
- Разминка. Разминка нужна, во-первых, для создания непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, и, во-вторых, для повышения внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Время проведения разминки - 10 мин.
Упражнение «Печатная машинка».
Участники стоят по кругу. Ведущий предлагает воспроизвести отрывок из хорошо известной песни или стихотворения, например: «Мой дядя самых честных правил…». Каждый по очереди произносит по одной букве слово («м-о-й д-я-д-я…»). В конце слова - все подпрыгивают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки хлопают в ладоши. Кто ошибается – выбывают из игры.
Упражнение «Броуновское движение».
Цель: образование пар, троек, а затем, путем слияния получаем две группы.
Основное содержание.
2-ой этап: «Представление себя в будущем».
Цель: создание образа «себя в будущем» и оценка его по критериям зрелости.
Время проведения - 15 мин.
Две группы занимают в помещении места, максимально удаленные друг от друга, или, еще лучше, расходятся по разным комнатам. Число участников в группе не должно превышать 15 человек.
Материалы: ручки, бумага по числу участников.
Упраженение «Я на 20 лет старше»:
Ведущий дает инструкцию: «Займите удобное положение. Последите за своим дыханием. Сделайте глубокий вдох, затем шумный выдох…
- Теперь представьте себя на 20 лет старше.
- Как вы выглядите?
- Во что одеты?
- Чем занимаетесь?… учитесь?… работаете?…
- Где и с кем живете?… есть ли у вас семья?… дети?…
-
Затем ведущий предлагает ответить на несколько вопросов. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Текст вопросов:
Имеешь ли ты:
- Работу?
- Семью?
- Детей?
Есть ли у тебя обязанности перед определенными людьми:
- Родными?
- Подчиненными?
- Начальством?
По результатам опроса происходит разделение на две подгруппы - «Учителя» - те, кто набрал большее количество баллов) и «Ученики» - все остальные. Обе подгруппы готовят список своих требований.
3 этап: «Принятие общих требований». Необходимое время - 10 мин.
Материалы: ручки, бумага по числу участников.
В течение трех минут каждый формулирует из своих ролевых позиций требования – «ученики» к «учителям, а «учителя» к «ученикам».
Затем группам предстоит договориться между собой о правилах и требованиях, которые необходимо сформулировать в целом от всей группы.
4 этап: «Стол переговоров». Необходимое время - 15 мин.
Материалы: маркеры, два листа ватмана.
Группы собираются в одной комнате и садятся за «стол переговоров». Перед участниками лежат ватманы, на которых будут записываться принятые правила. Далее происходит поочередное представление требований каждой стороны. Презентации лучше проводить по определенному плану и начинать с группы «учеников». Каждое из предложенных требований сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на общее голосование. Правило принимается, если за него проголосовало большинство участников обеих групп, а затем фиксируется каждой группой на своем ватмане.
Вопросы для обсуждения (рефлексия):
1)Какое из принимаемых «правил» вызвали наибольшие разногласия и с чем это связано?
2)Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?
3)Что помогало и что мешало командам находить компромиссы и заключать соглашения в процессе игры?
4)Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер?
Упражнение, направленное на консолидацию группы.
Результаты проведения тренинга в гимназии № 1554:
- Возможность быть услышанными учителями вызвало высокую социальную активность у учеников;
- Большинство успешных старшеклассников имеют адекватную самооценку и не считают себя «идеальными»;
- Тренинг выявил наличие у многих учеников способностей к рефлексии и желание понять статусные позиции учителей;
- Многие ученики демонстрируют потребность в решении затруднении с учителями конструктивным способом.
- Возможность быть услышанными учителями вызвало высокую социальную активность у учеников;
- Большинство успешных старшеклассников имеют адекватную самооценку и не считают себя «идеальными»;
- Тренинг выявил наличие у многих учеников способностей к рефлексии и желание понять статусные позиции учителей;
- Многие ученики демонстрируют потребность в решении затруднении с учителями конструктивным способом.