Адаптации учащихся при переходе на следующую ступень обучения
Яркова О.В.
1. Введение. Причины школьной дезадаптации учащихся
В педагогических коллективах давно сложилось понимание того, что качество знаний - не единственно возможный показатель качества образования. Вместе с тем, есть также понимание того, что достичь высокого качества образования в целом (а именно это и определяет социальный заказ общества) невозможно без учета большого количества других факторов.
Многим, вероятно, приходилось наблюдать, когда добрый и воспитанный ребенок оказывался несостоятельным в школьной среде И только потому, что является достаточно успешным в школьных предметах (математике, биологии и.д.). Такая несостоятельность растет как снежный ком и сказывается не только на жизни ребенка «здесь и сейчас», но и на его будущем. Часто причина такой несостоятельности состоит в том, что рядом не оказывается педагога-профессионала, готового и умеющего оценить среду, в которой растет и воспитывается ребенок, и оказать ему своевременную помощь: показать его значимость в чем-то другом, кроме знания формул и законов наследственности, повысить его самооценку и оценку в глазах других людей, помогая тем самым подняться, окрепнуть, вырасти, стать человеком с развитым чувством собственного достоинства, стать человеком, способным более успешно реализовать себя во взрослой жизни. В этом состоит суть социализации детей в школе, позволяющей сохранить их психическое и физическое здоровье. При этом речь в данном случае идёт не только о роли школьной психологической службы или о талантливом классном руководителе, который способен иногда решить эти задачи. Необходимо создание специальной системы адаптации детей в школе. Такая система в полной мере соответствует запросам и требованиям к качеству образования, т.к. качество образования - это такое состояние системы образования, которое позволяет наиболее полно удовлетворить государственные, общественные, корпоративные, индивидуальные заказы на образование. Это требует реализации в образовании следующих принципов: открытость, демократизм, гуманистические ориентации, созидательная активность ученика, педагогическая поддержка, развивающийся диалог и взаимодействие взрослых и детей. Поэтому, на наш взгляд, оценка качества образования должна проводиться на основе сопоставления социальных запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг - детей, родителей, работодателей и т.д. - с планируемыми, реализуемыми и достигаемыми образовательными результатами.
Как известно, набор учащихся в 5 классы гимназии происходит на конкурсной основе. Это предполагает заведомо усиленную подготовку детей, т.к. в гимназиях требуется воспринимать знания повышенного объема и уровня сложности. Это, в свою очередь, создает стрессовую ситуацию для детей и их родителей.
Процесс адаптации пятиклассников к новым условиям обучения достаточно сложен, а его влияние на дальнейшее формирование личности ребенка трудно переоценить. Нередки случаи снижения успеваемости детей.
Для выявления причин снижения успеваемости детей на одном из педсоветов педагогам гимназии было предложено ответить на вопрос: «В чем они видят возможные причины снижения учебной мотивации пятиклассников?» Результаты обработки ответов представлены в таблице 1 и на диаграмме.
Таблица 1.
1 | Чрезмерная учебная нагрузка, чрезмерный объем домашних заданий, перегрузка. | 18% |
2 | Низкий престиж учебы среди друзей или в компании. | 1% |
3 | Требования учителей | 14% |
4 | «Огрехи» начальной школы | 3% |
5 | Трудности, связанные со сменой условий обучения, психологический дискомфорт | 38% |
6 | Переход на кабинетную систему работы | 1% |
7 | Необходимость освоения большого количества информации | 3% |
8 | Разный уровень подготовки | 3% |
9 | Дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы" | 5% |
10 | Отсутствие интереса к новым предметам или темам | 3% |
11 | Уже имеющиеся индивидуальные особенности | 9% |
12 | Расширение круга внешкольных интересов | 2% |
1 | Чрезмерная учебная нагрузка, чрезмерный объем домашних заданий, перегрузка. | 18% |
2 | Низкий престиж учебы среди друзей или в компании. | 1% |
3 | Требования учителей | 14% |
4 | «Огрехи» начальной школы | 3% |
5 | Трудности, связанные со сменой условий обучения, психологический дискомфорт | 38% |
6 | Переход на кабинетную систему работы | 1% |
7 | Необходимость освоения большого количества информации | 3% |
8 | Разный уровень подготовки | 3% |
9 | Дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы" | 5% |
10 | Отсутствие интереса к новым предметам или темам | 3% |
11 | Уже имеющиеся индивидуальные особенности | 9% |
12 | Расширение круга внешкольных интересов | 2% |
Полученные результаты показали, что к числу наиболее значимых причин дезадаптации относятся: 1 - трудности, связанные со сменой условий обучения, психологический дискомфорт (38%), 2 - чрезмерная учебная нагрузка, чрезмерный объем домашних заданий, перегрузка (18%) и 3 - Требования учителей (14%).
Это обусловило выбор гимназией направления экспериментальной работы, направленной на создание системы адаптации пятиклассников к условиям обучения в гимназии. Была разработана программа проведения эксперимента и мер, направленных на создание в школе-гимназии такой системы.
2. Создание системы адаптации пятиклассников к условиям обучения в гимназии.
Целью данной работы было создание надежных методик оценивания конечных результатов учебно-воспитательного процесса на 2–й ступени образования. В качестве объекта была выбрана основная школа как начальный этап реализации модели выпускника гимназии. На первом этапе задачами работы было создание и апробация методик, предназначенных для оценки:
уровня развития общеучебных умений и навыков;
психологической комфортности;
уровня социализации учащихся.
В рамках этой работы проводилась систематизация и сравнительный анализ результатов по классам и по годам (с последующей корректировкой работы педагогического коллектива), а также определение факторов, влияющих на уровень образовательных результатов, а также подготовка тестовых заданий по учебным предметам для учащихся 5-7 классов.
В качестве критериев оценки результатов проекта, его эффективности и результативности были выбраны следующие показатели:
- Для диагностирования уровня качества образования: результаты, которые определяются количественно, качественно, описательно, а также те, которые невозможно легко и явно обнаружить (например, показатели, характеризующие глубинные внутренние переживания. Их оценка проводилась на основе наблюдений и опыта).
Количественная оценка включает:
- сравнение видов и уровня школьной мотивации детей в зависимости от вида и уровня подготовки;
- измерение уровня тревожности;
- сравнение результатов, выявление и анализ закономерностей.
- Подготовленность методик оценки.
Кроме того, проводились периодические опросы учеников, родителей и педагогов для оценки успешности детей, степени их психологической комфортности, отношения к себе, к процессу обучения, к гимназии и проч.
Большое значение при создании системы адаптации школьников имели понятия психологической комфортности, экологического образования и др., на которые мы опирались в практической работе с педагогами и учащимися.
Психологическая комфортность включает:
снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, приводящих к высокому уровню тревожности учащихся;
создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность;
учет и развитие у учащихся реальных мотивов учения.
Под экологичностью образования мы понимаем отказ от любых форм экспансии и форсированного формирования, ориентация на максимально личностные, ненасильственные и неманипулятивные способы влияния, обеспечивающие безопасную для ребенка среду, его душевное и психическое здоровье и учитывающие индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Для уменьшения влияния стрессовых факторов на одном из педсоветов было решено не выставлять пятиклассникам оценки в журнал и в дневники в течение сентября. При этом все отметки выставлялись учителями в свои личные журналы. И дети, и родители в самом начале сентября были проинформированы о предстоящей экспериментальной работе и особенностях текущей аттестации в сентябре. В течение всего месяца учителя 5-х классов встречались примерно раз в неделю для обсуждения результатов учебно-воспитательной работы и индивидуальных затруднений детей. Психологи провели тестирование детей по видам и уровню школьной тревожности и учебной мотивации. Изучение учебной мотивации пятиклассников, проведенное в сентябре 2003/2004 учебного года психологами гимназии, показало, что подавляющее большинство детей имеет высокую школьную мотивацию и активность, В то время, как признаки низкой мотивации и школьной дезаптации отсутствуют.
С родителями тех учеников, состояние которых вызывало опасения, психологи работали индивидуально: проводились специальные занятия и беседы. Чтобы помочь детям с повышенной или высокой тревожностью, к каждому из них был прикреплен педагог, работающий по рекомендациям психологов. К родительскому собранию в сентябре были составлены табели, в которых выставлены реальные итоговые оценки знаний детей (с учетом «2» и «3», записанных учителями в своих журналах). Родители получили полную информацию о реальной успеваемости детей. Сопоставление предварительных оценок, которые выставлялись пятиклассникам на предварительном этапе (о них были информированы родители на собрании в сентябре), и итоговых оценок за первую четверть, показало, что расхождение между ними незначительное и общая картина успеваемости не искажается (сравнение оценок 5-классников, выставляемых им в сентябре, и четвертных оценок представлено ниже на графиках).
С родителями тех учеников, состояние которых вызывало опасения, психологи работали индивидуально: проводились специальные занятия и беседы. Чтобы помочь детям с повышенной или высокой тревожностью, к каждому из них был прикреплен педагог, работающий по рекомендациям психологов. К родительскому собранию в сентябре были составлены табели, в которых выставлены реальные итоговые оценки знаний детей (с учетом «2» и «3», записанных учителями в своих журналах). Родители получили полную информацию о реальной успеваемости детей. Сопоставление предварительных оценок, которые выставлялись пятиклассникам на предварительном этапе (о них были информированы родители на собрании в сентябре), и итоговых оценок за первую четверть, показало, что расхождение между ними незначительное и общая картина успеваемости не искажается (сравнение оценок 5-классников, выставляемых им в сентябре, и четвертных оценок представлено ниже на графиках).
3. Предварительные результаты реализации проекта
Анализ предварительных результатов эксперимента показал, что практика не выставления отметок в период привыкания ребенка к новой школе смягчает страх неуспешности. Кроме того, большая часть детей старается исправить плохую отметку, хотя они знают, что если даже не смогут этого сделать до конца начального периода адаптации, то «задним числом» отметка выставлена не будет. Таким образом, воспитывалось ответственное отношение к результатам своего учебного труда.
В 2003/2004 учебном году психологи гимназии провели повторную оценку уровня тревожности детей. Выяснилось, что уровень тревожности, обусловленный проверкой знаний, снизился у детей с 72 % до 28 %. По результатам еженедельных наблюдений экспериментаторов за ходом эксперимента была выделена группа наиболее неуспевающих детей. Были проанализированы причины их неуспеваемости и индивидуальные затруднения. С учетом этого была спланирована и проведена индивидуальная работа с детьми и их родителями. В результате были выявлены объективные причины снижения успеваемости пятиклассников, которые можно предвидеть и корректировать при наборе детей в 5 класс. К ним относятся:
- не сформированность общеучебных умений и навыков (в частности, не у всех детей скорость письма в темпе, необходимом для пятиклассника (50 знаков в минуту), что является помехой при усвоении нового учебного материала);
- неумение работать с информацией (прямой и косвенной);
- слабая психологическая устойчивость и повышенная тревожность некоторых детей, особенно тех, которые пошли в школу или в 5 класс на год раньше, чем им полагалось по возрасту.
Был проведен анкетный опрос родителей учащихся 5-х – 6-х классов на предмет выявления удовлетворенности (комфортности) пребывания детей в школе. Родителей спрашивали: «Комфортно ли для их детей пребывание в школе и по каким признакам или критериям они судят о комфортности или дискомфорте». Цель такого опроса состояла в том, чтобы выявить критерии оценки комфортности/дискомфортности непосредственно у самих родителей, как наиболее внимательных и заинтересованных людей. Ответы родителей распределились следующим образом (см. гистограммы 1, 2, 3).
Используя развернутые ответы родителей и диаграммы 1 и 2, была составлена анкета, которую можно назвать: «Комфортность пребывания ребенка в школе глазами родителей». Анкета состоит из трех частей:
часть А - направлена на выявление отношения ребенка к школе и к себе как ученику.
часть Б - выявляет степень комфортности образовательной среды школы,
часть В – направлена на изучение самочувствия ребенка после занятий в школе.
После обсуждения итогов работы на научно-методическом совете анкета была доработана (см. раздел «Приложения»). В нее были включены, в частности, вопросы для родителей учащихся 9-х классов, позволяющие получить представление о планах учащихся средней школы в отношении обучения в старшей школе. Основной целью при этом было рассмотрение взаимосвязи степени комфортности ученика и перспектив продолжения обучения в гимназии.
В настоящее время составлена примерная шкала оценки результата по среднему баллу:
2 балла - непродуманность ответов, специфика ребенка («восторженная натура»), неискренние ответы.
(1,5; 2) – достаточно высокий уровень психологической комфортности.
(0.5; 1,5) – средний уровень психологической комфортности
(- 0.5; 0.5]- начало дискомфорта
(- 2; - 0.5)- дискомфорт
минус 2 балла - непродуманность ответов, специфика ребенка (нужна помощь специалиста), неискренние ответы, специфика учебного заведения.
В гимназии планируется продолжить начатую работу и по созданию системы адаптации. Её структура должна включать строго планируемую деятельность всех участников образовательного процесса: администрации, учителей-предметников, классных руководителей, работников психологической службы, родителей, учеников 5 классов, старшеклассников. С учетом особенностей детей, а также пожеланий и мнений их родителей, планируются дополнительные задачи, в том числе:
изучение влияния внешней среды на формирование личности ребенка, степень его комфортности, как в учебном заведении, так и в повседневной жизни;
работа с семьями учащихся; создание атмосферы сотрудничества и сплоченности родительских коллективов на основе общих целей;
изучение влияния внешней среды на формирование личности ребенка, степень его комфортности, как в учебном заведении, так и в повседневной жизни;
работа с семьями учащихся; создание атмосферы сотрудничества и сплоченности родительских коллективов на основе общих целей;
причины недоверия некоторых родителей к школе или к конкретным учителям.
Приложения
Анкета для родителей учащихся 5-7 классов
Инструкции по заполнению анкеты:
«Прочитав утверждение в строке, обведите число в том столбце, название которого соответствует, по Вашему мнению, реальной ситуации»
№№ | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
А. Ваш ребенок: | |||||||
1 | Быстро и без проблем привык к новому коллективу | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
2 | Ходит в школу с удовольствием | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Хорошо относится к своим учителям | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
4 | Считает уроки интересными | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
5 | Любит учиться | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
6 | Считает себя успешным учеником | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
7 | Рассказывает об интересных и/или радостных событиях школьной жизни | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
8 | С удовольствием рассказывает о времени, проведенном в школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
9 | Занимается в школьных кружках и/или секциях | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
10 | Участвует в делах класса и/или школы | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
11 | Имеет друзей в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
12 | Имеет общие интересы с ребятами в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
13 | Не конфликтует с одноклассниками | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
14 | Не был обижен кем-либо из учителей, сотрудников гимназии, старшеклассников | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
15 | Не разочарован гимназией по сравнению со своими ожиданиями | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 15 = Средний балл | |||||||
Б. Устраивает ли Вашего ребенка: | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
1 | Обстановка внутри школьного здания (учебные кабинеты, спортзал, столовая, туалеты, рекреации) | 2 | 1 | 0 | - 1 | -2 | |
2 | Качество питания в школьной столовой | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Расписание уроков | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 3 = Средний балл | |||||||
В. После окончания занятий в школе Ваш ребенок: | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
1 | Спокойный | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
2 | В хорошем настроении | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Не имеет отрицательных эмоций по отношению к школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
4 | Нераздражителен | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
5 | Не чувствует сильной усталости | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 5 = Средний балл | |||||||
Средний балл по всей анкете | |||||||
Оцените степень психологической комфортности вашего ребенка в школе одним из качественных показателей: | Высокая | Средняя | Начало дискомфорта | Дискомфорт | Ребенку в школе плохо | ||
№№ | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
А. Ваш ребенок: | |||||||
1 | Быстро и без проблем привык к новому коллективу | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
2 | Ходит в школу с удовольствием | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Хорошо относится к своим учителям | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
4 | Считает уроки интересными | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
5 | Любит учиться | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
6 | Считает себя успешным учеником | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
7 | Рассказывает об интересных и/или радостных событиях школьной жизни | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
8 | С удовольствием рассказывает о времени, проведенном в школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
9 | Занимается в школьных кружках и/или секциях | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
10 | Участвует в делах класса и/или школы | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
11 | Имеет друзей в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
12 | Имеет общие интересы с ребятами в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
13 | Не конфликтует с одноклассниками | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
14 | Не был обижен кем-либо из учителей, сотрудников гимназии, старшеклассников | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
15 | Не разочарован гимназией по сравнению со своими ожиданиями | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 15 = Средний балл | |||||||
Б. Устраивает ли Вашего ребенка: | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
1 | Обстановка внутри школьного здания (учебные кабинеты, спортзал, столовая, туалеты, рекреации) | 2 | 1 | 0 | - 1 | -2 | |
2 | Качество питания в школьной столовой | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Расписание уроков | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 3 = Средний балл | |||||||
В. После окончания занятий в школе Ваш ребенок: | Да | Скорее да, чем нет | Безразлично | Скорее нет, чем да | Нет | ||
1 | Спокойный | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
2 | В хорошем настроении | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
3 | Не имеет отрицательных эмоций по отношению к школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
4 | Нераздражителен | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
5 | Не чувствует сильной усталости | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | |
Сумма баллов по каждому столбцу | |||||||
Общая сумма баллов / 5 = Средний балл | |||||||
Средний балл по всей анкете | |||||||
Оцените степень психологической комфортности вашего ребенка в школе одним из качественных показателей: | Высокая | Средняя | Начало дискомфорта | Дискомфорт | Ребенку в школе плохо | ||
Анкета для родителей учащихся 9 классов.
Инструкции по заполнению анкеты:
«Прочитав утверждение в строке, обведите число в том столбце, название которого соответствует, по Вашему мнению, реальной ситуации»
№ п/п | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
А. Ваш ребенок: | ||||||||
1 | Ходит в школу с удовольствием | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
2 | Хорошо относится к своим учителям | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Считает уроки интересными | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
4 | Любит учиться | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
5 | Считает себя успешным учеником | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
6 | Рассказывает об интересных и/или радостных событиях школьной жизни | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
7 | С удовольствием рассказывает о времени, проведенном в школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
8 | Занимается в школьных кружках и/или секциях | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
9 | Участвует в делах класса и/или школы | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
10 | Имеет друзей в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
11 | Имеет общие интересы с ребятами в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
12 | Не конфликтует с одноклассниками | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
13 | Не был обижен кем-либо из учителей, сотрудников гимназии, старшеклассников | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
14 | Не разочарован гимназией по сравнению со своими ожиданиями | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 14 = Средний балл | ||||||||
Б. Устраивает ли Вашего ребенка: | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
1 | Обстановка внутри школьного здания (учебные кабинеты, спортзал, столовая, туалеты, рекреации) | 2 | 1 | 0 | - 1 | -2 | ||
2 | Качество питания в школьной столовой | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Расписание уроков | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 3 = Средний балл | ||||||||
В. После окончания занятий в школе Ваш ребенок: | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
1 | Спокойный | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
2 | В хорошем настроении | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Не имеет отрицательных эмоций по отношению к школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
4 | Нераздражителен | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
5 | Не чувствует сильной усталости | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 5 = Средний балл | ||||||||
Средний балл по всей анкете | ||||||||
Оцените степень психологической комфортности вашего ребенка в школе одним из качественных показателей: | Высокая | Средняя | Начало дискомфорта | Дискомфорт | Ребенку в школе плохо | |||
Перспективы продолжениЯ образования вашим ребенком: 10 класс гимназия (технический, гуманитарный) класс другого учебного заведения (какого именно)______________________ Профессиональная подготовка в школе (училище) ______________________ |
№ п/п | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
А. Ваш ребенок: | ||||||||
1 | Ходит в школу с удовольствием | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
2 | Хорошо относится к своим учителям | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Считает уроки интересными | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
4 | Любит учиться | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
5 | Считает себя успешным учеником | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
6 | Рассказывает об интересных и/или радостных событиях школьной жизни | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
7 | С удовольствием рассказывает о времени, проведенном в школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
8 | Занимается в школьных кружках и/или секциях | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
9 | Участвует в делах класса и/или школы | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
10 | Имеет друзей в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
11 | Имеет общие интересы с ребятами в классе и/или школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
12 | Не конфликтует с одноклассниками | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
13 | Не был обижен кем-либо из учителей, сотрудников гимназии, старшеклассников | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
14 | Не разочарован гимназией по сравнению со своими ожиданиями | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 14 = Средний балл | ||||||||
Б. Устраивает ли Вашего ребенка: | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
1 | Обстановка внутри школьного здания (учебные кабинеты, спортзал, столовая, туалеты, рекреации) | 2 | 1 | 0 | - 1 | -2 | ||
2 | Качество питания в школьной столовой | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Расписание уроков | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 3 = Средний балл | ||||||||
В. После окончания занятий в школе Ваш ребенок: | Да | Скорее Да | Безразлично | Скорее Нет | Нет | |||
1 | Спокойный | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
2 | В хорошем настроении | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
3 | Не имеет отрицательных эмоций по отношению к школе | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
4 | Нераздражителен | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
5 | Не чувствует сильной усталости | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | ||
Сумма баллов по каждому столбцу | ||||||||
Общая сумма баллов / 5 = Средний балл | ||||||||
Средний балл по всей анкете | ||||||||
Оцените степень психологической комфортности вашего ребенка в школе одним из качественных показателей: | Высокая | Средняя | Начало дискомфорта | Дискомфорт | Ребенку в школе плохо | |||
Перспективы продолжениЯ образования вашим ребенком: 10 класс гимназия (технический, гуманитарный) класс другого учебного заведения (какого именно)______________________ Профессиональная подготовка в школе (училище) ______________________ |