Классификация общеучебных умений и навыков учащихся
Андреева Н.В., Марголина В.В., Татур А.О.
Общеучебные навыки и умения (ОУН) – универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для определенных учебных дисциплин.
Можно выделить следующие основные группы общеучебных навыков и умений:
1. Организационные - планирование, организацию, контроль, регулирование и самоанализ учебной деятельности;
2. Работа с текстом;
3. Исследовательские - выбор и построение модели, планирование эксперимента, выбор средств и организация научно-исследовательской работы, фиксация данных, анализ, представление результатов;
4. Информационные - получение, нахождение нужной информации, переработка, передача информации;
5. Интеллектуальные (сравнение, анализ, обобщение и т.д.);
6. Коммуникативные (умение обратиться к человеку, организовать совместное действие, вести беседу, умение подчиняться и руководить в соответствии с договором).
Представленная ниже методика обследования по оценке общеучебных умений позволяет оценить и продиагностировать их качество во многих аспектах и ракурсах. Данную методику можно рассматривать как методику экспресс-оценки общеучебных умений и навыков в школе. Она ориентирована на количественные показатели. Экспресс –оценка предназначена для оперативного определения качества текущей деятельности и развития школы в интересах осуществления более эффективной деятельности. Методика представляет собой комплект из 19 приложений (оценочных листов). По результатам заполнения приложений (оценочных листов), когда будет собрана информация по всему массиву индикаторов, определяется уровень освоения ОУН. Оценочные листы заполняются учителем или группой учителей.
Пример заполнения оценочного листа по приложению 1.1:
Начальная школа
№ учащегося по журналу | |||||
Проверяемые ОУН | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Соблюдает правильную осанку во время работы | С | С | Н | В | Н |
2. Во время работы правильно располагается относительно источника света | В | В | С | В | Н |
3. Чередует умственные занятия с паузами для отдыха (соразмеряет силы и возможности) | С | Н | Н | С | С |
4. Во время всего учебного дня остается аккуратным, опрятным (следит за своим внешним видом) | В | Н | Н | С | С |
5. Правильно пользуется носовым платком, расческой | С | С | С | В | С |
Примечание. Буквами обозначены уровни проявления критерия: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
1. Организационные умения и навыки (ОУН), обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и самоанализ учебной деятельности. На разных ступенях обучения (начальной, основной и старшей) эти ОУН несколько отличаются.
1. | ||
2. | Ученик должен: | Расшифровка дана в приложении № |
1. | Выполнять советы по соблюдению основных правил гигиены учебного труда и режима дня | Приложение 1.1 |
2. | Выполнять советы по подготовке рабочего места для занятий | Приложение 1.2 |
3. | Проявлять учебно-организационные умения и навыки при работе в паре | Приложение 1.3 |
4. | Проявлять учебно-организационные умения и навыки при работе в группе | Приложение 1.4 |
1. | ||
2. | Ученик должен: | Расшифровка дана в приложении № |
1. | Выполнять советы по соблюдению основных правил гигиены учебного труда и режима дня | Приложение 1.1 |
2. | Выполнять советы по подготовке рабочего места для занятий | Приложение 1.2 |
3. | Проявлять учебно-организационные умения и навыки при работе в паре | Приложение 1.3 |
4. | Проявлять учебно-организационные умения и навыки при работе в группе | Приложение 1.4 |
Приложение 1.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Соблюдает правильную осанку во время работы |
2. Во время работы правильно располагается относительно источника света |
3. Чередует умственные занятия с паузами для отдыха (соразмеряет силы и возможности) |
4. Во время всего учебного дня остается аккуратным, опрятным ( следит за своим внешним видом) |
5. Правильно пользуется носовым платком, расческой |
Основная школа |
1. Адаптирует основные правила гигиены учебного труда под свои индивидуальные особенности |
2. Определяет рациональную последовательность и объем выполнения учебной работы |
3. Чередует умственные занятия с паузами для отдыха |
4. Во время всего учебного дня остается аккуратным, опрятным (следит за своим внешним видом) |
Приложение 1.2
Начальная и основная школа |
Готовит рабочее место в соответствии с учебным предметом |
Правильно пользуется учебными принадлежностями (учебник, тетрадь, дневник, ручка, цветные и простой карандаши, фломастеры, краски, альбом, цветная бумага, клей, ножницы, линейка) |
3. Убирает рабочее место после занятий |
4. Сравнивает полученные результаты с поставленной задачей, с планом ее реализации |
5. Владеет основными формами самоконтроля |
Приложение 1.3
Начальная школа |
1. Умеет распределять обязанности при работе в паре |
2.Умеет планировать свою деятельность при работе в паре согласно своим обязанностям |
3. Выполняет свои обязанности |
4. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в паре |
5.Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности товарища (по образцу, по заданному алгоритму) |
Основная школа |
1. Умеет распределять обязанности |
2. Умеет планировать под руководством взрослых свою деятельность при работе в паре согласно своим обязанностям |
3. Выполняет свои обязанности |
4. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в паре |
5.Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности товарища |
Приложение 1.4
Начальная школа |
1. Умеет распределять обязанности между членами группы при наличии в группе взрослых |
2.Умеет распределять обязанности между членами группы в отсутствии взрослых в группе |
3. Умеет планировать свою деятельность при работе в группе при наличии в группе взрослых |
4. Умеет планировать свою деятельность при работе в группе в отсутствии взрослых в группе |
5. Выполняет свои обязанности при наличии в группе взрослых |
6. Выполняет свои обязанности в отсутствии взрослых в группе |
7. Берет ответственность на себя при реализации поставленной задачи |
8. Регулирует отношения в группе, участвует в разрешении конфликтных ситуаций |
9. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в группе |
10. Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности членов группы по образцу, по заданному алгоритму |
Основная школа |
1. Умеет сформировать группу |
2. Определяет общие цели совместной деятельности |
3. Составляет план выполнения задания, определяет и анализирует средства для выполнения задания |
4. Распределяет обязанности между участниками |
5. Предлагает несколько способов решения проблемы |
6. Участвует в обсуждении вариантов выполнения задания |
7. Сопоставляет варианты, предложенные разными участниками |
8. Участвует в принятии коллективного решения |
9. Выполняет свои обязанности |
10. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в группе |
11. Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности членов группы |
12. Умеет отчитываться о проделанной работе |
Начальная школа |
1. Умеет распределять обязанности между членами группы при наличии в группе взрослых |
2.Умеет распределять обязанности между членами группы в отсутствии взрослых в группе |
3. Умеет планировать свою деятельность при работе в группе при наличии в группе взрослых |
4. Умеет планировать свою деятельность при работе в группе в отсутствии взрослых в группе |
5. Выполняет свои обязанности при наличии в группе взрослых |
6. Выполняет свои обязанности в отсутствии взрослых в группе |
7. Берет ответственность на себя при реализации поставленной задачи |
8. Регулирует отношения в группе, участвует в разрешении конфликтных ситуаций |
9. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в группе |
10. Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности членов группы по образцу, по заданному алгоритму |
Основная школа |
1. Умеет сформировать группу |
2. Определяет общие цели совместной деятельности |
3. Составляет план выполнения задания, определяет и анализирует средства для выполнения задания |
4. Распределяет обязанности между участниками |
5. Предлагает несколько способов решения проблемы |
6. Участвует в обсуждении вариантов выполнения задания |
7. Сопоставляет варианты, предложенные разными участниками |
8. Участвует в принятии коллективного решения |
9. Выполняет свои обязанности |
10. Умеет контролировать свою и чужую работу при работе в группе |
11. Умеет оценивать качество своей деятельности и деятельности членов группы |
12. Умеет отчитываться о проделанной работе |
2. Работа с текстом, обеспечивающая нахождение информации из текста, понимание основной идеи текста, интерпретации текста, рефлексии на текст и др.)
Ученик должен: | Расшифровка дана в приложении № | |
1 | Уметь работать с устным текстом | Приложение 2.1 |
2 | Уметь работать с письменным текстом | Приложение 2.2 |
Приложение 2.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа: |
1. Слушает чтение, рассказ, объяснение учителя |
2. В случае непонимания устного текста задает уточняющие вопросы |
3. Отвечает на вопросы по устному тексту |
4. Ставит вопросы к рассказу учителя, ответу других учеников |
5. Составляет простой план |
6. Отвечает по плану |
7. Сжато пересказывает содержание выслушанного текста |
8. Владеет различными видами пересказа |
9. Умеет действовать по устной инструкции |
10. Составляет небольшой рассказ, связно излагает свои действия |
Основная школа |
1. Догадывается о значении незнакомых слов из контекста |
2. Воспроизводит основные мысли в беседе, пересказе, сохраняя или изменяя особенности стиля и типа речи |
3. Составляет план устного ответа |
4. Связно излагает материал из нескольких источников |
5.Свободно владеет основными типами ответов: 5.1логично излагает материал, 5.2умеет давать краткий ответ 5.3умеет давать развернутый ответ, 5.4 умеет рецензировать учебный материал, 5.5 умеет рецензировать ответы других учащихся |
6.Анализирует прослушанное со стороны 6.1 содержания, 6.2 формы, 6.3 назначения |
7.Использует разные формы записи звучащего текста: 7.1 план, 7.2 тезисы, 7.3 конспект, 7.4 таблица, 7.5 график, 7.6 схема |
8. 8.1 Критически воспринимает свою и чужую речь, 8.2 определяет способы ее совершенствования |
Приложение 2.2
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Бегло, осознанно, правильно читает с соблюдением основных норм литературного произношения. Темп чтения соответствует утвержденным нормам : 120 слов в мин |
2. Использует различные виды чтения 2.1 про себя, 2.2 вслух, 2.3 сплошное (внимательное прочтение всего материала для целостного изучения содержания), 2.4 выборочное (чтение, предполагающее определенный отбор материала для углубленного изучения), 2.5 комментированное (чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний), 2.6 по ролям |
3. Умеет читать выразительно |
4. Работает с основными компонентами учебника: 4.1 оглавлениями, 4.2 вопросами, 4.3 заданиями, 4.4 словарями, 4.5 иллюстрациями, 4.6 схемами, 4.7 таблицами, 4.8сносками, 4.9инструкциями |
5. Находит в письменном тексте подзаголовки, абзацы |
6.6.1 Грамотно и каллиграфически списывает, 6.2 пишет под диктовку, 6.3 умеет действовать по письменной инструкции. Темп письма соответствует утвержденным нормам.: 50 знаков в мин |
7. Оформляет письменные работы в соответствии с принятыми нормами |
8. Составляет простой план письменного текста (план, включающий название значительных частей текста) |
9. Владеет различными видами изложения: 9.1развернутое 9.2сжатое 9.3полное 9.4выборочное |
10. Владеет новыми видами письменных работ: 10.1 письмо, 10.2 дневниковые записи, 10.3 записи наблюдений (эксперимента) |
11. Определяет примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, аннотация |
Основная школа |
1.Бегло, осознанно, правильно читает 1.1 научные, 1.2 официально-деловые, 1.3 публицистические, 1.4 художественные тексты с соблюдением основных норм литературного произношения. Темп чтения соответствует утвержденным нормам : 150 слов в мин |
2.Использует различные виды чтения: 2.1 про себя, 2.2 вслух, 2.3 сплошное (внимательное прочтение всего материала для целостного изучения содержания) , 2.4 выборочное (чтение, предполагающее определенный отбор материала для углубленного изучения), 2.5 комментированное (чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний), 2.6 беглое (быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения), 2.7 сканирование (быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии), 2.8 аналитическое (критическое изучение содержания текста с целью глубокого осмысления, сопровождается выпиской фактов, цитат, составлением тезисов), 2.9 предварительное (чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые слова, термины, чтобы в дальнейшем выяснить их значение по словарю и справочнику), 2.10повторное (многократное чтение текста для более глубокого осмысления), по ролям |
3.3.1 Грамотно и каллиграфически списывает, 3.2 пишет под диктовку. Темп письма соответствует утвержденным нормам.: 120 знаков в мин |
4. Составляет сложный план письменного текста (план, включающий название значительных частей текста и их смысловые компоненты) |
5. Создает тексты различных типов: 5.1повествование, 5.2описание, 5.3рассуждение |
6. Владеет различными видами изложения: 6.1развернутое 6.2сжатое, 6.3полное 6.4выборочное |
7. Составляет тезисы письменного текста |
8. Составляет конспекты письменного текста |
9. Составляет аннотацию письменного текста |
10. 10.1Умеет делать пометки, 10.2 выписки, 10.3 цитирование письменного текста |
11. Умеет составлять реферат по определенной форме |
12. 12.1. Умеет составлять рецензию, 12.2 отзыв |
13. На основании письменного текста составляет 13.1таблицы, 13.2схемы, 13.3графики, 13.4диаграммы |
14. Умеет создавать деловые документы: 14.1 объявления, 14.2протоколы, 14.3заявления, 14.4автобиографию, 14.5резюме 14.6.1библиографическое описание книги, 14.6.2многотомного издания, 14.6.3статьи в журнале, 14.6.4статьи в сборнике |
15. В рабочих записях пользуется необходимым сокращением слов |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Бегло, осознанно, правильно читает с соблюдением основных норм литературного произношения. Темп чтения соответствует утвержденным нормам : 120 слов в мин |
2. Использует различные виды чтения 2.1 про себя, 2.2 вслух, 2.3 сплошное (внимательное прочтение всего материала для целостного изучения содержания), 2.4 выборочное (чтение, предполагающее определенный отбор материала для углубленного изучения), 2.5 комментированное (чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний), 2.6 по ролям |
3. Умеет читать выразительно |
4. Работает с основными компонентами учебника: 4.1 оглавлениями, 4.2 вопросами, 4.3 заданиями, 4.4 словарями, 4.5 иллюстрациями, 4.6 схемами, 4.7 таблицами, 4.8сносками, 4.9инструкциями |
5. Находит в письменном тексте подзаголовки, абзацы |
6.6.1 Грамотно и каллиграфически списывает, 6.2 пишет под диктовку, 6.3 умеет действовать по письменной инструкции. Темп письма соответствует утвержденным нормам.: 50 знаков в мин |
7. Оформляет письменные работы в соответствии с принятыми нормами |
8. Составляет простой план письменного текста (план, включающий название значительных частей текста) |
9. Владеет различными видами изложения: 9.1развернутое 9.2сжатое 9.3полное 9.4выборочное |
10. Владеет новыми видами письменных работ: 10.1 письмо, 10.2 дневниковые записи, 10.3 записи наблюдений (эксперимента) |
11. Определяет примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, аннотация |
Основная школа |
1.Бегло, осознанно, правильно читает 1.1 научные, 1.2 официально-деловые, 1.3 публицистические, 1.4 художественные тексты с соблюдением основных норм литературного произношения. Темп чтения соответствует утвержденным нормам : 150 слов в мин |
2.Использует различные виды чтения: 2.1 про себя, 2.2 вслух, 2.3 сплошное (внимательное прочтение всего материала для целостного изучения содержания) , 2.4 выборочное (чтение, предполагающее определенный отбор материала для углубленного изучения), 2.5 комментированное (чтение, сопровождающееся пояснением или толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений, критических замечаний), 2.6 беглое (быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения), 2.7 сканирование (быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии), 2.8 аналитическое (критическое изучение содержания текста с целью глубокого осмысления, сопровождается выпиской фактов, цитат, составлением тезисов), 2.9 предварительное (чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые слова, термины, чтобы в дальнейшем выяснить их значение по словарю и справочнику), 2.10повторное (многократное чтение текста для более глубокого осмысления), по ролям |
3.3.1 Грамотно и каллиграфически списывает, 3.2 пишет под диктовку. Темп письма соответствует утвержденным нормам.: 120 знаков в мин |
4. Составляет сложный план письменного текста (план, включающий название значительных частей текста и их смысловые компоненты) |
5. Создает тексты различных типов: 5.1повествование, 5.2описание, 5.3рассуждение |
6. Владеет различными видами изложения: 6.1развернутое 6.2сжатое, 6.3полное 6.4выборочное |
7. Составляет тезисы письменного текста |
8. Составляет конспекты письменного текста |
9. Составляет аннотацию письменного текста |
10. 10.1Умеет делать пометки, 10.2 выписки, 10.3 цитирование письменного текста |
11. Умеет составлять реферат по определенной форме |
12. 12.1. Умеет составлять рецензию, 12.2 отзыв |
13. На основании письменного текста составляет 13.1таблицы, 13.2схемы, 13.3графики, 13.4диаграммы |
14. Умеет создавать деловые документы: 14.1 объявления, 14.2протоколы, 14.3заявления, 14.4автобиографию, 14.5резюме 14.6.1библиографическое описание книги, 14.6.2многотомного издания, 14.6.3статьи в журнале, 14.6.4статьи в сборнике |
15. В рабочих записях пользуется необходимым сокращением слов |
3. Исследовательские умения и навыки (выбор и построение модели, планирование эксперимента, выбор средств и организация НИР, фиксация данных, анализ, представление результатов)
Ученик должен | Расшифровка дана в приложении № | |
1 | Уметь выбирать и строить модели | Приложение 3.1 |
2 | Уметь проводить наблюдения и эксперимент | Приложение 3.2 |
Приложение 3.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Формирует под руководством учителя простейшие материальные (предметные модели), которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства. |
2. Формирует под руководством учителя простейшие мысленно представленные (идеальные модели) объекты, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства. |
Основная школа |
1.Использует материальное (предметное) моделирование: 1.1 физическое моделирование (реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта); 1.2 аналоговое моделирование (построенное на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываются формально). |
2.Использует идеальное (математическое) моделирование: знаковое моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого- либо вида : схемы, графики, формулы и т.д. |
Приложение 3.2
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Проводит наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. |
2. Использует по рекомендации учителя различные виды наблюдения : 2.1 структурированное (наблюдение, осуществляемое по плану), 2.2 неструктурированное (наблюдение, при котором определен только объект наблюдения), 2.3 полевое (наблюдение в естественной обстановке), 2.4 лабораторное ( наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях). |
3. Осуществляет качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. |
Основная школа |
Самостоятельно осуществляет наблюдение: 1.1 определяет цели наблюдения,
|
2.Самостоятельно использует различные виды наблюдения: 2.1 структурированное, 2.2 неструктурированное, 2.3 полевое, 2.4 лабораторное |
3.Определяет, исходя из учебной задачи, необходимость использования: 3.1 непосредственного наблюдения (наблюдения, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя) 3.2 опосредованного наблюдения ( наблюдения, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя соответственно прибором). |
4. Определяет, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента. |
5. Самостоятельно формирует программу эксперимента: 5.1 цель эксперимента 5.2 объект и предмет эксперимента 5.3 гипотеза 5.4 способы и условия проверки гипотезы 5.5 способы регистрации процесса и результатов эксперимента 5.6 способы обработки и интерпретации полученной информации |
6Самостоятельно оформляет отчет по проведению эксперимента, включающий: 6.1 описание процесса экспериментальной работы, 6.2 ее результаты 6.3 выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы. |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Проводит наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. |
2. Использует по рекомендации учителя различные виды наблюдения : 2.1 структурированное (наблюдение, осуществляемое по плану), 2.2 неструктурированное (наблюдение, при котором определен только объект наблюдения), 2.3 полевое (наблюдение в естественной обстановке), 2.4 лабораторное ( наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях). |
3. Осуществляет качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. |
Основная школа |
Самостоятельно осуществляет наблюдение: 1.1 определяет цели наблюдения,
|
2.Самостоятельно использует различные виды наблюдения: 2.1 структурированное, 2.2 неструктурированное, 2.3 полевое, 2.4 лабораторное |
3.Определяет, исходя из учебной задачи, необходимость использования: 3.1 непосредственного наблюдения (наблюдения, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя) 3.2 опосредованного наблюдения ( наблюдения, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя соответственно прибором). |
4. Определяет, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента. |
5. Самостоятельно формирует программу эксперимента: 5.1 цель эксперимента 5.2 объект и предмет эксперимента 5.3 гипотеза 5.4 способы и условия проверки гипотезы 5.5 способы регистрации процесса и результатов эксперимента 5.6 способы обработки и интерпретации полученной информации |
6Самостоятельно оформляет отчет по проведению эксперимента, включающий: 6.1 описание процесса экспериментальной работы, 6.2 ее результаты 6.3 выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы. |
4.Информационные умения и навыки – умения, связанные с получением информации из разных источников, ее дальнейшей переработкой и передачей.
Ученик должен | Расшифровка дана в приложении № | |
1. | Уметь получать информацию из разных источников | Приложение 4.1 |
2. | Уметь перерабатывать полученную информацию | Приложение 4.2 |
3. | Уметь передавать полученную информацию | Приложение 4.3 |
Приложение 4.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Умеет пользоваться вопросами, заданиями и образцами, данными в учебнике |
2.Умеет найти заданный текст по оглавлению, по страницам |
3.Умеет работать над текстовой информацией: читает и понимает текст 3.1 художественный 3.2 учебный |
4.Умеет работать над нетекстовой информацией: извлекает информацию из 4.1рисунка 4.2схемы 4.3таблицы |
5.Умеет работать со словарями |
6.Умеет работать со справочной и энциклопедической литературой |
7.Умеет получать необходимую информацию из СМИ: 7.1 при прослушивании детских радиопередач 7.2 при просмотре детских телепрограмм |
8.Обладает библитечно-библиографическими умениями: 8.1 находит по тематическому каталогу фамилию автора, название произведения 8.2 умеет составить примерное представление о книге по ее элементам: титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям 8.3 может записать данные о книге с титульного листа на библиотечную карточку |
Основная школа |
1. Умеет работать над текстовой информацией: читает и понимает текст 1.1 художественный 1.2 учебный 1.3научно-популярный 1.4публицистический |
2.Умеет работать над нетекстовой информацией:. 2.1извлекает информацию из: 2.2.рисунка 2.3. схемы 2.4. таблицы 2.5. графика 2.6. диаграммы |
Умеет работать с основными понятиями, используя письменный текст: 3.1 выделяет основные понятия; 3.2находит толкование в различных словарях 3.3дает объяснение своими словами |
4.Использует комментарии: 4.1. авторские, 4.2. переводчика, 4.3. подстрочные, 4.4. в конце книги |
5. Умеет использовать прием сравнения на однотипном материале разных учебников |
6. Владеет отдельными приемами систематизации учебного материала, используя разные учебники |
7. Владеет навыками работы с мультимедийными компьютерными программами |
8. Использует для получения информации Интернет |
9. Умеет получать необходимую информацию из СМИ |
10. Владеет техникой работы с периодическими изданиями |
11. Умеет вести запись, используя различные сокращения |
12. Обладает библиотечно-библиографическими умениями: 12.1 подбирает самостоятельно книги по теме; 12.2 самостоятельно подбирает дополнительную литературу; 12.3 владеет техникой работы с разными справочниками и энциклопедиями; 12.4 умеет пользоваться библиотечным каталогом, тематическими картотеками; 12.5 правильно записывает на карточку нужную книгу, статью из газеты или журнала; 12.6 умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять; 12.7 умеет дать обзор новой литературы по теме |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Умеет пользоваться вопросами, заданиями и образцами, данными в учебнике |
2.Умеет найти заданный текст по оглавлению, по страницам |
3.Умеет работать над текстовой информацией: читает и понимает текст 3.1 художественный 3.2 учебный |
4.Умеет работать над нетекстовой информацией: извлекает информацию из 4.1рисунка 4.2схемы 4.3таблицы |
5.Умеет работать со словарями |
6.Умеет работать со справочной и энциклопедической литературой |
7.Умеет получать необходимую информацию из СМИ: 7.1 при прослушивании детских радиопередач 7.2 при просмотре детских телепрограмм |
8.Обладает библитечно-библиографическими умениями: 8.1 находит по тематическому каталогу фамилию автора, название произведения 8.2 умеет составить примерное представление о книге по ее элементам: титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям 8.3 может записать данные о книге с титульного листа на библиотечную карточку |
Основная школа |
1. Умеет работать над текстовой информацией: читает и понимает текст 1.1 художественный 1.2 учебный 1.3научно-популярный 1.4публицистический |
2.Умеет работать над нетекстовой информацией:. 2.1извлекает информацию из: 2.2.рисунка 2.3. схемы 2.4. таблицы 2.5. графика 2.6. диаграммы |
Умеет работать с основными понятиями, используя письменный текст: 3.1 выделяет основные понятия; 3.2находит толкование в различных словарях 3.3дает объяснение своими словами |
4.Использует комментарии: 4.1. авторские, 4.2. переводчика, 4.3. подстрочные, 4.4. в конце книги |
5. Умеет использовать прием сравнения на однотипном материале разных учебников |
6. Владеет отдельными приемами систематизации учебного материала, используя разные учебники |
7. Владеет навыками работы с мультимедийными компьютерными программами |
8. Использует для получения информации Интернет |
9. Умеет получать необходимую информацию из СМИ |
10. Владеет техникой работы с периодическими изданиями |
11. Умеет вести запись, используя различные сокращения |
12. Обладает библиотечно-библиографическими умениями: 12.1 подбирает самостоятельно книги по теме; 12.2 самостоятельно подбирает дополнительную литературу; 12.3 владеет техникой работы с разными справочниками и энциклопедиями; 12.4 умеет пользоваться библиотечным каталогом, тематическими картотеками; 12.5 правильно записывает на карточку нужную книгу, статью из газеты или журнала; 12.6 умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять; 12.7 умеет дать обзор новой литературы по теме |
Приложение 4.2
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.При переработке информации умеет 1.1 составлять простой и сложный планы, 1.2 схемы, 1.3 таблицы |
2. Владеет элементами скорописи |
Основная школа |
1.Умеет выделять главное при освоении содержания информации |
2.Систематизирует информацию, полученную из разных источников, используя 2.1 графики 2.2 логические схемы 2.3 таблицы 2.4 диаграммы 2.5 опорные конспекты |
3.Умеет построить логическую структуру полученной информации |
таблицы
Приложение 4.3
Начальная школа |
При передаче информации умеет 1. составлять простой и сложный планы, схемы, |
Основная школа |
1.1графики 1.2 логические схемы 1.3 таблицы 1.4 диаграммы 1.5 опорные конспекты |
2.Умеет передавать содержание информации в развернутом виде: 3. описание Умеет передавать содержание информации в свернутом виде: 3.1книги, написанной одним –двумя авторами; 3.2 описание книги, написанной несколькими авторами; 3.3 описание статьи; 3.4 описание многотомного издания; 3.5 написание план-конспекта; 3.6 написание тематического конспекта; 3.7 написание текстуального конспекта (цитатный); 3.8 написание свободного конспекта; 3.9 написание реферата; 3.10составление аналитического обзора; 3.11написание критического анализа; 3.12написание развернутой рецензии; 3.13подготовка доклада |
4.Использует полученную информацию в нестандартных ситуациях |
5. Интеллектуальные умения
Ученик должен: | Расшифровка дана в приложении № | |
1. | Уметь анализировать и синтезировать | Приложение 5.1 |
2. | Уметь проводить сравнение | Приложение 5.2 |
3. | Уметь делать обобщение и классификацию | Приложение 5.3 |
4. | Уметь проводить доказательство и опровержение | Приложение 5.4 |
5. | Уметь определять и решать проблемы | Приложение 5.5 |
6. | Уметь определять понятия | Приложение 5.6 |
Приложение 5.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Проводит элементарный анализ текста, рассказа учителя |
2. Разделяет целое на составные части |
3. Различает существенные и несущественные признаки несложных объектов |
4. Разделяет задачу на простые элементы |
5. Выделяет субъект и предикат (отношение ) учебного текста и его части, отвечая на вопросы : «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» |
6. Разделяет информацию на логические части |
7. Вычленяет родовые и видовые понятия |
8. Воспроизводит основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе |
9. Находит в тексте главные по смыслу слова и предложения |
10. Находит основные смысловые группы, картины |
11. Читает простые таблицы |
12. Использует простые схемы |
Основная школа |
1.Умеет определять объект анализа и синтеза |
2.Устанавливает точку зрения, с которой определяются существенные признаки изучаемого объекта |
3.Умеет выделять главное 3.1 в различной по объему, характеру и назначению информации, 3.2 в способах деятельности |
4. Умеет определять существенные признаки объекта |
5. Умеет определять составляющие части (компоненты) объекта |
6. Умеет определять пространственные отношения частей объекта (устанавливает связи, порожденные существованием компонентов один возле другого) |
7. Умеет определять временные отношения компонентов объекта |
8. Умеет определять функциональные отношения компонентов объекта |
9. Умеет определять причинно-следственные отношения компонентов объекта |
10.Умеет определять связи согласованности и соответствия компонентов объекта |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Проводит элементарный анализ текста, рассказа учителя |
2. Разделяет целое на составные части |
3. Различает существенные и несущественные признаки несложных объектов |
4. Разделяет задачу на простые элементы |
5. Выделяет субъект и предикат (отношение ) учебного текста и его части, отвечая на вопросы : «О ком (о чем) говорится?», «Что говорится об этом?» |
6. Разделяет информацию на логические части |
7. Вычленяет родовые и видовые понятия |
8. Воспроизводит основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе |
9. Находит в тексте главные по смыслу слова и предложения |
10. Находит основные смысловые группы, картины |
11. Читает простые таблицы |
12. Использует простые схемы |
Основная школа |
1.Умеет определять объект анализа и синтеза |
2.Устанавливает точку зрения, с которой определяются существенные признаки изучаемого объекта |
3.Умеет выделять главное 3.1 в различной по объему, характеру и назначению информации, 3.2 в способах деятельности |
4. Умеет определять существенные признаки объекта |
5. Умеет определять составляющие части (компоненты) объекта |
6. Умеет определять пространственные отношения частей объекта (устанавливает связи, порожденные существованием компонентов один возле другого) |
7. Умеет определять временные отношения компонентов объекта |
8. Умеет определять функциональные отношения компонентов объекта |
9. Умеет определять причинно-следственные отношения компонентов объекта |
10.Умеет определять связи согласованности и соответствия компонентов объекта |
Приложение 5.2
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Умеет сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам 1.1 два предмета, 1.2 два явления 1.3 два слова в родном и родственном языках 1.4 два предложения 1.5 две геометрические фигуры 1.6 два числа 1.7 два примера и т.д. |
2.Умеет сравнивать различную по характеру и назначению информацию на основе существенных конкретных и общих признаков |
3.Умеет проводить 3.1 одновременное сравнение 3.2 параллельное сравнение 3.3 отсроченное сравнение двух объектов с введение третьего, контрастного объекта |
Основная школа |
1.Умеет творчески применять сформированные различные виды и формы сравнения: 1.1неполное однолинейное сравнение (устанавливает либо только сходство, либо только различие по одному аспекту) 1.2 неполное комплексное сравнение (устанавливает либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам) 1.3 полное однолинейное сравнение ( одновременно устанавливает сходство и различие объектов по одному аспекту) 1.4 полное комплексное сравнение (одновременно устанавливает сходство и различие по нескольким аспектам) 1.5 по аналогии |
2.Умеет делать теоретические и практические выводы из сравнения, заканчивая его обобщением |
3.Умеет применять прием сравнения и его результаты в творческой деятельности |
Приложение 5.3
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Умеет осуществлять индуктивное обобщение (от единичного к общему): 1.1 проводит отбор необходимых объектов; 1.2 определять общие существенные признаки двух объектов; 1.3 фиксирует общность объектов: 1.3.1делает выводы; 1.3.2оформляет выводы в виде картинного плана; 1.3.3оформляет выводы в виде простого словесного плана; 1.3.4оформляет выводы в виде заголовка; 1.3.5оформляет выводы в виде условной схемы |
2.Проводит простейшую группировку и классификацию [делит род (класс) на виды (подклассы)] по алгоритму: 2.1 определяет род объектов для классификации; 2.2 определяет признаки объектов; 2.3 определяет существенные признаки объектов; 2.4 определяет общий существенный признак, по которому род делится на виды; 2.5 распределяет объекты по видам; 2.6 определяет общий существенный признак, по которому вид делится на подвиды; 2.7 распределяет объекты по подвидам |
Основная школа |
1.Умеет осуществлять индуктивное обобщение (от единичного к общему): 1.1 выделяет существенные признаки объектов обобщения; 1.2 определяет общие существенные признаки объектов обобщения; 1.3 фиксирует общность объектов в форме понятия или суждения |
2.Умеет осуществлять дедуктивное обобщение (от общего к единичному): 2.1 выделяет существенные признаки объектов, зафиксированные в понятии или суждении; 2.2 определяет общие существенные признаки объектов обобщения; 2.3 сопоставляет существенные признаки объектов обобщения; 2.4 определяет принадлежность объектов к данному понятию или суждению |
3. 3.1 Умеет творчески применять сформированные различные виды обобщения: 3.1.1индуктивное обобщение; 3.1.2дедуктивное обобщение; 3.2 Умеет творчески применять сформированные различные способы обобщения: 3.2.1формально-логическое обобщение (несложные объекты); 3.2.2диалектическое обобщение (сложные динамические объекты); 3.2.3системно-структурное обобщение (сложные динамические объекты); 3.2.4проблемное обобщение |
4.Умеет фиксировать обобщение в оптимальной форме |
Приложение 5.4
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Умеет строить элементарное доказательство по алгоритму (тезис – конкретное понятие, 2 – 3 аргумента – примеры, факты) |
Основная школа |
1.Различает компоненты доказательства: 1.1 тезис (суждение, истинность которого надо доказать); 1.2 аргументы (суждения, из которых выводится истинность тезиса); 1.3 форму доказательства (способ логической связи между тезисом и аргументами) |
2.Умеет осуществлять разные виды и формы доказательств: 2.1 прямое индуктивное доказательство (умеет выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями); 2.2 прямое дедуктивное доказательство (умеет выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями); 2.3 косвенное аналогичное доказательство – доказательство «от противного» [умеет устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса)]; 2.4косвенное разделительное доказательство - «метод исключений» (умеет исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативной мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом); |
3.Владеет всеми видами опровержения: 3.1опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»); 3.2 опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса; 3.3 опровержение аргументов; 3.4 опровержение связи тезиса и аргументов |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Умеет строить элементарное доказательство по алгоритму (тезис – конкретное понятие, 2 – 3 аргумента – примеры, факты) |
Основная школа |
1.Различает компоненты доказательства: 1.1 тезис (суждение, истинность которого надо доказать); 1.2 аргументы (суждения, из которых выводится истинность тезиса); 1.3 форму доказательства (способ логической связи между тезисом и аргументами) |
2.Умеет осуществлять разные виды и формы доказательств: 2.1 прямое индуктивное доказательство (умеет выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями); 2.2 прямое дедуктивное доказательство (умеет выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями); 2.3 косвенное аналогичное доказательство – доказательство «от противного» [умеет устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса)]; 2.4косвенное разделительное доказательство - «метод исключений» (умеет исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативной мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом); |
3.Владеет всеми видами опровержения: 3.1опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий («сведение к абсурду»); 3.2 опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса; 3.3 опровержение аргументов; 3.4 опровержение связи тезиса и аргументов |
Приложение 5.5
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Осуществляет частичный перенос известных знаний, умений и навыков в новую ситуацию для решения проблемы |
Основная школа |
1. Умеет определить проблему |
2. Определяет для решения проблемы новую функцию объекта (новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности) |
3. Осуществляет перенос известных знаний, умений и навыков в новую ситуацию для решения проблемы |
4. Комбинирует известные средства для решения проблемы |
5. Формулирует гипотезу по решению проблемы |
Приложение 5.6
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1. Умеет выделять существенные и несущественные признаки предметов, явлений |
2.Различает родовое понятие |
3. Различает видовое понятие |
Основная школа |
1. Различает объем понятий (определяемые объекты) |
2. Различает содержание понятий (совокупность существенных признаков) |
3. Различает родовое понятие (объем понятия содержит объем другого понятия) |
4. Различает видовое понятие (объем понятия содержится в объеме другого понятия) |
5. Умеет осуществлять родовидовое определение понятий (находит ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки) |
6. Коммуникативные умения и навыки (коммуникация – общение с помощью языка, взаимная передача и восприятие с помощью языка некоторого мыслительного содержания)
Ученик должен | Расшифровка дана в приложении № | |
7. | Представлять ответы на поставленные вопросы | Приложение 6.1 |
8. | Излагать свои мысли | Приложение 6.2 |
Приложение 6.1
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Умеет в случае непонимания задавать восполняющие вопросы (открытые, связанные с выяснением новых знаний: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?» |
2.Умеет отвечать на вопросы в соответствии с их характером |
Основная школа |
1. Умеет отвечать на вопросы в соответствии с их характером и назначением |
2. Различает и обоснованно выбирает тип ответа |
3. Умеет в случае непонимания задавать вопросы 3.1 восполняющие (открытые, связанные с выяснением новых знаний: «Где?», «Что?», «Когда?», «Почему?») 3.2 уточняющие (закрытые, направленные на выяснение истинности или ложности) |
4.Умеет пользоваться свернутыми формами ответа 4.1план 4.2тезисы 4.3таблицы 4.4графики 4.5схемы |
Приложение 6.2
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Ставит вопросы к: 1.1 тексту учебника 1.2 рассказу учителя 1.3 ответу ученика |
2.Ведет несложный диалог 2.1 на основе иллюстраций 2.2 картинок 2.3 диафильма 2.4 без использования наглядных средств |
3.Умеет самостоятельно строить небольшой рассказ |
4.Умеет связно излагать свои действия |
5.Умеет кратко передавать свои впечатления о каком-либо событии |
6.Умеет по плану пересказывать содержание учебного текста 6.1 подробно 6.2 сжато 6.3 выборочно |
7.Умеет по плану пересказывать содержание отрывка художественного произведения 7.1 подробно 7.2 сжато 7.3 выборочно |
Основная школа |
1. Умеет вести диалог в целях получения, уточнения и систематизации информации |
2. Умеет связно излагать материал из нескольких источников |
3. Умеет аргументировать свое высказывание |
4. Умеет свертывать и разворачивать информацию |
5. Умеет рецензировать ответы других |
Проверяемые ОУН |
Начальная школа |
1.Ставит вопросы к: 1.1 тексту учебника 1.2 рассказу учителя 1.3 ответу ученика |
2.Ведет несложный диалог 2.1 на основе иллюстраций 2.2 картинок 2.3 диафильма 2.4 без использования наглядных средств |
3.Умеет самостоятельно строить небольшой рассказ |
4.Умеет связно излагать свои действия |
5.Умеет кратко передавать свои впечатления о каком-либо событии |
6.Умеет по плану пересказывать содержание учебного текста 6.1 подробно 6.2 сжато 6.3 выборочно |
7.Умеет по плану пересказывать содержание отрывка художественного произведения 7.1 подробно 7.2 сжато 7.3 выборочно |
Основная школа |
1. Умеет вести диалог в целях получения, уточнения и систематизации информации |
2. Умеет связно излагать материал из нескольких источников |
3. Умеет аргументировать свое высказывание |
4. Умеет свертывать и разворачивать информацию |
5. Умеет рецензировать ответы других |