Критериальный подход к оценке качества образования
С.И. Вершинин
Каждый субъект образовательного процесса - педагоги, учащиеся, родители, администрация - понимает качество образования по-своему.
Качество с позиции учителей - это наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, высокие оценки у учащихся.
Родители могут соотносить качество образования с развитием личности детей.
Для учащихся качество образования связывается с внутришкольным климатом, успехами и признанием в коллективе класса;
Для рынка труда качество образования соотносится с профессиональной ориентацией, умениями и навыками, знаниями выпускников.
Для государственных служб, перед которыми стоит задача оценки качества образования, понятие качества связывается в первую очередь с теми ожиданиями, которые они имеют в отношении образования в целом, в частности, с разработанными стандартами, а также с существующими технологическими возможностями для проведения оценки.
Понятно, что все оценки в той или иной степени необъективны. Если ставить задачу повышения объективности оценок (а такая задача стоит на сегодняшний день и пример тому - введение ЕГЭ), то необходимо выделить совокупность критериев, по которым можно провести оценку качества образования. С психологической точки зрения образовательный процесс представляет собой сложную многоуровневую деятельность субъект-субъектного типа, т.е. деятельность, результатом которой является не определенный предмет (например, получаемая оценка или балл тестирования), а развитие личности учащихся.
В системе управления качеством образования существуют две системы оценки: 1 - оценка качества образовательного процесса и 2 - оценка качества подготовки выпускников. Они лежат в основе государственной аттестации, лицензирования и аккредитации учебных заведений, в основе мониторинга качества образования. Мы не будем здесь останавливаться на оценке образовательного процесса и характеристик учебных заведений. В данном случае для нас интересна лишь оценка качества подготовки выпускников как результат образовательного процесса.
В настоящее время в качестве основных показателей, по которым проводится государственный мониторинг общего образования, используются результаты обучения, оцениваемые, во-первых, по годовым отметкам, во-вторых, экзаменационным отметкам и, в третьих, по данным анализа выполнения экзаменационных работ. Здесь есть противоречие, т.к. предметный подход применяется к деятельности, которая по своей сути является объектной, направленной на личность. В качестве иллюстрации можно сослаться, например, на то, что демонстрируемый учащимися уровень знаний не является постоянной величиной ни в одной из категорий указанных оценок. Оценить этот уровень достаточно объективно можно только в том случае, если будет построена программа соотнесения между собой динамики успеваемости учащегося в школе с уровнем знаний, показываемых им во время тестовых проверок. В настоящее время такого алгоритма не существует и даже не ставится задача его разработки.
Делая вывод о том, что на сегодняшний день принципиально невозможно построить систему оценки качества образования, отвечающую высокой степени объективности, мы должны в то же время наметить приоритеты, которые позволят в будущем приблизиться к решению этой задачи. Ее решение должно включать, на наш взгляд, следующие направления работ:
• Выделение критериев и показателей оценки качества образования, соотносимых с основными функциями и характеристиками образовательной деятельности;
• Разработка технологии оценки качества в соответствии с характером выделенных показателей, реальными возможностями образовательного процесса, а также процедур тестирования и проверки знаний;
• Разработка алгоритма соотнесения различных оценок в их корреляционной зависимости с показателями динамики процесса. Эта процедура представляется нам наиболее сложной, но вместе с тем и достаточно принципиальной для приближения к объективности оценки качества образования.
Это сообщение посвящено обсуждению первой из этих задач, т.е. попытке выделить наиболее важные критерии и показатели оценки качества образования, соотносимые с основными функциями и характеристиками образовательной деятельности.
На наш взгляд, можно выделить две группы критериев, одна из которых связана с учащимися, а другая - с учителями.
Для учащихся наиболее значимыми являются два критерия: 1 - успеваемость и 2 - степень психологического комфорта в школе. Рассмотрим их более подробно.
Успеваемость. Очевидно, что успеваемость - это не только и даже не столько отметки по школьным предметам, которые получает школьник. Если исходить из представления о школьнике как личности, вовлеченной в деятельность, то очевидно, что его успеваемость - это совокупность самых разных оценок его деятельности со стороны всех остальных субъектов образовательной деятельности - учителей, одноклассников, родителей; и в том числе со стороны самого школьника, т.е. его самооценка (даже, если учитывать, что на отметки влияет стиль поведения учащегося, степень его активности и т.д.). Поэтому к числу показателей успеваемости мы бы отнесим следующие факторы:
Успеваемость. Очевидно, что успеваемость - это не только и даже не столько отметки по школьным предметам, которые получает школьник. Если исходить из представления о школьнике как личности, вовлеченной в деятельность, то очевидно, что его успеваемость - это совокупность самых разных оценок его деятельности со стороны всех остальных субъектов образовательной деятельности - учителей, одноклассников, родителей; и в том числе со стороны самого школьника, т.е. его самооценка (даже, если учитывать, что на отметки влияет стиль поведения учащегося, степень его активности и т.д.). Поэтому к числу показателей успеваемости мы бы отнесим следующие факторы:
• отметки по школьным предметам;
• оценка учителем успеваемости школьника на настоящий момент;
• оценка учителем потенциала успеваемости школьника;
• оценка репрезентативной группой одноклассников успеваемости школьника на настоящий момент, а также его потенциала успеваемости;
• оценка родителями успеваемости школьника на настоящий момент и его потенциала успеваемости;
• самооценка успеваемости школьника на настоящий момент и его потенциала успеваемости.
Как уже отмечалось выше, для общей оценки успеваемости необходима разработка алгоритма соотнесения различных оценок с показателями динамики процесса.
Степень психологического комфорта в школе. Данный критерий практически не используется в российской системе оценки качества образования, что, на наш взгляд, является ошибкой, поскольку и ученики и их родители в достаточно большой степени ориентируются на него. Для этого критерия можно выделить следующие показатели:
• Удобство посещения школы;
• Условия обучения;
• Количество детей в классе;
• Взаимоотношения в классе;
• Взаимоотношения с учителями.
Уровень профессионализма учителя. Вторая группа критериев тесно связана с качествами учителя. Определяющую роль здесь играет уровень профессионализма учителя и его авторитет в классе. Оба эти показателя важны, но также важна и их взаимосвязь, поскольку высокий авторитет учителя не всегда может сопутствовать его высокому профессионализму и наоборот.
Данный критерий во многом определяет уровень знаний получаемых учащимся, а также развитие их интереса к школьным предметам. В нашей стране проведены многочисленные исследования по оценке такого уровня, поэтому не имеет смысла подробно останавливаться на расшифровке показателей данного критерия, приведем их лишь в назывном порядке:
• Ценностная и мотивационная ориентации личности учителя;
• Качество профессиональных знаний, умений и навыков;
• Мобильность в использовании приемов обучения;
• Творческий характер деятельности;
• Индивидуальный подход к учащимся;
• Увлеченность своим предметом, высокая степень профессиональной ориентации на педагогическую деятельность и свой предмет.
Авторитет учителя является одной из главных составляющих качества образовательного процесса, поскольку прямо воздействует на пробуждение интереса к предмету, желания его изучать и добиваться успеха в нем. По данному критерию можно выделить следующие показатели:
• Оценки учащихся авторитета учителя;
• Оценки администрацией авторитета учителя;
• Умение увлечь учащихся своим предметом, пробудить интерес и развить профессиональную направленность на него;
• Степень воздействия личности учителя на учащихся.
В заключении отметим, что возникает необходимость оценки корреляционной связи между перечисленными выше показателями, ее учет при построении общей оценки качества образования. Здесь возможны различные подходы и механизмы. Кроме того, возможны различные процедуры оценивания, в том числе одним из наиболее перспективных направлений является, на наш взгляд, разработка автоматизированных экспертных систем оценки.