Психология и методология образования

Система работы с педагогическими кадрами школы

Сенцова Т.М.

Мир меняется, процесс обучения неизбежно становится диалогичным, поисковым, проектным. Видоизменяются и педагогические технологии и сам учитель. Модернизация образования – сложный период в работе школы и учителя, но этот этап нельзя оставлять без внимания. Его необходимо использовать как импульс для развития личности педагога.

Концепция модернизации образования требует от учителя новых профессиональных личностных качеств таких, как системное творческое мышление, информационная коммуникативная культура, критичность мышления, конкурентноспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой индивидуальный имидж, способность к осознанному анализу своей педагогической деятельности, самостоятельным действиям в ситуациях выбора.

В условиях модернизации образования, его содержательного и структурного обновления необходим пересмотр технологии управления, изменение концепции работы с учителем.  В этих условиях мы исходим из следующих положений, определяющих требования к учителю:

1) только развивающийся учитель способен инициировать и поддержать процессы саморазвития ученика;

2) только постоянно познающий себя учитель может стать опорой для становления процессов самопознания ученика;

3) только владеющий основами и приемами самоопределения учитель способен помочь ученику в его самоопределении.

Эти концептуальные положения легли в основу системы требований к профессиональной деятельности и личности учителя (см. рис.1)

Компетентстностная модель учителя

Для реализации этой модели  необходимо

1)управление развитием со стороны администрации;

2)корпоративное управление;

3)мониторинг качеств личности и деятельности учителя;

4)создание оптимальных условий для профессионального развития учителя (через повышение квалификации, инновационную, экспериментальную деятельность; методическую и материально-техническую обеспеченность деятельности педагога).

Задача администрации ОУ создать условия для саморазвития педагога.

Владение навыком управленческой культуры – одно из основных требований к профессионализму педагога. В нашей школе корпоративное управление мы рассматриваем как управление командой, реализующей основные цели образовательного процесса и выполняющей управленческие функции по созданию условий для развития мастерства учителя. Корпоративность обеспечивает коллективное решение многих проблем, в том числе, выбор вида деятельности, выбор конкретной роли, определения себя в этой роли, рефлексии и т.д.

Обучение рефлексии имеет еще одну важную сторону – оно приучает человека к самоконтролю, оперативной коррекции собственного поведения, торможению негативных реакций.

Корпоративное управление и рефлексия эффективны в ситуации, когда осуществляется постоянный мониторинг педагогического мастерства учителя, его личных качеств, уровень его достижений и т.п. Изучение деятельности учителя и педагогического коллектива включает:

- выяснение особенностей индивидуального стиля педагога;

- определение критериев результатов качественной деятельности учителя;

- диагностику уровня развития педагогической деятельности;

- самооценку педагогических умений учителя;

- оценку мотивированности школьного коллектива на качественный труд;

- методики оценки работы учителя;

- программу наблюдений за профессионально-педагогическими умениями учителя, направленную на формирование у учащихся познавательной деятельности;

- оценку реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

Эти задачи решаются с помощью мониторинга, который позволяет создать единую систему диагностики, контроля и анализа качества деятельности учителя, выработать единую шкалу оценок и критериев результативности успешности учителя. Это, в свою очередь, позволяет разработать содержание и процедуру аттестации, изучить опыт, оказать научно-методическую помощь, получать, обрабатывать, хранить и использовать объективную информацию для принятия управленческих решений.

Мониторинг обеспечивает реализацию следующих функций и разделов работы школы:

- экспертизу деятельности учителя и педагогического коллектива (экспертная функция);

 - своевременное обеспечение администрации достоверной информацией с целью принятия грамотных управленческих решений (информационная функция);

- диагностику и анализ результатов, отслеживание выполнения программ, планов и т.п. (аналитическая функция); - организацию и координацию деятельности (организационная функция);

- отслеживание инновационных процессов, разработка новых моделей обучения (проектировочная функция);

- проведение научных исследований, связанных с организацией образовательного процесса;

- отслеживание результатов работы коллектива в динамике;

- оказание  необходимой методической помощи.

- проведение научных исследований, связанных с организацией образовательного процесса;

- отслеживание результатов работы коллектива в динамике;

- оказание  необходимой методической помощи.

Для изучения и оценки профессиональных качеств и деятельности учителя рекомендуется использовать следующие методики:

- Самоаттестация учителя (методика В.И. Зверевой);

- «Моя информационная культура»;

-«Умеете ли вы контролировать себя»;

- «Направленность вашего ума»;

-«Ваш творческий потенциал»;

-«Эмоциональная направленность личности».

Изучение личности педагога позволяет выяснить причины затруднений учителя на профессиональном уровне - уровне общения, самосовершенствования и т.д..

Следующий этап в работе с кадрами – создание программы развития как на школьном уровне, так и на индивидуальном. Индивидуальная программа, как минимум, должна отвечать на следующие вопросы:

- в чем состоит ключевая проблема, которая должна быть решена с помощью разработанной программы;

- каковы цели, чего я хочу достичь;

- каким образом я могу достичь намеченного?

Одно из главных условий успешности и, одновременно, источником стимулирования развития является сама личность учителя. Личность учителя проявляется в обучении, выполнении творческой работы, участии в различного рода проектах, выступлениях, обучении других людей. И здесь важна роль администрации, которая обеспечит возможность учителю  реализовать свой творческий потенциал.

Как средство стимулирования развития важен, кроме того, контроль. Контроль может проводиться в форме аттестации, промежуточной диагностики, самоконтроля.

Один из наиболее важных моментов, определяющих успешность профессиональной деятельности учителя – повышение квалификации. И здесь определяющую роль играет личность учителя. При выборе формы повышения квалификации необходимо прежде всего знать цели. В самом общем виде в системе повышения квалификации выделяют три взаимосвязанные функции:

- компенсаторная – ликвидация пробелов в базовом образовании специалиста;

- развивающая – творческое развитие педагога, удовлетворение его профессиональных и духовных потребностей;

- адаптивная – переподготовка учителей с учетом изменений, происходящих  в системе образования и в обществе в целом.

Профессиональная компетентность как результат повышения квалификации может быть  сформирована только в ходе творческой деятельности педагога, при выборе индивидуальной образовательной траектории. Важным показателем, характеризующим рост педагога, является наличие у него методических наработок, публикаций, участие в инновационной и экспериментальной деятельности. Реализацию этого показателя должна обеспечить администрация. Большую роль играет  и деятельность методического кабинета, которая создает условия для представления своего опыта.

            Подведем итоги, определив главные на сегодняшний день показатели успешности работы учителя. К числу этих показателей мы относим:

-методическая подготовленность, повышение квалификации;

-качество обученности учащихся, уровень воспитанности учащихся; организация предпрофильной и профильной работы;

-участие  в экспериментальной и инновационной деятельности;

-система работы по методическому, материально-техническому обеспечению;

-психологическая поддержка учителя, развитие психологической службы в ОУ.

Сами по себе эти показатели хорошо известны и не представляют ничего нового. Однако они работают при условии, если создана система, если в школе все направлено на центральную фигуру образовательного процесса - на мотивацию и развитие учителя. Для того, чтобы обеспечить эту работу, необходимо:

- обладать полнотой информации по всем параметрам образовательной системы,

- на основании информации наметить план профессионального роста;

- осуществлять постоянный контроль, анализ, коррекцию выполнения намеченного плана.