Психология и методология образования

Изучение социализации подростков 14-16 лет

Васильева Л.М.

Введение  Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение личностью требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Этот процесс достаточно сложен и обусловлен множеством факторов.

"Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения" (В.Ядов). В соответствии с этим представлением личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. Известно, что младенец вступает в мир как биологический индивид. Его основной потребностью в этот период жизни является физический комфорт. Затем по мере социализации у человека формируется комплекс установок и ценностей, симпатии и антипатии, разнообразные цели и намерения, стереотипы поведения и ответственность, а также с неповторимо индивидуальное видение мира. Человек приобретает все это с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Посредством социализации у человека формируются групповые нормы поведения. Но вместе с тем, через формирование индивидуального "Я" он формируется и как личность.

Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в том числе обучение и воспитание, с помощью которых человек приобщается к социальному миру и становится способнобным участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимают участие семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д.

Стадии социализации

  • первая стадия - до 12 лет;
  • подростковая от 12 до 18 лет;
  • взрослая – от 18 лет и старше.

Особенности социализации в подростковый период.

Подростковый период социализации характеризуется:

  1.  Расширением видов деятельности, в том числе в сфере познания, культуры, игровой деятельности.
  2.  Активным формированием когнитивных процессов, социальных установок и норм.
  3. Расширением круга общения (за счет улицы), увеличением личной автономии.

Основными каналами социализации для подростка в этот период являются школа, СМИ.

Можно выделить три сферы, через которые происходит социализация и в рамках которых осуществляется становление ребенка как личности: деятельность, общение и самосознание.

В деятельности происходят три наиболее важных процесса (А.Н. Леонтьев):

  1.  ориентировка в системе связей, через посредство личностных смыслов (личностный выбор деятельности);
  2.  сосредоточение (центрирование) вокруг главного, выбранного; подчинение ему всех остальных видов деятельности;
  3.  освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми и специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Формирование самосознания - это такой процесс социализации, который означает становление в человеке образа его «Я» (И. Кон).

В структуре «Я» выделяются три главных компонента:

  • познавательный (знание себя);
  • эмоциональный (оценка себя);
  • поведенческий (отношение к себе).

Социализация невозможна без активного участия человека в процессе освоения социального опыта и культуры. Важной тенденцией общения в процессе социализации является обособление человека.

Процедуры и результаты исследования уровня социализации подростков

Задачей нашего исследования являлось изучение уровня социализации подростков.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 496. В исследовании принимали участие учащиеся 9 и 11 класса, в возрасте 14-16 лет. Все участвующие в исследовании подростки были предупреждены о целях исследования. Тестирование проводилось групповым способом. Существенных различий среди полученных результатов между 9 и 11 классом не выявлено.

Процедуры и результаты исследования уровня социализации подростков

Задачей нашего исследования являлось изучение уровня социализации подростков.

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 496. В исследовании принимали участие учащиеся 9 и 11 класса, в возрасте 14-16 лет. Все участвующие в исследовании подростки были предупреждены о целях исследования. Тестирование проводилось групповым способом. Существенных различий среди полученных результатов между 9 и 11 классом не выявлено.

Методики исследования:  Для изучения и оценки уровня социализации подростков в исследовании использовались следующие диагностические средства:

1 методика«Ценностные ориентации» М. Рокича.

2. методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича предназначена для диагностики жизненных (терминальных) ценностей человека. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. М. Рокич предложил проранжировать ценности, а также разделил их на два класса - терминальные (цели) и инструментальные (средства). Имеются данные о достаточной надежности, а также валидности опросника М. Рокича. К достоинствам данного опросника можно отнести его универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов. К недостатокам - влияние на ответы социальной желательности, и отсюда - возможной неискренности.

Методика «Уровень субъективного контроля» Дж.Роттера. предназначена для диагностики интернальности-экстернальности., т.е. как подросток воспринимает контроль над своим поведением - в результате внутреннего или внешнего фактора. Тест-опросник разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера, адаптирован Е.Ф.Бажиным,  в 1984 году.

Уровень субъективного контроля - обобщенная характеристика личности, оказывающая регулирующее воздействие на формирование межличностных отношений, способы разрешения кризисных ситуаций в учебном процессе и др. В соответствии с концепцией локуса контроля, те лица, которые принимают ответственность за события своей жизни на себя, обладают внутренним (интервальным) контролем. Напротив, подросткам, которые склонны приписывать ответственность за все события внешним факторам, другим людям, случаю, судьбе, - присущ внешний (экстернальный) контроль. В соответствии с локусом контроля тестиркемый занимает определенное место на континууме интернальность-экстернальность. Тест-опросник содержит 44 утверждения.  с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Испытуемый последовательно читает утверждения и выражает свое отношение к каждому из них, используя  шкалу от  -3 ("полностью не согласен") до +3 ("полностью согласен"). Обработка результатов тестирования проводилась поэтапно по всем семи шкалам, предусмотренным для данного теста:

Сначала проводился подсчет "сырых" баллов по 7 шкалам;

Затем «сырые» баллы переводились в стены;

Эти результаты фиксировались графически в виде профиля УСК.

Профиль локуса контроля личности выше 5,5 стена свидетельствует об интервальном уровне контроля в соответствующих ситуациях. Профиль ниже 5,5 стена свидетельствует об экстернальном типе уровня субъективного контроля.

Авторы тест-опросника сообщают о весьма высоких показателях надежности методики. Валидность демонстрируется связями шкал опросника с другими особенностями личности (например, с личностным опросником Кеттела).

К достоинствам методики относится достаточно высокая его надежность и валидность, что позволяет наиболее полно и качественно оценить уровень субъективного контроля. К недостаткам - непростая и долгая по времени процедура интерпритации результатов.

Обсуждение результатов исследования

В результате тестирования по методике «Ценностные ориентации» учащиеся ранжировали список ценностей следующим образом:

Терминальные ценности.

  1. Здоровье
  2. Счастливая семейная жизнь
  3. Наличие хороших и верных друзей
  4. Любовь
  5. Уверенность в себе
  6. Свобода
  7. Активная деятельная жизнь
  8. Развитие
  9. Жизненная мудрость
  10. Познание
  11. Интересная работа
  12. Продуктивная жизнь
  13. Творчество
  14. Материально обеспеченная жизнь
  15. Развлечения
  16. Счастье других
  17. Общественное признание
  18. Красота природы и искусства

Инструментальные ценности.

  1. Независимость
  2. Образованность
  3. Жизнерадостность
  4. Воспитанность
  5. Эффективность в делах
  6. Честность
  7. Ответственность
  8. Аккуратность
  9. Рационализм
  10. Чуткость
  11. Смелость в отстаивании взглядов
  12. Твердая воля
  13. Широта взглядов
  14. Исполнительность
  15. Самоконтроль
  16. Терпимость
  17. Непримиримость к недостаткам других и в себе
  18. Высокие запросы

В ходе исследования по методике Дж. Роттера были получены следующие данные: 82,5% опрошенных подростков имеют интервальный локус контроля. У остальных 17,6% был выявлен экстернальный локус. Это позволяет предположить, что большинство подростков считают, что они ответственны за происходящие с ними события.

Как видно на рисунке 1 в группе исследуемых наиболее выражены такие шкалы как интернальность в области достижений, производственных (учебных) отношений, шкала здоровья, а также шкала общей интернальности.

Как видно на рисунке 1 в группе исследуемых наиболее выражены такие шкалы как интернальность в области достижений, производственных (учебных) отношений, шкала здоровья, а также шкала общей интернальности.

Средние показатели выраженности шкал по тесту УСК

                                Ио                   Ид                     Ин                   Ис                      Ип                   Им                    Из

Рис 1. Средние показатели выраженности шкал по тесту УСК

Среднее значение по показателю общей интернальности (Ио) у подростков равно 6,0 баллам. Это говорит о том, что для учащихся характерен высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями жизни. Они считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий и что они могут ими управлять.

По шкале интернальности в области достижений (Ид) среднее значение  равно 5,5 баллам. Это означает, что подростки в большей степени склоны считать, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть и их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

По шкале интернальности в области неудач (Ин) среднее значение = 4,2. В этой области для подростков характерен экстернальный локус контроля, т.е. учащиеся склоны приписывать ответственность за отрицательные события и ситуации в жизни другим людям или невезению.

По шкале интернальности в области семьи (Ис) среднее значение = 4,3. Из этого следует, что учащиеся считают, что лично они сами менее ответственны за события, происходящие в их семье, чем другие члены в семье.

По шкале интернальности в области учебных отношений (Ип) среднее значение = 6,0 баллам. Это означает, что для подростков характерно считать свои действия в области учебной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении важным фактором собственной организации.

По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) среднее значение  равно 4,0 баллам. Это можно проинтерпретировать так: большинство подростков школы считают, что сложившиеся отношения со сверстниками,  есть результат действия партнеров.

И, наконец, по шкале интернальности в отношении здоровья (Из) среднее значение равно 6,2, т.е. подростки чувствуют себя ответственными за свое здоровье.

Таким образом, анализ результатов по данной методике показывает, что для большинства подростков характерен интервальный локус контроля. В целом, уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью. Следует добавить, что людей с высоким уровнем субъективного контроля характеризуют как независимых, решительных, уверенных, ответственных, надежных.

Заключение

На основании проведенного нами эмпирического исследования, целью которого было выявление общего уровня социализации подростков 14-16, можно выделить такие личностные характеристики подростков, как уверенность в себе, стремление к достижению целей, готовность брать на себя ответственность в решении проблем, независимость. Важно, что подростки считают себя ответственными за свое здоровье. Выявлены низкие значения в области межличностных отношений между подростками, тогда как процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В дополнение к этим результатам отметим, что в работе с подростками необходимо обсуждать темы нравственного поведения: любовь к ближнему, вера в правду и совершенство, сострадание и жалость, стремление к счастью и идея нравственного долга, идеи пользы и общего блага - все это факты душевной жизни личности, состояния и свойства нашего внутреннего «Я».

Заметим также, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученные в результате исследования данные могут быть использованы специалистами в работе с подростками, использоваться при составлении обучающих и воспитательных программ