Психология и методология образования

Диагностический анализ воспитанности учащихся

Нечаев М.П.

Оценка качества воспитательной работы в школе является одной из ключевых проблем в образовании. Ее решение в значительной мере зависит, во-первых,  от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и, во-вторых, от выбора инструментария, позволяющего проводить измерение и оценку этих показателей.

Характеризуя воспитанность школьников, учителя опираются на разные представления о том, что состоит суть воспитания и по каким критериям его нужно оценивать. Одни, например, считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной деятельности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников. Однако, может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Или говорит ли о невоспитанности участие подростка в неформальном объединении? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого рода воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного роста.

Другой важный вопрос:  что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю или классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника? Какой должна быть мера педагогического воздействия на поведение учащегося? Каковы условия формирования нравственной ответственности школьников?

Еще одна из проблем, решаемых воспитателями-практиками, состоит в том, чтобы обеспечить нормативную регуляцию поведения школьников. Наблюдение за жизнью школьников показывает, что поведение в соответствии с нормами, принятыми в обществе, возникает тогда, когда требования выдвигаются большинством членов группы. Соблюдение этих норм может рассматриваться как способ разрешения противоречий или конфликтов в коллективе. Главное здесь - готовность следовать  определенной норме при отсутствии внешнего давления. Подобные нормы действуют чаще всего в неформальных объединениях школьников, в процессе общения сверстников друг с другом.

Анализ публикаций по данной проблеме позволяет выделить наиболее типичные показатели и методики, рекомендуемые психологами и дидактами для диагностики уровня воспитанности школьников. Среди них выделим следующие, которые являются, на наш взгляд, наиболее традиционными:

  • отношение школьника к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.);
  • активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова);
  • направленность личности (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, А В. Зосимовский и др.);
  • сознательная регуляция поведения; способность к самоорганизации в учебной деятельности, физическом труде, отношение к людям, политическим событиям (Н.П. Капустин, М.И. Шилова и др.);
  • согласованность между нравственными знаниями и убеждениями, с одной стороны, и поведением, с другой (А.К. Маркова, Н.Е. Щуркова).

Эти показатели  выполнимы в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а условия помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом нужно иметь возможность соотнести промежуточные результаты с первоначально зафиксированными и предвидеть более отдаленные результаты своей работы.

Опираясь на научно-методический анализ проблемы воспитанности школьников, Центр проблем воспитания школы-лаборатории № 137 ДО г. Москвы совместно с факультетом педагогики и психологии МПГУ разработали диагностический комплекс, который позволяет выявлять мотивы поведения учащихся через их отношения к активным видам деятельности, товарищам, семье, учителям и самим себе. Большинство качеств, внесенных нами в диагностическую программу, совпадают с теми, которые были предложены другими исследователями (Е.И. Бондаревской, Н.Ф. Ефременко, Н.П. Капустиным, А.И. Кочеровым, Н.И. Монаховым, В.С. Ханчиным, М.И. Шиловой, А.К. Марковой и др.). Это свидетельствует о том, что комплекс выделенных качеств отражает современные научные представления и достижения в области воспитания.

В качестве базовых были выделены следующие показатели сформированности уровня воспитанности:

1. мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим;

2. система ценностей, выраженная в различных сферах интересов;

3. уровень интеллектуального развития, круг познавательных интересов;

4. уровень сформированности нравственной культуры;

5. уровень развития коммуникативных умений и навыков;

6. направленность личности (на себя, на общение, на дело);

7. уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).

На основе анализа теоретических источников и опыта работы Центра проблем воспитания школы-лаборатории № 137 ДО г. Москвы, были определены четыре доминирующих показателя уровня воспитанности:

7. уровень сформированности операциональных умений (организаторские качества личности).

На основе анализа теоретических источников и опыта работы Центра проблем воспитания школы-лаборатории № 137 ДО г. Москвы, были определены четыре доминирующих показателя уровня воспитанности:

а) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности и общения;

б) коммуникативная культура;

в) направленность личности;

г) операциональные умения, связанные с организаторскими качествами личности.

По нашим наблюдениям, эти факторы являются наиболее существенными и позволяют учителю активизировать субъективные силы школьника.

Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового качества самосознания. Это качество проявляется у подростков в способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими индивидуальными качествами. Это, в свою очередь, порождает у подростков стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремлению проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Но, с другой стороны, новые обстоятельства, характеризующие жизнь подростков в этот период, связаны с  повышением требований к ним со стороны взрослых и сверстников. Их мнение о нем определяется уже не столько успехами в учении, сколько его личностными взглядами, способностями, особенностями характера, умением соблюдать “кодекс чести”, принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Под влиянием этого у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения.

Кризис переходного возраста протекает значительно легче, если у школьника возникают относительно устойчивые личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Эти интересы характеризуют первый доминирующий параметр -ценностные ориентации учащихся. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей не насыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными они становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких потребностей связано с активным поиском  предмета их удовлетворения. Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю.

Коммуникативная культура (второй доминирующий фактор) включает, прежде всего, потребность в общении и способность к самоуправлению в общении. Подростки с высокой потребностью в общении характеризуются стремлением к поддержанию и установлению хороших отношений с людьми, со сверстниками, способностью простить проступок ради восстановления отношений, стремлением помогать другим, склонностью к участию в совместных мероприятиях, с целью установления хороших отношений.  Уровень развития коммуникативной культуры и операциональные умения, связанные с в общением, представляют собой еще один пласт данных для анализа воспитанности подростков.

Направленность личности (третий доминирующий фактор) выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В младшем подростковом возрасте (5-6 классы) у школьников доминирует эгоцентрическая направленность. Это свойство зачастую вызвано просчетами в воспитательной работе в школе, неправильным обращением с ребенком в семье или включением школьника в группы сверстников, имеющими негативную социальную ориентацию. Наиболее вероятными причинами развития эгоцентрической направленности школьников могут быть: перехваливание детей, их заласканность в семье, недостаток контактов со сверстниками или неправильное распределение ролей в структурах межличностного взаимодействия. Такая негативная направленность, как правило, сопровождается плохо развитыми социально-перцептивными навыками и умениями и недостаточно сформированным механизмом децентрации.

Для возрастной категории школьников 7-8 классов наибольший интерес представляет направленность личности на себя, на дело, или на общение. В работе с детьми это служит условием для развития их рефлексии и самопознания. В этом возрасте создаются условия для формирования организаторских способностей (четвертый доминирующий фактор), деловитости, предприимчивости и многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Эти личностные качества могут успешно развиваться практически во всех видах деятельности, в которые вовлечен подросток. Они могут быть организованны на основе учения, труда или игры.

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, можно выделить три уровня воспитанности школьника: достаточный, средний и низкий.  Кроме этого мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспитанность. Невоспитанность проявляется, в частности, в отрицательном опыте поведения, неразвитости самоорганизации и саморегуляции, не сформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформирующих ее структуру.

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции, можно выделить три уровня воспитанности школьника: достаточный, средний и низкий.  Кроме этого мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспитанность. Невоспитанность проявляется, в частности, в отрицательном опыте поведения, неразвитости самоорганизации и саморегуляции, не сформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформирующих ее структуру.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями Саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Наблюдается нечетко выраженная психологическая готовность к общению и взаимодействию.

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие качеств регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется. Наблюдается некоторое нарушение целостности личностной характеристики, потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

Признаками высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция, наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностных характеристик, наблюдается постоянное стремлением к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие с окружающими.

В нашей работе в Ценктре мы используем следующие методики:

“Сфера интересов учащихся”; “Самоанализ и анализ личности” (О.И. Мотков. Психология самопознания личности., М., 1992);

“Направленность личности” (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. Познай себя и других. Сборник методик, М., 1994);

“Я - лидер” (Е.С. Федоров, О.В. Еремин. Шпаргалка вожатого., М., 1994);

“Мой выбор” (Е.А Леванова. Готовясь работать с подростками., М., 1993);

“Мишень” (Е.А. Леванова. Готовясь работать с подростками., М., 1993).

Достоинством этих методик является их универсальность, удобство и экономичность в процессе проведения исследования и при обработке результатов.

Существенным недостатком этих методик является возможное искажение результатов (неискренность в ответах), обусловленное влиянием фактора социальной желательности. Поэтому особую роль при работе с этими методиками играет мотивация, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Эти методики не рекомендуется применять с целью отбора и экспертизы.

Преимущество комплексного подхода при проведении обследования состоит, в частности, в том, что он позволяет сопоставлять данные и ответить на вопросы об основных (как позитивных, так и негативных) характеристиках конкретного человека или коллектива, то есть, позволяет получить целостное видение объекта. Регулярно повторяющееся (через год, 2 года, 3 лет и т.д.) комплексное обследование учащихся и ученических коллективов с помощью одного и того же набора методик позволяет наблюдать изучаемые факторы и характеристики поведения подростков в динамике и своевременно реагировать на происходящие изменения. Этим обусловлено усложнение психодиагностической процедуры путем соединения двух методов - комплексного и лонгитюдного исследования. Такая организация является наиболее эффективной с точки зрения решения задач прогнозирования психологических ситуаций.

Предлагаемая ниже диагностическая программа изучения воспитанности позволяет увидеть сущность изучаемого явления, понять мотивы поведения учащихся через их отношения к активным видам деятельности, сверстникам, семье, учителям, самим себе, хотя и не учитывает всех качеств личности. Эта программа прошла опытную проверку в школе-лаборатории №137 ДО г. Москвы. Кроме обозначенных выше целей, в ней изучались границы возможностей и доступности диагностических методик, их соответствие практике и возрастным особенностям школьников. Отрабатывались способы обработки и хранения полученной информации, возможности повышения эффективности учебно-воспитательного процесса при  условии целенаправленного изучения уровня воспитанности учащихся.

Рассмотрим более подробно технологию диагностического анализа воспитанности школьников.

Результаты диагностического среза по вышеуказанным методикам представляются в табличной форме (по методике «Сфера интересов» - таблица «Система ценностей»; по методике «Самоанализ личности» - таблица «Уровень коммуникативности», по методике «Я – лидер» - таблица «Операциональные умения», по методикам «Направленность личности» и «Мой выбор» - таблица «Направленность личности»). Формы таблиц представлены в описаниях методик и составляются как по классу, так и по школе в целом.

Итоговые результаты по школе рекомендуется представить по возрастным группам в следующем виде:

Таблица 1. “Уровень воспитанности учащихся” (результат в процентах)

   Классы и      

 Возрастные

уровни    .

воспита-

нности               

1-ая возрастная группа

2-ая возрастная группа

3-ая возрастная группа

сред-ний по группе

Сред-ний по группе

10а

10б

средний по группе

Достаточный

Средний

Низкий

Неудовлетв.

   Классы и      

 Возрастные

уровни    .

воспита-

нности               

1-ая возрастная группа

2-ая возрастная группа

3-ая возрастная группа

сред-ний по группе

Сред-ний по группе

10а

10б

средний по группе

Достаточный

Средний

Низкий

Неудовлетв.

Результаты, относящиеся к низкому и неудовлетворительному уровням, и рекомендации для этих групп представлены в виде таблице 2. В таблице указывается процент низкого и неудовлетворительного уровней воспитанности, а также характеристика недостаточного уровня воспитанности (выборка из таблиц «Система ценностей», «Уровень коммуникативности» и «Операциональные умения»). В правой колонке таблицы перечислены рекомендации по повышению уровня воспитанности учащихся.

Таблица 2. «Показатели недостаточного уровня воспитанности учащихся и рекомендации по его повышению»

Класс

Средний показатель уровня воспитанности

Показатели недостаточного уровня воспитанности (в %)

Рекомендации учителю и педагогу-воспитателю

66,7

-Низкое стремление к сотрудничеству (58);

-недостаточное стремление к взаимопомощи (63);

-недостаточная ответственность перед коллективом (74);

-низкий уровень коммуникативности (46): настойчивость и самообладание, чуткость и взаимопомощь, стремление к сотрудничеству и т.п.

Рекомендуется проведение мероприятий, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия учащихся (обучение принятию внутригрупповых решений и т.п.), способствующих повышению эффективности коммуникативной связи ученик-учитель, развитию стремления к взаимопомощи, повышению ответственности перед коллективом (через индивидуальные поручения и др.).

Рекомендуется стремиться к отношениям равного партнерства  с учащимися.

36

Низкие показатели по следующим  показателям:

-стремление к сотрудничеству (76);

-ответственность перед коллективом (65);

-взаимопомощь, самообладание и настойчивость (76).

Низкий уровень коммуникативности (60): самообладание и настойчивость, взаимопомощь, коллективизм и т.п.

Рекомендуется проведение мероприятий, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия учащихся (сотрудничество в выполнении коллективных дел, обучение принятию внутригрупповых решений и т.п.).

Рекомендуется стремиться к отношениям равного партнерства с учащимися через анализ собственного типа взаимодействия и воздействия с целью повышения коммуникативной связи ученик-учитель. Проведение бесед с учащимися, разъясняющих способы поведения в конфликтных ситуациях, способы самовыражения , общения с противоположным полом и т.п.

Выводы и рекомендации по работе в различных сферах интересов представлены в таблице 3. Указываются сферы и широта интересов учащихся (выборка из таблицы «Система ценностей») и рекомендации по планированию воспитательной работы с учетом результатов диагностики.

Таблица 3. «Анализ результатов диагностики сферы интересов учащихся»

Интересы

Результаты диагностики

(широта интереса в %)

Выводы и рекомендации

Общение с друзьями

72-100% - высокий и очень высокий интерес (в 7а – средний уровень интереса).

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового возраста. Рекомендуется использовать этот потенциал, направляя воспитательную работу на взаимодействие классного коллектива.

Домашний труд

Широта интереса в диапазоне от 9 до 83% (от низкого до высокого). Отмечается низкий уровень интереса в старшей подростковой группе и в классах 7а и 7б.

В старшей подростковой группе снижение интереса обусловлено ориентацией детей на продолжение образования; в классах 7а и 7б низкий уровень интереса обусловлен недостатками воспитания в семье. Необходима просветительская работа среди родителей для развития у детей чувства ответственности.

В процессе диагностического анализа уровня воспитанности учащихся мы стремились к тому, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Опираясь на результаты диагностики, учителя и классные руководители выбирают наиболее рациональные способы сотрудничества с учениками. При этом, они ориентируются не только на  особенности школьников и класса, но и определяют условия и возможности воспитания.

В процессе диагностического анализа уровня воспитанности учащихся мы стремились к тому, чтобы обнаружить изменения изучаемых параметров и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Опираясь на результаты диагностики, учителя и классные руководители выбирают наиболее рациональные способы сотрудничества с учениками. При этом, они ориентируются не только на  особенности школьников и класса, но и определяют условия и возможности воспитания.

Результаты диагностического обследования учащихся обсуждаются на педагогическом совете школы, а также с родителями учащихся, в индивидуальной беседе, коллективно с классом, с группой активистов, т. е. в разной форме и разными способами. Конкретные формы определяются возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого классного руководителя, взаимоотношениями педагога с родителями и др. Полученные данные расширяют и углубляют знания классных руководителей о детях, подсказывают возможные причины, питающие отрицательные проявления или, напротив, способствующие закреплению и развитию положительных черт.

Расхождения в уровне воспитанности по отдельным качествам (например, высокий уровень отзывчивости и низкий - дисциплинированности) ставят перед учителем ряд дополнительных вопросов, например: почему учащийся может быть отзывчивым в кругу сверстников и недисциплинированным на уроке? Или: почему ответственно относящийся к учению школьник проявляет отсутствие ответственности в общественной работе?

На основе анализа сформированности качеств личности учащегося составляется общая карта развития этих качеств в классе в целом. Устанавливается, на каком уровне воспитанности находится каждый ученик и отдельные группы учащихся, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности (к учению, труду, к сверстникам) в данный момент тот или иной школьник может проявить самостоятельность, инициативу, самостоятельно регулировать свое поведение, а кто – только при помощи и поддержке учителя. Такой анализ позволяет конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход - подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно развитых качеств.

В заключении технологию использования результатов диагностики воспитанности учащихся в практике работы классного руководителя рассмотрим на примере 7 «а» класса.

Получив данные диагностики, классный руководитель обращается к выборке из таблицы 1 “Уровень воспитанности учащихся”. В 7«а» уровень воспитанности в классе распределился следующим образом:

  • достаточный уровень (у 2 человека из класса, т.е. 6%);
  • средний уровень (20 человек из класса, т.е. 62%);
  • низкий уровень (7 человек из класса, т.е. 22%);
  • неудовлетворительный уровень (0%, т.е. отсутствует).

В целом уровень воспитанности учащихся класса можно оценить как удовлетворительный. Однако это позволяет лишь количественно сравнить динамику изменений с прошлым учебным годом и констатировать положительное или отрицательное приращение.

Для классного руководителя особый интерес представляет анализ низкого и неудовлетворительного уровней воспитанности. Для этого он должен обратиться к выборке из таблицы 2 «Показатели недостаточного уровня воспитанности учащихся и рекомендации по его повышению» и таблице 3 «Анализ результатов диагностики сферы интересов учащихся» (выборка широты интереса для своего класса).

 Таблица 2 «Показатели недостаточного уровня воспитанности учащихся и рекомендации по его повышению»

К

л

а

с

с

%  низкого и неудовлетворительного уровня воспитанности уч-ся

Показатели недостаточного уровня воспитанности (%)

Рекомендации по повышению уровня воспитанности

22%

Низкие показатели по следующим изучаемым параметрам:

-недостаточный уровень развития волевых качеств (65);

-ответственности перед коллективом (72);

-настойчивости и самообладания (62);

-стремления к сотрудничеству, к улучшению процесса работы (58).

Рекомендуется включать учащихся в процесс планирования и проведения мероприятий соревновательного характера на познавательную, эстетическую, спортивную тематику. Для развития активной нравственной позиции рекомендуется проведение психолого-педагогических игр.

Таблица 3 «Анализ результатов диагностики сферы интересов учащихся»

Интересы

Результаты диагностики (широта интереса в %)

Выводы и рекомендации

Общение с друзьями

100% - очень высокий интерес

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового и юношеского возраста. Рекомендуется проанализировать каналы межиндивидуального взаимодействия для более глубокого использования этого потенциала и улучшения коллективной работы.

Общение в семье

82% - высокий интерес

Рекомендуется использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности, сопереживания.

Общение с учителями

74% - средний интерес

Рекомендуется повысить значимость общения с учителями, значение личностного общения, уважительность и доверительность отношений с педагогами.

Общение с противоположным полом

84% - высокий интерес

Результат соответствует психическому развитию исследуемых возрастов. Рекомендуется проведение тренингов межполового общения.

Общение с природой

52% - средний интерес

Рекомендуется повысить интерес к общению с природой как средству снятия напряжения, развитию эстетических чувств, экологического взгляда на окружающую среду.

Учеба

82% - высокий интерес

Можно отметить высокую заинтересованность детей в учебной деятельности. Рекомендуется учитывать для более глубокого развития способностей учащихся через организацию мероприятий познавательного характера.

Спорт, занятия ф/к

80% - высокий интерес

Рекомендуется проводить мероприятия спортивного характера между параллелями, организовывать встречи со спортсменами.

Домашний труд

40%- низкий интерес

Рекомендуется проводить просветительскую работу среди родителей о значении постоянных поручений дома для развития у детей чувства ответственности. Низкий интерес к домашнему труду говорит об ошибках в семейном воспитании.

Бизнес

65% - средний интерес

Интерес к такому виду деятельности не является основным, но отражает отношение к новому направлению деятельности, которая требует активной личности способной к преобразовательной деятельности. Рекомендуется развивать качества необходимые для современного общества через проведение мероприятий экономического характера (ярмарки, экономические марафоны и т.д.).

Живопись, лепка, макраме и т.д.

43% - низкий интерес

Уровень интереса отражает отношение к творческим видам деятельности. Рекомендуется повышение интереса посредством организации творческих конкурсов, выставок, что способствует развитию нестандартности, оригинальности мышления, способностей детей, творческости, самоутверждению через социально принятые формы деятельности.

Техническое творчество

41% - низкий интерес

Конструирование и моделирование способствуют развитию логического мышления. Низкий интерес отражает отношение к творческим видам деятельности. Необходимо развитие интереса для развития оригинальности, нестандартности мышления. Рекомендуется проведение творческих конкурсов, посещение выставок технического характера, расширение кружковой работы

Изготовление своими руками каких-либо изделий

47% - низкий интерес

Рекомендуется использовать интересы детей для расширения воспитательных возможностей, укрепления самооценок детей, развития самоуважения и самоутверждения: проведение классных часов, выставок и т.д.

Походы

79% - высокий интерес

Необходимо использовать для развития интереса к взаимодействию, укреплению сплоченности коллективов, повышения чувства ответственности, содействие формирующемуся чувству взрослости. Рекомендуется проведение небольших походов.

Экскурсии, краеведение

83% - высокий интерес

Необходимо использовать интерес учащихся для расширения познавательных возможностей. Рекомендуется проанализировать тематику экскурсионных мероприятий и их организацию.

Самовоспитание личности

70% - средний интерес

Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию в воспитательной индивидуальной работе. Проводить дискуссии о чертах характера, анализировать поступки и т.д.

Коллектив класса

77% - высокий интерес

Рекомендуется поддерживать и развивать интерес к внутриклассному взаимодействию, т.к. комфортность ребенка в классе влияет на его учение и психическое самочувствие.

Телевидение, радио,

музыка,

кино,

одежда

90% - высокий интерес

Музыка и одежда (внешний вид) вызывают большой интерес. Рекомендуется использовать отношение детей к этой сфере в планировании и проведении мероприятий, для индивидуализации средств взаимодействия и воспитания.

Чтение художественной литературы

35% - низкий интерес

Рекомендуется проанализировать круг чтения учащихся, развивать любознательность, использовать предпочтения для организации классных часов, досуговых мероприятий

Ничегонеделание

32% - низкий интерес

Рекомендуется повышать целенаправленность деятельности, формировать положительное отношение к содержательному досугу, эффективнее использовать инициативность и активность детей.

Интересы

Результаты диагностики (широта интереса в %)

Выводы и рекомендации

Общение с друзьями

100% - очень высокий интерес

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового и юношеского возраста. Рекомендуется проанализировать каналы межиндивидуального взаимодействия для более глубокого использования этого потенциала и улучшения коллективной работы.

Общение в семье

82% - высокий интерес

Рекомендуется использовать стремление к общению в семье для развития чувства ответственности, сопереживания.

Общение с учителями

74% - средний интерес

Рекомендуется повысить значимость общения с учителями, значение личностного общения, уважительность и доверительность отношений с педагогами.

Общение с противоположным полом

84% - высокий интерес

Результат соответствует психическому развитию исследуемых возрастов. Рекомендуется проведение тренингов межполового общения.

Общение с природой

52% - средний интерес

Рекомендуется повысить интерес к общению с природой как средству снятия напряжения, развитию эстетических чувств, экологического взгляда на окружающую среду.

Учеба

82% - высокий интерес

Можно отметить высокую заинтересованность детей в учебной деятельности. Рекомендуется учитывать для более глубокого развития способностей учащихся через организацию мероприятий познавательного характера.

Спорт, занятия ф/к

80% - высокий интерес

Рекомендуется проводить мероприятия спортивного характера между параллелями, организовывать встречи со спортсменами.

Домашний труд

40%- низкий интерес

Рекомендуется проводить просветительскую работу среди родителей о значении постоянных поручений дома для развития у детей чувства ответственности. Низкий интерес к домашнему труду говорит об ошибках в семейном воспитании.

Бизнес

65% - средний интерес

Интерес к такому виду деятельности не является основным, но отражает отношение к новому направлению деятельности, которая требует активной личности способной к преобразовательной деятельности. Рекомендуется развивать качества необходимые для современного общества через проведение мероприятий экономического характера (ярмарки, экономические марафоны и т.д.).

Живопись, лепка, макраме и т.д.

43% - низкий интерес

Уровень интереса отражает отношение к творческим видам деятельности. Рекомендуется повышение интереса посредством организации творческих конкурсов, выставок, что способствует развитию нестандартности, оригинальности мышления, способностей детей, творческости, самоутверждению через социально принятые формы деятельности.

Техническое творчество

41% - низкий интерес

Конструирование и моделирование способствуют развитию логического мышления. Низкий интерес отражает отношение к творческим видам деятельности. Необходимо развитие интереса для развития оригинальности, нестандартности мышления. Рекомендуется проведение творческих конкурсов, посещение выставок технического характера, расширение кружковой работы

Изготовление своими руками каких-либо изделий

47% - низкий интерес

Рекомендуется использовать интересы детей для расширения воспитательных возможностей, укрепления самооценок детей, развития самоуважения и самоутверждения: проведение классных часов, выставок и т.д.

Походы

79% - высокий интерес

Необходимо использовать для развития интереса к взаимодействию, укреплению сплоченности коллективов, повышения чувства ответственности, содействие формирующемуся чувству взрослости. Рекомендуется проведение небольших походов.

Экскурсии, краеведение

83% - высокий интерес

Необходимо использовать интерес учащихся для расширения познавательных возможностей. Рекомендуется проанализировать тематику экскурсионных мероприятий и их организацию.

Самовоспитание личности

70% - средний интерес

Рекомендуется использовать стремление к самовоспитанию в воспитательной индивидуальной работе. Проводить дискуссии о чертах характера, анализировать поступки и т.д.

Коллектив класса

77% - высокий интерес

Рекомендуется поддерживать и развивать интерес к внутриклассному взаимодействию, т.к. комфортность ребенка в классе влияет на его учение и психическое самочувствие.

Телевидение, радио,

музыка,

кино,

одежда

90% - высокий интерес

Музыка и одежда (внешний вид) вызывают большой интерес. Рекомендуется использовать отношение детей к этой сфере в планировании и проведении мероприятий, для индивидуализации средств взаимодействия и воспитания.

Чтение художественной литературы

35% - низкий интерес

Рекомендуется проанализировать круг чтения учащихся, развивать любознательность, использовать предпочтения для организации классных часов, досуговых мероприятий

Ничегонеделание

32% - низкий интерес

Рекомендуется повышать целенаправленность деятельности, формировать положительное отношение к содержательному досугу, эффективнее использовать инициативность и активность детей.

Располагая данными о результатах диагностики, классный руководитель имеет все необходимые материалы для составления характеристики своего класса. Эту характеристику мы рекомендуем строить по следующей схеме:

1. Общие сведения о коллективе и история его формирования. Численность учащихся, из них число мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался класс, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей, число вновь прибывших учащихся и др.

2. Учебная деятельность. Общая характеристика успеваемости и дисциплины, положительные и отрицательные моменты в учебной работе, отношение к ним актива класса и всего коллектива.

3. Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся. Интересы, коммуникативные и организаторские умения, направленность личности.

4. Социальная направленность деятельности коллектива (социальное единство - СОЕ):

а) наличие общей цели деятельности, широта и устойчивость интересов;

б) лидеры и актив класса: характеристика (направленность их личности, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и другим, авторитет среди членов группы, на чем он основан и др.); механизм избрания, по каким качествам, наличие в коллективе неформальных лидеров, их влияние на коллектив, взаимодействие с активом класса и др.;

в) наличие "отверженных" в коллективе, возможные причины;

г) характер взаимоотношений внутри класса и с другими классными коллективами: стремление к общению, коллективному труду.

5. Организационное и волевое единство (ОРЕ):

а) наличие органов самоуправления, их действенность;

б) сплоченность (ценностно-ориентационное единство) коллектива: степень единства мнений при решении разнообразных вопросов, единства действий в совместной деятельности, характер решения вопросов взаимопомощи, отношение к ошибкам, влияние неудач на взаимодействие;

в) характер принятия групповых решений: быстрота и легкость в согласовании действий, умение прислушаться к мнению других;

г) способность самостоятельно поставить групповые цели, выбрать способ действия, довести дело до конца, изменить в зависимости от ситуации и условий цели и способ действий и др.;

д) наличие и взаимодействие микрогрупп.

6. Эмоциональное единство (ЭМЕ):

а) психологический климат и настроение коллектива;

б) характер реагирования на неудачи всего коллектива и отдельных его членов, отношение к негативным проявлениям членов коллектива;

в) отношение к критике и самокритика в коллективе.

7. Традиции класса: наличие и степень устойчивости традиций.

Составленная таким образом характеристика класса, позволяет классному руководителю конкретизировать цели и задачи воспитательного процесса. Так, например, планируя воспитательную работу в 7«а», классный руководитель может поставить перед собой следующие задачи:

1. реализация содержания программы жизнедеятельности классного коллектива;

2. повышение уровня воспитанности учащихся;

3. повышение уровня ответственности перед коллективом;

4. развитие волевых качеств;

5. развитие стремления к сотрудничеству, улучшению работы;

6. повышение уровня настойчивости и самообладания;

7. повышение значимости следующих интересов - общение с учителями, общение с природой, творческие виды деятельности, чтение художественной литературы; снижение интереса к ничегонеделанию.

8. плюс возрастные задачи.

Таким образом, процесс управления воспитательной работой на основе диагностического изучения учащихся включает следующие этапы:

  1. Характеристика детского коллектива (педагог отвечает на вопрос: «Что имеем?»).
  2. Постановка целей и задач, исходя из характеристики (педагог отвечает на вопрос: «Что хотим?»).
  3. Подбор форм деятельности под поставленные цели и задачи (педагог отвечает на вопрос: «Как этого достичь?»)

Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого ребенка, коллектива класса и школы в целом не только педагогически управляемым, но и придать ему поступательный, развивающий характер, заставить учителя работать с классом на основе рефлексии и индивидуального анализа, разрабатывать коррекционную программу, прогнозировать и предвидеть возможные результаты.

Все это помогает классному руководителю перевести коллектив на более высокий уровень развития, добиться преобладания устойчивых интересов, правильного общественного мнения. Изучение динамики показателей уровня воспитанности учащихся позволяет реально оценить качество процесса воспитания, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому школьнику. Классный руководитель может управлять развитием учащихся и коллектива, если:

  • хорошо знает уровень развития, индивидуальные особенности и возможности каждого школьника и отдельных групп учащихся;
  • обладает конкретными знаниями состояния его развития в целом и по отдельным признакам;
  • укрепляет и расширяет актив, развивает организаторские навыки и умения всех учащихся;
  • обеспечивает систему поведения, адекватную основным воспитательным функциям и признакам детского воспитательного коллектива;
  • развивает инициативу и саморегуляцию на основе самоанализа, самоконтроля по освоенным критериям нравственной воспитанности личности и коллектива школьников;
  • изменяет соотношение сил в коллективе за счет увеличения числа учащихся с положительным опытом нравственного поведения, перевода пассивных учащихся с неустойчивой саморегуляцией и нравственной позицией в активную позицию;
  • изменяет по мере развития коллектива собственную педагогическую позицию, соблюдает меру педагогического руководства.

Диагностика и анализ воспитанности школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

  • хорошо знает уровень развития, индивидуальные особенности и возможности каждого школьника и отдельных групп учащихся;
  • обладает конкретными знаниями состояния его развития в целом и по отдельным признакам;
  • укрепляет и расширяет актив, развивает организаторские навыки и умения всех учащихся;
  • обеспечивает систему поведения, адекватную основным воспитательным функциям и признакам детского воспитательного коллектива;
  • развивает инициативу и саморегуляцию на основе самоанализа, самоконтроля по освоенным критериям нравственной воспитанности личности и коллектива школьников;
  • изменяет соотношение сил в коллективе за счет увеличения числа учащихся с положительным опытом нравственного поведения, перевода пассивных учащихся с неустойчивой саморегуляцией и нравственной позицией в активную позицию;
  • изменяет по мере развития коллектива собственную педагогическую позицию, соблюдает меру педагогического руководства.

Диагностика и анализ воспитанности школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

  1. Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.
  2. Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.
  3. Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.
  4. Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Материалы изложенной экспериментальной работы прошли экспертизу Департамента образования г. Москвы. Разработанная модель воспитательной работы, построенная на основе диагностического изучения всех участников воспитательного процесса, апробирована и используется не только в нашей школе, но и в школах г. Архангельска, г. Барнаула, г. Калининграда и Санкт-Петербурга. В этой связи можно рекомендовать ее для внедрения в практику работы образовательных учреждений и использования при организации семейного воспитания.