Социомониторинг как средство формирования и развития образовательной среды
Хижнякова Е.В.
Реализация принципа личностно-ориентированного образования предполагает, в первую очередь, учет познавательного и самоопределенческого запроса самой личности, обеспечение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
К сожалению, сегодняшняя ситуация в образовании характеризуется тем, что “стандартный” педагогический процесс рассчитан на поточную унифицированную работу со “средним ребенком” и имеет дело с организацией запоминания различных массивов информации и отработки операционально-алгоритмических форм поведения. В условиях поточно-технологизированного обучения, основанного на механизмах запоминания, невозможно формировать мировоззрение, подводить к видению проблем и постановке личных целей, обеспечивать индивидуальные траектории развития. В социально-психологическом аспекте это приводит к разобщенности детей и учителей, учителей и родителей, и т.д. В основной своей массе дети дезориентированы в социальном мире, плохо представляют себе профессиональное будущее. И дети, и родители фактически не имеют возможности влиять на образовательный процесс в школе.
Перечисленные проблемы, на наш взгляд, невозможно решить, ориентируясь только на процесс обучения. Существенное начение для обучения имеет образовательная Среда. В ней интегрированы интересы и усилия разных пользователей образования - родителей, детей, педагогов, профессиональных практик, пр. В рамках образовательной среды должны обеспечиваться процессы жизненного ориентирования, самоосознания и самоопределения учащихся.
Одним из механизмов создания образовательной Среды (и, одновременно, технологией реализации ее целей) может стать социо-диагностика и социомониторинг, как регулярное определение имеющегося вектора потребностей всех категорий, представленных в школе, с последующим проведением специальной работы по обеспечению самоопределения и информирования учащихся. Другими словами, речь идет об отработке двух взаимосвязанных моментов:
1) информационно-ориентационного, позволяющего обеспечить самоопределение учащегося, и
2) социо-мониторинга, отслеживающего как направление складывающегося вектора потребностей, так и успешность ориентационной работы.
Цель нашей работы – создание образовательной среды, обеспечивающей образовательные и социальные потребности разных категорий участников образовательного процесса, содержащей в себе возможность реализации разных траекторий разными контингентами детей. Социомониторинг может позволить выстроить и в дальнейшем оперативно корректировать целевой контур образовательных программ, деятельности школы в целом.
Основными блоками социо-мониторинга являются:
1. Информация об особенностях семьи, педагогического и школьного окружения, системе приоритетов школьника в общении со сверстниками и т. д. Эта информация носит исследовательский, диагностический характер: – как формируется самоопределенческий вектор, какова возрастная динамика, кто определяет основную направленность (семья, педагогическое и школьное окружение), каковы общие воспитательные тенденции, характерная для данного учреждения, какова система приоритетов внутри подростковой среды.
Это требует как исследования различных выборок, так и изощренного статистического анализа.
2. Информация о потребностях; изучение ситуации “заказа” со стороны разных пользователей и участников сферы образования: родителей, детей, профессиональных и культурных практик, учителей, ВУЗов, пр.
Существуют западные аналоги подобной процедуры (“needs assessment”). Однако непосредственный перенос этой технологии в наши условия затруднен по ряду причин. Ее основным приемом является задавание прямых вопросов, “в лоб”, что исходит из предпосылки об осознанном, обоснованном характере потребностей и нужд, возможности их сервисного учета. В то же время школа в России исторически не является исключительно сервисной службой; она само-определяется, в основном, в процессах поддержания и трансляции культуры. Поэтому для наших условий требуется создание такого исследовательского аппарата, который позволял бы обнаруживать те “прорехи” в сознании, где бы образование могло реализовывать свою ориентирующую функцию, в частности, помогать уточнить вектор самоопределения - и личностного, и профессионального. Методически это достижимо за счет создания системы косвенных вопросов, пересчетных шкал и т.д.
3. Информация о потенциале конкретного образовательного учреждения по удовлетворению складывающихся карьерных и образовательных запросов. Исследования, направленные на получение такой информации, помогут на иных, содержательных, основаниях решать вопрос о коммерческом или бюджетном характере образовательных услуг, создании сетей школ для удовлетворения конкретных образовательных потребностей.
4. Определение информированности всех категорий пользователей о наличии соответствующих образовательных услуг (как в самой школе, так и в других учреждениях). Это предполагает сбор информации, с одной стороны, об имеющихся предложениях, а с другой стороны – выявления отношения и степени информированности респондентов. В рамках этого направления необходимо проводить специальную информационную работу с обязательным определением ее результативности по следующим параметрам: какой процент респондентов воспользовался предлагаемыми услугами, какая часть осталась не удовлетворена предложением и почему.
4. Определение информированности всех категорий пользователей о наличии соответствующих образовательных услуг (как в самой школе, так и в других учреждениях). Это предполагает сбор информации, с одной стороны, об имеющихся предложениях, а с другой стороны – выявления отношения и степени информированности респондентов. В рамках этого направления необходимо проводить специальную информационную работу с обязательным определением ее результативности по следующим параметрам: какой процент респондентов воспользовался предлагаемыми услугами, какая часть осталась не удовлетворена предложением и почему.
Информационные компании имеют еще одну, специфическую, функцию: формировать вектор потребностей, поскольку они должны в явном виде включать в себя мотивирующий фактор.
Таким образом, представляется необходимым создание единой системы учета и формирования образовательных и карьерных потребностей детей разного возраста и их родителей, включающую в себя информационно-ориентационную деятельность и сопровождающий ее социо-мониторинг.
В такой интерпретации социомониторинг может стать одним из важных средств развития содержания и технологии образования.