Психология и методология образования

Психологическая поддержка и обеспечение педагогического мониторинга в УВК № 1840

Мартынова С. М., Котлярская Л. В.

Одной из главных целей любого коллектива, работающего с детьми, является сохранение здоровья ребенка. Но здоровье ребенка не сводится только к физическому состоянию организма. По определению Всемирной организации здоровья оно включает физический, нравственный и духовный компоненты.

Учитывая это, задачи нашей лаборатории мы ориентируем на разработку и внедрение системы психодиагностических программ, содержащих наряду с познавательным, констатирующим аспектом, аспект преобразовательный, конструктивный, направленный на коррекцию или повышение уровня развития личности. Это позволило перейти к дифференцированному обучению с 1993/94 учебного года, в том числе и в начальных классах в рамках лицея. В результате учебная деятельность каждого школьника протекает на уровне индивидуального психологического оптимума, позволяющего реализовать учащимся без перенапряжения свои умственные способности. Тем самым обеспечивается их развитие.

Для осуществления психолого-педагогического мониторинга в работе УВК №1840 выделены узловые этапы диагностики пропедевтического характера; они осуществляются в звеньях: Ученик - Родитель - Педагог. Так как начальная школа - это период, когда закладывается фундамент всей последующей учебной деятельности школьника, именно с этого этапа начинается постоянное координирование деятельности психологов, педагогического коллектива и администрации школы. В УВК 1840 работа с первоклассниками будущего учебного года начинается с сентября текущего учебного года в группах детского сада и в марте-апреле при наборе учащихся в первый класс. На предварительном этапе дошкольники проходят тестирование по следующей программе (см. таблицу 1)

Таблица 1

№ п/п

Тест

Автор

Форма

проведения

Примечание

1

“Латеральность”                      

 Семерницкая             

 инд-но

2

 “ Психофизиологические  особенности личности"     

 Семерницкая             

 инд-но

по запросу родителей

3

 “ Уровень целостного  восприятия"           

  Остер-Райх               

   групп.

4

 “ Семья “                                                         

   групп.

Разработанная в УВК программа работы с дошкольниками позволяет:

  • установить уровень готовности ребенка к обучению;
  • определить уровень его обучаемости;
  • предложить родителям конкретные рекомендации по развитию ребенка  до поступления в школу (в период с марта по сентябрь);
  • провести коррекцию семейных отношений в ходе индивидуальных консультаций и семинаров для родителей.

По результатам диагностики проводится комплектование классов разноуровневого обучения. Методические разработки и совместная дальнейшая работа психолога и учителя по развитию познавательного интереса школьниковосуществляются по следующим направлениям:

  1. “ Целостное восприятие “.
  2. “ Возрастные ведущие виды деятельности “.
  3. “ Общее отставание при обучении “.

Особую значимость в подготовке ребенка к школе имеет психологическая программа для дошкольников, позволяющая развить целостное восприятие ребенка, все виды памяти, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, увеличить словарный запас, развить эмоционально-волевую сферу. Дети, пришедшие в первый класс из группы подготовки детского сада, отличаются от других наличием открытого познавательного интереса к обучению.

Результаты целенаправленной работы воспитателей, учителей, логопеда и психолога с дошкольниками отражены в диаграмме.

Результаты работы по программе развития целостного восприятия и познавательного интереса в группах детского сада за период с 1994 по 1999 год

Результаты целенаправленной работы воспитателей, учителей, логопеда и психолога с дошкольниками отражены в диаграмме.

Результаты работы по программе развития целостного восприятия и познавательного интереса в группах детского сада за период с 1994 по 1999 год

Уровни

На начало учебного г.

На конец учебного г.

1

22%

43%

2

19%

15%

3

29%

29%

4

30%

13%

По уровню усвоения букварного периода - овладение первоклассниками первой ступенью обучения - проводится анализ объединенными усилиями учителя, логопеда, психолога и администратора.  Диагностика учащихся проводится логопедом и психологом в присутствии родителей, которые при этом получают индивидуальные рекомендации.

Работа психолога с учителями направлена на обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении. С этой целью составляется психологическая карточка “Профиль класса” и намечаются направления и способы работы в соответствии с внутриклассной дифференциацией.

В дальнейшем (до декабря третьего учебного года) психологическая помощь осуществляется на уровне индивидуальной и групповой работы с учащимися и родителями.

Экспериментальная психолого-педагогическая лаборатория (ЭППЛ) принимает активное участие в работе кафедры начального обучения. В основе этой работы лежит разработанная программа развития познавательного интереса как интегративной структуры, включающей все способности личности, развитие которых является основополагающей целью учебно-воспитательного процесса. Нами было разработано 30 идеограммно-опорных таблиц, выражающих целое понятие и являющихся дидактическим пособием в работе администратора, психолога и учителя.  Эти таблицы служат основой для углубленного изучения детей по следующим направлениям:

1. Отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.

2. Общее отставание в обучении.

3. Специфическое отставание по русскому языку.

4. Специфическое отставание по математике.

5. Познавательный интерес.

Структура учебной деятельности школьника.

Следующая важная ступень в работе УВК с учащимися - это переход из начальной в среднюю школу. В декабре-марте ЭППЛ проводит работу по программе обеспечения преемственности перехода учащихся из 3-го в 5-й классы.

На этом этапе проводится диагностика по следующей программе (см. таблицу 2)

Таблица 2

№ п/п

Тест

Автор

Форма

проведения

Примечание

1

 “Речевая креативность”   

Галкина      ИП РАН

   групп.

2

 “Математических аналогий”  

Дружинин   ИП РАН

   групп.

3

 “Несуществующее  животное”.

 инд-но

На втором этапе проводится анализ данных психодиагностики. Они соотносятся с мнением учителя об уровне усвоения базисной государственной программы каждым учащимся.  Результаты анализа ложатся в основу комплектования 5-х классов и составления администратором и руководителем психологической службы программ психолого-педагогической работы с учащимися в 5-х классах на уровнях: Ученик - Родитель - Учитель - Классный руководитель.

На следующем этапе работы ЭППЛ принимает  участие при формировании лицейских 8-х классов. Используемые при этом методики представлены в таблице 3:

На втором этапе проводится анализ данных психодиагностики. Они соотносятся с мнением учителя об уровне усвоения базисной государственной программы каждым учащимся.  Результаты анализа ложатся в основу комплектования 5-х классов и составления администратором и руководителем психологической службы программ психолого-педагогической работы с учащимися в 5-х классах на уровнях: Ученик - Родитель - Учитель - Классный руководитель.

На следующем этапе работы ЭППЛ принимает  участие при формировании лицейских 8-х классов. Используемые при этом методики представлены в таблице 3:

Таблица 3

№ п/п

Тест

Автор

Форма проведения

Примечание

1

“Темпераментальный уровень личности"

    Русалов В. М.

2

“Социально-психологический  тип личности"           

Потемкина О. Ф.

3

Психологические особенности личности

Набор тестов в зависимости от поступающего запроса

по запросу родителей или учителей

4

"Интеллектаульный уровень"

Равен

5

 “Речевая креативность”   

       Галкина      ИП РАН

   групп.

6

 “Математические аналогии”  

Дружинин         ИП РАН

   групп.

7

 “Несуществующее  животное”.

 инд-но

по запросу родителей

Особую роль в работе ЭППЛ мы отводим решению проблем коррекционного уровня, придавая понятию “коррекция” широкий смысл, отражающий психологическую и психолого-педагогическую направленность.

Институт психологии РАН в 1993 году одобрил программу, подготовленную в лаборатории: “Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода в развитии и коррекции детей от 0 до 10 лет. Кафедрой развития детских способностей РАП  (Белеховым Ю. Н. и Екжановой Е. А. ) были рекомендованы для внедрения разработанные в нашей лаборатории системы опорных обучающих таблиц по русскому языку, математике и химии. В УВК 1840 был проведен эксперимент по системе опорных таблиц (СОТ) по русскому языку и математике в коррекционно-развивающем классе с 3-го по 6-ой год обучения. В результате из 19 учащихся коррекционного класса за 2,5 учебных года переведены в общеобразовательные классы 10 учащихся.

Таблица результатов проведения программы адаптации учащихся в коррекционно-развивающем классе, сформированном по заключению психолого-педагогической комиссии в декабре 1993 года

Год

Класс

Коррекцион. Уровень

Средний уровень

Всего, чел

1993/94

3

10

9

19

1994/95

5

10

4

14

1995/96

6

10

0

10

1996/97

7

10

2

12

1997/98

8

10

2

12

1998/99

9

10

2

12

Год

Класс

Коррекцион. Уровень

Средний уровень

Всего, чел

1993/94

3

10

9

19

1994/95

5

10

4

14

1995/96

6

10

0

10

1996/97

7

10

2

12

1997/98

8

10

2

12

1998/99

9

10

2

12

Разработана система документации для открытия коррекционно-развивающих классов ( 7 таблиц ).

С 1999/2000 учебного года в УВК №1840 начала внедряться программа деятельности, направленная на психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы с одаренными детьми. В приведенных ниже таблично-графических материалах представлен план, по которому строится и проводится эта работа.

“Технология анализа и решения проблем обеспечения развития одаренных детей”

Представленный опыт по обеспечению психолого-педагогического мониторинга в УВК 1840 лишь в общих чертах освещает систему административно-психолого-педагогического сотрудничества. Работа  позволяет обоснованно отметить развивающую сторону процесса обучения и его социальную значимость. К сегодняшнему дню это поняли и прочувствовали на собственном опыте большинство сотрудников УВК, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня обученности наших учащихся и появлению новых методов и форм работы с ними.