Психологическая поддержка и обеспечение педагогического мониторинга в УВК № 1840
Мартынова С. М., Котлярская Л. В.
Одной из главных целей любого коллектива, работающего с детьми, является сохранение здоровья ребенка. Но здоровье ребенка не сводится только к физическому состоянию организма. По определению Всемирной организации здоровья оно включает физический, нравственный и духовный компоненты.
Учитывая это, задачи нашей лаборатории мы ориентируем на разработку и внедрение системы психодиагностических программ, содержащих наряду с познавательным, констатирующим аспектом, аспект преобразовательный, конструктивный, направленный на коррекцию или повышение уровня развития личности. Это позволило перейти к дифференцированному обучению с 1993/94 учебного года, в том числе и в начальных классах в рамках лицея. В результате учебная деятельность каждого школьника протекает на уровне индивидуального психологического оптимума, позволяющего реализовать учащимся без перенапряжения свои умственные способности. Тем самым обеспечивается их развитие.
Для осуществления психолого-педагогического мониторинга в работе УВК №1840 выделены узловые этапы диагностики пропедевтического характера; они осуществляются в звеньях: Ученик - Родитель - Педагог. Так как начальная школа - это период, когда закладывается фундамент всей последующей учебной деятельности школьника, именно с этого этапа начинается постоянное координирование деятельности психологов, педагогического коллектива и администрации школы. В УВК 1840 работа с первоклассниками будущего учебного года начинается с сентября текущего учебного года в группах детского сада и в марте-апреле при наборе учащихся в первый класс. На предварительном этапе дошкольники проходят тестирование по следующей программе (см. таблицу 1)
Таблица 1
№ п/п | Тест | Автор | Форма проведения | Примечание |
1 | “Латеральность” | Семерницкая | инд-но | |
2 | “ Психофизиологические особенности личности" | Семерницкая | инд-но | по запросу родителей |
3 | “ Уровень целостного восприятия" | Остер-Райх | групп. | |
4 | “ Семья “ | групп. |
Разработанная в УВК программа работы с дошкольниками позволяет:
- установить уровень готовности ребенка к обучению;
- определить уровень его обучаемости;
- предложить родителям конкретные рекомендации по развитию ребенка до поступления в школу (в период с марта по сентябрь);
- провести коррекцию семейных отношений в ходе индивидуальных консультаций и семинаров для родителей.
По результатам диагностики проводится комплектование классов разноуровневого обучения. Методические разработки и совместная дальнейшая работа психолога и учителя по развитию познавательного интереса школьниковосуществляются по следующим направлениям:
- “ Целостное восприятие “.
- “ Возрастные ведущие виды деятельности “.
- “ Общее отставание при обучении “.
Особую значимость в подготовке ребенка к школе имеет психологическая программа для дошкольников, позволяющая развить целостное восприятие ребенка, все виды памяти, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, увеличить словарный запас, развить эмоционально-волевую сферу. Дети, пришедшие в первый класс из группы подготовки детского сада, отличаются от других наличием открытого познавательного интереса к обучению.
Результаты целенаправленной работы воспитателей, учителей, логопеда и психолога с дошкольниками отражены в диаграмме.
Результаты работы по программе развития целостного восприятия и познавательного интереса в группах детского сада за период с 1994 по 1999 год
Результаты целенаправленной работы воспитателей, учителей, логопеда и психолога с дошкольниками отражены в диаграмме.
Результаты работы по программе развития целостного восприятия и познавательного интереса в группах детского сада за период с 1994 по 1999 год
Уровни | На начало учебного г. | На конец учебного г. |
1 | 22% | 43% |
2 | 19% | 15% |
3 | 29% | 29% |
4 | 30% | 13% |
Работа психолога с учителями направлена на обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении. С этой целью составляется психологическая карточка “Профиль класса” и намечаются направления и способы работы в соответствии с внутриклассной дифференциацией.
В дальнейшем (до декабря третьего учебного года) психологическая помощь осуществляется на уровне индивидуальной и групповой работы с учащимися и родителями.
Экспериментальная психолого-педагогическая лаборатория (ЭППЛ) принимает активное участие в работе кафедры начального обучения. В основе этой работы лежит разработанная программа развития познавательного интереса как интегративной структуры, включающей все способности личности, развитие которых является основополагающей целью учебно-воспитательного процесса. Нами было разработано 30 идеограммно-опорных таблиц, выражающих целое понятие и являющихся дидактическим пособием в работе администратора, психолога и учителя. Эти таблицы служат основой для углубленного изучения детей по следующим направлениям:
1. Отклонение от индивидуального оптимума учебной деятельности.
2. Общее отставание в обучении.
3. Специфическое отставание по русскому языку.
4. Специфическое отставание по математике.
5. Познавательный интерес.
Структура учебной деятельности школьника.
Следующая важная ступень в работе УВК с учащимися - это переход из начальной в среднюю школу. В декабре-марте ЭППЛ проводит работу по программе обеспечения преемственности перехода учащихся из 3-го в 5-й классы.
На этом этапе проводится диагностика по следующей программе (см. таблицу 2)
Таблица 2
№ п/п | Тест | Автор | Форма проведения | Примечание |
1 | “Речевая креативность” | Галкина ИП РАН | групп. | |
2 | “Математических аналогий” | Дружинин ИП РАН | групп. | |
3 | “Несуществующее животное”. | инд-но |
На следующем этапе работы ЭППЛ принимает участие при формировании лицейских 8-х классов. Используемые при этом методики представлены в таблице 3:
На следующем этапе работы ЭППЛ принимает участие при формировании лицейских 8-х классов. Используемые при этом методики представлены в таблице 3:
Таблица 3
№ п/п | Тест | Автор | Форма проведения | Примечание |
1 | “Темпераментальный уровень личности" | Русалов В. М. | ||
2 | “Социально-психологический тип личности" | Потемкина О. Ф. | ||
3 | Психологические особенности личности | Набор тестов в зависимости от поступающего запроса | по запросу родителей или учителей | |
4 | "Интеллектаульный уровень" | Равен | ||
5 | “Речевая креативность” | Галкина ИП РАН | групп. | |
6 | “Математические аналогии” | Дружинин ИП РАН | групп. | |
7 | “Несуществующее животное”. | инд-но | по запросу родителей |
Особую роль в работе ЭППЛ мы отводим решению проблем коррекционного уровня, придавая понятию “коррекция” широкий смысл, отражающий психологическую и психолого-педагогическую направленность.
Институт психологии РАН в 1993 году одобрил программу, подготовленную в лаборатории: “Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального подхода в развитии и коррекции детей от 0 до 10 лет. Кафедрой развития детских способностей РАП (Белеховым Ю. Н. и Екжановой Е. А. ) были рекомендованы для внедрения разработанные в нашей лаборатории системы опорных обучающих таблиц по русскому языку, математике и химии. В УВК 1840 был проведен эксперимент по системе опорных таблиц (СОТ) по русскому языку и математике в коррекционно-развивающем классе с 3-го по 6-ой год обучения. В результате из 19 учащихся коррекционного класса за 2,5 учебных года переведены в общеобразовательные классы 10 учащихся.
Таблица результатов проведения программы адаптации учащихся в коррекционно-развивающем классе, сформированном по заключению психолого-педагогической комиссии в декабре 1993 года
Год | Класс | Коррекцион. Уровень | Средний уровень | Всего, чел |
1993/94 | 3 | 10 | 9 | 19 |
1994/95 | 5 | 10 | 4 | 14 |
1995/96 | 6 | 10 | 0 | 10 |
1996/97 | 7 | 10 | 2 | 12 |
1997/98 | 8 | 10 | 2 | 12 |
1998/99 | 9 | 10 | 2 | 12 |
Год | Класс | Коррекцион. Уровень | Средний уровень | Всего, чел |
1993/94 | 3 | 10 | 9 | 19 |
1994/95 | 5 | 10 | 4 | 14 |
1995/96 | 6 | 10 | 0 | 10 |
1996/97 | 7 | 10 | 2 | 12 |
1997/98 | 8 | 10 | 2 | 12 |
1998/99 | 9 | 10 | 2 | 12 |
С 1999/2000 учебного года в УВК №1840 начала внедряться программа деятельности, направленная на психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы с одаренными детьми. В приведенных ниже таблично-графических материалах представлен план, по которому строится и проводится эта работа.
“Технология анализа и решения проблем обеспечения развития одаренных детей”
Представленный опыт по обеспечению психолого-педагогического мониторинга в УВК 1840 лишь в общих чертах освещает систему административно-психолого-педагогического сотрудничества. Работа позволяет обоснованно отметить развивающую сторону процесса обучения и его социальную значимость. К сегодняшнему дню это поняли и прочувствовали на собственном опыте большинство сотрудников УВК, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня обученности наших учащихся и появлению новых методов и форм работы с ними.