Психология и методология образования

Практический опыт психолога в реализации программы социализации подростков

Сазонова М.Г.

В гуманистической психологии социализация определяется как самоактулизация, как «Я - концепция», поэтому работа педагога-психолога с подростками должна быть направлена в первую очередь на выработку ценностных ориентаций, гармонизацию системы межличностных отношений, помощь в разрешении личностных конфликтов, выработку умений следовать адекватным поведенческим моделям.

Следует заметить, что социальный опыт приобретается ребенком не только в процессе целенаправленного формирования личности, но и в условиях стихийного воздействия общества. Именно поэтому предметом внимания психологов является не только воспитание в системе образования, но и то, что происходит в неформальных, стихийно возникающих объединениях, прежде всего в важных для подростка референтных группах.

Важно помочь подростку максимально комфортно адаптироваться во взрослом мире, по возможности отработать и компенсировать детские страхи и психотравмы, накладывающие отпечаток на поведение, самореализацию и самооценку. Только в ситуации эмоционального комфорта возможно полное раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

Работа школы №16, направленная на социализацию подростков, включает:

  • Групповую и индивидуальную диагностику; наблюдения
  • Выявление детей группы «психологического риска»
  • Индивидуальную работу с подростками с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии, мотивационного консультирования; отработка навыков социально-адекватного поведения.

Групповая работа с подростками включает:

  • профилактическую работу в классах, направленную на пропаганду здорового образа жизни;
  • психологический подростковый клуб неформального общения;
  • вовлечение подростков в работу системы школьного самоуправления.

В 2004/2005 учебном году в школе проводились групповые исследования в 7-10 классах. Они были направлены на выявление личностных особенностей подростков, оценку тревожности и форм агрессии. Используемые в этих исследованиях психодиагностические методики позволили решить следующие диагностические задачи (см. табл.1)

Таблица 1.

Методики

Диагностические задачи

 Рисуночные методики: «Дом - дерево - человек»;

 «Несуществующие животные»

Изучение самооценки, уровня притязаний; определение особых вариантов развития;   изучение особенностей межличностных                  отношений, эмоциональной сферы, социального развития

Методика для диагностики тревожности Филлипса,

шкала тревожности Кондаша

Выявление объектов, являющихся для школьников основными источниками тревоги

Методика Басса-Дарки для диагностики форм агрессии

Изучение форм подростковой агрессии

Методика «Неоконченные предложения»

Оценка степени эмоциональной напряженности; изучение личностных и межличностных конфликтов, отношений подростка к обществу

Результаты исследования

Анализ результатов исследования показывает, что значительная часть подростков школы находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, высока тревожность, связанная с результатами учебы и ожиданием наказания при неудачном результате, наблюдается неадекватная самооценка у достаточно большого количества учащихся. Повышенное эмоциональное напряжение вызывает повышенную агрессивность, снижение интереса к учебе, негативизм.  Конкретные количественные показатели по отдельным направлениям исследования представлены ниже.

Таблица 1 Количественные показатели уровня тревожности учащихся 8-10 классов

Классы

Кол-во обследов.

шенныхшенных

Тревожность

школьная

самооценочная

межличностная

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

8-е класс

61

100

19

31

20

33

20

33

9-е классы

56

100

33

59

39

67

18

32

10-е классы

65

100

35

54

25

39

15

23

Классы

Кол-во обследов.

шенныхшенных

Тревожность

школьная

самооценочная

межличностная

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

8-е класс

61

100

19

31

20

33

20

33

9-е классы

56

100

33

59

39

67

18

32

10-е классы

65

100

35

54

25

39

15

23

Показатели уровня тревожности (7-е классы) (количество опрошенных 61 человек)

Показатели уровня тревожности (7-е классы) (количество опрошенных 61 человек)

Сводная таблица показателей уровня тревожности у подростков школ

Показатели

Чел.

%

1.

Общая тревожность в школе

25

41

2.

Переживания социального стресса

23

38

3.

Фрустрация потребностей в достижении успеха

19

31

4.

Страх самовыражения

31

51

5.

Страх ситуации проверки знаний

38

62

6.

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

34

56

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

26

43

8.

Страхи в отношении с учителями

38

62

Сводная таблица показателей готовности к различным формам агрессии

Показатели

%

1.

Физическая агрессия

61

2.

Вербальная агрессия

94

3.

Косвенная агрессия (сплетни, шутки, взрывы ярости)

73

4.

Негативизм (оппозиционная форма поведения)

82

5.

Раздражение

84

6.

Подозрительность

42

7.

Обида

60

8.

Аутоагрессия (чувство вины)

5

Количество обратившихся к психологу подростков в 2004/2005 уч. году

Таблица 4. Количество обратившихся к психологу подростков в 2004/2005 уч. году

Таблица 4. Количество обратившихся к психологу подростков в 2004/2005 уч. году

Всего

Классы

Кол-во обратившихся

124 из них

6

7

96% самообращения;

7

20

4% по вторичному

8

27

запросу учителей или

9

46

родителей

10

18

11

6

Как видно из таблицы, больше трети подростков хотя бы один раз обращаются за помощью к психологу в решении волнующих их.вопросов

Условно всех обращающихся можно разделить на четыре группы:

  • «Благополучные» - те, кто приходят за получением новых знаний,необходимых им для расширения сферы общения, для выработки жизненной позиции и т.д..
  • «Педагогически запущенные» - дети из алексетимичных семей или из семей с гиперопекой. Как результат - несформированное «Я», повышенная агрессивность.
  • Подростки, пережившие какую-то психологическую травму, последствия которой сказываются в их взаимоотношениях с окружающими и отражаются на их поведении  в школе. Это, как правило, «зажатые», тревожные подростки, со сформировавшимися страхами. Их агрессивность чаще носит защитный характер.
  • Дети с психоневрологическими проблемами. Их социальная адаптация затруднена, и, как правило, осложняется нежеланием родителей обращаться к соответствующим специалистам.

Характерной особенностью подросткового возраста является стремление к взрослой жизни, отстаивание своих права в ней, но не способность полностью в неё включиться. Во многом подростковый кризис связан с непризнанием взрослыми прав ребенка на самостоятельность. В возрасте 12-16 лет дети часто хотят «слиться» с группой, т.е. проявляется эффект социальной мимикрии (защитный механизм, который часто приводит к конфликтам с окружающими). Необходима профилактическая работа психолога с родителями и учителями для объяснения им природы этого явления и вопросов, которые пытаются решить для себя в этом возрасте подростки.

Проблемы, которые возникают у подростков в этом возрасте и с которыми они обычно обращаются к школьному психологу, суть следующие:

  • Трудности в общении
  • Взаимодействие и взаимоотношение с противоположным полом
  • Конфликты с родителями
  • Конфликты со сверстниками
  • Неразделенная любовь
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Неадекватная самооценка
  • Профессиональное самоопределение
  • Конфликты с учителями
  • Зависимость

Как показывает практика, хорошие результаты при индивидуальной работе с подростками дают следующие методы:

  1. мотивационное консультирование; оно позволяет наиболее полно   воплотить   демократический   стиль   взаимоотношений «взрослый - подросток»;
  2. когнитивно-поведенческая       терапия; она направленна на формирование творческого отношения к собственной судьбе. Когда человек сам  себе не  безразличен,  ему небезразлично отношение к нему окружающих, следовательно он старается держаться в социально одобряемых рамках, что облегчает его адаптацию к социальному окружению.

В процессе индивидуальной работы психолога с подростками применялись следующие методики:

  • «градусник» - ранжирование эмоций;
  • «просмотр» предыдущей жизни;
  • выработка жизненного сценария (очень важна, т.к. психическая деятельность   определяется  тем,   как  человек   прогнозирует будушие события);
  • «символ-драма» Лёрнера;
  • «стирание» инграмм

Большое значение для работы с подростками имеет групповая терапия, направленная на:

  • развитие чувства принадлежности к социуму,
  • корректировку личностной самооценки,
  • повышение активности жизненной позиции,
  • развитие самосознания,
  • компенсацию слабых сторон личности за счет сильных.

С сентября 2004 года в школе № 16 начал работать подростковый клуб неформального общения. Его задача направлена на развитие у учащихся позитивного образа «Я». На занятиях клуба ребята получают основы психологических знаний, обсуждают волнующие их  вопросы. Проводятся тренинги по отработке приемов активного слушания, «Я-Ты» высказываний, отрабатываются адекватные ситуациям поведенческие навыки.

  • развитие чувства принадлежности к социуму,
  • корректировку личностной самооценки,
  • повышение активности жизненной позиции,
  • развитие самосознания,
  • компенсацию слабых сторон личности за счет сильных.

С сентября 2004 года в школе № 16 начал работать подростковый клуб неформального общения. Его задача направлена на развитие у учащихся позитивного образа «Я». На занятиях клуба ребята получают основы психологических знаний, обсуждают волнующие их  вопросы. Проводятся тренинги по отработке приемов активного слушания, «Я-Ты» высказываний, отрабатываются адекватные ситуациям поведенческие навыки.

В групповой работе с подростками используются следующие методики:

  1. Сюзен Кэррел «Групповая психотерапия подростков»
  2. С. Щеколдина «Тренинг толерантности»
  3. Н.   Сирота,  В.  Ялтонский   «Профилактика  употребления  ПАВ   у подростков»

В работе клуба участвуют 28 подростков 7-10 классов. Почти все они относятся к группе психологического риска. Это тревожные, эмоционально нестабильные дети, часто с гиперактивностью.

Результатом работы клуба можно считать то, что большинство его членов сейчас активно участвую в школьной жизни, некоторые вошли в состав школьного самоуправления. По наблюдениям учителей и школьного психолога  многие из них улучшили свои взаимоотношения в семье, решили для себя проблему изоляции в коллективе.

В заключении заметим, что программа социализации подростков не может быть успешно реализована за короткий период и с помощью только психолога. Это методичный и длительный процесс, требующий совместных усилий педагогического коллектива, родителей и психологической службы школы.