Практический опыт психолога в реализации программы социализации подростков
Сазонова М.Г.
В гуманистической психологии социализация определяется как самоактулизация, как «Я - концепция», поэтому работа педагога-психолога с подростками должна быть направлена в первую очередь на выработку ценностных ориентаций, гармонизацию системы межличностных отношений, помощь в разрешении личностных конфликтов, выработку умений следовать адекватным поведенческим моделям.
Следует заметить, что социальный опыт приобретается ребенком не только в процессе целенаправленного формирования личности, но и в условиях стихийного воздействия общества. Именно поэтому предметом внимания психологов является не только воспитание в системе образования, но и то, что происходит в неформальных, стихийно возникающих объединениях, прежде всего в важных для подростка референтных группах.
Важно помочь подростку максимально комфортно адаптироваться во взрослом мире, по возможности отработать и компенсировать детские страхи и психотравмы, накладывающие отпечаток на поведение, самореализацию и самооценку. Только в ситуации эмоционального комфорта возможно полное раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Работа школы №16, направленная на социализацию подростков, включает:
- Групповую и индивидуальную диагностику; наблюдения
- Выявление детей группы «психологического риска»
- Индивидуальную работу с подростками с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии, мотивационного консультирования; отработка навыков социально-адекватного поведения.
Групповая работа с подростками включает:
- профилактическую работу в классах, направленную на пропаганду здорового образа жизни;
- психологический подростковый клуб неформального общения;
- вовлечение подростков в работу системы школьного самоуправления.
В 2004/2005 учебном году в школе проводились групповые исследования в 7-10 классах. Они были направлены на выявление личностных особенностей подростков, оценку тревожности и форм агрессии. Используемые в этих исследованиях психодиагностические методики позволили решить следующие диагностические задачи (см. табл.1)
Таблица 1.
Методики | Диагностические задачи |
Рисуночные методики: «Дом - дерево - человек»; «Несуществующие животные» | Изучение самооценки, уровня притязаний; определение особых вариантов развития; изучение особенностей межличностных отношений, эмоциональной сферы, социального развития |
Методика для диагностики тревожности Филлипса, шкала тревожности Кондаша | Выявление объектов, являющихся для школьников основными источниками тревоги |
Методика Басса-Дарки для диагностики форм агрессии | Изучение форм подростковой агрессии |
Методика «Неоконченные предложения» | Оценка степени эмоциональной напряженности; изучение личностных и межличностных конфликтов, отношений подростка к обществу |
Результаты исследования
Анализ результатов исследования показывает, что значительная часть подростков школы находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, высока тревожность, связанная с результатами учебы и ожиданием наказания при неудачном результате, наблюдается неадекватная самооценка у достаточно большого количества учащихся. Повышенное эмоциональное напряжение вызывает повышенную агрессивность, снижение интереса к учебе, негативизм. Конкретные количественные показатели по отдельным направлениям исследования представлены ниже.
Таблица 1 Количественные показатели уровня тревожности учащихся 8-10 классов
Классы | Кол-во обследов. шенныхшенных | Тревожность | ||||||
школьная | самооценочная | межличностная | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
8-е класс | 61 | 100 | 19 | 31 | 20 | 33 | 20 | 33 |
9-е классы | 56 | 100 | 33 | 59 | 39 | 67 | 18 | 32 |
10-е классы | 65 | 100 | 35 | 54 | 25 | 39 | 15 | 23 |
Классы | Кол-во обследов. шенныхшенных | Тревожность | ||||||
школьная | самооценочная | межличностная | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
8-е класс | 61 | 100 | 19 | 31 | 20 | 33 | 20 | 33 |
9-е классы | 56 | 100 | 33 | 59 | 39 | 67 | 18 | 32 |
10-е классы | 65 | 100 | 35 | 54 | 25 | 39 | 15 | 23 |
Показатели уровня тревожности (7-е классы) (количество опрошенных 61 человек)
Сводная таблица показателей уровня тревожности у подростков школ
Показатели | Чел. | % | |
1. | Общая тревожность в школе | 25 | 41 |
2. | Переживания социального стресса | 23 | 38 |
3. | Фрустрация потребностей в достижении успеха | 19 | 31 |
4. | Страх самовыражения | 31 | 51 |
5. | Страх ситуации проверки знаний | 38 | 62 |
6. | Страх несоответствия ожиданиям окружающих | 34 | 56 |
7. | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 26 | 43 |
8. | Страхи в отношении с учителями | 38 | 62 |
Сводная таблица показателей готовности к различным формам агрессии
Показатели | % | |
1. | Физическая агрессия | 61 |
2. | Вербальная агрессия | 94 |
3. | Косвенная агрессия (сплетни, шутки, взрывы ярости) | 73 |
4. | Негативизм (оппозиционная форма поведения) | 82 |
5. | Раздражение | 84 |
6. | Подозрительность | 42 |
7. | Обида | 60 |
8. | Аутоагрессия (чувство вины) | 5 |
Таблица 4. Количество обратившихся к психологу подростков в 2004/2005 уч. году
Таблица 4. Количество обратившихся к психологу подростков в 2004/2005 уч. году
Всего | Классы | Кол-во обратившихся |
124 из них | 6 | 7 |
96% самообращения; | 7 | 20 |
4% по вторичному | 8 | 27 |
запросу учителей или | 9 | 46 |
родителей | 10 | 18 |
11 | 6 |
Как видно из таблицы, больше трети подростков хотя бы один раз обращаются за помощью к психологу в решении волнующих их.вопросов
Условно всех обращающихся можно разделить на четыре группы:
- «Благополучные» - те, кто приходят за получением новых знаний,необходимых им для расширения сферы общения, для выработки жизненной позиции и т.д..
- «Педагогически запущенные» - дети из алексетимичных семей или из семей с гиперопекой. Как результат - несформированное «Я», повышенная агрессивность.
- Подростки, пережившие какую-то психологическую травму, последствия которой сказываются в их взаимоотношениях с окружающими и отражаются на их поведении в школе. Это, как правило, «зажатые», тревожные подростки, со сформировавшимися страхами. Их агрессивность чаще носит защитный характер.
- Дети с психоневрологическими проблемами. Их социальная адаптация затруднена, и, как правило, осложняется нежеланием родителей обращаться к соответствующим специалистам.
Характерной особенностью подросткового возраста является стремление к взрослой жизни, отстаивание своих права в ней, но не способность полностью в неё включиться. Во многом подростковый кризис связан с непризнанием взрослыми прав ребенка на самостоятельность. В возрасте 12-16 лет дети часто хотят «слиться» с группой, т.е. проявляется эффект социальной мимикрии (защитный механизм, который часто приводит к конфликтам с окружающими). Необходима профилактическая работа психолога с родителями и учителями для объяснения им природы этого явления и вопросов, которые пытаются решить для себя в этом возрасте подростки.
Проблемы, которые возникают у подростков в этом возрасте и с которыми они обычно обращаются к школьному психологу, суть следующие:
- Трудности в общении
- Взаимодействие и взаимоотношение с противоположным полом
- Конфликты с родителями
- Конфликты со сверстниками
- Неразделенная любовь
- Эмоциональная неустойчивость
- Неадекватная самооценка
- Профессиональное самоопределение
- Конфликты с учителями
- Зависимость
Как показывает практика, хорошие результаты при индивидуальной работе с подростками дают следующие методы:
- мотивационное консультирование; оно позволяет наиболее полно воплотить демократический стиль взаимоотношений «взрослый - подросток»;
- когнитивно-поведенческая терапия; она направленна на формирование творческого отношения к собственной судьбе. Когда человек сам себе не безразличен, ему небезразлично отношение к нему окружающих, следовательно он старается держаться в социально одобряемых рамках, что облегчает его адаптацию к социальному окружению.
В процессе индивидуальной работы психолога с подростками применялись следующие методики:
- «градусник» - ранжирование эмоций;
- «просмотр» предыдущей жизни;
- выработка жизненного сценария (очень важна, т.к. психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует будушие события);
- «символ-драма» Лёрнера;
- «стирание» инграмм
Большое значение для работы с подростками имеет групповая терапия, направленная на:
- развитие чувства принадлежности к социуму,
- корректировку личностной самооценки,
- повышение активности жизненной позиции,
- развитие самосознания,
- компенсацию слабых сторон личности за счет сильных.
С сентября 2004 года в школе № 16 начал работать подростковый клуб неформального общения. Его задача направлена на развитие у учащихся позитивного образа «Я». На занятиях клуба ребята получают основы психологических знаний, обсуждают волнующие их вопросы. Проводятся тренинги по отработке приемов активного слушания, «Я-Ты» высказываний, отрабатываются адекватные ситуациям поведенческие навыки.
- развитие чувства принадлежности к социуму,
- корректировку личностной самооценки,
- повышение активности жизненной позиции,
- развитие самосознания,
- компенсацию слабых сторон личности за счет сильных.
С сентября 2004 года в школе № 16 начал работать подростковый клуб неформального общения. Его задача направлена на развитие у учащихся позитивного образа «Я». На занятиях клуба ребята получают основы психологических знаний, обсуждают волнующие их вопросы. Проводятся тренинги по отработке приемов активного слушания, «Я-Ты» высказываний, отрабатываются адекватные ситуациям поведенческие навыки.
В групповой работе с подростками используются следующие методики:
- Сюзен Кэррел «Групповая психотерапия подростков»
- С. Щеколдина «Тренинг толерантности»
- Н. Сирота, В. Ялтонский «Профилактика употребления ПАВ у подростков»
В работе клуба участвуют 28 подростков 7-10 классов. Почти все они относятся к группе психологического риска. Это тревожные, эмоционально нестабильные дети, часто с гиперактивностью.
Результатом работы клуба можно считать то, что большинство его членов сейчас активно участвую в школьной жизни, некоторые вошли в состав школьного самоуправления. По наблюдениям учителей и школьного психолога многие из них улучшили свои взаимоотношения в семье, решили для себя проблему изоляции в коллективе.
В заключении заметим, что программа социализации подростков не может быть успешно реализована за короткий период и с помощью только психолога. Это методичный и длительный процесс, требующий совместных усилий педагогического коллектива, родителей и психологической службы школы.