Оценочная деятельность педагога и проблема самооценки учащихся
Бухтиярова Т.Н.
В соответствии с гуманистической парадигмой образования успехи ученика оцениваются не относительно других учащихся или заданных нормативов, а относительно его прежних достижений. К сожалению, такой взгляд остается в большинстве случаев только декларируемым. В практике обучения применяются бинарные шкалы оценки, которые порождает состязательность и неравенство; предпочтение отдается “сильным” на данный момент. Такая система снижает уровень и качество знаний учащихся, а у преподавателей - ответственность за подготовку учеников. Не секрет, что оценки учителя (как вербальные, так и невербальные) являются по-преимуществу субъективными, т. е. несут на себе достаточно серьезный отпечаток личностного восприятия. Как часто, не задумываясь, учитель говорит: “Молодец, ответил хорошо, “четыре”, или: “Опять ты ничего не знаешь, лентяй”. Видимо, социально-культурные условия в нашем обществе сформировали определенный тип поведения (и не только учителей), когда легче произнести критику, чем похвалу, когда отрицательные оценки кажутся необходимыми, а положительные только подозреваются как сами собой разумеющиеся, но не проговариваются.
Наши наблюдения за уроками показывают, что в классах отрицательные эмоциональные оценки часто превалируют над положительными, даже если в журнале больше хороших отметок. И если в начальной школе дети ставят знак равенства между оценкой и отношением к ним учителя (и зачастую на этой базе строят свои отношения с “отличником” или “двоечником”), то в старших классах гораздо больше внимания учащиеся уделяют именно эмоциональной стороне контактов с педагогом, и уже на этой основе формируют свое восприятие и межличностные связи. Таким образом, сам того не замечая, преподаватель способствует формированию стереотипов, низкой или завышенной (что реже) самооценки, увеличению тревожности, снижению мотивации к обучению.
Подростки с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивают значения неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Часто они считают себя хуже других, страдают комплексом “неполноценности”и “вины”. Им свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Повышенная тревожность отражается на их внешнем виде, контактах с окружающими, что приводит к отчуждению, одиночеству, изоляции от людей. Дети с заниженной самооценкой очень ранимы. Отделяясь от остальных людей, они становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к себе, так и ко всему, что их окружает. Учителя обычно в этом случае удивляются: “почему им ничего не надо, почему нет интереса, нет цели, нет желаний?” Таким детям трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения. Поэтому подростки, например, или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. По результатам трехлетнего психологического тестирования в разных учебных группах ПУ №63 заниженная самооценка наблюдалась у 72% детей при поступлении в ПУ и у 78% - перед выпуском из училища.
Проблема завышенной самооценки также актуальна, хотя встречается несоразмеримо реже.
Другая проблема - все меньшему количеству подростков не важна оценка их знаний, то есть для них она не является стимулом. По данным наблюдений в профессиональном училище у поступивших на первый курс в 1999 году подростков в 60% случаев отсутствует интерес к учебе. Получается так, что училище пополняют подростки, внутренне не готовые к образованию.
Таким образом, хорошо известно, что нужны четкие, объективные критерии оценки результатов труда, снижающие вероятность возникновения чувства несправедливости и обиды у учащихся. Возникает вопрос: как вернуть интерес подростков к учебе, какие формы оценочной деятельности могут в этом случае помочь? Возможно, это должна быть рейтинговая оценка или система открытых оценок, но важно, чтобы из учебного заведения выходил человек, способный жить и самосовершенствоваться, не выпадая из общества и не изолируясь от него и не стремясь его разрушить. Выход, который интуитивно находят педагоги - метод оценок через личносто-эмоциональное восприятие. В связи с этим главная задача преподавателя, воспитателя, любого специалиста, работающего с подрастающим поколением - знать механизмы формирования самооценки, и на этой основе способствовать развитию адекватной самооценки личности ребенка, используя весь арсенал не только методов и педагогических приемов, но и свой неповторимый духовный потенциал.