Критерии оценки качества учебного процесса в условиях инновационных образовательных технологий
М.А. Холодная
В традиционной системе обучения, построенной на предметно центрированном подходе, критерии эффективности учебной подготовки учащихся связываются главным образом с уровнем сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН). В рамках инновационных технологий обучения, разработанных на основе требований психодидактического (личностно ориентированного) подхода акценты принципиально меняются: в качестве критериев оценки эффективности учебного процесса выступают продуктивные изменения личности школьника, которые характеризуют его развитие как самодостаточного и активного субъекта собственной жизнедеятельности.
Данный подход с особой остротой ставит вопрос о критериях качества образовательного процесса, формах и приемах оценки уровня учебного и психологического развития каждого ученика. Важно отметить, что в разных инновационных технологиях обучения на первый план выходят разные психологически ориентированные цели школьного образования и соответственно предлагаются разные средства определения меры их достижения (и, соответственно, разные процедуры диагностики). В то же время, необходимо подчеркнуть, что личностно ориентированное обучение, выстраивая те или иные «метакритерии» эффективности образовательного процесса, должна учитывать контроль качества учебного процесса с учетом ЗУН, обеспечивая тем самым право каждого ученика на получение базового, гарантированного государственными стандартами образовательного уровня.
В качестве примера рассмотрим способ оценки качества образовательного процесса в области школьной математики с использованием «обогащающей» модели обучения, разработанной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (руководители - Э.Г. Гельфман и М.А. Холодная). Обучение по этой модели направлено на интеллектуальное развитие учащихся средствами содержания математического образования за счет специально сконструированных учебных текстов.
Направленное интеллектуальное развитие учащихся представляет собой такую форму организации учебной деятельности, в рамках которой каждому ученику оказывается индивидуальная педагогическая помощь с целью развития его интеллектуальных способностей. В качестве психологической основы интеллектуального развития выступает представление об «обогащении» ментального (умственного) опыта учащихся. При этом, «обогащение» означает, во-первых, формирование компонентов ментального опыта ученика, определяющих продуктивность интеллектуального поведения, и, во-вторых, развитие индивидуального своеобразия склада его ума за счет учета индивидуальных познавательных стилей.
Обогащающая модель реализована в серии из 14-ти учебных пособий по математике для учащихся 5-9-х классов. Специфика подхода, реализованного в данных пособиях, заключается в особенностях конструирования учебного текста, который, будучи проекцией научного математического знания, в то же время является проекцией основных компонентов ментального опыта. В частности, в учебных текстах представлены линии обогащения когнитивного опыта (способов кодирования информации, когнитивных схем. Семантических структур, формирования понятий), метакогнитивного опыта (непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля, метакогнитивной осведомленности, открытой познавательной позиции) и интенционального опыта (интеллектуальных предпочтений, убеждений, умонастроений).
Используемые в рамках обогащающей модели обучения учебные тексты позволяют детям с разными возможностями (познавательными стилями) выбрать наиболее подходящие для себя способы усвоения материала. Для этого учебный материал представлен и организован с учетом различных индивидуальных стилей и форм опыта - словесно-логического, визуального, предметно-практического, чувственно-эмоционального. Кроме этого, ученик может работать с текстом на уровне репродуктивной (исполнительской) либо продуктивной (исследовательской) деятельности. Усвоение математических понятий осуществляется в режиме логического обоснования, построения образных моделей, анализа реальных практических ситуаций, опоры на метафорические, «невозможные» аспекты математического знания и т.д.
Решение задач интеллектуального развития учащихся в процессе изучения математики требует пересмотра критериев оценки эффективности обучения. В качестве таковых выступают базовые интеллектуальные качества личности - компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума (КИТСУ), а также показатели уровня их сформированности.
Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принимать эффективные решения в конкретной проблемной ситуации.
Интеллектуальная инициатива - это готовность самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, задавать вопросы, критически и аргументировано оценивать учебный материал, совершенствовать способы решения задач, уметь один и тот же математический объект рассмотреть с разных точек зрения.
Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принимать эффективные решения в конкретной проблемной ситуации.
Интеллектуальная инициатива - это готовность самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, задавать вопросы, критически и аргументировано оценивать учебный материал, совершенствовать способы решения задач, уметь один и тот же математический объект рассмотреть с разных точек зрения.
Интеллектуальное творчество (применительно к учебной деятельности) - это способность порождать субъективно новые, продуктивные и оригинальные идеи, выполнять учебные задания в необычной форме (в виде сюжетных рисунков, фантастических историй, творческих отчетов и т.п.), готовность работать в режиме открытой познавательной позиции, участвовать в создании объективно новых интеллектуальных продуктов (в виде проектной деятельности).
Интеллектуальная саморегуляция - это умение произвольно управлять собственной интеллектуальной деятельностью, в том числе целенаправленно строить учебную деятельность (самостоятельно планировать, проверять, оценивать, прогнозировать).
Уникальность склада ума - это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к происходящему, в том числе выраженность индивидуальных познавательных стилей, наличие индивидуальных познавательных предпочтений, знание слабых и сильных сторон своего интеллекта и т.д.
Таким образом, оценка качества обучения по нашей методике предполагает не только оценку знаний, умений, навыков (ЗУН), но также оценку уровня развития интеллектуальных качеств личности (КИТСУ).
Для непрерывного отслеживания динамики интеллектуального развития каждого ученика (диагностики КИТСУ) в процессе изучения математики в нашей школе организован психолого-педагогический мониторинг. В качестве средств текущей диагностики интеллектуального развития в рамках МПИ-проекта учителями и авторами учебных пособий разрабатана система учебных диагностических заданий, которая включает: а) разноуровневые контрольные работы с дифференциацией уровня сложности или формы предъявления учебной информации; б) диагностические самостоятельные работы с выделением заданий на оценку базовых навыков, а также уровня компетентности (применение знаний в новой ситуации, выделение нескольких способов решения одной задачи, готовность выбирать задачу из нескольких предложенных с учетом индивидуальных знаний и склонностей, способность самостоятельно придумывать задачу по определенным требованиям и т.д.; в) специальные тесты по комплексной оценке КИТСУ последовательно с 5 по 9 класс (авторы: Лизура Н.И., Рощина Н.Л., Демидова Л.Н., Росошек С.К. и др.).