Специфика мониторинга в образовательном процессе
Соловьев А.Ю.
Запланированный результат в обучении можно получить только при нахождении модели, адекватной целям и задачам образовательного процесса. Однако, при работе с учащимися часто невозможно предусмотреть все возможные варианты изменений в ходе выполнения целей и задач. т.к. система образования имеет дело с людьми, а их реакцию часто трудно предсказать. Причем, чем сложнее задание и чем дольше срок его выполнения, тем большее значение имеют эти факторы. В этом случае возникает необходимость перестройки и регулирования всей системы образовательного процесса.
Стабильность системы обучения достигается путем ее постоянного воспроизводства и регулирования. Таким образом, система мониторинга может дать информацию, необходимую для принятия всего спектра решений по управлению образовательным процессом, т.е. по:
• выравниванию отклонений в образовательном процессе путем корректировки планов, направлений работы, контроля и анализа;
• выявлению, анализу и устранению возмущающего фактора воздействия;
• изоляции от возмущающего фактора воздействия.
Система мониторинга может быть связана с диспетчированием (т.е. принятием оперативных мер по предупреждению и устранению факторов возмущающего воздействия), которое, в свою очередь, может принимать форму коррегирования (т.е. внесения поправок, уточнений, изменений в ранние принятые цели, задачи и планы).
Понятие "мониторинга" заимствовано из радиотехники и, перенесенное на проблематику педагогики и психологии, отражает способность системы к саморегулированию. Мониторинг предполагает:
• выявление результатов с учетом немедленной ликвидации отклонений в работе;
• учет состояния работы объекта по большому набору различных (часто не связанных между собой) критериев;
Принцип проведения мониторинга предполагает наличие следующих особенностей:
• будучи перенесенным из технической области в гуманитарную, специфика работы с неодушевленными объектами перенесена на работу с коллективом субъектов;
• не всегда можно учесть динамику отдельного учащегося из-за его специфических качеств. Таким образом, и отклонения в его работе являются специфическими и не всегда легко коррелируются со среднестатистическими параметрами.
• время на проведение мониторинга очень ограничено;
• система мониторинга может применяться только для базового уровня, который не представляет особых затруднений для построения модели системы мониторинга.
Повышенный и высокий уровень (творческий уровень) практически не поддаются моделированию. Чтобы адекватно адаптировать мониторинг для использования в педагогике, в него необходимо ввести показатели мотивации и рефлексии. Очень часто параметры обучения, особенно на начальном этапе, низкие, а мотивация у учащихся очень высока. В дальнейшем темпы роста ЗУН скачкообразно возрастают. Таким образом, при игнорировании мотивации мониторинг начального периода обучения должен давать нечеткую картину (т.е. он может и должен быть только частью общего контроля).
Управление учебным процессом при использовании мониторинга предполагает поиск методов и средств, направленных на повышение самоорганизации системы "учитель-учащийся" на основе ее собственных возможностей (уровня обученности, обучаемости и развитости учащихся, уровня сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности, индивидуального стиля деятельности учителя, социально-психологического климата) и открытого активного взаимодействия с внешней средой.
Таким образом, среди отслеживаемых параметров должны быть следующие:
• успешность изучения определений, правил, законов;
• пропедевтика типичных ошибок;
• правильность выделения важнейших признаков изучаемых познавательных объектов;
• квалифицированность составления планов, схем, диаграмм с целью структурирования учебного материала, выявление главного и второстепенного в нем;
• точность выполнения заданий по определенным алгоритмам;
• адекватность выполнения заданий по установлению причинно-следственных связей сопоставлению и противопоставлению познавательных объектов.
В школе-лаборатории, где есть кафедры, служба мониторинга может быть представлена межкафедральным советом ответственных за проведение мониторинга по каждой кафедре.
Обеспечение каждого учителя компьтером позволит высвободить время учителя для определения коэффициентов по каждому участку работы на каждом уроке. Коэффициенты, выставляемые в процессе проведения мониторинга, соответствуют трехбалъной шкале, например:
“0 " - не удовлетворяет базовому уровню";
“1 " - удовлетворяет базовому уровню";
“2 " - выше базового уровня".
Использование этих коэффициентов позволяет по каждому виду работ учащегося сделать заключение о том:
- прогрессирует ли учащийся (коэффициент положительный);
- в его работе нет изменений (коэффициент равен нулю);
- учащийся регрессирует (коэффициент отрицательный);
При этом, "нулевой" или "отрицательный" результат соответствует низкой мотивации или ее отсутствию у учащегося.
- прогрессирует ли учащийся (коэффициент положительный);
- в его работе нет изменений (коэффициент равен нулю);
- учащийся регрессирует (коэффициент отрицательный);
При этом, "нулевой" или "отрицательный" результат соответствует низкой мотивации или ее отсутствию у учащегося.
На основе данных мониторинга в дальнейшем может проводиться для данной группы учащихся:
• корректировка количества часов, отводимых на усвоение как базового, так и школьного компонента;
• изменение перечня конкретных результатов обучения (требуемого количества правильных ответов и действий учащихся);
• изменение соотношения основного и второстепенного учебного материала;
• определение возможностей и способов уплотнения материала с целью освобождения учащихся от необходимости держать в памяти большой объем фактического материала;
• новое структурирование учебного материала на основе принципа ранжирования: основные идеи - основные понятия - основные законы -основные правила;
• изменение планирования процесса обучения на основе составления технологических карт.
Таким образом, специфика мониторинга в образовательном процессе определяется свойствами объекта исследования, и в первую очередь, его способностью к рефлексии и саморегуляции.
Литература.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогочева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. Часть I, II. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 1997.
- Пизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школы. - М.: ОЦ "Педагогический поиск", 1996.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1998.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - Москва-Белгород, 1995.