О мониторинге качества образования
О.Б. Логинова
Оценка качества образования ведется на основе сопоставления социальных запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг (детей и родителей, работодателей, подсистем системы образования) с планируемыми, реализуемыми и достигаемыми образовательными результатами.
Под образовательными результатами на настоящем этапе мы понимаем следующие:
- общеучебные умения (ключевые интеллектуальные умениям);
- предметные знания и умения;
- навыки социализации (социально-коммуникативные навыки);
- креативность;
- сохранность психического и физического здоровья;
- отношение к образованию и мотивацию к его продолжению, включая удовлетворенность полученным образованием.
К ключевым интеллектуальным (общеучебным) умениям, в первую очередь, мы относим:
навыки работы с информацией, базирующиеся на умении
- поставить и сформулировать (вычленить) проблему – как минимум, участвовать в совместной дискуссии по постановке проблемы;
- активизировать имеющуюся информацию и организовать целенаправленный поиск недостающей информации;
- систематизировать собранную информацию;
- сформулировать вопросы для уточнения понимания информации;
- провести анализ, обобщить и представить полученную информацию в словесной и графической форме;
а также, как минимум, следующее:
- навыки контрольно-оценочной деятельности (умение оценить свои способности, умение оценить сложность и трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, умение объективно оценить причину своих неудач);
- умение отличать факты от гипотез и суждений (мнений, отношений и оценок);
- умение видеть и указывать область, на которую распространяется данное суждение, способ познания или способ действия;
- умение формулировать и аргументировать суждения, – как минимум, распознавать неправдоподобные или неаргументированные суждения,
- навыки обнаружения (самостоятельно или прибегнув к помощи) и исправления (с опорой на справочную и учебную литературу) допущенных ошибок или неточностей (как минимум, способность усомниться в правильности полученного решения, высказанного суждения, зафиксировать противоречие, сделать попытку исправить допущенную ошибку).
К перечисленным общеучебным умениям следует добавить: а) умение воспринимать текстовую информацию (читать и понимать текст – художественный, учебный и научно-популярный, публицистический) и б) умение извлекать информацию из нетекстового источника (рисунки, диаграммы, таблицы, графики, формы). Эти умения выступают в качестве необходимого условия формирования и функционирования общеучебных умений.
К предметные знаниям и умениям мы относим:
1) систему структурообразующих знаний, рассматриваемых как основа для содержательной ориентировки. К этим знаниям мы относим:
- основополагающие данные (имена и даты, объекты материальной, интеллектуальной культуры и искусства, события и факты, данные опытов и наблюдений);
- аксиоматику и определения, общепризнанные классификации;
- фундаментальные понятия, ведущие концепции, теории, гипотезы, положения и т.п.;
2) активное и пассивное использование наиболее часто употребляемых терминов, алгоритмов (порядка 1000 – 1500 терминов для продуктивного усвоения и порядка 3000 – 4000 терминов для рецептивного усвоения);
3) освоение базовых моделей и способов познания, характерных для трех основным сфер: «Природа и техника», «Общество», «Человек», включая:
- языки их описания (включая общеупотребительную символику, способы рассуждения и способы представления информации);
- языки общения – разговорную и письменную речь (родную и иностранную), математику,
- базовые двигательные навыки, в том числе – трудовые,
- способы передачи ощущений с помощью слова, цвета и формы, звука и ритма и т.п.
К навыкам социализации, в первую очередь, мы относим:
- умение делать ответственный выбор;
- умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, в том числе (при работе в группе, в процессе межкультурного диалога, в процессе взаимодействия с природой и техникой, в обыденной жизни, в процессах повседневного общения, в экстремальных ситуациях):
- элементарные коммуникативные навыки (умение знакомиться, поддерживать разговор и т.д.);
- сложные коммуникативные навыки (умение договариваться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях);
- навыки, связанные с умениями осозновать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других людей;
- навыки поведения в ситуациях, связанных с агрессией;
- навыки поведения при стрессе.
Диагностику качества и уровня сформированности социальных навыков можно рассматривать как необходимое условие оценки качества образовательного процесса (реализуемых образовательных результатов), и/или как средство анализа и планирования учебной и воспитательной работы, но не как способ и средство оценки уровня социальной компетентности ребенка. Методически правильно оценивать эффективность этого процесса только на основе сопоставления планируемых и достигаемых результатов формирования социальных навыков, и ни в коем случае не на основе прямой оценки уровня развития этих навыков. При этом планирование результатов в этой области может быть основано только на дифференцированной самооценке детьми уровня развития у себя этих навыков. При этом следует ориентироваться на список дефицитных навыков, которые реально представляют собой осознаваемые детьми затруднения в развитии собственной социальной компетентности.
- умение делать ответственный выбор;
- умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации, в том числе (при работе в группе, в процессе межкультурного диалога, в процессе взаимодействия с природой и техникой, в обыденной жизни, в процессах повседневного общения, в экстремальных ситуациях):
- элементарные коммуникативные навыки (умение знакомиться, поддерживать разговор и т.д.);
- сложные коммуникативные навыки (умение договариваться, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях);
- навыки, связанные с умениями осозновать и выражать свои чувства, а также понимать чувства других людей;
- навыки поведения в ситуациях, связанных с агрессией;
- навыки поведения при стрессе.
Диагностику качества и уровня сформированности социальных навыков можно рассматривать как необходимое условие оценки качества образовательного процесса (реализуемых образовательных результатов), и/или как средство анализа и планирования учебной и воспитательной работы, но не как способ и средство оценки уровня социальной компетентности ребенка. Методически правильно оценивать эффективность этого процесса только на основе сопоставления планируемых и достигаемых результатов формирования социальных навыков, и ни в коем случае не на основе прямой оценки уровня развития этих навыков. При этом планирование результатов в этой области может быть основано только на дифференцированной самооценке детьми уровня развития у себя этих навыков. При этом следует ориентироваться на список дефицитных навыков, которые реально представляют собой осознаваемые детьми затруднения в развитии собственной социальной компетентности.
Отношение к образованию включает в себя:
- систему ценностных ориентаций и отношений;
- отношение к себе как к успешному или неуспешному ученику;
- отношение к школьным предметам;
- отношение к школе.
Креативность можно оценивать на основе уровня сформированности умения решать проблемные задачи при дефиците имеющихся средств, способов и знаний в различных жизненных ситуациях и в сфере познавания. Основными составляющими этого умения являются:
- умение применять ключевые интеллектуальные навыки, в том числе:
- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- способность действовать нестандартно (оригинальность);
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали
- умение дать оценку (высказать оценочное суждение);
- умение принимать решение.
На планируемые, реализуемые и достигаемые образовательные результаты влияют различные факторы: внешние (социально-экономические, демографические) и внутренние (финансовое, материально-техническое, учебное, кадровое обеспечение образовательного процесса, управление и менеджмент).
Основная сложность настоящего этапа состоит в том, что неизвестна степень влияния различных факторов, в силу чего невозможно априори выделить и указать группу приоритетных факторов.
Процесс оценки качества образования предполагает:
- разработку методики его оценки (организационная схема и формирование выборки, исходная система требований и показателей, способы получения и обработки данных);
- разработку инструментария;
- проведение исследований;
- первичную и вторичную обработку данных;
- анализ и интерпретацию результатов.
Основная сложность настоящего этапа состоит в практически полном отсутствии инструментария почти по всем позициям (за исключением инструментария для оценки предметных знаний и отчасти – предметных умений. Анализ показывает, что:
- нет методик экспертной оценки соответствия планируемых результатов социальным ожиданиям;
- нет методик анализа урока (реализуемых учителем образовательных результатов);
- нет надежного инструментария для оценки уровня сформированности общеучебных умений, отношений, навыков социализации, креативности и пр.
Отсутствуют надежные представления о наиболее значимых факторах, влияющих на образовательные результаты. Как следствие, возникают трудности с формированием репрезентативной выборки, множественность опросных форм и т.д.
Отсутствует надежная система показателей для оценки качества образования, основанная на данных мониторинговых исследований (как правило, несмотря на проводимые исследования для оценки качества образования пользуются в основном показателями образовательной статистики).
Отсутствует методика анализа данных (из-за чего анализ и интерпретация данных в настоящее время является скорее искусством, чем технологической процедурой).
В заключении (в качестве материала для обсуждения) предлагается организационная схема мониториногвых исследований, связанных с оценкой достижений учащихся и оценкой качества образования в образовательных учреждениях (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Организационная схема мониторинговых исследований в ОУ
Ступень | Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Цели исследования | Готовность к обучению в школе | Готовность к обучению в 5 – 9 классах, готовность к продолжению обучения | Готовность к профильному обучению |
Классы, инструментарий | 1-й кл. (сентябрь) Задания для учащихся, анкеты для учителя, администрации, родителей, листы обработки | Тесты для учащихся
- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь)) - Русский язык (середина октября) - Математика (середина октября)
- Арифметика (середина октября)
- Русский язык (середина октября) - ОБЖ (поведение в экстремальных ситуациях) (март – апрель)
- Естественнонаучная грамотность (март – апрель) - Общекультурная подготовка в области предметов обществоведческого и эстетического циклов (март – апрель) Задания для учащихся
- Защита групповой проектной работы (март – апрель) Схемы анализа для учителя
- Схемы поэлементного анализа экзаменационных работ по русскому языку и математике Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей Листы обработки | Тесты для учащихся
- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь)) - Русский язык (середина октября) - Математика (середина октября) Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей Листы обработки |
Ступень | Начальная школа | Основная школа | Старшая школа |
Цели исследования | Готовность к обучению в школе | Готовность к обучению в 5 – 9 классах, готовность к продолжению обучения | Готовность к профильному обучению |
Классы, инструментарий | 1-й кл. (сентябрь) Задания для учащихся, анкеты для учителя, администрации, родителей, листы обработки | Тесты для учащихся
- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь)) - Русский язык (середина октября) - Математика (середина октября)
- Арифметика (середина октября)
- Русский язык (середина октября) - ОБЖ (поведение в экстремальных ситуациях) (март – апрель)
- Естественнонаучная грамотность (март – апрель) - Общекультурная подготовка в области предметов обществоведческого и эстетического циклов (март – апрель) Задания для учащихся
- Защита групповой проектной работы (март – апрель) Схемы анализа для учителя
- Схемы поэлементного анализа экзаменационных работ по русскому языку и математике Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей Листы обработки | Тесты для учащихся
- Общеучебные навыки (сентябрь – октябрь)) - Русский язык (середина октября) - Математика (середина октября) Анкеты для учащихся, учителя, администрации, родителей Листы обработки |