Мониторинг технологической подготовки учащихся
Н.А. Алямовская
С 1994 года, с момента введения Московского регионального базисного учебного плана, в Восточном округе г. Москвы стала формироваться система окружного мониторинга технологического образования.
Под мониторингом технологического образования понимается регулярное отслеживание содержания и качества технологической подготовки учащихся, уровня преподавания предмета и состояние учебно-материальной базы с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.
Одним из важнейшим направлений мониторинга стало отслеживание содержания технологического образования. Особое значение это приобрело в условиях отработки нового содержания программ, введения нетрадиционных разделов в программу, а также высокой вариативности различных типов учебных учреждений.
Содержание технологического образования изучалось и корректировалось при согласовании со школами индивидуальных учебных планов. При этом было выявлено, что на образовательную область “Технология” основная часть школ выделяла положенные по базе 2 часа, однако часть школ не полностью выполнили требования федерального и регионального базисного учебного плана. Целенаправленная разъяснительная работа с директорами и завучами школ, повышение престижа предмета, позволили сократить число проблемных школ.
Особенно высокая вариативность программ наблюдается в межшкольных учебных комбинатах, где программы очень разнообразны как по содержанию (так как обеспечивают подготовку учащихся по какому-либо профилю), так и по количеству часов, выделяемых для изучения профилей.
Изучение наполнения содержанием образовательной области “Технология” шло через знакомство с индивидуальными рабочими программами и поурочно-тематическим планированием учителей. Большая продуктивная работа была проведена в округе с помощью общественных муниципальных методистов через собеседования с учителями. Выявленные отклонения были во время откорректированы. Учителям даны рекомендации по составлению планирования. Особенные затруднения учителя испытывают при преподавании новых разделов программы, таких как “Домашняя экономика и основы предпринимательства”, “Производство и окружающая среда”, “Информационные технологии”, “Электрорадиотехнология”, “Профессиональное самоопределение”. Выявив эти затруднения у учителей, экспертный совет “Технология”, состоящий из муниципальных методистов, разработал интегративную программу для 5-9 классов, где содержание нетрадиционных разделов вошло для изучения в разделы более привычные для наших учителей “Технологию обработки ткани и пищевых продуктов”. Содержание разделов соответствует обязательному минимуму содержания основного (приказ 1998 года) и среднего (полного) общего образования(приказ № 56 МО от 30.07.99), а также подготовлены анкеты по профессиональному самоопределению, и методическое пособие по вторичному использованию банок из мягкой жести.
Остается проблема “одночасовых” курсов, которые учителя разрабатывают сами, как правило в ущерб содержанию и качеству обучения. Результаты собеседования с учащимися таких школ говорят об интересе их к предмету и желанию изучать его в полном объеме.
Медленно решается вопрос о программно-методическом обеспечении межшкольных учебных комбинатов. Необходимы четкие инструкции по их составлению и применению.
Вторая задача мониторинга - выявить динамику качества технологической подготовки учащиеся.
Это осуществляется через:
- контроль знаний и умений учащихся на уроке учителем Как показывают посещенные уроки учителя используют как традиционные (устные и письменные ответы, тесты, практические работы), так и нетрадиционные способы контроля (развивающий канон, морфологический ящик, мозговой штурм, бином фантазии, “гонки на выживание” и ряд других приемов). Однако не все учителя должное внимание уделяют этой проблеме. Наибольшие затруднения при планировании контроля в плане урока испытывают молодые специалисты. В помощь учителям издана брошюра по современному уроку
- ВШК (внутришкольный контроль). Выходы в школы на комплексные проверки показали, что завучи части школ, испытывают затруднения при выявлении качества технологической подготовки учащихся, поэтому следует подготовить методические рекомендации в помощь завучам школ по ВШК компонентов образовательной области “Технология”.
- Окружной мониторинг. Задания для него разрабатывается экспертным советом по технологии, проверяется больше половины всех школ округа, в этом году - 63. Мониторинг проводится для учащихся 7 класса.. Задания даны по всем изучаемым разделам, в том числе и из новых. Самые большие затруднения вызвали вопросы по проектам. Анализ причин этого показывает, что еще не все учителя сами в полном объеме овладели вопросом проектирования. Поэтому в округе были изданы 2 брошюры в помощь учителям по проведению занятий по проектам.
- Олимпиады и конкурсы, которые проводятся для детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению предмета и одаренных детей. Олимпиады проводятся на всех уровнях - школьная, муниципальная, окружная, городская, российская. Опыт проведения олимпиад показывает, что учащихся надо более тщательно к ним готовить.
Третье направление мониторинга - выявление состояния уровня преподавания предмета, которое ведется через анализ ЗУН учащихся, результатов конкурса “Учитель года”, аттестации учителей, итогов предметных олимпиад и конкурсов учащихся.
Это осуществляется через:
- контроль знаний и умений учащихся на уроке учителем Как показывают посещенные уроки учителя используют как традиционные (устные и письменные ответы, тесты, практические работы), так и нетрадиционные способы контроля (развивающий канон, морфологический ящик, мозговой штурм, бином фантазии, “гонки на выживание” и ряд других приемов). Однако не все учителя должное внимание уделяют этой проблеме. Наибольшие затруднения при планировании контроля в плане урока испытывают молодые специалисты. В помощь учителям издана брошюра по современному уроку
- ВШК (внутришкольный контроль). Выходы в школы на комплексные проверки показали, что завучи части школ, испытывают затруднения при выявлении качества технологической подготовки учащихся, поэтому следует подготовить методические рекомендации в помощь завучам школ по ВШК компонентов образовательной области “Технология”.
- Окружной мониторинг. Задания для него разрабатывается экспертным советом по технологии, проверяется больше половины всех школ округа, в этом году - 63. Мониторинг проводится для учащихся 7 класса.. Задания даны по всем изучаемым разделам, в том числе и из новых. Самые большие затруднения вызвали вопросы по проектам. Анализ причин этого показывает, что еще не все учителя сами в полном объеме овладели вопросом проектирования. Поэтому в округе были изданы 2 брошюры в помощь учителям по проведению занятий по проектам.
- Олимпиады и конкурсы, которые проводятся для детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению предмета и одаренных детей. Олимпиады проводятся на всех уровнях - школьная, муниципальная, окружная, городская, российская. Опыт проведения олимпиад показывает, что учащихся надо более тщательно к ним готовить.
Третье направление мониторинга - выявление состояния уровня преподавания предмета, которое ведется через анализ ЗУН учащихся, результатов конкурса “Учитель года”, аттестации учителей, итогов предметных олимпиад и конкурсов учащихся.
Четвертое направление - анализ состояния учебно-материальной базы мастерских технологии, который был проведен по методикам предложенным лабораторией средств обучения технологии Российской академии образования. В результате было выявлено, что традиционные модули обеспечены необходимым оборудованием в среднем по округу на 88,3%, а новые разделы программы лишь на 12,1%.
Все четыре направления мониторинга необходимо проводить с учетом 6 педагогических систем:
Требуют своего решения вопросы:
- по разработке “Одночасовых” курсов,
- по созданию нормативно-правовой базы по программно-методическому обеспечению МУКов,
- по разработке рекомендаций для завучей для проведения ВШК по технологии,
- по выведению информационных технологий из области материальных технологий отдельной строкой в базисном региональном учебном плане.
- по разработке единых критерий оценки технологической подготовки учащихся.
- по созданию программ, для преподавания технологии в смешанных группах.
- укомплектования школ оборудованием для изучения новых разделов программы.