Физическое развитие и здоровье учащихся
Горелова Л.С.
Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей детского организма.
Всем, кто связан со школой, хорошо известно, что за время учебы у подавляющего большинства учащихся здоровье ухудшается. Школьники из года в год испытывают эмоциональную психологическую и информативную перегрузку. Дети мало двигаются, возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение. Одновременно возрастает необходимость переработки и усвоения разнообразной информации, что вызывает перенапряжение ЦНС (центральная нервная система) и ее анализаторов (зрительного, слухового и др.) при чтении, письме, работе за компьютером. Детям приходиться много сидеть, а порой - подложив под себя ногу, согнувшись - что приводит к нарушению осанки, зрения и т.д. А с искривлением позвоночника создается предрасположенность к различным заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушению обмена веществ, обострению скрытых и вялотекущих хронических болезней.
Вместе с тем период обучения в школе - это период интенсивного развития организма, который четко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на укрепляющие, оздоровляющие меры. Систематические физические упражнения несут сигнал в кору и подкорковые образования головного мозга обо всех изменениях, которые протекают в организме. Сигналы воспринимаются нервными окончаниями, заложенными в мышцах, сухожилиях, во внутренних органах, в органах слуха, зрения и вестибулярного аппарата. Они служат стимуляторами, активизирующими деятельность всех физиологических систем человека через центры нервной системы, управляющими определенными функциями организма.
В противоположность этому ограничение мышечной активности - малоподвижность (гиподинамия) - сопровождается ослаблением и мышечных усилий и деятельности всех органов и систем.
В сентябре 2003 года в школе № 1739 г. Зеленограда было обследовано 50 первоклассников. Результаты обследования показали, что по состоянию здоровья первую основную группу имеют 7 человек, вторую основную группу - 22 человека (небольшие изменения в здоровье), вторую подготовительную группу - 4 человека, третью подготовительную группу - 15 человек (дети имеют серьезные заболевания).
20 учащихся первых классов имеют плоскостопие, 9 - нарушение осанки, 16 - ФИСС и 6 человек имеет аллергические реакции.
В нашей школе ежегодно проводится тестирование учащихся по Московской целевой программе «Резервы здоровья и работоспособности москвичей». Замеряя физические данные учащихся, можно получить, после их компьютерной обработки, показатели работы почти всех систем организма ребенка. Тестирование учащихся первых классов проводится по следующим показателям:
1. Рост и вес ребенка.
Длину и массу тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.
Уже на первых уроках физической культуры мы отмечаем детей, выделяющихся по росту или полноте тела, т.к. крайности часто указывают на имеющиеся заболевания или на снижение способности к двигательным действиям, к проявлению силы, быстроты, выносливости. Дети с увеличенными размерами тела отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. Во время эмоциональных игр и упражнений для таких детей нужно предусмотреть паузы для отдыха.
Установлена взаимосвязь показателей длины и массы тела с рядом заболеваний. Анализ врачебных данных показал, что среди высокорослых и низкорослых детей патологическая пораженность значительно выше, чем у средних. Пониженный вес всегда считался предпосылкой для заболеваний туберкулезом. В настоящее время, когда эта болезнь стала все чаще поражать детей, медицинский и педагогический контроль следует усилить. Таким детям надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры, для увеличения спирометрии.
Установлен факт, что у детей, имеющих значительное превышение массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увеличении физических нагрузок. Контроль за переносимостью нагрузки обязателен. Оцениваются: ширина плеч, плечевая дуга, окружность груди.
2. Частота сердечных сокращений и атмосферное давление (ЧСС и АД).
Заболевания сердечно-сосудистой системы занимают первое место среди других болезней по смертности и количеству инвалидов. На всем протяжении исторического развития человека его биологическая природа, а вместе с ней и сердечно-сосудистая система, существенно не изменилась. Система кровообращения современного человека по-прежнему предназначена для интенсивного подвижного образа жизни, как у его далеких предков, требовавшего постоянной затраты мышечной силы на передвижение, добывание пищи, на борьбу с опасностями. Между тем, нынешние условия жизни привели к тому, что мышечная активность человека стала минимальной, что совершенно противоестественно для него, как для биологического существа.
2. Частота сердечных сокращений и атмосферное давление (ЧСС и АД).
Заболевания сердечно-сосудистой системы занимают первое место среди других болезней по смертности и количеству инвалидов. На всем протяжении исторического развития человека его биологическая природа, а вместе с ней и сердечно-сосудистая система, существенно не изменилась. Система кровообращения современного человека по-прежнему предназначена для интенсивного подвижного образа жизни, как у его далеких предков, требовавшего постоянной затраты мышечной силы на передвижение, добывание пищи, на борьбу с опасностями. Между тем, нынешние условия жизни привели к тому, что мышечная активность человека стала минимальной, что совершенно противоестественно для него, как для биологического существа.
Многолетняя недогруженность сердечно-сосудистой системы приводит к снижению ее возможностей. Активная мышечная деятельность и подвижность в разумных пределах и соответственно возрасту - главное в профилактике сердечно-сосудистых заболевании.
ЧСС повышается при общих неврозах, при нарушении адаптации к изменяющимся условиям жизни.
3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Дыхательная система - это система органов, проводящих воздух и участвующих в газообмене между организмом и окружающей средой. Объем вдыхаемого воздуха зависит от силы грудных мышц и диафрагмы. Для исследования дыхательной функции легких измеряют так называемую ЖЕЛ (жизненную емкость легких) - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть после самого глубокого вдоха. Под влиянием упражнений развиваются и укрепляются органы дыхания, увеличиваются размеры грудной клетки, возрастает ее подвижность. Занятия физическими упражнениями содействуют становлению правильного глубокого дыхания, имеющего очень большое значение для усиления вентиляции легких,
4. Задержка дыхания (измеряется в сек).
На вдохе осуществляется задержка дыхания (губы сжаты, нос зажат пальцами).
5. Гибкость (измеряется в см.).
Гибкость - это свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.
Человек с хорошей гибкостью выполняет движения с большей амплитудой, повышает практические результаты в бытовой, трудовой, спортивной и боевой деятельности; предохраняет от растяжения связок и разрыв мышечных волокон. Например, боец с хорошей подвижностью в плечевых суставах метает гранату дальше, чем его товарищ той же физической силы и роста, но с несколько закрепощенным плечевым поясом. Кроме того, движения человека, обладающего отличной гибкостью, мягче и красивее.
Это качество надо воспитывать у детей на протяжении всех лет обучения в школе, правильно сочетая увеличение подвижности в суставах с развитием силы мышц. Если подвижность увеличивается, а сила отстает - возникает «разболтанность» в суставах и сочленениях, что может привести к искривлениям позвоночника. Такая опасность исключается, если хорошо развит так называемый мышечный корсет, т.е. мышечные группы брюшного пресса и спины.
Также важно, чтобы гибкость развивалась постепенно, разносторонне, т.е. движения выполнялись систематически, во всех суставах и сочленениях, основных и промежуточных направлениях. Число повторений движений в противоположных направлениях должно быть одинаковым, особенно при упражнениях, повышающих гибкость позвоночника.
6. Зрительно-двигательная реакция (измеряется в см).
В этом тесте-упражнении нужно как можно быстрее поймать падающую линейку. Этот тест определяет подвижность нервной системы, быстроту проведения импульсов.
7. Проба Ромберга (измеряется в сек).
Равновесие - поза «Фламинго». Нужно как можно дольше простоять на одной ноге, другая на колене первой, руки - на поясе, глаза закрыты.
8. PWC - проба, характеризующая выносливость человека, т.е. способность
организма выполнять мышечную работу длительное время.
Этот тест отражает реакцию организма на нагрузку.
Здесь необходимо 3 минуты шагать на «ступеньку» одной высоты, затем замерить пульс, после этого необходимо 3 минуты шагать на «ступеньку» большей высоты, после тоже обязательно измерить пульс. По истечении 1 мин. необходимо измерить пульс и посмотреть, как идет восстановление пульса после проделанной работы. Высота ступенек для учащихся 1-го класса - 5 и 15 см. Мышечная работа умеренной мощности при длительном и непрерывном выполнении ее прекрасно развивает нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и костно-мышечную системы, улучшает процесс обмена в тканях, увеличивает способность организма осуществлять газообмен. Благодаря этому, хотя и медленно, расширяется диапазон мощности мышечной работы, при которой в организме не возникает кислородного голодания.
9. Сила:
Сила выражается в способности преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений. В двигательной деятельности человека важную роль играют физические качества: сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. При этом физические качества всегда проявляются во взаимной связи. Анализ проявления двигательных качеств показал, что физическое качество «сила» является ведущим, и на нем базируются остальные.
Развитие мышечной силы, имеющей большое значение для всестороннего развития растущего организма, имеет важное значение в процессе подготовки к производительному труду и здоровому образу жизни. При недостаточном уровне развития силы не обеспечивается должное развитие опорно-двигательного аппарата.
Сила мышц плечевого пояса измеряется следующим тестом: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 сек. (девочки - в упоре на коленях).
Сила мышц брюшного пресса измеряется следующим тестом: Из положения лежа, руки на груди перейти в положение сидя. Выполняется за 30 сек.
Сила мышц плечевого пояса измеряется следующим тестом: сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 10 сек. (девочки - в упоре на коленях).
Сила мышц брюшного пресса измеряется следующим тестом: Из положения лежа, руки на груди перейти в положение сидя. Выполняется за 30 сек.
10. Прыжок в длину с места (измеряется в см).
Этот тест характеризует скоростно-силовые качества, под которыми понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности человека к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.
Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени.
Результаты обследования физического состояния детей сообщаются их родителям. Когда родители видят общее состояние здоровья ребенка, у них возникает много вопросов по поводу устранения отклонений. Мы даем рекомендации, составляя комплексы упражнений для отдельных учащихся или для всего класса, где есть какие-либо нарушения. Там, где встречаются какие-либо отклонения практически у каждого учащегося данного класса, мы включам специальные упражнения в программу урока физвоспитания. Кроме этого собран материал по исправлению нарушений осанки, плоскостопия, развитию координации движений, пространственно-временных представлений. Данные вопросы обсуждаются на заседании методического объединения учителей физической культуры, а также выносятся на родительские собрания и педагогические Советы школы, проводятся открытые уроки для родителей.
В процессе этой работы мы стремимся проследить зависимость между улучшением общего состояния ребенка и физическими показателями; выявить, как они влияют друг на друга.
Проведенное спортивно-педагогическое тестирование выявило хороший уровень физического развития детей. Функциональные резервы дыхательной и нервно-мышечных систем, ниже эталонных для данного возраста всего на 10-20 %. Это свидетельствует о рациональном двигательном режиме, и, возможно, хорошей наследственности. Для поддержания и повышения достигнутого уровня физической кондиции, рекомендуется регулярная целенаправленная программа тренировки здоровья.