Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении
Тверская Н.В.
Краеугольным камнем сегодняшней школы является проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. В программе" Столичное образование-2" этому фактору уделяется огромное значение именно потому, что "… по-прежнему тревожной остается ситуация со здоровьем детей"[1].
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования сберегающей здоровье среды в общеобразовательном учреждении.
Очевидно, следует уточнить, что стоит за понятием “здоровье человека”. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов". В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья:
- соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека;
- физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма;
- психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта;
- нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей.
Здоровье можно оценивать по следующим критериям:
- соматическое и физическое здоровье (что соответствует формуле “я могу”);
- возможности человека, определяемые его антропологическими показателями в соответствии с возрастом и полом;
- индивидуальные особенности личности; его жизненные позиции;
- психическое здоровье - “я хочу”;
- нравственное здоровье - “я должен”.
В школе № 310 мы попытались ответить на следующие конкретные вопросы: ”От чего же зависит здоровье школьников? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеки школьники от состояния благополучного здоровья?” Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей этих учащихся по проблемам состояния здоровья их детей. Чем характерна эта анкета? По содержанию она педагогическая, то есть в ней нет медицинских терминов, так как ни учитель, ни родители не знакомы с ними. Но все мы достаточно хорошо осведомлены о проявлениях целого ряда заболеваний. Поэтому все вопросы анкеты касались признаков, характеризующих состояние организма. Было обследовано 450 семей. Результаты анализа этих данных представлены в диаграмме.
На диаграмме представлены следующие признаки и показатели здоровья школьников (по оценке их родителей):
1-7 - признаки, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки;
8-9 - признаки, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы (боли в сердце, повышение давления);
10 - признаки, характеризующие состояние дыхательной системы (насморк, кашель, потеря голоса);
11-17 - признаки, характеризующие состояние пищеварительной системы (боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли
желтуха, дизентерия; 18-19 - признаки, характеризующие состояние мочевыделительной системы; боли в пояснице;
20-21 - аллергические признаки (реакция на пищу, запах, пыль, цветы, лекарства, реакция на прививки).
Диаграмма наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников. Так, например, 70% всех учащихся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома; 65% часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин; у 60% учащихся наблюдаются нарушения сна; у 52% - проблемы с дыхательной системой; около 50% учащихся часто страдают болями в животе, а у 40% - достаточно часто возникает состояние слезливости. Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем с сердечно-сосудистой системой у учащихся среднего звена обучения, а в старшей школе к ним добавляются болезни мочевыделительной системы.
20-21 - аллергические признаки (реакция на пищу, запах, пыль, цветы, лекарства, реакция на прививки).
Диаграмма наглядно демонстрирует ситуацию состояния здоровья школьников. Так, например, 70% всех учащихся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома; 65% часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин; у 60% учащихся наблюдаются нарушения сна; у 52% - проблемы с дыхательной системой; около 50% учащихся часто страдают болями в животе, а у 40% - достаточно часто возникает состояние слезливости. Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем с сердечно-сосудистой системой у учащихся среднего звена обучения, а в старшей школе к ним добавляются болезни мочевыделительной системы.
В соответствии с выявленными заболеваниями в школе определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель - восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но, вместе с тем, у педагогических и медицинских мероприятий разные задачи и средства. Задача медицинских работников - выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения и дальнейшей профилактики выявленных заболеваний. Что касается педагогов, то их основная задача - создание необходимых условий деятельности школы, отвечающих требованиям к уровню здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины - воздействие на причины болезни, то задача педагогов - воздействовать на причины здоровья средствами педагогики. На наш взгляд, школа может и должна заниматься здоровьем ребенка и изучением причин, влияющих на здоровье и нездоровье, так как эти причины определяют условия формирования конкретного человека, становление и развитие его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
В контексте этого возникает вопрос: какие факторы влияют на здоровье учащихся? Перечислим здесь лишь те, которые непосредственно связаны с организацией работы школы. К ним относятся:
- уровень учебной нагрузки на учащихся;
- состояние лечебно-оздоровительной работы школы;
- организация и состояние внеурочной воспитательной работы школы;
- организация психологической помощи учащимся;
- психологический микроклимат в школе и дома.
На состояние здоровья учащихся влияют:
- организация учебно-воспитательного процесса,
- соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения,
- психологическое обеспечение учебного процесса,
- организация здорового режима учебного дня, двигательной активности,
- требования к организации медицинского обслуживания, питания и др.
Кроме перечисленных объективных факторов существует ряд субъективных. Главный из них, то, что "знания" взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно, нет и подготовленности учителя по вопросам охраны здоровья школьников. Таким образом, создание здоровье сберегающей среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет его собственных ресурсов, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.
Что же такое здоровье сберегающая среда в школе? Это, прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это также педагогическая система, в которой должны быть методики для обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и система мероприятий для формирования здорового образа жизни школьника, наличие эффективной коррекционной и реабелитацинной работы по медицинским показателям каждого индивидуума, включение учащихся в здоровье сберегающую деятельность, способы формирования личностных концепций здоровья, выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях. Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник в соответствии с концепцией здорового образа жизни (ЗОЖ) является основой формирования здоровье сберегающей среды учебного заведения. Необходимо, чтобы девиз медиков" primo non nocere" (прежде всего не навреди) стал бы и девизом педагогов.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровье сберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей. Он должен включать диагностику соматического, физическогои психического состояния, а также диагностику функциональных возможностей организма человека. Одной из задач здоровье сберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Совместно с ассоциацией "Народный Спорт Парк" было проведено обследование 100 старшеклассников школы по оценке резерва здоровья и работоспособности учащихся. Результаты показателей физического состояния школьника можно увидеть в следующей таблице.
Характеристика физического состояния организма | Величина И.Ф.Ш | Процент учащихся |
Идеальное физическое состояние и высокий уровень резервных возможностей систем организма. Отличная работоспособность. | 5,1-6 | 1,1 |
Хорошее физическое состояние. Отсутствие факторов риска заболеваний. Хорошая работоспособность. | 4,1-5 | 29 |
Нормофункциональное состояние организма, соответствие статистическим стандартам для своего возраста. Удовлетворительная работоспособность. | 3,1-4 | 25 |
Плохое состояние организма, отсутствие выраженных функциональных резервов отдельных систем. Сниженная работоспособность. | 2,1-3 | 32 |
Очень плохое состояние организма и присутствие факторов риска присутствия заболеваний. Плохая работоспособность. | 1,3-2 | 6,9 |
Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов и угроза срыва при стрессовых нагрузках. | 0,5 -1,2 | - |
Характеристика физического состояния организма | Величина И.Ф.Ш | Процент учащихся |
Идеальное физическое состояние и высокий уровень резервных возможностей систем организма. Отличная работоспособность. | 5,1-6 | 1,1 |
Хорошее физическое состояние. Отсутствие факторов риска заболеваний. Хорошая работоспособность. | 4,1-5 | 29 |
Нормофункциональное состояние организма, соответствие статистическим стандартам для своего возраста. Удовлетворительная работоспособность. | 3,1-4 | 25 |
Плохое состояние организма, отсутствие выраженных функциональных резервов отдельных систем. Сниженная работоспособность. | 2,1-3 | 32 |
Очень плохое состояние организма и присутствие факторов риска присутствия заболеваний. Плохая работоспособность. | 1,3-2 | 6,9 |
Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов и угроза срыва при стрессовых нагрузках. | 0,5 -1,2 | - |
На основе анализа динамики этих факторов и рубежных требований к результатам обучения можно составить личностно ориентированные программы развития каждого школьника на каждом возрастном этапе. Что, в свою очередь, позволит создать реальную комплексно-целевую программу работы школы, во главе угла которой будут стоять интересы и здоровье ребенка. Но создание такой программы невозможно без комплексного анализа всех компонентов здоровья школьника.
Многогранность задачи, широкий спектр проблем, возникающий при рассмотрении каждого ее аспекта, убеждает нас в необходимости объединения усилий всех заинтересованных сторон в создании научно-практического центра по разработке механизма формирования здоровье сберегающей среды и его адаптации к условиям любого образовательного учреждения. Психолого-педагогическая, медицинская, социологическая и правовая составляющие этого механизма должны быть не только всесторонне исследованы и проанализированы специалистами, но и получить технологическую интерпретацию, доступную для использования в учебном заведении любого типа и профиля. Вместе с тем, одной из основных функций этого центра должна стать подготовка и методическая поддержка преподавателей, использующих в своей практической деятельности методики, разработанные центром.
[1] Городская программа развития образования "Столичное образование - 2" ГОМЦ "Школьная книга", Москва-1999