Психология и методология образования

Концептуально-методические разработки средств оценки социализации учащихся

Опыт разработки методик оценки усвоения школьниками социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

В статье рассматривается подход и практические шаги по созданию средств оценки социальных ролей. В связи с принятием и уже начавшейся реализацией в школах стандарта образования второго поколения потребность в таких средствах существенно возрастает, поскольку новый стандарт образования содержит ряд требований к социальным компетенциям и освоению школьниками социальных ролей. В статье рассматривается последовательность шагов и средства, которые использовались в процессе создания методик оценки социальных ролей. Приводятся примеры тестовых заданий

Концептуальные основания оценки социализации учащихся

Ю.Ф. Гущин

В статье рассматриваются и анализируются различные подходы и представления о социализации человека: социализация как усвоение системы социальных ролей, как приспособление и обособление, как формирование идентичности и др. Анализ показывает, что, несмотря на различие этих представлений, в них есть нечто общее, что позволяет рассматривать их как части или проекции некоторого единого представления о социальзации.  Предспринятые в статье попытки конфигурирования этих проекций позволили сформировать представление об объекте оценки социализации, включающее две основные составляющие: 1) приспособление индивида к социальной среде путем усвоения им социальных ролей (формирование социальной идентичности, включая гражданстую идентичность, 2) социализация как формирование и развитие личности (формирование личностной идентичности).  Каждая из этих частей единого представления включает, в свою очередь, ряд компонентов (составляющих), имеющих свое специфическое содержание, позволяющее рассматривать его как относительно автономный объект оценки. 

Психологический мониторинг как средство развития социальных навыков школьников

Штукатурова В.М.

Задачи современной школы, обозначенные в стандарте общего образования, значительно расширены. Старая, исторически сложившаяся система взаимодействия с ребенком была эмпирически подогнана с его биологическим ростом и созреванием. В результате чего создавалось впечатление единства процессов развития психики ребенка и процессов усвоения знаний, умений, навыков. В условиях системных изменений в сегодняшней школе происходит разрушение устоявшегося уклада и рождение новой школы.

Результаты оценки семейной социализации учащихся

Трубачева И. Б.

Целью данной работы является оценка семейной социализации учащихся как процесса формирования социальной компетентности личности. Школа, как известно, даёт много знаний по различным предметам, но, к сожалению, мало готовит подростков к семейной жизни.

В данной работе использовалась методика, разработанная автором статьи. Задача этого (пробного, предварительного) исследования состояла в том, чтобы выявить основные признаки семейной социализации, и её характер, оценить социальную компетентность учащихся как итог семейной социализации.

Оценка социализированности учащихся в практике работы школы

Смирнова Н.В., Анненкова М.М., Филатова Н.Е.

Анализ содержания этих методик и полученные результаты тестирования позволили нам отобрать методики для проведения мониторинговых исследований по программе оценки уровня социализации учащихся. В этот блок методик вошли:

  • сокращенный вариант методики Кеттелла-Ясюковой;
  • методика оценки школьной тревожности Филлипса;
  • методика «Ценностные ориентации».

Эти методики постоянно применяются в нашей школе в совместной работе психолога с педагогическим коллективом. В качестве дополнительных методик используются: Опросник «Индекс толерантности» и тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанная проф. М.И. Рожковым.

Типы социализации учащихся

Ю.Ф. Гущин

Дифференцированная оценка уровня социализированности учащегося предполагает разделение учащихся на определенные группы или типы в зависимости от полученных в процессе оценки индивидуальных результатов. Это, в свою очередь, предполагает наличие в системе оценки представления о видах (классах) или типах социализации, а также связанных с ними  показателей  и критериев. В различных источниках приводятся подобные классификации и типологии (см., например, А.И. Ковалева. Концепция социализации молодежи:нормы, отклонения, социализационная траектория). Многие из них носят абстрактный (не привязанный к условиям оценки учащихся) или достаточно произвольный характер. Поэтому в рамках работ, проводимых в МЦКО по формированию блока средств оценки социализации учащихся, была предпринята попытка разработки рабочих схем и типологий социализации учащихся Использование в нашей работе этих схем позволило в дальнейшем проводить исследования и оценку различных средств (тестов, методик, опросников) с целью определения их пригодности или непригодности для оценки социализированности школьников.

Ниже приводится один из вариантов подобной рабочей схемы. Это именно рабочая схема, поэтому она имеет ограниченный характер, так как основой для нее послужили конкретные представления и методы, используемые в наших разработках. 

Смысловая характеристика типов социализации

Тип 1 - Успешная социализация. Данный тип социализации следует считать успешным на том основании, что он характеризуется осознанным принятием усваиваемых социальных норм при наличии обособления, т.е. совпадения усваиваемых норм с внутренними (психологическими) установками и ценностями личности.

Типы социализации (по показателям опросника Кеттелла-Ясюковой)

Ю.Ф. Гущин

Нормативная

социализация

Незавершенная   социализация

с признаками конформизма

с признаками инфантилизма

Разработка моделей интерпретации результатов тестирования усвоения школьшиками социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

Последний этап при создании методик оценки социальных ролей связан с разработкой процедур обработки и интерпретации результатов тестирования.

Показатели и критерии оценки социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

 

Показатели оценки

Критерии

1.

Социально ролевая грамотность

Классификационные схемы как средство организации результатов оценки социализации учащихся

Ю.Ф. Гущин

Одним из показателей при оценке социализации является уровень усвоения человеком социальных и культурных норм и образцов поведения. Подход к оценке результатов социализации с учетом этого показателя был рассмотрен в одном из текстов, посвященных оценке социализации учащихся (см. [1]). При этом мы исходим из того, что знание или незнание социальных и культурных норм и образцов поведения может быть причиной (одной из причин) социально одобряемого или отклоняющегося поведения.

К вопросу организации результатов оценки социальных ролей

Ю.Ф. Гущин

Результаты тестирования по тестам оценки социальных ролей предлагается обрабатывать и интерпретировать на основе представленной ниже типологической схемы. Заметим сразу, что речь здесь будет идти не о схеме социализированности, которая должна строиться на основе учета всей совокупности показателей, предусмотренных задачами оценки, а только о классификации данных, полученных в результате тестирования по тестам социальных ролей.

Определение характеристик социальной адаптации

Осницкий А.К.

История развития личности проходит тернистый путь. Вначале, чем и славно детство в жизни человека, он принимает жизнь такой, какова она есть. Это пора безграничного доверия к опыту и знанию взрослых. Но проходит время, ребенок обретает свой опыт успехов и поражений, свой опыт преобладающих ценностей, свой опыт постижения не только ранее известного всем, но и нового, подчас доселе неизвестного никому, свой опыт установления взаимоотношений с окружающими.