Результаты оценки семейной социализации учащихся
Трубачева И. Б.
Целью данной работы является оценка семейной социализации учащихся как процесса формирования социальной компетентности личности. Школа, как известно, даёт много знаний по различным предметам, но, к сожалению, мало готовит подростков к семейной жизни.
В данной работе использовалась методика, разработанная автором статьи. Задача этого (пробного, предварительного) исследования состояла в том, чтобы выявить основные признаки семейной социализации, и её характер, оценить социальную компетентность учащихся как итог семейной социализации.
Вначале представим кратко основные компоненты разработанной нами методики.
Содержание оценки семейной социализации
1. Функциональная грамотность подростка в вопросах семьи и семейных отношений.
Общие понятия | Область супружеских отношений | Область взаимоотношений между родителями и детьми | Взаимодействие семьи, как единого организма |
Семья, брак, муж, жена, родители, дети, поколение и т.д. | Имущественные и неимущественные права и обязанности супругов: заключение и расторжение брака, брачный договор, совместное имущество, измена и т.д. | Права и обязанности родителей и детей: воспитание, образование, забота, защита и т.д. | Психологический климат, общность, единство ценностей и т.д. |
2. Умения и навыки, определяющие способность и готовность выполнять различные семейные роли, жить в семье и строить семью.
1. «Я» как член семьи | Умение и навыки: выполнять семейную роль, соотносить свои интересы с интересами других членов семьи, оценивать себя и своё поведение в семье и т.д. |
2. Общение в семье | Умение и навыки: общаться с родителями, детьми, другими членами семьи и родственниками, выявлять и устранять семейные конфликты, выслушивать и учитывать мнения членов семьи по разным вопросам, обсуждать семейные проблемы и сопереживать и т.д. |
3. Семья как малая группа | Умение и навыки: анализировать отношения между членами семьи, поддерживать благоприятный психологический климат, планировать бюджет семьи, правильно оценивать поведение и намерения других членов семьи и т.д. |
3. Ценности и установки в отношении семьи.
Психологические | Социальные |
Любить и быть любимым, преодолеть одиночество, ощущать собственную полезность и ценность, чувствовать опору, защиту поддержку и т.д. | Жить в достатке, продолжить род, иметь надёжного сексуального партнёра, ведение совместного хозяйства, гарантия стабильности и т.д. |
4. Мотивы, побуждающие к определенному поведению в семье
Внешние | Внутренние |
Общепринятые в современном обществе нормы и принципы существования в семье: добровольность союза мужчины и женщины, равенство супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания, право ребенка на заботу, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, защите прав ребёнка. Влияние моральных и нравственных устоев общества на поведение человека в семье. | Эмоционально – волевая сфера человека, уровень духовного, нравственного и морального развития (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость). То есть поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи. Отношение к семейным установкам и ценностям. |
Внешние | Внутренние |
Общепринятые в современном обществе нормы и принципы существования в семье: добровольность союза мужчины и женщины, равенство супругов в семье, разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритет семейного воспитания, право ребенка на заботу, обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, защите прав ребёнка. Влияние моральных и нравственных устоев общества на поведение человека в семье. | Эмоционально – волевая сфера человека, уровень духовного, нравственного и морального развития (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость). То есть поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи. Отношение к семейным установкам и ценностям. |
Создание данной методики предполагает разработку опросника и тестовых заданий. Тестовыми заданиями соответствуют в методике следующим основным разделам:
- Знание понятий, относящихся к проверяемой области (общие представления о семье, как о социальном институте).
- Знание и понимание последствий, связанных с выполнением или не выполнением каких-то действий (знание основ семейного законодательства и общепринятых в современном обществе норм и принципов существования в семье).
- Знание моделей поведения (какие модели поведения присущи той или иной семейной роли, взаимодействие в семье в соответствии с ролями).
- Индивидуальные предпочтения ( уровень духовного, нравственного и морального развития, ценностные ориентации, связанные с жизнью в семье (терпимость, активность, сопереживание, сочувствие, отзывчивость). То есть поведение, продиктованное личностными особенностями человека, как члена семьи).
- Готовность к поведению определенного типа (влияние моральных, нравственных устоев общества на поведение человека в семье. Отношение к семейным ценностям).
Апробация методики проводилась в ГОУ СОШ № 502. В исследовании принимали участие учащиеся 8-10 классов (всего 71 человек). Результаты исследования представлены ниже.
Результаты тестирований
На диаграммах показаны проценты выполнения заданий по каждому разделу методики (задания раздела пронумерованы).
Основные результаты тестирования
- Наибольшее количество ошибок участники сделали во втором блоке заданий (знание и понимание последствий, связанных с выполнением или не выполнением каких-то действий). Эти задания базировались в основном на правовой грамотности учащихся в области семейных отношений.
- Основные понятия семейной социализации не вызвали особых затруднений у подростков. Все правильные ответы имеют максимальные значения.
- Четвертый и пятый блоки заданий относятся к эмоционально-волевой сфере человека и показывают моральные и нравственные установки человека. Количество ошибочных ответов здесь относительно невелико.
Выводы по итогам тестирования
- Учащиеся 8-10 классов неплохо ориентируются в понятиях, связанных с семейными отношениями.
- Процесс семейной социализации в сфере усвоения подростками моральных и нравственных установок общества проходит в целом успешно. Однако почти половина респондентов затрудняются в выборе моделей поведения. Такие результаты могут отражать как недостаток жизненного опыта, так и проблемы внутри семьи.
- Несколько хуже обстоит дело с правовой грамотностью в области семейных отношений. Этот вывод можно смело адресовать школе (как материал для дальнейшего изучения), как институту социализации.
В целом же можно считать, что процесс семейной социализации у подростков проходит успешно. В большинстве семей у наших школьников ярко выражено доминирование матери.
Около трети родителей показывают негативное отношение к школе и учителям (по мнению подростков). В половине семей родители воспитывают в детях самостоятельность и инициативу. В этих семьях царят дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и общность интересов. Около трети подростков отмечают, что, несмотря на хорошие взаимоотношения в семье и отсутствие строгости со стороны родителей, между ними нет общности интересов.