Тесты оценки критического мышления (КМ)
Вводная статья для раздела "Тесты оценки критического мышления"
Ю.Ф. Гущин
В данном разделе представлены четыре тест-опросника для оценки критического мышления (КМ) школьников. Первые два теста ориентированы на оценку учащихся 7-х и 9-х классов. Они были созданы в свое время в рамках работ секции ГЭП «Оценка социализации учащихся» (авторы-разработчики - Ю. Ф. Гущин и И.И Ильясов). Тестирование с использованием этих тестов проводилось в ряде московских школ при непосредственном участии членов секции ГЭП. С результатами тестирования и их анализом можно ознакомиться на данном сайте. Впоследствии были разработаны еще два варианта теста КМ для старшеклассников (автор-разработчик - Ю. Гущин). Тестирование с использованием этих тестов не проводилось.
Опыт разработки теста оценки критического мышления школьников
Ю.Ф. Гущин, И.И. Ильясов
В статье проводится рассмотрение ситуации с диагностикой развития критического мышления у школьников, констатируется отсутствие соответствующих средств и предлагается критериально ориентированный тест для диагностики КМ у учащихся основной средней школы. Тест прошел апробацию и ее результаты проанализированы в отношении валидности, надежности и направлений его доработки и совершенствования.
Оценка уровня развития критического мышления учащихся
Ю.Ф. Гущин, Н.В. Смирнова
Качественно новой стороной стандарта образования второго поколения можно считать тот факт, что в нем впервые устанавливаются требования к личностным и метапредметным (регулятивным, познавательным, коммуникативным) результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Эти требования конкретизируются в «Примерной основной образовательной программе ОУ» (далее - Программа) .
Рекомендации по проведению тестирования
Ю.Ф. Гущин
При подготовке к тестированию нужно заранее заготовить необходимое количество бланков с текстом задач, вариантами ответа (где это предусмотрено) или местом для его написания в свободной форме. На каждого учащегося должен быть заготовлен один бланк.
Перед началом тестирования желательно рассадить учащихся так, чтобы они не мешали друг другу и не могли обмениваться «подсказками» по поводу решения задач. Предупредить учащихся, что во время проведения тестирования переговариваться друг с другом и спрашивать что-либо у тех, кто проводит тестирование, нельзя.
Тест-опросник оценки интеллектуальных умений Вариант теста для старшеклассников (9-10 классы)
Ю.Ф. Гущин
Данный тест-опросник имеет те же цели и задачи, что и предыдущий (тест-опросник для старших школьников и студентов), но с определенными поправками и изменениями. Во-первых, этот вариант теста короче по числу заданий - 12 основных + 4 дополнительных, которые в принципе можно включать или не включать в опрос в зависимости от целей и задач, которые ставятся проверяющими. Во-вторых, более короткий по числу заданий тест требует и меньше времени для тестирования, что важно, когда время тестирования ограничено определенным промежутком. В-третьих, ряд заданий в этом опроснике направлены на оценку других по типу интеллектуальных умений, чем в первом (см. сравнительную таблицу умений опросников 1 и 2). Поэтому, есть возможность выбрать тот вариант теста и те наборы проверяемых умений, которые больше соответствуют планируемым целям проверки.
Тест-опросник интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)
Ю.Ф. Гущин
Организаторам тестирования с использованием данного тест-опросника следует учитывать, что тест является экспериментальной разработкой и требует всесторонней проверки и оценки - как в целом тест, так и отдельные его задания. Для этого нужно, во-первых, собрать достаточное количество данных по его использованию, а, во-вторых - тщательно проанализировать собранный материал. В части сбора данных о тестировании автор-разработчик рассчитывает на помощь тех, кто будет заинтересован и возьмет на себя труд провести тестирование с учащимися старших классов школы или студентами начальных курсов в вузах. В том, что касается анализа собранных данных, то автор-разработчик теста планирует сделать эту работу и обязуется разместить ее результаты на сайте «Психология и методология образования» (http//www. psyhoinfo.ru)
Тест оценки критического мышления (КМ) для 9-тиклассников
Тест оценки критического мышления (КМ) для 9-тиклассников
Тест оценки критического мышления (КМ) для 7-миклассников
Тест оценки критического мышления (КМ) для 7-миклассников