Психология и методология образования

Рекомендации по проведению тестирования

Ю.Ф. Гущин

При подготовке к тестированию нужно заранее заготовить необходимое количество бланков с текстом задач, вариантами ответа (где это предусмотрено) или местом для его написания в свободной форме. На каждого учащегося должен быть заготовлен один бланк.

Перед началом тестирования желательно рассадить учащихся так, чтобы они не мешали друг другу и не могли обмениваться «подсказками» по поводу решения задач. Предупредить учащихся, что во время проведения тестирования переговариваться друг с другом и спрашивать что-либо у тех, кто проводит тестирование, нельзя.

В мотивирующей части нужно сказать, что задачи теста не являются традиционными, как многие учебные задачи.  Для их решения не требуются какие-то специальные знания. Все задачи направлены на проверку достаточно общих  способностей мышления, таких как сообразительность, способность рассуждать и делать выводы.

Сказать учащимся, что результаты тестирования имеют исключительно  индивидуальный характер   и не предназначены для использования кем-либо в учебном процессе. С индивидуальными результатами  можно будет ознакомиться после обработки заполненных бланков.

После завершения тестирования заполненные бланки с ответами учащихся должны быть собраны, обработаны и подсчитаны индивидуальные и общие результаты по классу.

Дополнительно.  Считаю, что можно познакомить учащихся с правильными ответами заданий теста. С этой целью можно организовать проверку заданий теста сразу после завершения тестирования самими учащимися. Для этого тот, кто проводит тестирование, последовательно зачитывает правильный ответ и обоснование по каждой задаче, а учащиеся должны будут отмечать на индивидуальном бланке правильные и неправильные ответы, помечая их, например, знаками «+» (правильный ответ) или «-» (неправильный ответ). После этого целесообразно организовать в группе (классе) обсуждение результатов тестирования и высказать свои замечания в отношении отдельных заданий теста.

Непосредственно перед началом тестирования зачитывается следующая инструкция.

Инструкция. «Мы предлагаем тебе решить ряд задач. В них нужно найти правильный ответ на поставленный в задаче вопрос и обосновать свой ответ, то есть кратко пояснить, почему свой ответ ты считаешь правильным. Обоснование ответа в данном случае является обязательным.

Внимательно прочти задачу и ответь, все ли в ней понятно тебе, а затем уже подумай над ее решением.

Номер правильного ответа обведи кружочком (там, где есть варианты ответов) или впиши свой ответ в строку рядом с вопросом. Ниже кратко поясни, почему ты считаешь выбранный ответ правильным.

Если ты затрудняешься с формулированием или выбором ответа в какой-то из задач, то долго не задерживайся на ней, переходи к следующей».

На классной доске (или с помощью проектора) нужно показать, как отмечать выбранный ответ, а также где нужно написать свой ответ и обоснование.

     После инструктажа нужно раздать бланки с заданиями. Индивидуально каждому учащемуся выдается отдельный бланк. Для обеспечения для всех равных условий нужно постараться сделать так, чтобы никто не мог заранее (до начала работы) знакомиться с текстом задач. Для этого можно при раздаче бланков класть их на край парты обратной стороной бланка и проследить, чтобы никто не пытался перевернуть бланк до команды «Приступить к работе».

После того, как розданы бланки с задачами всем учащимся, дается команда «Приступить к работе».

Обработка.  После завершения тестирования нужно собрать бланки и организовать обработку заполненных бланков.  Для этого результаты необходимо сравнить с «ключом». В ключе представлены правильные ответы, включая обоснование ответов. Если по смыслу обоснование, написанное учащимся, совпадает с нормативным (приводимым в «ключе»), то такой ответ принимается, как правильный. За правильный  ответ начисляется 1 балл и правильное обоснование – 1 балл. За неправильный ответ или отказ от решения задачи – «ноль» баллов.

Обоснование может быть и частично правильным, но на данной стадии эксперимента, когда мы еще не имеем вариантов ответов, которые дают учащиеся, нельзя определить, какие обоснования можно рассматривать как частично правильные.