Типы социализации учащихся
Ю.Ф. Гущин
При наличии способности к обособлению | При отсутствии способности к обособлению | |||
Осознанное | Неосознанное | Осознанное | Неосознанное | |
Принятие учащимся усваиваемых социальных норм, образцов поведения и ценностей | 1. Успешная социализация | 2. Просоциальная социализация | 3. Защитная социализация | 4. Конформистская социализация |
Отклонение учащимся социальных норм, образцов поведения и ценностей | 5. Протестная социализация | 6. Конфликтная социализация1 (социальный конфликт) | 7. Конфликтная социализация2 (психологический конфликт) | 8. Конформистская социали зация |
Смысловая характеристика типов социализации
Тип 1 - Успешная социализация. Данный тип социализации следует считать успешным на том основании, что он характеризуется осознанным принятием усваиваемых социальных норм при наличии обособления, т.е. совпадения усваиваемых норм с внутренними (психологическими) установками и ценностями личности.
Тип 2 – Просоциальная социализация. Общая характеристика типа: неосознанное принятие усваиваемых социальных норм при наличии способности к обособлению, т.е. внутренне человек независим и имеет свою позицию в жизни). Этот тип характеризует человека, который просоциально ориентирован и не способен критически относиться к усваиваемым социальным нормам (основной недостаток – отсутствие рефлексивной оценки усваиваемого и критичности).
Тип 3 – «Защитная» социализация – характеризуется осознанным принятием социальных норм при отсутствии личностной автономии (обособления). Для этого типа характерно, что человек внешне демонстрирует своему социальному окружению принятие групповых норм, но в то же время во внутренне (психологически) не согласен с ними. Такая форма социального поведения обусловлена тем, что человек по разным причинам боится продемонстрировать свое несогласие с группой. По своей сути - это конформистская позиция.
Типы 4 и 8 относятся к конформистской социализации.
Тип 4 характеризуется неосознанным принятием социальных норм при отсутствии личностной автономности (обособления). Отсутствие личностной автономии и рефлексии закономерно приводит в итоге к проявлениям конформизма в социальном поведении.
Тип 8 характеризуется неосознанным отклонением социальных норм при отсутствии обособления (личностной автономии). Другими словами, человек идентифицирует себя с группой и при этом не критически принимает групповые нормы.
Тип 5 – «Протестная» социализация. Общая характеристика типа - осознанное отклонение социальных норм при наличии обособления (личностной автономии). Человек этого типа критически (осознанно) относится к существующим социальным нормам, отвергая их на том основании, что они не соответствуют его внутренним целям, ценностям и установкам.
Типы 6 и 7 относятся к конфликтной социализации.
Общая характеристика типа 6: социальные нормы отклоняются человеком, при этом он обладает личностной автономией. Основанием для отклонения служит то, что социальные (например, групповые) нормы не совпадают с внутренними для личности целями, установками и ценностями. Налицо конфликт внешних, социальных и внутренних, личностных норм и ценностей. Внутренние убеждения при этом обладают приоритетом перед внешними (групповыми) ценностями и нормами.
Общая характеристика типа 7. Социальные нормы отклоняются, причем осознанно, т.е. человек осознает для себя противоречие между своими внутренними убеждениями и внешними (групповыми) нормами. Но при отсутствии личностной автономии это противоречие остается внутренней проблемой для человека, поскольку он не может (не способен) противостоять в своем внешнем поведении группе и ее ценностям, так как не обладает в полной мере самостоятельностью и независимостью.
Общая характеристика типа 7. Социальные нормы отклоняются, причем осознанно, т.е. человек осознает для себя противоречие между своими внутренними убеждениями и внешними (групповыми) нормами. Но при отсутствии личностной автономии это противоречие остается внутренней проблемой для человека, поскольку он не может (не способен) противостоять в своем внешнем поведении группе и ее ценностям, так как не обладает в полной мере самостоятельностью и независимостью.
Таким образом, на самом деле «чистых» типов социализации не восемь, а меньше (4), поскольку типы 3, 4 и 8 представляют собой разновидности (подтипы) конформистской социализации, а типы 5, 6 и 7 – разновидности (подтипы) конфликтной социализации.